Картина Врубеля Жемчужина
Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина».
Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
Представители рода Врубелей (от польск. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Чуть намечена фигура Нептуна. Врубель быстро идет на поправку, к нему возвращается связность мыслей.
«Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
«Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Сон как будто бы стал продолжительнее. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни.
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Учился в Академии Художеств. Ариане ван Шухтелен вторит другой крупный специалист по Вермееру — куратор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Артур Уилок (Arthur K. Wheelock Jr. ). Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Самые знаменитые картины Врубеля
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова.
Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Маурицхёйс ранее писал, что украшение в ухе девушки Вермеера — это не настоящая жемчужина. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Работа не привела к улучшению.
Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. В это время Михаил Александрович создает картину «Шестикрылый серафим», на которой изображен ангел с кинжалом и горящей лампадкой в руках. Ощущение неудовлетворенности фигурами царевен преследовало его, когда он опять заболел и принимало болезненные формы: ему мерещилось в их позах нечто непристойное, появившееся помимо его воли (об этом рассказано в воспоминаниях В. Брюсова). «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Чаще всего это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Да. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. Она получила похвальные отзывы критиков за техничность и исключительное качество.
Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Жемчужина и волна (картина) Википедия
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Первое впечатление: сумасшедший. Савву похоронили на Байковой горе. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Это не его занятие». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Спасибо за интересный комментарий. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика.
В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь». из ее глубины. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору.
Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. К великому художнику начала возвращаться ясность ума.
В последний свой день он тщательно привел себя в порядок, вымылся, причесался, надушился одеколоном, попрощался с женой и сестрой и больше уже не разговаривал. Лишь перед самой кончиной, будучи уже в бреду, Михаил Врубель вдруг ясно и четко произнес санитару:«Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Эти слова оказались пророческими. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.
Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Квентин Бувело (Quentin Buvelot, главный куратор Маурицхёйс) и куратор Ариана ван Шухтелен (Ariane van Suchtelen) отмечали: Жемчужина в ухе девушки удивительно велика.
Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина» Картины художников
В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». В них нет того, что чувствуется у Врубеля – внутренней борьбы мятущегося духа.
Это уже восхищает и поражает. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Работа полна экспрессии и ярких красок. Спасибо за интересный комментарий.
Жемчужина и волна (картина) — Википедия
Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Нет, не стоит писать. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Кто же, как не дочери морского царя. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
- История гениального художника Михаила Врубеля
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- Немного биографии иособенности творчества
- Картинки, Фото и полезные сведения
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В новой лечебнице дела пошли на поправку. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Тогда художник вписывает в картину морских царевен.
Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову. В его сборнике «Фейные сказки» – вообще легкая импрессионистичность и умиротворенность. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
- Михаил Врубель «Жемчужина» 1904 Государственная Третьяковская Галерея
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Не так всё просто. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Да. Во многих его стихах (я часто в разных работах обращалась к его поэзии) – стремление к самопознанию без надлома.
Михаил Врубель. А свет также дает о себе знать. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Художник, должно быть, сам это чувствовал. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
В них нет того, что чувствуется у Врубеля – внутренней борьбы мятущегося духа. В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов. Живописное творение известного художника Врубеля, которое он сотворил в 1904 году, хранится в самом известном Московском музее – Третьяковской галерее. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля.
Сразу выражение его лица изменилось. В этой клинике пациенты пользовались большой свободой и жили вместе с семьей доктора.
Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
«Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Он считает, что Вермеер больше интересовался впечатлением от работы, чем «точностью передачи», а потому жемчужина такая крупная и блестящая. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Однако теперь он становится очень печальным, а к апрелю совсем «расклеивается». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.
Кто же, как не дочери морского царя. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Казалось бы, в нём есть чёткое указание на жемчуг — ведь автор-то знал, что изображал.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Только на этот раз она была еще сложнее.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Кушает хорошо— и в своё время. С тех пор начинается постепенное угасание великого мастера.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов.
Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Прошение было удовлетворено157. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. И в нем кто-то должен обитать. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Ничего непристойного, конечно, не было, но так преломлялось в помрачившемся сознании художника интуитивное ощущение, что с царевнами что-то неладно. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете.
Начнём с названия картины. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, совершенно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины -- метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень».
«Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Одним из них, скорее всего, была эта работа. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
«Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Только на этот раз она была еще сложнее. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В конце концов, это главный элемент картины и если бы художник дотошно изобразил перламутровую поверхность, это выглядело бы «немного скучно».
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Он начинает активно переписываться с родными и много рисует. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). И свою картину художник сначала назвал Сатир. Кто когда-нибудь держал в руках и рассматривал такую ракушку, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Да. Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
И в нем кто-то должен обитать. Ведь Михаил Александрович отказался принимать пищу, считая себя недостойным получать еду. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «Два трони в турецком стиле» (проще говоря, портреты-фантазии). Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Когда её удалили, украшение обрело своё первоначальное ровное свечение. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства -- такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше -- киевских цветочных этюдов (1886--1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины».
Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки». Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»).
Сквозь безумие проглянул гений». Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы».
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Вся она с переливающейся поверхностью связывалась в воображении Врубеля со сказочными существами, которые воспел в своих операх Римский-Корсаков, что придавало ей колдовской характер. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей».
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Но эффект целого неотразим. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. К счастью, он не ограничился черно-белыми изображениями раковины, а написал ее в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого.
Во многих его стихах (я часто в разных работах обращалась к его поэзии) – стремление к самопознанию без надлома. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. К счастью, всё обошлось.
Он внушил себе, что 10 лет голода вернут ему зрения. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Американский художник и писатель Кеньон Кокс назвал картину «самой абсолютной картиной обнажённой XIX века».
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Отсюда – золотисто-мерцающая цветовая гамма, которая, кстати и создает ощущение умиротворенности. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). К чести Михаила Александровича, он ведет себя чрезвычайно мужественно.
Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Они воссозданы с такой иллюзией подлинности, что чудится: если повертывать картину под разным уголом, то и краски будут изменяться, меркнуть и вспыхивать, как на настоящей раковине. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Врубель смирился со своим финалом и терпеливо ждал смерти. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Картина вызвала большой интерес современников.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Всё это, по его мнению, делает картину настоящим шедевром. Тогда художник вписывает в картину морских царевен.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Кирилле», «Св. Конечно, Врубель писал не просто портрет. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Сильное, грозное произведение. А свет также дает о себе знать. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Лечение в клинике Федора Усольцева произвело на удивление благоприятный эффект.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову. Чуть намечена фигура Нептуна. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». И в нем кто-то должен обитать. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Михаил Александрович много работает и ничто не напоминает о его недавней болезни.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Например, циклы: «Индийские травы» «Четверогласие стихий» «Мировое кольцо» «Цветные ткани». В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Это уже восхищает и поражает.
Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. У Бальмонта, на мой взгляд, его «Я – внезапный излом» – скорее, декларация, чем внутренняя сущность. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Это уже восхищает и поражает.
Да и название выбрано не случайно. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Сама по себе раковина уже есть морским чудом. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Но эффект целого неотразим.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. — Мы должны помнить, что он художник, а не фотограф или эксперт по жемчугу. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Чтоб лучше разглядеть поэта, мастер вынужден был рассматривать его почти в упор. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Также художник начинает стесняться своих друзей, говоря:«Зачем им приходить, я ведь их не вижу». Он прекрасно понимал, что слепой художник никому не нужен. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Но до реставрации 1994-го года ценители искусства видели нечто абсолютно иное.
Он описывал некоторые особенности полотна как «благодать осанки», «округлое, но стройное тело», «видимые ямки на плечах», «аромат тонких линий и прелесть цветов», твёрдая, но таинственная лепка, «безупречность чувственной поверхности». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Врубель начинает отказываться от пищи. Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Это капля краски, попавшая туда во время более ранних реставраций. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.