Картина Веласкеса
«менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Самая знаменитая картина Веласкеса. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом.
Работы Веласкеса выставлены в «Музее Искусства Каталонии» в Барселоне, в частности, картина «Святой Павел». В 2004 году Ив Суссман сняла короткометражный фильм «89 секунд в Алькасаре», воссоздающий примерно полторы минуты, предшествующие и непосредственно следующие за мгновением, когда королевская семья с придворными собралась в точную конфигурацию, соответствующую картине Веласкеса57. Веласкес вкладывает в картину свое представление об идеале женской красоты. Философы искусствоведы ведут не прекращающиеся споры по поводу картины Диего Веласкеса.
Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Картины Веласкеса украшают выставочные залы России, Великобритании, США, Германии, Венгрии, Италии, Австрии и, что понятно, Испании. Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес. В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес – картины с названиями «Менины» и «Пряхи».
В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес – картины с названиями «Менины» и «Пряхи». За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин. Диего Родригас де Сильва Веласкес – самый замечательный художник золотого испанского века, мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни исторических и мифологических сюжетов. Но я не думаю, что так Веласкес назвал картину.
Кисти Веласкеса принадлежат картины, написанные в самых разных жанрах. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Картины Веласкеса можно увидеть в его родном городе. По возвращении в Мадрид Веласкес продолжал писать портреты членов королевской семьи, но в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника: «Менины» и «Пряхи».
Через несколько часов после написания картины Веласкес скончался. Но Веласкес получил его после написания картины. Веласкес мастерски передавал фигуры и характеры людей и многие его картины отличаются сложной композицией. Это крест ордена Сант-Яго, но на момент написания картины Веласкес еще не принадлежал к этому ордену.
Известные картины Диего Веласкеса
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Веласкес очень тонко переплетает между собой бытовую зарисовку и мифологический сюжет, а также искусно играет глубиной и многоплановостью композиции. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. А почему в мастерской находится инфанта.
1625 год. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Нередко, художник выносит действие на природу, отчего освещение становится ровнее, а краски сверкают богаче. Следуя их отражению, можно убедиться, что стоять они должны примерно там, где обычно располагаются зрители при просмотре.
Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.
5 главных картин Диего Веласкеса
Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями.
Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. 1625 год. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».
Диего Веласкес — картины и биография
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов».
Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
Их позы и жесты живые, естественные. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту.
Итак, время действия – 1656 год. Может быть, он забыл о работе. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. В «Венере с зеркалом» (ок. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Кого бы ни изображал Веласкес, начиная откороля и самых могущественных лиц Испании, он изображает своих героев такими, как они есть, с тончайшим психологизмом передавая через внешность внутреннюю индивидуальность образа, характер своих персонажей.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.
На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
«Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Однако в его холодных светлых глазах читается подавленность, очевидно, что он чем-то глубоко озабочен – именно таким Веласкесу довелось однажды случайно увидеть папу, стать свидетелем его личных переживаний, скрываемых от посторонних глаз.
Веласкес: картины с названиями и описанием
Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». С парадных портретов королевской семьи и придворных на зрителя смотрят живые люди.
Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
И творчество побеждает. («Триумф Вакха»). Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства»2. Разумеется, нет. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».
Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Но прежде всего Веласкес – художник.
Менины (картина, Веласкес, 1656)
– харчевня или трактир). Вероятно. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Черты внешности монарших особ неразличимы в светящихся овалах на опалесцирующей поверхности зеркала, но они явно обращены к зрителю. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Это произошло 6 августа 1660 года. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса.
скажи ей, чтобы помогла мне. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Если предположить, что крест пририсовал ему сам Филипп, то это всё равно не укладывается в концепцию картины. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
Менины (картина Веласкеса, 1656)
Это период, когда Испания правила миром.
Ничуть не бывало. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности.
Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях, не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Каганэ.
Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Напишите отзыв о статье Список картин Диего Веласкеса
Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Инфанта, напротив, ярко освещена. Его замысел становится очевиден только после завершения работы.
В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Они изображены на переднем плане, в центре картины.
На это указывает отражение в зеркале. Девочке всего пять лет, но признаки вырождения – следствие родственных браков – уже заметны: рахитичный лоб, жиденькие волосы, большие прозрачные глаза. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Картина хранится в мадридском музее Прадо.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Отрывок, характеризующий Список картин Диего Веласкеса
В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
- Веласкес ДиегоКартины и биография
- Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
- 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
Глубина сцены создаётся с помощью линейной перспективы, частичного перекрытия разноудалённых слоёв и использования светотени, тщательное исполнение которой искусствовед Кеннет Кларк считает ключевым фактором для создания композиции22. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Можете представить, как высоко оценивал Веласкес свое ремесло, чтобы осмелиться поместить автопортрет на картине вместе с членами королевской семьи. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс.
- Жизнь и творчество Диего Веласкеса
- Диего Родригес де Сильва Веласкес
- Диего Веласкес: биография и творчество, видео
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Место Веласкеса в мировой живописи
- Невообразимый эксперимент Веласкеса
Ему дорого их здоровье и самочувствие. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. «Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Придворные интриги, зависть и подлость вельмож могли заставить Веласкеса придумать такой сюжет для группового портрета инфанты Маргариты, которую он очень любил, часто рисовал и на этой картине изобразил с большой любовью. В картине присутствуют два плана. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус.
- Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
- Произведения раннего периода творчества Веласкеса (Севильский период (1617-1622)
- Произведения первого мадридского периода (1622-1629)
- Итальянские путешествия Веласкеса
- Поздний период творчества Диего Веласкеса
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.
И в этом особенный трагизм. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. И нет этому конца и нет покоя. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
- Самое интересное в виде мозаики
- Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса
- Картины Диего Веласкеса в музеях Европы
- Другие материалы из рубрики «Культура»
- Словари и энциклопедии на Академике
Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Инфанта не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя воспитание, самоконтроль и осознание собственного величия, не свойственные её возрасту. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657).
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Диего Веласкес: биография, творчество
- Профессиональный фотограф и мотив снимка
- «Мы не зрители, мы участники действия»
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Но смотрит и художник. За пределами холста или внутри него. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса.
А с другой – сам бросает вызов богам. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. И почти невероятным.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Ему 57 лет. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. Его картины очень многоплановы. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Веласкес Диего, великий испанский художник. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.
Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
Освоение колоний, утверждение господства над ними, установление новых правил на присоединённых территориях удивительным образом отразилось на укладе жизни старой Испании. До 1623 работал в Севилье.
В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.
Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Она очень мила. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. На фрейлину она не обращает внимания.
Веласкес картины писал в особенной манере. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6.
Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде, ведя свою историю от королевской коллекции. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.
Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. В центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая только что вошла в комнату со своей свитой.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны.
Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Менин часто называют картиной создания картины. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Марфа.
Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили.
На первом изображена мастерская, где происходит работа. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Веласкесу несказанно повезло. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Даже не так. До 1623 Веласкес работал в Севилье. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие.
Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ).
Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». На втором показана мастерская художника. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Несмотря на то, что резкая экспрессия картины художника противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Но, как Арахна, он превращён в насекомое и, подобно ему, вечно ткущему паутину, должен до самой смерти быть прикованным к королевскому двору с его вечными подковёрными интригами, хитростью, кознями. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства.
В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Своей особой философией дышит и природа произведения. В 1617 получил звание мастера. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане.
И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса— самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных»3. В левой части картины изображен сам художник.
Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин. Лица обеих групп реальны.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Оно проявляется во многих его работах. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Деог был старшим из восьмерых детей в семье. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ.