Картина Явление
Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал в 20 лет – с 1836 по 1857. «явление Христа народу» – картина, над которой он работал. Вкомпозиции картины «Явление Христа народу» большое количество «двойников» и«антиподов». «явление Христа народу» («Явление Мессии»)— картина русского художника Александра Андреевича Иванова.
Владимир Девятов: Тайный смысл картины Явление Христа народу. Картина «Явление Христа народу» создавалась Александром Ивановым втечение двадцати лет — с1837 по1857 годы. Замысел прославленной картины «Явление Христа народу» относится к началу 1837 года, в котором он увидел «сущность всего Евангелия».
Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу». В композиции картины «Явление Христа народу» большое количество «двойников» и «антиподов». «явление Христа народу» – картина русского художника Александра Андреевича Иванова.
«явление Христа народу» («Явление Мессии») — картина русского художника Александра Андреевича Иванова. Этюды для картины «Явление Христа народу»: «Голова фарисея в чалме», «Голова мальчика», «Смотрящий вверх мужчинав шапочке». «явление Христа народу» – великая картина и велика она не только замыслом, но и размерами.
В его произведении чудо Богоявления совершается в умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи картины замерли в красноречивых позах. Почти все персонажи Явления Христа народу выдвинуты на первый план картины и образуют вытянутую, ритмично построенную группу, как в античном барельефе или фризе только в правой части композиции толпа показана в виде процессии, движущейся из глубины. После смерти Александра Иванова картину «Явление Христа народу» у Академии художеств выкупил император Александр II за 15 тыс. Через три года, в 1837 году, художник приступил к созданию картины «Явление Христа народу».
«Явление Христа народу» – картина, которой художник посвятил 20 лет и которая стала причиной его смерти
Это тоже порыв, но немного другой. Когда Христос крестился, многие Его ещё не узнавали, даже ближайшие ученики (они написаны левее Иоанна Крестителя) долгое время осмысляли эту новую для них реальность, пытаясь вместить её. Гадость и ненужность. В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи мира и умереть на кресте.
После неё невозможно оставаться таким, как прежде. Рядом с ним стоит отрок со сложенными руками, может быть, его сын. За три года до этого художник написал полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. Как исебя, Иванов изобразил Гоголя вобразе странника.
Это крайняя фигура инаней останавливается движение. От явной сатиры в первоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен в образе курчавого беса) до красивого лица, полностью соответствующего античным образцам. В среду 28 мая 1858 года «Явление Христа народу» было показано членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Никаких отрицательных отзывов со стороны царя или кого-нибудь из его приближенных не последовало, однако через несколько дней всем стало ясно, что картина Иванова «не поразила так двор, как картина Брюллова».
Иванов темою «Явление Христа народу» соединил этот падающий балаган академических заказов с зарождающимся движением к воплощению в искусстве простого, естественного, живого и действительного. Под влиянием славянофильских убеждений художник верил вособую спасительную миссию России, писал об этом своим неуклюжим, высокопарным стилем: от России «должно ждать законов все человечество, вследствие коих начнется повсеместное Царство Небесное на всей планете земле». И вот этот момент наступает. «Нарисовал, но не покажу». 4.
Тайны великих картин: "Явление Христа народу"
«Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой – темной на светлом фоне. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Полотно очень колоритно. На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка.
Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой. Он прочно «привержен плотью кземле». В картине множество смысловых параллелей: здесь не только апостолы ифарисеи, рабы игоспода, но истарость имолодость. Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника. К примеру, отрывок из письма Огарева кГерцену: «Ради Бога не доводи себя до дуэли, вспомни, кто ты идля чего».
Явление Христа народу (картина)
Например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но его помощник и сам с любопытством разворачивается назад, в сторону Иисуса, тем самым тормозя движение престарелого патрона, на лице которого прочитывается досада. 8. В толпе видны надменно хмурые лица окаменелых сердцем книжников и фарисеев. А здесь мастер изобразил реальных людей с их настоящими эмоциями. А три дня спустя, 3 июля 1958 года, Александр Иванов скончался.
Иисус, - о Нем никто и не говорит среди критиков, оценщиков, зрителей. «Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции. Мы привыкли вконце ожидать итога, разрешения. Через шесть недель после выставки Иванов заболел холерой и умер.
Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу»
Работа затянулась надвадцать лет (с1837-го по1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов иэтюдов (около 600), многие изкоторых имеют самостоятельную художественную ценность. Вероятно, единственный казус в истории живописи. Розанов саркастически отмечает: «Первое явление Христа народу, которое (страшно сказать. ) комически соскальзывало на первое представление народу, где представляющим ипочти рекомендующим является Иоанн Креститель иотчасти Иванов». Однако такое композиционное решение вполне оправданно. На них вифинские шапочки (фасон по названию области Вифиния), какие носили эллинизированные (испытавшие влияние греческой культуры) жители из внутренних областей Малой Азии. Движение группы нисходящее. Прежде, чем приступить к большому полотну, Иванов выписал этюды почти всех будущих персонажей, некоторых – даже по несколько раз.
Античность не только не отвергает телесной красоты, но ивидит вней путь кпостижению общей гармонии мира. Дрожание слез в глазах, полных умиления, выражается в трепетном дрожании всего тела. Человек эпохи античности получает новые импульсы для развития, рождается новое христианское сознание. Перед нами открываются срезы эпох, галерея характеров иза каждым движением, позой, жестом просвечивает духовное измерение.
Сочинение по картине Иванова Явление Христа народу
Вот таким образом и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Хуже этого вышло: нарисовал, но так, что ничего нельзя рассмотреть. Не то чтобы Иванов отказался от первоначального замысла своей работы, но менялись направления общественной мысли, новое поколение давало свое прочтение картине. Бледно-голубой хитон драпируется красиво и-не красиво. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг.
Юноша завороженно смотрит наХриста: это аллегория того, что мир античности тоже примет Спасителя. Более двадцати лет работал художник над этой картиной. Но такие были времена, что мы срисовывали, копировали, а не творили. С этой парой композиционно соотносится изображение дерева: оно одновременно и молодое и зрелое и старое (сухие ветви наверху), в нём как бы заключена вся полнота возрастов. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры.
В его этюдах кбольшой картине деревья, камни, земля, вода обнаруживаются всвоей вещественной первозданной сущности, словно сама природа открывается впервые дни творения ивсе вней преображено светом, тенью, воздухом. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований. Таким образом, два внешне похожих подхода (сомнение Иакова и Нафанаила) внутренне противоположны. Что известно о жизни автора полотна.
«Сон фараона», «истолкование сна» – какая каббалистика. Даже И. Ф. Тогда нужно было брать Голгофу, мучения во дворе первосвященника, «Иисус перед Пилатом» или, например, этот «Сон учеников» во время Гефсиманской молитвы. Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Новоздух, хотя ониневидим, сильно влияет наосвещение ицвет предметов. Ничего нет.
Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя врусской культуре. (Исторически их, скорее всего, там не было: римляне чаще бывали в городах. ) Этих двух всадников Иванов пишет с французских кавалеристов. никто. И вдруг разнеслась по Риму молва об открытии мастерской.
РГБ намерено просить Третьяковскую галерею вернуть картину «Явление Христа народу»
Современного художника беспокоило то, что у картины, которую он считает основополагающей для русского искусства XIX века, потерян прямой контакт с современным зрителем. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. Полем экспериментального поиска стали этюды. «Явление Христа народу» – картина-венец его творчества. раскаиваются. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих.
Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. В мае 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург. Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника. Он изображен в профиль.
Явление Христа народу – История картины
Однако «Библейские эскизы» писались не для христианского храма, задумывалась некая «мировая история религий» вне определенной конфессиональной традиции. то ей и место и положение и «историческая роль». За ним мы видим группу апостолов. Но это не означало отрыва от России. В основу сюжета картины положена евангельская легенда о чудесном пришествии в мир Мессии (Спасителя). Можно думать, оттого так долго и работал он над картиной (20 лет), что была неудача в первоначальном ее замысле и вообще сбивчивость в самой мысли, с которою художник приступил к «труду своей жизни».
Место положение «сомневающегося» тоже о многом говорит: он расположен с краю картины, у дороги, сомневаясь идти за Христом или нет. Многое предстояло художнику решить впервые. Местам» игумена Даниила: но к чему тут «явление Христа народу». Официальные лица встретили его довольно прохладно.
Художник не жалел сил на работу с натурой. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: «Порождения ехидны. Зато на общественность картина произвела сильное впечатление. Шесть лет назад работа была завершена. Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали извания художника XIV класса закартину «Иосиф, толкующий сны заключенным сним втемнице виночерпию ихлебодару».
Это особая задумка автора картины. Так, 3 июня Иванова не удостоил принять в Царском Селе гофмаршал императорского двора граф Шувалов, «который был в ту минуту болен и выслал сказать через секретаря, что картина не может оставаться более во дворце и что ее нужно отправить в Академию». На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. Профессор Иван Астафьев (в эссе 1916 года) так комментирует следующую сцену: «Две другие фигуры, они, как видно, едва вышли из воды и готовились одеваться, но в эту самую минуту проповедь Иоанна коснулась их слуха и они, боясь проронить хоть одно слово, остановились.
Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). Опять рвется комическое сравнение: «дверь растворена. Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой. Персонажи картины дают представление оразличном отношении людей кэтой встрече. – В основном наследие Гоголя изучено и в этом большой вклад ученых XIX века.
При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. Он ведь приобретал именно работы своих современников. Мы видим его молодость, порывистость и устремленность всего его существа туда, ко Христу. Считалось, что созерцание «божественных» и «царственных» цветов возвышает дух человека, внушая ему благочестивый строй мыслей. Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом.
Через этот наглядный образ оккупации он изображает оккупацию римлян. Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV—IX вв. Это.
Главные, «божественные» цвета: белый, золотой, пурпурный, красный и синий, а также желтый (он изображает золото). Вероятнее, что он убежал от темы, не будучи в силах произнести о ней ни одного слова. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. В разговорах сГерценом в1857 году он надеется разрешить мучивший его вопрос, какое же «новое воззрение» займет покинутое место, что будет ныне вдохновлять искусство: «Мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеалы. Кто внушил вам бежать от будущего гнева.
А три дня спустя, 3 июля 1858 года, Александр Иванов скончался. В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения.
Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Да и нечего говорить: Христос почти не нарисован. Образ «дрожащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояние страха и восторга замечательно переданы в их позах. Сопоставлены юный апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнаженный юноша (в центре картины): оба они устремлены к Иисусу. Некоторых героев Иванов соединил в пары. Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». Иванов изнемог под темою «Первое явление Христа народу», которое (страшно сказать. ) комически соскальзывало на «первое представление» народу, где «представляющим» и почти «рекомендующим» является Иоанн Креститель и отчасти Иванов: невозможное положение.
9 июня картина была перенесена в Академию художеств и вскоре открыта для обозрения публики. Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Для картины был построен специальный павильон. Модели подбирались художником на протяжении длительного времени. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. В поисках нужного образа «сличаются» женские имужские головы натурщиков, копии сантичных статуй иитальянских мастеров, натурные этюды.
В этом многие современники Иванова увидели почти политический манифест. Одной этой группы было бы достаточно, чтобы обессмертить имя художника. Иванов, вдухе времени, всегда почтительно идаже спафосом отзывался ознании инауке.
Александр Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года. Особенно характерно лицо раба, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». После этого царь Александр II за 15 000 рублей выкупил полотно «Явление Христа народу».
С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Мастерской композицией, выразительной пластичностью отдельных групп и фигур художник подчеркивает главную идею – духовные потрясения людей вдохновленным пророчеством Иоанна Крестителя о том, что идущий к народу – Мессия. – и для сведения и доказательства, что все это происходило «в Египте», поместить гденибудь уголок пирамид и обелисков. Средства на перевоз картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна.
Метод совершенно новаторский. Место положение «сомневающегося» тоже омногом говорит: онрасположен скраю картины, удороги, сомневаясь идти заХристом или нет. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. Скорее попытка художественно переработать и«вытащить» из многоликого сплава голов, жестов, улыбок, движений— задуманный характер.
Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. «Явление Христа народу» есть существенно не этнографический факт, а душевный, тогда как Иванов до очевидности рисовал этнографию и это до очевидности видно по его эскизам. Учился передавать исамый воздух, аэто великое умение.
Критика картины Явление Христа народу
Некоторые критики отмечали вэтой несоразмерности смысловую перверсию: пророк «перевешивает» Спасителя. Юноша похож на мраморную скульптуру, его тело идеально выписано. Однако в VIII веке набрало силу религиозно-политическое движение против почитания икон и других изображений Христа и святых (иконоборчество).
Судя по головным уборам, перед нами не израильтяне, а путешественники. Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель. Мы знаем, что Христос пришёл не только к иудеям, но ко всем и к римлянам в том числе. Но Христос и Его первое явление евреям. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон.
Тайный смысл картины Явление Христа народу
Сам художник тяжело переживал холодный прием картины, которой он отдал почти всю жизнь. В центре композиции – Иоанн Креститель, совершающий обряд крещения в водах реки Иордан. Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Первый, рыжий, – апостол Иоанн, самый молодой из них. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна.
Модели подбирались художником напротяжении длительного времени. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Смысл фигур «дрожащих» втом, что они лишены покрова, обнажены, незащищены.
«Так тяжело». Надо быть каббалистом или по крайней мере русским суевером, - прожить годы, провести юность где-нибудь среди вотяков, видя их языческие жертвоприношения, - по крайней мере провести время и немалое, среди цыган и цыганок, чтобы почувствовать эту жадность к волшебству и испытать ту неуверенную колеблющуюся психологию, которая ищет «в теперешнем» знаков «будущего». За нее художник удостоился звания академика.
«Иисус должен быть один абсолютно», – подчеркивает он. «Ближайший коХристу» недвижется спотоком толпы, онмысленно продолжает движение Христа исоздается впечатление того, что Гоголь пришел стой стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь сНим поцветовым пятнам одежды. В героях своей картины он хотел видеть не внешнюю красоту, а глубокую правду чувств и характеров, «старался на лицах всех людей ловить высокие движения душевные».
С поразительной точностью, выразительностью и реалистичностью мастер изображает ее. Серьезное, вдумчивое отношение Иванова к предмету, полное отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его приверженность к натуре искание красоты не в внешней и случайной, а обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению изображенных лиц, -- все это завоевало творцу «Явления Мессии» горячее сочувствие преимущественно молодых художников, было для них настоящим откровением и оказало решительное влияние на многих из их числа. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам.
Здесь звучит тема наготы. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Несмотря натакую большую обобщенность, Иванов смог удержать ииндивидуальность каждого образа. Последствия этого вскоре дали о себе знать.
Думается, что вкупе все сыграло здесь свою роль: книга Штрауса, революционные события вЕвропе, само время, стремившееся «алгеброй гармонию поверить»— все неразвязанные узлы иутопии XIX века. Это грешно». В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын» и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу».
В Риме картина имела огромный успех. Основное действие картины развернуто вдоль плоскости гигантского холста. Идея храма не связана сопределенной конфессиональной традицией.
Он указывает на Христа. Иными словами, в образе постороннего наблюдателя. Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель.
Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н. В. Вскоре Иоанн лишился родителей. Работал Иванов с«дотошностью немецкого профессора». В этих работах открывается библейская история.
Описание картины Явление Христа народу
Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас. Да исам художник за двадцать лет работы над картиной поменялся внутренне.
В конечном итоге «сомневающийся» один из самых красивых. Вот таким образом её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы.
Образы в картине «Явление Христа народу»
Невозможно предположить, очем думает раб. Это прямой портрет Гоголя. Вероятно, он принадлежит к мистической религиозной секте, ожидающей прибытия божьего посланника. По замыслу Иванова, картина должна была изобразить на лицах весь ход обращенья человека ко Христу.
Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов. Из последних назовем: «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе. Ему было важно создать образы архетипические, но живые, невыдуманные.
19:7). 11. Раб – одна из самых сложных фигур для толкования. Отец хочет быстрей накинуть насебя одежду, амальчик впоисках защиты жмется котцу.
Сам маститый и пользовавшийся в то время большим авторитетом П. Корнелиус несколько раз пожимал руку русскому художнику и повторял: «Un valoroso maestro. » («Вы – большой мастер. »). и – больше ничего. Один Иоанн Креститель с его: «-Вон, вон. Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын». В нем угадываются портретные черты писателя Н. В.
Все ждали этого. Особенность этого образа втом, что вдуше «странника» никак неоткликается все происходящее: вотличие отвсех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит наповоротное событие вовсей истории человечества. Такие секты в то время были популярны среди малоазийских греков. 9. «Сомневающийся» на полотне находится в группе апостолов.
Если вспомнить иконографию сюжета «Сошествие Христа в ад», там под изображением Христа по вертикали располагается ад – чернота и образы боли человеческой. Сотворите же плоды, достойные покаяния. И что здесь важно – живописца интересовал именно психологический аспект, а не религиозный. Александр Андреевич Иванов (1806–1858), знаменитый художник, работавший вжанре исторической картины, родился вСанкт-Петербурге.
В Ветхом Завете также запрещалось изображать Бога так как люди не видели Его Образа: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь» (Втор. 4:15). А вот на Родине ее встретили поначалу прохладно. Десять лет спустя Иванов сгоречью признался Герцену: «События, которыми мы были окружены, навели меня на ряд мыслей, от которых яне мог больше отделаться, годы целые занимали они меня и, когда они начали становиться яснее, яувидел, что вдуше нет больше веры».
Описание настроения картины Явление Христа народу
Пробой пера на эту тематику стала картина Явление воскресшего Христа Марии Магдалине, созданная в 1834 году. Считается, что эта книга сыграла особую роль врелигиозном кризисе Иванова. В мае 1858 года картина А. Иванова «Явление Христа народу» наконец прибыла в Петербург. Каждый из них – это поиск оптимального решения. Тем не менее сама тема картины, кажется, не оставляла его.
К тому же на настроения русской интеллигенции влияли события, происходивие вэто время вЗападной Европе. Он в шляпе и с посохом путешественника – он путешествует. Немного спустя после выставки художник Иванов заболел холерой и умер. Взгляд Нафана направлен вниз и в сторону, лицо выражает предубеждённость. На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам Священной реки, чтобы послушать проповедника Иоанна, очиститься от грехов и принять крещение от него. Есть в Евангелии такие слова: «Льна курящегося не угасит, трости надломленной не переломит». В 1827 году молодому живописцу была пожалована большая золотая медаль и звание художника XIV класса за картину Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару. Совершенствовать свой талант Иванов уехал за границу – сначала в Германию, затем в Италию. Скорее здесь большее, это образ человеческой земной неправды, несправедливости.
Вовзаимодействии находятся «смотрящий» игруппа издвух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец исын». А. А. Иванов и Н. В. Гоголь были друзьями.
Анализ картины «Явление Христа народу»
На смену приходит скептическое, рациональное поколение. Белинский писал: «нам мало наслаждаться искусством, мы хотим знать, без знания для нас нет наслаждения». Точно явлена внезапная, еще робкая радость этой измученной души— сХристом приходит надежда не на земное, ана божественное правосудие исострадание. Интересен портрет «дрожащего»— (крайняя справа обнаженная фигура мужчины) воценке Михаила Алленова: «Ивановский дрожащий, всвоем роде— мещанин, привыкший охранять себя от любых сквозняков, трепещущий от одной мысли ораспахнутых дверях иоткрытых пространствах». Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены. Мы знаем, что иудеи ждали этого момента сотни лет.
А. А. Иванов выехал заграницуи, посетив ряд городов Германии иИталии, почти навсю жизнь поселился вРиме, органически войдя вжизнь международной богемы «вечного города». В них многократно варьируются образы картины – раба, дрожащего, сомневающегося и других. Их больше впечатлял Креститель, чем Мессия. Но неужели для «смирения» художник поставил Его так далеко. Офербек, который привык видеть в Иванове робкого ученика, внимательно прислушивавшего ся к его советам, «провел несколько часов перед оконченным произведением и только в состоянии был произнести: «Кто бы мог подумать: Иванов нас надул. ».
Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». Иванов изобразил себя вобразе странника или путешественника. На пути кХристу остаются борения человека XIX века, который «немог расстаться сосвоей мнимой свободой ума исердца, стать рабом Христовым»— слова архиепископа Иоанна (князя Шаховского) оЛьве Николаевиче Толстом, но как точно они характеризуют большую часть мятущейся интеллигенции XIX века. Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию. Замысел композиции большого произведения «Явление Христа народу» (1837-1857 гг. ) возник у Иванова в середине 30-х годов. Привычно внем видят образ социально угнетенного человека.
Явление Христа народу (картина) Википедия
Они внимали каждому его слову. томятся. Его выбор остановился на так называемой «аванзале крещенского подъезда» (Белом зале) Зимнего дворца. Выходящий из воды старик и юноша (в левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу.
Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность. Здесь человечество перед фактом явления Христа. Тело его и взор обращены к Христу. Увы, «Беллерофонт» и «Беллерофонт».
Шаг Христа в картине А. Иванова направлен прямо к группе «грешников», возглавляемых фарисеями. Немощный знатный (судя по голубой тоге) иудей, тронутый проповедью Иоанна, пораженный последними его словами «Вот Агнец Божий. », спешит при помощи товарища встать и взглянуть на Мессию. Так «голова Иоанна»: а причем же тут «явление Христа народу». Фигуру раба Иванов пишет посредине и ровно под фигурой Христа. Однозначной оценки произведение искусства не получило. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Образы в картине не просто толпа и вовсе не случайные люди.
- «Иисус должен быть один абсолютно»
- Дмитрий Бак: на полотне Явление Христа народу есть фигура Гоголя
- «Явление Мессии»: зашифрованное послание современникам
- «Явление Христа народу» Александра Иванова
- АЛЕКСАНДРЕЕВИЧ ИВАНОВ Картина Явление Христа народу Явление
Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: Порождения ехидны. От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал.
Контрастом кэтой группе— апостолы за спиной Иоанна Крестителя. Ихдружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника иписателя. В то же время в картине появляется еще один интересный персонаж – его принято называть «ближайший ко Христу». Допускались к примеру изображения херувимов в Храме (Исх. 26:1, Иез. 41:17-25). Это особая задумка автора картины. Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался кмнению Гоголя, авокончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в«ближайшем коХристу» персонаже.
- «Явление Христа народу» (1837 – 1857) – зашифрованное послание современникам
- Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова
- Самое интересное в виде мозаики
- Необычные детали «Явления Христа народу»
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Он ничего не делал, только рисовал
- «Явление Христа народу» – краткое описание
- Иудеи, пришедшие к водам Священной реки
В середине XIX века внастроении русского общества происходит перелом. Кроме того, сходством списателем наделены идругие персонажи (фигура «дрожащего отца» и«раба»). Да и нечего было произнести: в крещении ни «исторического значения христианства», ни «внутреннего действия Христа на душу» – не было. Стоит также заметить, что римский философ II века Цельс в своём сочинении «Правдивое слово» (2-я половина II века) среди критических высказываний в адрес христианства бегло упоминал и о внешности Иисуса: «Раз в теле был дух божий, то оно должно было бы резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать или убеждать ведь невозможно, чтобы нечто, в чём заключено больше божественного, ничем не отличалось от другого а между тем ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью» Это свидетельсьвует, что и ранние христиане считали образ Христа человеческим. «Библейские эскизы» остались незавершенными.
В нынешнем году 16 июля исполнилось сто лет со дня рождения А. А. Иванова, творца «Явления Христа народу» – картины, хранящейся в Московском Публичном Румянцевском музее. Радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Другая группа людей (вправой части картины) двигается отХриста: это простой народ идущий кводам Иордана, чтобы принять крещения отИоанна Предтечи.
- Картина Явление Христа народу в Третьяковке удостоена особого внимания
- Композиционные особенности и образ Христа
- «Смотрящий» и «дрожащие отец и сын»
- Словари и энциклопедии на Академике
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Картина Явление Христа народу (1837—1857)
- Металлические рамки для фотографий
- Металлические рамки для плакатов
Начнем с того, почему художник называл этот сюжет всемирным. Одно событие недели – это получение Третьяковской галереей в дар полотна художника Эрика Булатова «Картина и зрители». Общность взглядов сблизила их и художник запечатлел писателя на полотне. Сама картина как бы вырастает из реалий либеральной русской среды середины XIX века. История создания ее очень интересна.
Ну, - это хорошо к «Путешествию Ливингстона», к «Странствованию по Св. Его сразила серьезная болезнь. Это крайняя фигура и на ней останавливается движение.
Такого в живописи люди еще не наблюдали. Что так долго не дается, не выполняется, что до такой степени «ползет» – уже не есть плод вдохновенья. 1:34). Здесь отчетливо виден другой пластический рисунок— юный, «распахнутый», златокудрый Иоанн Богослов, живые струящиеся складки его алой накидки, за ним апостол Петр, готовый двинуться впуть, апостол Андрей, весь обратившийся вслух.
Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя. Кажется, будто мастер рисовал кистью, на кончике которой был солнечный свет. Зал был готов к1932году, полотно заняло свое место там, где оно находится исейчас.
Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Мальчика нарекли Иоанном. Иванов помещает Гоголя ближе всех кХристу, тем самым стремясь отразить его набожность. Орабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».
- Видео: Иванов А А 39Явление Христа народу39
Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Невозможно предположить, о чем думает раб. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. НоИванов, несмотря навсе возражения, приступил кработе над этой темой. Отчего Иванов отнес Иисуса вдаль, - в такую перспективу, что фигура Его представляется маленькой, а лицо и вовсе не разглядываемой. Ноесть идругая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто ирадостно, онсмотрит наИоанна ирадуется вести оприходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается накартине: это раб, ноулыбка эта скорей безумная), что говорит нам опокаянии.
А вот Спаситель изображен вдали. «Дрожащий» олицетворяет идею неподготовленности человека к переменам, он страшится их и привязан к прошлому (как и старики, он слушает, а не смотри). И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя. Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений, пробегают по всем лицам новые впечатления.
Иванов изобразил себя в образе странника или путешественника. Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Н. В. Гоголем. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях. Художник, показывая в картине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики.
Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. И для этого есть свои основания. Кто внушил вам бежать от будущего гнева.
Данное произведение искусства было передано в Государственную Третьяковскую галерею. «Математика» для Иванова— обобщение всякого научного познания. Этот особый взгляд скептической эпохи позволяет по-своему толковать «Явление»: люди на картине Иванова лишены легковерия, они вслушиваются, вдумываются, сохраняя дистанцию сомнения.
Но в окончательном варианте (а художник сделал около 300 эскизов) Иванов уменьшает Христа, так что Он становится меньше всех. Здесь оно и находится по сей день. Этот образ словно состоит из одних лишь сомнений. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. Выразительны и следующие фигуры первого плана. На это косвенно могут указывать и его ярко-белые одежды без коричневых прожилок.
Это – компиляция кистью на философскую или ученую тему. Одно событие недели – это получение Третьяковской галереей в дар полотна художника Эрика Булатова «Картина и зрители». Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать – оно существует. Также в Новом Завете Иисус Христос говорит: «Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите и не видели» (Мф. 13:17).
Это кажется совершенно непоследовательным, противоречивым— содной стороны, разочарование ввере, сдругой— «Библейские эскизы». Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан. «Явление Христа народу» – темою этою Иванов как бы хотел изваять и увековечить страницу учебной истории, так сказать, построить тяжеловесную и тысячелетнюю пирамиду на труд одного вечера Иловайского, где сей ученый муж и сотни ему подобных изъясняют в важных и равнодушных строках «все значение пришествия И. Христа» на землю, собственно – появления Его среди народов и еще колоритнее – «появление Его в истории» – и даже пожалуй именно в «истории Шлоссера», Вебера или Иловайского. Замысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи.
Специальным именным постановлением художнику было предоставлено право самому отыскать подходящее место для экспозиции своего произведения. Вкартине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами вабсолютно новом облике изанимает особое место. На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю. По словам Иванова, речь так тронула невольника, зародив надежду на освобождение (Иванов сделал акцент на этом моменте в контексте споров об отмене крепостного права), что слезы покатились из его красных глаз.
Что мог знать и изобразить о них Иванов, кроме «еврейских бород», смуглого цвета кожи, непременной «шкуры на плече» Иоанна Крестителя и – фигур в разных позах. Были обсуждения, куда поместить картину. Разбирая сверток одежд своего хозяина, раб слушает проповедь Иоанна Крестителя. В этом отроке как будто уже предчувствуется будущий христианский мученик.
Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже. Стоит отметить, что в Ветхом Завете запрещалось изображать чужих богов. Иаков здесь воплощает тип человека спокойного, не порывистого, но такого, которому для принятия решения нужны очень серьёзные основания. В «Крещении» же ровно ничего из этого не сказалось, ничего нежного, проницающего, трогающего, преображающего.
Но все в нем выдает «сына Божьего» : и величественность поступи и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. За успехи в рисовании еще в юношеском возрасте он получил две серебряные медали. Иеще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство сГоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя. Не заметно. Крайний слева в дорожной шляпе – это автопортрет Иванова. 6. Художник показывает, что встреча со Христом может произойти в любом возрасте. Пушкинское «Ум ищет божества, асердце не находит»— тоже из XIX века, века, вкотором на роль божества последовательно примеряются то искусство, то наука или революционные идеи, но таинственное живое единение сБогом эта эпоха не удерживает идраматичный опыт прошедшего столетия остается нам, потомкам, для осмысления. Но Иванов передает другое, самое главное творческое послание, которое уходит за рамки сиюминутных смыслов той эпохи: содной стороны, вкартине есть разорванность между земной инебесной жизнью но, сдругой стороны, одновременно есть иглубинная, вечная тоска человека по иному, горнему миру, по тому Христу идущему вдалеке на фоне тающих вголубой дымке далеких гор. В этом вечный смысл картины, которая сегодня не случайно занимает всю громадную стену взале Третьяковской галереи. Они отворачиваются от Христа, как бы отвечая на слова Иоанна Предтечи: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.
Но все же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. Главная идея полотна «Явление Христа народу»— тема выбора пути, которая впервые прозвучала врусском искусстве ипотом еще долгое время многократно повторялась вразличных ееаспектах, питая собой новые поколения художников. 3:9, 10). В 1837 году Иванов начал работать на холсте размером почти 7, 5 х 5, 5 метров. Свой «всемирный сюжет» Иванов находит вЕвангелии: «я остановился на С 1848 года картина «Явление Христа народу» была почти такой же, какой теперь мы ее видим. На огромном полотне— собирательный образ человечества «на перепутье из физических сил вдуховные»— так сам Иванов определил тему своей работы. Два центральных образа картины— Иоанн Креститель сего призывом кпокаянию иСпаситель, через которого идаровано миру спасение. Иоанн Креститель на переднем плане картины. В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник и исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет».
Ноэто нечто большее, чем просто автопортрет, онотражает душевное состояние художника. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. 3.
Для того, чтобы добиться подлинности эмоций, художник много времени проводил в церквях, наблюдая за молящимися, он изучал лица евреев их мимику, выражения лиц в разных обстоятельствах, а потом искал по всей Италии натурщиков, похожих на древних иудеев. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: «Порождения ехидны. мучительная какофония, под которою упал художник, сам как бы «Христос под крестом». Известный художник Лилия Ратнер очень точно выразила его суть: «Пророческое видение А. Иванова заключено втом, что эпоха хотела ине могла удержать живое чувство единения сБогом». Если так, то тем более нужно признать раба одним из смысловых центров композиции. Рядом с ним стоит отрок со сложенными руками. Это дань Иванова античности.
Видно, что внутри него что-то происходит. Картина без сюжета или, во всяком случае, «не по подписи». Иванов сособой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза.
Он во всем искал новых сведений, уточнений кизучаемым евангельским событиям. Такая же и подобная гадость и ненужность продержалась у нас сто лет и рухнула как балаган. Что за поразительность в знаменитой картине, которая рисуется целую жизнь и которую вся Россия ждет увидеть, - нарисовать главное лицо, до известной степени Единственное Лицо (ибо на кого же в присутствии Иисуса смотреть. ) так, что. Всвою очередь Гоголь, общаясь сИвановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник и исходя изэтого, вносит изменения вповесть «Портрет». Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг. Но как отличается порывистость одного от порывистости другого.
Иванову пришлось пройти через тяжелый религиозный кризис иего картина, вырастая из реалий своего времени, отразила духовный надлом не только автора, но ицелой эпохи, большей части интеллигенции середины XIX века. Картину «Явление Христа народу» Иванов задумывает вРиме, куда он прибыл в1830 году вкачестве пенсионера Петербургской Академии художеств. Круг его общения вРиме был не широкий, но выбор знакомств делал ему честь: он дружил сГоголем, Жуковским, общался сГерценом, сблизился сНиколаем Рожалиным— знатоком античности инемецкой литературы ифилософии. В картине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами в абсолютно новом облике и занимает особое место. «Сомневающийся» наполотне находится вгруппе апостолов. Это лицо так изумительно написано художником, что зритель как будто видит дрожание мышц на его лице, во всем движении его так и оставшегося обнаженным тела чувствуется трепетная радость. Выставка живописного полотна и всех относящихся к нему эскизов и этюдов была организована в одном из залов Императорской академии художеств, но работу художника тогда не оценили. Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя. В 1850-е Иванов ознакомился скнигой Штрауса «Жизнь Иисуса».
Здесь звучит тема наготы. Иными словами, вобразе постороннего наблюдателя. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы.
В начале работы над картиной мастера увлек библейский сюжет. Для картины написано около четырехсот этюдов, портретных набросков, законченных пейзажей. В1835 году онначал писать картину надовольно большом холсте (172247см), нов1837году, когда уже приблизился кеезавершению, взял другой холст, всемь раз больше ивновь приступил кработе. Доофициального признания художник недожил всего несколько месяцев. Это грешно». Последние годы вРиме Иванов действительно почти не работал над «Явлением». Да, «смирение» очевидно занимало Иванова, как и его друга Гоголя. Несбыточность и невозможность, как «Юрий Милославский» под пером петербургского чиновника Загоскина или как «Джулио Мости», «драматическая фантазия с интермедией», Кукольника.
Тогда понятна очень большая и выпуклая фигура Иоанна. Более двадцати лет работал художник над этой картиной. Справа— фигура «ближайшего к Христу», в котором узнается облик писателя Н. В. Гоголя. Настоящее название картины- «Пустынник Иоанн среди народа». Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить.
Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Фарисеи спиной кХристу, спиной кИстине. И каждое новое поколение, заболевшее этой тоской, будет всматриваться вобразы картины иискать своей встречи сХристом.
Еще одна интересная пара – юноша и старик внизу картины. Известие это произвело на Иванова очень неприятное впечатление. Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России.
До второго пришествия Христа может увидеть только тот, кто очень этого хочет. Чем-нибудь они измучены, эти люди. А написано под картиною и тема была «Первое явление Христа народу». Зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка, который говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. В 1857 году он отправляет картину в Петербург не законченной. одежд, фигур, фигур феллахов, для чего-то введенных в темницу.
Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. В нём нет отторжения, нет торопливости. тот же «Беллерофонт», почти. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. В июле 1858 года Иванов умер от холеры.
Шесть лет назад работа была завершена. Так же, как просвечивает приверженность ккомфортной земной жизни вхоленой плоти хозяина раба, «достаточного человека»— (сидит на земле, повернувшись обнаженной спиной кзрителю). В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте.
А вот Спаситель изображен вдали. Писать без веры религиозные картины— это безнравственно. Тут есть немножко Гоголя иллюзий его последних лет.
Ни – в крещении, ни--в каком-либо другом событии на улице, среди толпы. Слева от них изображены старик, опирающийся на палку и обнаженный юноша. В 1857 году работа над огромным полотном была закончена. Все это время Иванов упорно работал. Образы вкартине непросто толпа ивовсе неслучайные люди.
Это так называемый «странник», в образе которого Иванов запечатлел самого себя. Этот образ словно состоит изодних лишь сомнений. А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа.
И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо под фигурой Иисуса и справа перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые смотрят. А. А. Иванов иН. В. Гоголь были друзьями. Вконечном итоге «сомневающийся» один изсамых красивых. «Все более или менее согласились называть нынешнее время переходным, — писал Гоголь всвоей Авторской исповеди вконце 1840-х годов. — Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир вдороге, ане упристани». В это время растут революционно-демократические настроения. Какие эмоции оно выражает.
Но все в нем выдает «сына Божьего» : и величественность поступи и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями горhellip- Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. Когда Иванов уезжал в Италию на три года (а в результате пробыл там 20 лет), он ещё не определился до конца, какой сюжет выберет. Однако русские революционные демократы поспешно записали Иванова всвой лагерь.
Особенно это заметно на этюдах к полотну. Талантливый мальчик быстро добился успехов – его работы были отмечены двумя серебряными медалями, позже Иванов-младший получил малую золотую медаль за картину Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора. Иаков смотрит внутрь себя, он хорошо знает Ветхий Завет, а это закон и пророки.
К нему стали стекаться люди из ближних селений. В контексте того времени становится понятен пафос творческих задач Иванова: «я уже обрек себя умереть на пути кпользе отечества», отсюда же не прост картина, а«сюжет моей картины всемирный». На переднем плане— изображение раба сверевкой на шее.
Удивительно. О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».
Главная идея полотна «Явление Христа народу» – тема выбора пути, которая впервые прозвучала в русском искусстве и потом еще долгое время многократно повторялась в различных ее аспектах, питая собой новые поколения художников. Как верно отметила искусствовед Н. Дмитриева, «Иванов действительно дышит воздухом древнего эпоса, действительно переносится вмир Библии». Его выбор остановился на так называемой «аванзале крещенского подъезда» (Белом зале) Зимнего дворца. В этом смысле отдаленность Христа не случайна, как не случайно все пространственное решение картины.
Единственный казус. Когда экскурсовод в Третьяковской галерее, рассказывая о картине «Явление Христа народу», подчеркивает, что художник работал над ней двадцать лет, то это производит впечатление на публику. Это сам Иисус Христос – Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Он родился в 1806 году в семье художника.
Сравните эти два лица: Иаков смотрит внутрь себя, где идет глубокий анализ, лицо же Нафана выражает что-то вроде «не знаю, не знаю, может ли быть что-то хорошее из Назарета. ». Интересна история создания образа. Фатум, -но кое-что говорящий собой о художнике, о работе, может быть, даже о теме ее.
А. А. Иванов учился передавать освещение предметов наоткрытом воздухе утром, днем, вечером. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. В 1848 году Европу охватили народные выступления, национально-освободительные движения. В этом юноше многие современники Иванова видели символ античности.
Но вего главной картине, «Явлении Христа народу», осталось глубокое послание Александра Иванова из XIX века. Художники всех наций и направлений стекались толпами и уже не было ни о ком разговоров, кроме как о русском художнике Александре Иванове и его картине. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии.
Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий. Справа спускаются книжники и фарисеи с письменами Закона на своих белых одеждах. Тогда центр тяжести картины вовсе не вявлении Христа. Ноэто неозначало отрыва отРоссии. Размеры картины поражают: 540 x 750 см. Поездка растянулась почти на 30 лет, так что художника стали забывать на родине. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом.
Фигура очень маленькая. - Действительно, на знаменитой картине Александра Иванова Явление Мессии (или Явление Христа народу) – в облике одного из персонажей изображен Гоголь. Вот таким образом её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Он создал медиапроект под названием «ПроЯвление», в котором завел разговор с полотном Иванова. «Смотрящий»— это образ, который полностью соответствует пониманию наготы вантичной философии: совершенство тела идуха, единение сприродой, гармония икрасота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть вмире. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера.
Создается впечатление, что человек качается от дуновения ветра. «Явление Христа народу» – картина, поистине являющаяся шедевром. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. И найти ему ее удалось. Художник использовал свой опыт высокомолекулярной обработки тканей, которой занимается 15 лет. В глубине центральной группы – человек в серой широкополой шляпе с посохом.
Позднее двадцатый век даст свои выстраданные ответы мятущемуся девятнадцатому столетию. Он был тоже очень горячим и порывистым.
Еще могут быть какие-то громкие открытия. В центре картины, рядом срабом— обнаженная фигура златокудрого юноши, пластическая законченность его благородного ипрекрасного тела. «Смотрящий» – это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца.
В одном из пророчеств сказано, что в Нём не будет ни вида, ни величия. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Накартине изображен теплый солнечный безветренный день, нопочемуже эти двое дрожат. Если «голова» закрыла все поле, заняла 20 лет работы. Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоятельные работы.
Глядя наних, можно окаждом сказать достаточно много: как онжил доэтого момента, кем является сейчас. Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. И для Иисуса у него нет тех бесчисленных эскизов, какие остались «от мальчиков» и от «головы Иоанна». Однако Нафанаил, крайний слева вгруппе апостолов, не поддерживает общий порыв, — он «сомневающийся», сомнения «обездвиживают» его— застывшие складки одежды, опущенная голова, замкнутые руки.
От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
В толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Вот окаком понимании наготы здесь идет речь. Обратите внимание, как он пишет лица кавалеристов: это не лица злодеев. За ним стоит апостол Пётр. «Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. Впротивовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец исын» издесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты.
В его правой части, среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися черными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на него. По меткому выражению историка искусства иобщественного деятеля того времени, Владимира Васильевича Стасова, Иванов «всех слушал иникого не слушался». Участники картины объединены в группы. Он ведь приобретал именно работы своих современников. Они прочитывали его картину абсолютно сдругой перспективы:«Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы идущий дружной толпой за горячим проповедником», — так написал окартине Репин, чьи взгляды были созвучны взглядам революционных демократов.
Создается впечатление, что человек качается отдуновения ветра. Перевернем обратно и вообразим египтян – рисующих «Слушателя у телефона», ассирийца – ваяющего «Русского протодиакона» или китайцев – изображающих «Конспиративную квартиру на Садовой улице». Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя.
«Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» и др. Это цикл изображений будет иллюстрировать всю историю отношений человека иБога. Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее.
Тем не менее он был поглощен новым делом— созданием огромного цикла, который вошел висторию искусствоведения под названием «Библейские эскизы». Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Рядом лицо ещё одного ученика – Нафана. Это явилось огромным вызовом для людей верующих или по корням православным.
