Картина Врубеля Богатырь

Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь». Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»

После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году.

Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

И в «Сирени» и в «Царевне-Лебеди» центром композиции становится женское лицо, окруженное таинством мира цвета. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.

Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

В 5 лет Михаил начал рисовать. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Работа не привела к улучшению. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Лучшего патриотического образа и не создать. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Кушает хорошо— и в своё время.

Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.

Сочинение по картине 
михаил врубель богатырь

Сочинение по картине михаил врубель богатырь

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. В его даровании раскрылись универсальные возможности. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря.

Сочинение по картине 
Врубеля «Богатырь»

Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Врубель придал этой картине родной и народный смысл, это настоящая музыка, которая переходит в гимн.

По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Описание картины 
богатырь врубеля

Описание картины богатырь врубеля

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Вся меблировка два простых табурета и кровать.

Противоположный подход был у Николая Рериха. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.

Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. «.

Михаил Александрович 
Врубель и его фантастические 
картины

Михаил Александрович Врубель и его фантастические картины

Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.

Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.

Другие картины художника 
– Михаил Врубель

Другие картины художника – Михаил Врубель

Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону.

Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).

В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».

Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. И свою картину художник сначала назвал Сатир. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

Купить картину Богатырь, 
Михаил Врубель

Купить картину Богатырь, Михаил Врубель

Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В его даровании раскрылись универсальные возможности.

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Кирилле», «Св. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.

картина иван царевич 
на сером волке

картина иван царевич на сером волке

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.

Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». У его апостолов были живые прототипы. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник.

  • Врубель Богатырь Описание Картины
  • Михаил Врубель: на рубеже столетий
  • Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  • Сочинение По Картине Врубеля Богатырь

Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.

Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.

Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Богатырь. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа.

Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.

  • Картины — Врубель, Михаил Александрович
  • Картина Богатырь – Врубель Михаил
  • радио вечность часы травник терентий Богатыри
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

Врубель Богатырь 
Описание Картины

Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Представители рода Врубелей (от польск.

Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.

Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.

Противоположный подход был у Николая Рериха. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала.

Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. заданный автором Анти лучший ответ это М. А. Врубель.

По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.

Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. С Рерихом все поменялось.

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В 1900г. А может быть этим автор работы хотел сказать, что лошадь, как символ земли, которая питается силой и мощью из самых недр.

Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность.

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии).

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Исследователи творчества Михаила Врубеля считают, что в цветовой гамме «Сирени» уже пробиваются отблески колористики «Демона поверженного».

С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Савву похоронили на Байковой горе. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.

Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.

Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Возникает ощущение цельности и сопричастности. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.

Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Пан подобен лукавому лешему. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Нет, не стоит писать. Он притворился спокойным, лёг в кровать, закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски, прежде чем прислуга заметила Сила физическая в нём очень большая— редкая для интеллигентного человека Вы спрашиваете, нужно ли ему писать.

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока.

Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Через несколько дней он полностью ослеп155. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.

На богатыре надеты защитные латы. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Его богатырь — могучий исполин. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.

Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.

Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Конь богатырский под стать хозяину.

В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Искусствовед Н. М. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно.

Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Врубель писал картины на темы pyc.

Особенно примечательна акварель Голова Демона. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья.

Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина.

Первоначально она называлась «Илья Муромец». В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку166167.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.

Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.

Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Но и не только это. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.

Да ведь до них несколько верст. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Богатырь. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В 5 лет Михаил начал рисовать. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством.

Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Врубеля.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Прошение было удовлетворено157. По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. В 1906 художник ослеп.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Рождается ощущение первозданности. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Весь его образ очень смелый и боевой.

На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. Сильное, грозное произведение.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

Его вид совсем не вызывает страха. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Прошение было удовлетворено157. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.

Сон как будто бы стал продолжительнее. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Через несколько дней он полностью ослеп155. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.

Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

И название картина имела совсем другое. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.

Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Настоящая русская ломовая под стать своему седоку, то ли под его грузом просела и копытами ушла в землю, то ли она вырастает из недр матушкиземли, питаясь ее силами, воплощая ее мощь.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю.

Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Его богатырь — могучий исполин.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. И всадник и конь будто возникают из причудливого узорочья деревьев, освещенных последними лучами заходящего солнца. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Это вот, эти копны сена. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».

Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Сильное, грозное произведение. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.

Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Савву похоронили на Байковой горе. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

За спиной виднеются лук и стрелы. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.

Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

В первой картине сюжет полностью растворен в образе. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Она подлинно монументальна.

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Конь богатырский под стать хозяину.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.

Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

Возникает ощущение цельности и сопричастности. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.

Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. В Академии он работал по двенадцать часов в день. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины.

Пан согнулся от старости и устал от жизни. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей.