Картина Ван Эйка

«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Из одной небольшой картины, выполненной кистью Ян ван Эйка, можно узнать много интересного.

Но точно сказать о том, кто именно представлен на картине ван Эйка, мы не можем. Однако было установлено в 1997 году, что супруги лишь в 1447 году заключили брак, то есть через 13 лет после того, как появилась картина и через 6 лет после смерти художника ван Эйка. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини».

Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты

Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме.

Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Затем картина была покрыта лаком. Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Впервые запись о двойном портрете из инвентаря Маргариты Австрийской соотнесли с картиной из Лондонской галереи искусствоведы Кроу и Кавальказелле в 1857 году, они же установили, что в инвентаре упоминается именно Арнольфини.

От этих многочисленных продуманных сопоставлений и характеристик рождается твердая уверенность в торжестве материальной красоты мира. По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени.

Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. В конце работы художник выполнил также и надпись. Л. Д. Ван Эйк написал ее портрет. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. В центре — торжественно величавый образ Бога-Отца, по сторонам Богоматерь как воплощение женской красоты и достоинства и Иоанн Креститель — предтеча Христа.

По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал.

Портрет четы Арнольфини: 
Секреты и зашифрованные 
символы в картине

Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка

Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства.

Они материальнее, они не сплавлены с фоном. Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев – Губерта и Яна. Св. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.

Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Христос родился и умер. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.

История одного шедевра: 
«Портрет четы Арнольфини» 
Яна ван Эйка

История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка

Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. К этому добавляется факт, что действительно, в музыке раннего XV века произошел поворот к ренессансной музыке, происходивший при дворе герцога Бургундского. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.

Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Он не столько стоит, сколько предстоит. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода.

Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).

По-французски они назывались «колдуньями»источник не указан 65 дней, поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.

Ян ван Эйк, Портрет 
четы Арнольфини

Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини

Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи.

Фигуры Марии и Архангела помещены в крайние створки, в средних же — господствует пустынное светлое пространство обычной комнаты, а в открытом окне видны улицы типичного нидерландского города с тесно стоящими высокими домами под вечереющим ясным небом. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441).

Портрет четы Арнольфини 
 (картина, ван Эйк, 
1434)

Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434)

Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Все работы Яна ван Эйка после 1436 несут в себе отзвук пафоса объективности, который в такой резкой форме проявился в картине «Мадонна каноника ван дер Пале». Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Другое крыло потеряно, но копии того времени подтверждают это.

В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным. Иначе эта картина называется «Портрет молодого человека». Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ Ван Эйка.

Ян ван Эйк "Портрет 
четы Арнольфини" 
СОЛО

Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини" СОЛО

И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Но они не были одиноки. Из всего этого Костер делает вывод, что на двойном портрете изображены мужчина и женщина, уже вступившие в брак какое-то время назад, семейная пара6.

Другая трактовка зеркала в религиозном искусстве иногда оно принадлежит Деве Марии). Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата). Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).

Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха. И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом.

Следующими представлены ангелы. Здесь за характерностью внешнего облика начинает явственно вырисовываться анализ характера. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).

Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур.

Ян ван Эйк – фламандский 
художник века, 
картины, биография,

Ян ван Эйк – фламандский художник века, картины, биография, живопись

н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. На смену юным, похожим не на матерей, а на старших сестер мадоннам прежних лет пришла другая – величественная, спокойно занимающая главную часть картины. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность. Образ св.

Борясь с традициями средневекового искусства, мастер выбирает непосредственное наблюдение за действительностью, желает объективно воссоздать мир. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Они стоят в рост, выпуклые реальные. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем.

Описание картины 
Яна ван Эйка «Портрет 
четы Арнольфини»

Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»

В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения.

Св. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия. Если модель была музыкантом, это могут быть ноты.

В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. На панелях экстерьера показан день Возвещения, когда ангел Гавриил посетил деву Марию, а также образы святого Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.

На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Картина ван Эйка имеет огромную силу образного воздействия не только благодаря продуманности целого, но и отдельной мельчайшей детали, осознанности роли каждого штриха. Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров.

Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета.

По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. 1435). В 1427 – 1428 гг. Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70.

Одежда мужчины на 
картине ван Эйка

Одежда мужчины на картине ван Эйка

То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Уже упомянутый Бартоломео Фацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты.

Он не созерцает, а размышляет. В 1427 г. посетил Турне. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Это тоже человек крепкий духом, но он стар и болен, его лицо и изборождено морщинами, на виске склеротические жилки, но в глазах читается упрямство и твердость воли.

Ян ван Эйк: «Портрет 
четы Арнольфини»

Ян ван Эйк: «Портрет четы Арнольфини»

Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене Поклонение Агнцу в центре алтаря. В алтарной работе «Мадонна канцлера Ролена» метод художника приобретает большую усложненность. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета.

Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.

Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы. Однако она по-городскому узка. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности. Семья Трента была связана с флорентийскими Медичи: мать Констанцы, Бартоломея, приходилась родной сестрой жене Лоренцо Медичи Старшего.

Богоматерь каноника 
ван дер Пале

Богоматерь каноника ван дер Пале

В закрытом виде Гентский алтарь являет собой двухъярусную композицию, нижний ярус которой занимают изображения статуй двух Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся коленопреклоненные заказчики – Иодокус Вейд и Елизавета Бурлют верхний ярус отведен сцене «Благовещения», которая венчается фигурами сивилл и пророков, завершающих композицию. Он средоточие всей системы.

Напишите отзыв о 
статье Тимофей (картина 
ван Эйка)

Напишите отзыв о статье Тимофей (картина ван Эйка)

Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь.

Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. morgen – утро). Мало жестов и мало позы.

В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Но Ян ван Эйк пошел еще дальше.

У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Картина «Мадонна канцлера Николя Ролена» (Музей Лувр, Париж) создана Яном ван Эйком в 1435 году. Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане.

Отрывок, характеризующий 
Тимофей (картина 
ван Эйка)

Отрывок, характеризующий Тимофей (картина ван Эйка)

Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции. Он предназначался, в соответствии с отношением к браку и семье, для обозначения плодовитости.

Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. А женщина. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.

  • ЯН ВАН ЭЙК — ИСКУССТВО ПОРТРЕТА
  • Судьба портрета после наполеоновских войн
  • Самое интересное в виде мозаики
  • История одной семьи и одного портрета
  • Некоторые детали женского образа
  • Словари и энциклопедии на Академике

Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.

Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.

В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Супруги находятся в комнате.

  1. «Тимофей»: идентификация модели
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. О знаменитости:Фламандский художник

Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир.

Франциска» и «Мадонна в церкви». Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Архитектурно-пейзажная часть не составляет с людьми лирического и гармонического единства, но выступает как важный, самостоятельный образ: Ролену противопоставляется пейзаж с жилыми домами, Марии – панорама церквей, а линии расположенного по центральной оси далекого моста с движущимися по нему фигурками пешеходов и всадников как бы устанавливают связь между Роленом и благословляющим жестом младенца Христа. Живопись наружных створок почти монохромна.

Записи о его дате рождения не сохранились, но предполагается, что это приблизительно 1390 год его карьера, однако, хорошо задокументирована. Но самоценная значительность образа сочетается в них с некоторым прозаизмом трактовки. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Портрет каноника ван дер Пале — один из самых поразительных, незабываемых образов, созданных Яном ван Эйком. Их заменяет длительная, вневременная созерцательность.

Но мастер приопустил его взгляд – и он уже не уходит в пространство. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. В 1530 году портрет унаследовала племянница Маргариты и следующий штатгальтер Нидерландов Мария Венгерская, которая в 1556 году переехала в Испанию и перевезла туда произведение ван Эйка. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).

Ван Эйк сопоставляет в картине разные возрасты: младенчество, юность, молодость, зрелость, старость. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. Выпуклые зеркала были более доступны. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.

ЯН ВАН ЭЙК — ИСКУССТВО 
ПОРТРЕТА

Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Бавона в Генте начал именно он.

Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу.

Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой поэтичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Не ясно, какой документ мужчина держит. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой. Это необычайно тонко, точно и живо.

Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.

Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам (хотя все же нельзя сказать, что он смотрит на вас). Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини.

Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику.

Если модель была музыкантом, это могут быть ноты.

Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея).

1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец.

Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Ян де Леув смотрит не в мир, а на нас. Любой в обещаниях может стать богатым).

1434». ). Тонкие прозрачные красочные слои накладывались на светлый подмалевок, создавая эффект поразительной чистоты и светозарности колористической гаммы. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.

Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. До сих пор вопрос остается открытым.

Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности.

Наоборот. Вся внешняя часть полиптиха подчинена идее благовещения, то есть предсказанию пришествия в мир Христа и должна, по замыслу художников, предварять тему искупления. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.

Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». По праздничным дням створки раздвигались. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков.

Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие» В 1431 году ван Эйк поселился в Брюгге, где стал придворным живописцем, а также художником города. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу.

Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.

Этот ярус обладает свойствами панорамности. Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Выпуклые зеркала были более доступны.

Воплощенные в Гентском алтаре принципы проявились не во всех изображениях в равной мере. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Картина написана художником в 1432 году маслом по доске.

Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени.

Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Общее состояние при такого рода восприятии одно – своего рода задумчивая печаль.

Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Собственно, картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.

Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. 1434». ). Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале».

В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Это особенно заметно по одежде. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. В неоконченной «Святой Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение.

Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.

Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218.

Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. А созерцательность для ван Эйка – не индивидуальное свойство модели. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9.

Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».

Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Они как младшие сестры Марии.

Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая ее фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах. Но его активность и одновременно плотность – особые.

ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. 1435). 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Его суровое лицо бесстрастно.

Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Мы ничего не знаем о ней определенного, но мы чувствуем ее и не случайно глаза на портретах ван Эйка чаще всего имеют оттенок неразрешимой для зрителя загадочности. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке.

Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Как умею». Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. Необычайна сложность построения алтаря. Никакие драгоценности не украшают ее. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место.

Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Он загорается глубоким цветовым сиянием. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания.

Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. В картине «Мадонна у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности.

Лишь внутренние части алтаря – представляющие искупление грехов человеческих – несут ощущение возвышенной и волнующей свершенности. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни – всеобщего, возвышенного и реального, бытового – центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода – умывальника с висящим подле него полотенцем. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги.

Георгий. Описанное выше содержание картины – это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Как известно, он принадлежал вышеупоминавшейся Корпорации художников и шорников и каждый год в день праздника св. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Но здесь, несомненно, это символ верности.

Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р. Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника.

Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Фигуры, поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3, 435 на 4, 435 метра.

Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Учитывая этот факт, Лорн Кэмпбелл предположил, что на двойном портрете 1434 года изображены Джованни ди Николао и, вероятно, его вторая жена566. Здесь нужно быть внимательным и смотреть на время изображения, эпоху и регион создания. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета.

Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Согласно надписи на раме гентского полиптиха, работу над ним начал примерно в середине 1420-х годов старший брат Яна — Хуберт ван Эйк. А женщина. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. А ей навстречу открыта рука Джованны – тоже тонкая, но совсем иная в своей нежной неразвитости. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.

Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Наиболее последовательно новые особенности метода воплощаются в последнем портрете мастера – портрете жены Маргрет ван Эйк. В молчании или с пением они окружают священного агнца – символ жертвенной миссии Христа.

С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.

Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого.

Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Женщина (если она принадлежала нижестоящему социальному слою) в таком случае отказывалась от прав на наследство для себя и своих детей, но после смерти мужа получала определенную сумму. Это особенно заметно по одежде. Один из этапов портретной эволюции творчества Яна ван Эйка – так называемый портрет «Тимофей». Образы жестче и определеннее. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.

Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию.

В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге — в красном и синем одеяниях. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.

Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям».

Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Это благословение, но и утверждение высшей необходимости.

Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой – Бог. Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов. Изображенные художником лица становятся конкретнее, характернее. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. Искупление свершилось. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.

Еще дальше — более темная полоса холмов и затем — Иерусалим изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. В европейской традиции — это чаще всего верность, но опять же, не всегда. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности.

Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Предполагают, что между молодоженами был заключен так называемый «брак левой руки» — мужчина держит кисть женщины левой рукой (вместо традиционно – правой), что означало неравный по социальному положению брак. На женщине платье (т. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Так же поступил и ван Эйк.

Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Скорее всего, художник вдохновлялся центрическими постройками Каролингской эпохи изобразив романские арки с обходом вокруг них. И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы.

Картина художника Яна ван Эйка наполненена тонким лиризмом: тихой радостью ангела, душевным трепетом и волнением Марии. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом.

Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир.

Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета. Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу – он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки. В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом.

Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Выпуклые зеркала были более доступны. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14.

А на последнем плане — далекие синие горы. Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон.

Портрет Яна де Леув, несмотря на совсем маленькие размеры, кажется монументальным: в такой степени в модели подчеркнута основательность облика и жестковатая прямота внутреннего мира. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.

Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Творчество Яна Ван Эйка создало предпосылки для возникновения в Нидерландах светского искусства и оказало огромное воздействие на нидерландское искусство XV—XVI, а также XVII веков. Его лицо серьезно. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Цвета костюма женщины — синий и зелёный — в эпоху позднего средневековья символизировали молодость, красоту, верность и влюблённость62223. Картина была заказана художнику каноником церкви св. Облик каждого глубоко индивидуален.

Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей). Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Не ясно, какой документ мужчина держит. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями.

Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту.

Картина «Благовещение» написана живописцем Яном ван Эйком в период расцвета его таланта. Но напрасно гадать о ее конкретном содержании. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».

Художник старательно избегает ограниченности пространства. В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера.

Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.

Они подчинены особым закономерностям. Так кто же все-таки герой картины. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Это особенно заметно по одежде. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.

Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза.

в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Впереди «Источник жизни». По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390 – 1441), нидерландский художник.

Что может быть великолепнее его облачения. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.

Первый же зал имеет иное оформление. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38.

Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. А за главными фигурами и за тонкой колоннадой — уходящая в изгибе река и средневековый город, где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись». Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.

начнем с того, что не туберкулезный. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. В 1815 году полковник британской армии Джеймс Хей лечился в Брюсселе8 после ранения, полученного в битве при Ватерлоо. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок.

Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью.