Картина Васнецова Баба Яга
Ведущий: Посмотрите, ребята, какая на картине Васнецова Баба Яга страшная.
Описание картины Виктора Васнецова Баба Яга
Ядовитые грибы как нельзя лучше отражают основную сферу деятельности этой героини русских сказок – мелкие пакости или отмщение (хрустальный череп, выданный Василисе, выжег глаза злой мачехе и коварным сестрам). Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть). Ее золотистые локоны слегка прикрывают лицо.
Чаще всего— отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя7. Исследователи считают образ Бабы Яги тем, что находится на границе двух миров. Но также ягать означало кричать в смысле браниться, ругаться. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. По другим сведениям, Баба-яга у некоторых славянских племён— жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых39.
Семья жила в вятском селе Рябово. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).
Виктор Корольков художник, картины 4 часть
Яга, написанная Билибиным – довольно символичный образ. Будущий художник родился в селе Лопьял (Вятская губерния). Кстати, в некоторых славянских языках ягая означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-яги. ). Умер в Москве в 1926 году в своей мастерской во время работы над портретом. Среди проектов и построек художника также: роспись Владимирского собора в Киеве, строительство собственного дома и мастерской в 3-м Троицком переулке в Москве (сейчас переулок Васнецова), а также оформление фасада главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, создание росписей и мозаик для храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Летящая в ступе Баба-яга с растрепанными волосами пугает злобным видом.
Посмотрите на то, что она держит в руках. Именно этот образ запечатлен на картине художника. Наряд расписан золотым шитьем.
«Без мечты ничего нельзя сделать в жизни»: как появился самый волшебный цикл картин Васнецова «Поэма семи сказок»
Что ж, довольно предсказуемо для ведьмы, стоящей на границе миров. Выводят Ягу и из слова ягая имеющего два значения: злая и больная. Известна, к примеру, пьеса М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», советские сказки и «картинка» композитора А. Лядова «Василиса Прекрасная». Все приглушено спускающейся на землю ночью или темнотой таинственного леса. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Выводят Ягу и из слова ягая имеющего два значения: злая и больная.
(j)gа, рефлексами которого являются сербохорв. jezinka «лесная ведьма, злая баба», польск. Часто это были нелюдимые люди, которые жили вдали от поселений, в лесу. Сохранились свидетельства о том, что подобным образом повитухи в славянских селениях «допекали» слабеньких недоношенных младенцев. Но ужас на людей обряд все-таки наводил и к нему прибегали редко и только самые смелые.
Описание картины Виктора Васнецова «Баба Яга»
Яга— мать трёх демонических дочерей (иногда— царевны, чудесной невесты героя), змея, которого убивает герой сказки5. В центре его спит царевна, которую окружают гости и слуги. На картине изображена сказочная героиня, которая летит в ступе по дремучему лесу.
Почти еще девочка, в дешевеньком сарафане, она шла, погруженная в какое-то свое горе. Красный цвет – сигнал опасности, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу. К иллюстрациям изображающим этот персонаж я тоже относилась с известной долей иронии. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. Руки чуть расставлены в стороны, словно Снегурочка готова обнять все, что видит вокруг.
И вот, что я выяснила. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. И если зло в душе человека победит, то человек разрушить всё на земле. А за ними стоит Снегурочка. Баба-яга посредник между мирами, она охраняет вход в мир предков, царство мертвых. Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.
Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. В этих же окрестностях он встретил девушку, поразившую его воображение.
Образ Бабы-яги в фантазиях иллюстраторов
Слева из снега выглядывают молоденькие елочки. Еще выводят слово Яга от ягать- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Лес изображен художником темным и неприглядным.
По другой версии, прототип Бабы-яги — это женщиныведуньи, знахарки, которые лечили людей. Так уж сложилось, что моим самым любимым персонажем сказок стала Баба-яга. Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину. Баба-яга владеет ступой и олицетворяет женское начало.
- 5самых ярких ролей Инны Чуриковой
- Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
- За какие грехи Бабу-Ягу переселили в страшные русские сказки
- Запасники Третьяковки: неизвестные пейзажи Виктора Васнецова
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
Сюжет ее всем знаком с детства: принц ищет свою принцессу неземной красоты. Сарафан у нее весь в заплатах, а рукава рубашки закатаны по самые локти. У. Вы правы. jezа «гнев», jeziti «сердить», др. -чеш. Близок и сюжет ловли детей: в мифах Янус в лице своей пары (Дианы или Карды) то охраняет детей от вампиров, то наоборот допускает их к ним, спящим в доме.
Баба-яга (рус. При этом, существует третий германский аналог этих персонажей— Штампа, чьё имя переводится как «толочь, мять» и «тяжело ступать, топать ногами» и граничит со словами «ступа» и «ступать»35. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Но, с другой стороны, она совсем не нечисть, как нам пытаются внушить. Елена Прекрасная в объятиях Ивана Царевича. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье1. А вот ступа, на которой летает Баба-яга при таком раскладе – очень серьезный аргумент. Вот что сам художник рассказывает о ранних годах, сыгравших такую значительную роль в его дальнейшей творческой судьбе: «Приятно вспомнить свои детские годы, как жил в селе среди мужиков и баб и любил их, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, сидя на печи при свете и треске лучины Пушкинскую няню, Арину Родионовну, нам, детям, заменяла словоохотливая стряпушка, ее увлекательнейшие, с присказками и прибаутками рассказы, которые мы слушали с затаенным дыханием, раскрывали перед нами неисчерпаемые сокровища народной мудрости и поэзии Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности».
- Самое интересное в виде мозаики
- Картины по стилям и направлениям
jdza, babojdza чеш. Родство с германскими фрау Холле (Гольдой, владычицей царства мёртвых) и Бертой (Перхтой, связанной с плодородием земли и прядением) подчёркивает также наличие у обеих уродливой ноги, а у Берты и наличие железного носа (перемещение атрибута в образе персонажа)3334. Полотно делится по диагонали на две части. Картину повесил в своей картинной галерее Павел Михайлович Третьяков.
Все они замерли в спокойных позах, на их лицах читается покой и умиротворение. И. Билибин создал множество иллюстраций к этой сказке, одна из них называется «Баба-яга в ступе». Многие ученые выводят слово Яга от древнерусского слово язя (яза), означающего немощь, болезнь и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Сам рисунок создавался автором в модном стиле «модерн». Она словно пропитана лиричностью образа девушки из известной сказки «Сестрица Алёнушка и братец её Иванушка». По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами5), окружённой забором из человеческих костей с черепами. Волшебные чудеса, былинные события оживали в воображении, волновали ум и чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в картинах, посредством которых он открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой».
Он уже устал от продолжительной скачки и едва удерживается на ногах, спасая своих друзей. Многие ученые выводят слово Яга от древнерусского слово язя (яза), означающего немощь, болезнь и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Село располагалось среди глухих северных лесов. jeze «lamia», чеш.
В сказке «Иван-царевич и Марья Моревна»3 живёт Яга Ягишна (баба Яга, костяная нога) «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой», где владеет табуном славных кобылиц. Образу Бабы-яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки— воспоминание о Викторе Гартмане», 1874г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Богатая парчовая шубка практически сливается с поверхностью снега. Кроме Бабы-Яги по этому сюжету аналогичными персонажами в сказках выступают: русский Морозко24, немецкая Фрау Холле (Госпожа Метелица)2425, тоже являющаяся «матерью ветров», шведская «Лесная хозяйка» и другие духи предков26. Но также ягать означало кричать в смысле браниться, ругаться. jdzа «ведьма, баба-яга, злая баба», jdzi si «злиться» ит. п.
Еще выводят слово Яга от ягать- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Картина Васнецова «Алёнушка» была написана им в 1881 году. Яга, по их мнению, является посредником между героем и потусторонним миром (Тридесятым царством), стоящим на границе реальностей (костяная нога).
В нём инсценировалась символическая смерть (например, прохождение через огонь— «печь Бабы-Яги»), а после обряда испытуемый считался рождённым в новом качестве272513. В основе предлагаемой программы и конспектов занятий положен принцип изложения материала «от простого к сложному». Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец, она лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом (нос в потолок врос). У таких пней корни выходят наружу и они действительно чем-то похожи на куриные ноги.
Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Весь его облик говорит об уверенности, смелости и неподкупности героя. Настроение картины «Баба-Яга в ступе» ирреально, чему немало способствует стиль написания Билибина – книжный дизайн по мотивам гравюр и летописных рисунков с четкими линиями, закрашенными акварелью. По общепринятой классификации Аарне-Томпсона сюжет имеет номер АТ480 «Мачеха и падчерица». В нем деревьям явно не хватает света.
Ю. С. Степанов анализирует принадлежность персонажей сразу «двум мирам».
Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. Но Виктор Михайлович Васнецов считал по-другому. Его по праву можно считать мастером, возродившим секреты древнерусской миниатюры. Эта версия делает понятным стремление Яги сунуть ребятишек в печь.
Самая известная сказка с этим сюжетом— «Мальчик-с-пальчик» Шарля Перро. М. Фасмер возводит10 имя Яга к праслав. Вокруг дремучий и тёмный лес наводит угрюмые мысли на зрителя. В правой руке Яга держит пест, которым толкут зерно, а левая занята помелом.
Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами. Ступа была атрибутом богини Макоши. На переднем плане изображена толща зимнего снега. Кстати, в некоторых славянских языках ягая означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-яги. ). Также возможна этимология, в рамках которой древнее заимствованное название было переосмыслено славянами и сближено с производными от праславянского (j)egа (народная этимология), что объясняет флуктуацию, выраженную в наличии вариантов с -z- и -- в западно-славянских языках (имя переосмыслено) и наличии варианта с -г- в русском языке (не переосмыслено). Именно это и отобразил Виктор Михайлович в своей картине.
Обряд инициации включал имитацию (представление) пожирания юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Костюм под стать этой царевне зимнего леса. Как ей и положено несет старая ведьма к себе в логово маленького мальчика, которого казалось только, что выдернула из постели. Но страх перед ним остался. Возможно, Баба-яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения. В ней преобладают коричневые, даже оттенка хаки, тона.
Широко известна также современная интерпретация этой сюиты— «Pictures at an Exhibition», созданная английской прогрессив-рок-группой Emerson, Lake Palmer в 1971 году, где музыкальные пьесы Мусоргского чередуются с оригинальными композициями английских рок-музыкантов: «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский) «The Curse of Baba Yaga» (Эмерсон, Лейк, Палмер) «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский). Баба Яга, одетая в ярко-красную юбку, летит в ступе с добычей. Сюжет картины достаточно прост, но, тем не менее интересен. Кора деревьев, ступа, руки и кожа ведьмы имеют такой цвет. Тесто после этого отдавали собакам.
Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба укр. Баба-Язя, Язя, Яз-баба, Гадра польск. Он много размышлял о том, что человек рожден для добра, но очень часто совершает злые поступки. По другой версии, прототип Бабы-яги — это женщины ведуньи, знахарки, которые лечили людей.
Так что обратите внимание на цветовую гамму картины. Что за сюжет взял художник. Так, Баба-яга— это умерший предок, мертвец и ею часто пугали детей.
Такую технику последователи мастера назвали «билибинским стилем». С удивлением и растерянностью она оглядывает свои владения. А картина стала одной из лучших в его творческой судьбе. Создается ощущение, что зимняя красавица только-только вышла из леса. баба jега словен.
Она и средства знает, как помочь победить зло. Версия первая. Возможно, Баба-яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения. Руки старухи угрожающе длинные.
Другими известными представителями являются: в сборнике Афанасьева сказка 105 «Баба яга и Заморышек», «Лихо», миф о циклопе Полифеме и Одиссее. Часто это были нелюдимые люди, которые жили вдали от поселений, в лесу. Что делает сказочная Баба-яга. С тоскующим взглядом и уставшая от поисков братца, Аленушка сидит на большом камне у пруда положив голову на колени. Вот почему Бабой-ягой часто пугали детей точно так же, как пугали мертвецами. Согласно такой трактовке, в сказке «Морозко» подобное испытание прошла падчерица, а родная дочь мачехи погибла26. Сторонники третьей версии видят в Бабе-яге Великую Мать — древнюю могущественную богиню, праматерь всего живого (Баба – это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу.
В такой стоит наступить – и провалишься по пояс. современное украинское «домовина»— гроб). Помело, которое находится в левой, старое, ободранное, кое-как привязанное.
При этом пест — символ начала мужского. Он бессильно свесился с рук старой ведьмы, полностью смирившись с судьбой. Она нарисована не в центре композиции, а чуть сбоку. Зачем развлекать публику сказками, жизнь не для того существует. Она и живет-то на границе, где-то в тридевятом царстве. Русский художник проявил себя блестящим умельцем соединения в книжном дизайне мотива вышивок, лубочного искусства и техники резьбы по дереву.
Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года также есть пьеса «Баба-яга».
jezinka, Jeibaba4 «ведьма», «лесная баба» в. -серб. Вот таким образом в 1917 году на свет появляется известная картина «Баба Яга»Сюжет картины достаточно прост, но, тем не менее интересен. Некоторые посетители над ней просто смеялись.
Как двуликий Янус является богом перехода между двух противоположных миров, также и поворачивающаяся избушка Бабы-Яги является переходом между обычным миром и волшебным и кроме этого имеет переход в мир смерти— в печь29. Помимо русских встречается в словацких8 и чешских9 сказках. Этот сюжет тоже связывают с обрядом посвящения юношей в мужчины. Атмосферу таинственности и страха подчеркивают внизу, на земле, россыпи мухоморов. jaga baba, jei baba)56— персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Отождествлялись с образом вечной нити жизни.
В семье православного священника Михаила Васнецова кроме него было еще пятеро детей, в числе которых Апполинарий Васнецов – так же художник известный живописными реконструкциями Москвы. Кстати, цвет юбки символичен и выбран совсем не случайно. jeзa «ужас», jeзив «опасный», словен. 56, 1891—1904гг.
Ее сарафан развевается поверх ступы. И героиня этой картины кажется живой и вполне реальной.
Здесь, у ахтырского пруда, задумал художник свою картину-сказку о бедной Аленушке. Видно, что снежный покров основательный, глубокий.