Словно именно пророк несет ответственность за судьбы человечества. 28 мая «Явление Христа народу» было показано членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Так, 3 июня Иванова не удостоил принять в Царском Селе гофмаршал императорского двора граф Шувалов, «который был в ту минуту болен и выслал сказать через секретаря, что картина не можа оставаться более во дворце и что ее нужно отправить в Академию». Огромной заслугой художника здесь является его тонкое понимание психологии человека. Закон говорит о том основании, том минимуме, ниже которого человек не должен падать.
Зал был готов к 1932 году, тогда полотно и заняло свое место, где находится и сейчас. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии.
Но Его нет, почти нет. Христос на картине Иванова направляется прямо к группе «грешников», возглавляемых фарисеями. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Но, как всякий большой художник, он не мог не задавать себе вопросов: где выход, вчем разрешение этих больных социальных проблем. Онсказал: голос Твой яуслышал враю иубоялся, так как янаг искрылся» (Быт. 3:9, 10). все ждут – но он почему-то задержался».
Раб— одна изсамых сложных фигур для толкования. Была такая традиция – вносить себя в библейские сюжеты и на иконы (об этом часто просили заказчики). Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого ближайшего к Христу) живое, острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворенность окружающим миром. Выставка, которая состоялась в 1858 году, произвела на общественность впечатление сильное, но неприятное.
Иванов вместо того, чтобы взять «христианство» как «факт души», «перелом души», страницу «моей душевной истории», -что возможно было выразить через беседу с Никодимом, с Самарянкой, через «Преображение» и многие другие внутренно-душевные, страшно-замкнутые, как бы «запертые» страницы Евангелия -взялся изобразить «историческое значение христианства», «роль его в истории». Как отмечал Гоголь в одном из писем, Иванов «не только не ищет профессорского жеста и житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, так как уже давно умер для всего мира, кроме своей работы». Далее – кроткие, скорбные женские лица. В отдалении схолма спускается группа фарисеев. Христос повернут кним итем самым замыкает круговое движение взгляда.
Много выпало лишений на долю будущего пророка. Гоголя, с которым был дружен Иванов. Каким себя видит Иванов. Уже тогда Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. Эпоха, поддавшись искушению рационализмом ищет опоры вточном знании. А в июле 1858 года умирает.
Но когда этот «нуль» Иванов разрисовал до очень большой величины, занял им все полотно картины и он только один и виден, этот нуль, а Христос почти не виден, то. Но тут начинается война и французы вторгаются в Древний Рим.
Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Обозревая первый план картины, мы встречаем лица, отмеченные мучительной работой сознания. «Путешественник» непривлекает ксебе внимания, оннаходится втени камней, вгруппе людей, которые сидят наземле вцентральной части композиции. Вот о каком понимании наготы здесь идет речь. Настолько все в ней светло, лучезарно, ликующе.
Смотря на него, можно увериться в том, что этот раб станет одним из самых ярых сторонников христианства. Гоголь, обладавший для Иванова огромным духовным авторитетом, ктому времени умер, Достоевский еще не имел того определяющего значения вкультуре, которое он приобретет позже. Мы же помним слова Иванова: «Писать без веры религиозные картины— это безнравственно. Но вцелом это был гигантский труд. Ниже на иерархической лестнице стоят зеленый и черный. Вот «оды» – без восторга, «сатира» – без злости, «театр» – без какой-нибудь необходимости что-нибудь и кого-нибудь представлять: все вообще и в целом «Беллерофонт, поражающий Химеру» – под кистью петербургского начинающего художника, которому ни до Беллерофонта, ни до Химеры дела нет, а есть дело до его экзаменаторов, строго посматривающих на ученическую работу «начинающего». Эта «голова Иоанна» и есть самое замечательное «лицо» в картине, - есть самый сюжет, возбудивший толки, удивление.
Дадут свой ответ ифилософы— уже вдвадцатом веке Иван Ильин выскажется вотношении знания иверы: «В области веры имеется своя особая достоверность исвои полноценные основания, не замечать их или отвертываться от них можно только по недостатку духовного опыта». Мыневидим воздуха, кажется, его инет вовсе.
Художник достигает выразительности используя только человеческие тела, позы, пространственное положение в композиции, выражение лица. Пейзаж гармонично сочетается сфигурой Христа ираскрывает внутреннее спокойствие. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. ничего не видно.
В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. В том же 1858 году он умирает от холеры. опять какое же это и почему «явление Христа народу», а не скорее «затмение Христа народом». Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой.
Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» – мальчик и отец. 9 июня картина была перенесена в здание Академии художеств и вскоре открыта для обозрения публики. Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего коХристу» идет старик, который водной руке держит посох, адругой указывает наГоголя. А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа.
Так А. А. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. На первом плане выделяется группа «раба и господина».
Это иесть «Библейские эскизы» иэто лучшее, что создал Иванов. В левой руке Предтечи находится крест – символ новой веры. Как известно, действие изображенное на полотне, происходит в Палестине. Свой художественный метод сам Иванов определил как путь «сличения исравнения».
Художник, показывая вкартине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, ав1824 году ималой золотой медалью занаписанную попрограмме картину «Приам испрашивает уАхиллеса тело Гектора». Карамазовых»). Император принёс его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова).
До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. В 1858 году Иванов, наконец, вернулся из Италии вПетербург ипривез ссобой «Явление Мессии». Одновременно нет окончательной преграды, чтобы войти туда.
Одет он в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Несколько позже в журнале «Сын Отечества» появился резкий отзыв В. Толбина об этой картине. Затем последовали две золотые награды. Учился будущий мастер в Императорской Академии Художеств. Жаль, что сделать ему этого не удалось. Говорили, что эскизы вышли гораздо сильнее.
Мальчик до того дрожит, что, кажется, будто слышно, как щелкают его зубы. В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован. Там он находится и по сей день. Картина ничего об этом не говорит, да и не могла бы сказать. 2. Отявной сатиры впервоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен вобразе курчавого беса) докрасивого лица, полностью соответствующего античным образцам. Горячая душевная радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами.
Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр IIза15тысяч рублей. Крайнего слева персонажа в коричневом хитоне художник писал с Николая Гоголя. Глаза его опущены вниз. Персонажи картины дают представление о различном отношении людей к этой встрече. Выходящие из воды люди влевом углу картины.
Что-нибудь из последних дней. Работа затянулась на двадцать лет (с 1837-го по 1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов и этюдов (около 600), многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность. Это прямой портрет Гоголя. При возгласе «Вот Агнец Божий. » он оставил одежды и оглянулся назад. Содержание картины всем более или менее известно. Есть эскизы, где фигура Христа крупная, почти такого же размера, как Иоанн Креститель. Эту картину художник начал писать ещё до отмены крепостного права.
Интересна история создания образа. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Кто знает. Центральная фигура на этой картине – Христос.
А еще создал специальный труд о церковных службах – Размышление о Божественной литургии. Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. Те времена, евреи. У Петра ухо обращено в ту сторону, где Христос, но голова при этом развернута. Наполовину так, в смысле и «да» и «нет». Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. С каждым днём снаряды взрывались всё ближе и ближе к мастерской Иванова. А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города».
Кто внушил вам бежать от будущего гнева. Гигантские задачи, священные цели— этим был наполнен исторический день. «Ивоззвал Господь Бог кАдаму исказал ему: гдеты.
Самый высокий, почти огромный – Иоанн Креститель. Она в буквальном смысле была им выстрадана. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше и вновь приступил к работе. Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858), знаменитый художник, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге.
Это путь без будущности, без перспективы. Общая устремленность этих людей— вверх, кСпасителю. «Явление Христа народу» (или «Явление Мессии») Иванов писал около 20 лет в Италии, но так и не дописал до конца. Картина вызвала самые противоречивые толки.
Это состояние души, этот страх перемен, нерешительность просвечивают через внешнюю скованность, «дрожание». Первые уроки живописи получил отсвоего отца, профессора живописи А. И. Иванова, аводиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником вИмператорскую академию художеств, где также занимался вклассе своего отца. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). Он взял подлинную веру, свою и народную, но взял ее не в живом моменте своей или виденной молитвы, а – в отвлечении и обобщении, отнеся к объекту, более которого не может быть: «Мессия перед народом», «первое явление Христа народу». Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Для «смирения». Второй «сомневающийся» – седобородый пожилой мужчина в темном плаще.
Неизменно погруженный (поего собственным словам изписьма отцу 1837года) «внедра тихой умственной жизни», художник находится впостоянном духовном общении сомногими деятелями отечественной культуры, втом числе сН. В. Гоголем. Какие эмоции оно выражает. Штраус вней пытался логически доказать вымышленность всех евангельских чудес ипредставить Иисуса Христа не как Бога, акак просто человека.
Содержание картины всем более или менее известно. Вкартину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. Иной поворот дела, если мы возьмем «грех» и «искупление»: но тогда зачем «Крещение во Иордани». 5. Зрители не чувствовали значительности, торжественности момента. Картина вовсе не изображает того, что под нею подписано.
Среди них выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Иванов, который по-прежнему жил иработал вРиме, пытался как-то защититься от этого «шума истории», сосредоточившись на выстраданной идее своей картины.
«Ближайший коХристу» резко выделяется изокружающих его людей непокрытой головой ипростой одеждой— темной насветлом фоне. Задача современного человека, считал Иванов, утвердить веру «отраслью ума человеческого»: «Мы начинаем уже выкупать род человеческий из пороков, посредством математики, прочным путем теперь человек доходит до своего вдохновенного Спасителя». «Полнота возрастов» повторяется в этой паре «старик и юноша». Получается ив группе апостолов нет однозначного ответа на проповедь Иоанна.
Также, по её словам, фигура в буром есть на всех эскизах картины, даже на тех, которые Иванов написал до знакомства с Николаем Васильевичем. С другой стороны, он сидит у ног Иоанна Крестителя как ученик – он видит себя учеником. Есть соблазн вписать сюжет жизни Иванова всюжет «блудного сына»: «Библейские эскизы» есть не что иное, как подтверждение— человек справился сдуховным опустошением, вера вдуше жива. Судя по цвету кожи, он эллин, а не иудей. Она в буквальном смысле была им выстрадана.
Именно вот таким образом роль русского художника-пророка виделась ему особо значительной. По пророчествам, Мессия должен был прийти из Вифлеема, а тут внешним образом человек приходит из Назарета (мы знаем, что Иисус родился в Вифлееме, но потом Иосиф с семьёй бежал в Египет, а после смерти Ирода они поселились в Галилее, так как возвращаться было опасно). Выставка полотна «Явление Христа народу» и всех этюдов и эскизов к ней прошла в зале Академии Художеств. Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, так как я наг и скрылся» (Быт.
Замысел картины «Явление Христа народу» уАлександра Иванова родился примерно в1833году, ноидею никто неподдержал: Общество поощрения художников назвало еенеудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться зарешение столь сложной задачи. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. Юноша, взбирающийся на берег, – аллегория Израиля после пришествия Иисуса. 5. Он создал медиапроект под названием «ПроЯвление», в котором завел разговор с полотном Иванова. На картине Иванова Христос по вертикали как бы спускается к рабу. Иными словами, «картина не есть последняя станция, за которую надобно драться».
Еще Иванов изображает двух римских кавалеристов. Кроме того, по столице поползли слухи, что царь хочет дать за «Явление Христа народу» вместо предполагавшихся 30 тысяч только 10 или даже 8. Что интересно, картина так и не была закончена.
Накартине раб занимает центральное место иповернут лицом кзрителю. Такие же цвета, как серый, коричневый и им подобные, будто бы не замечались вовсе и их старались не использовать. Изменив направление движения Спасителя, Иванов драматизировал художественное повествование: движение Искупителя было тем самым наделено значением неумолимо приближающегося приговора.
Именно Иванов открыл для русского искусства эпоху пленэра. Они устремились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом. «Значение христианства для истории» конечно определяется «значением Христа для человека», но это сказалось в беседе с Никодимом, с Самарянкой, в секунды призыва апостолов, в словах к Нафанаилу, вообще в «затворенных» событиях, с тайным веянием около слов и поступков.
Именно в этой стране художник и создал свое грандиозное полотно «Явление Христа народу». Интересные факты «Явление Мессии народу» должно было стать его отчётным произведением за государственный пенсион в Италии. Что значит эта встреча для любого верующего человека.
Для общественности это был нонсенс. Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоятельные работы. Я же и говорю, что все это «Беллерофонт». Молодого художника послали на Апеннины «для усовершенствования в исторической живописи» на четыре года — он же сумел растянуть «стажировку» на тридцать три года. Каждый из них — это поиск оптимального решения. Ко «греху» и «искуплению» это непременного отношения не имеет, это первенствующего значения не носит.
Он указывает собравшимся на приближающегося Христа. глядите. » А что «вон» – темно. До появления греческой философии, поменявшей представление о человеке, вера древних греков была очень мрачной, человеконенавистнической их мифы – это круговорот страданий измен, бойни и крови. Отсюда на первом месте в картине и выступает «тот, кто представляет» – Иоанн Креститель.
После очередной поездки ко двору, в Петергоф, где его снова не соизволили принять, он слег. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. В каждом герое его композиции – целый мир из переживаний, чувств, эмоций. Ну, «хитон»: но почему это «явление Христа народу».
Втоже время вкартине появляется еще один интересный персонаж— его принято называть «ближайший коХристу». Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. Если хитон виден, а лицо не видно, то есть только «явление хитона народу».
Это сторонники старой веры. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. Кроме того, по столице поползли слухи, что царь хочет дать за «Явление Христа народу» вместо предполагавшихс я 30 тысяч только 10 или даже 8. Соответствующую натуру он долго искал в Италии. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера.
Иванов уходит от упрощенного схематизма, окончательного деления на верных иневерных. Перед Иоанном Крестителем вцентре композиции— народ, каждый из этих людей по-своему воспринимает призыв кпокаянию. При всей выразительности Иванов создает обобщенные, «вечные» характеры. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей. На заднем плане Иванов изобразил путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь.
В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта. Многое предстояло художнику решить впервые. Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером.
никто.