Картина Жемчужина Врубеля
В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина». Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.
Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Сочинение по картине Врубеля Жемчужная раковина
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Тщательно и творчески переработав наследие мастеров живописного жанра различных эпох и направлений, МихаилВрубель создал свою собственную художественную манеру. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Это уже восхищает и поражает.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Это уже восхищает и поражает. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Михаил Врубель.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей». В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138.
Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. В них нет того, что чувствуется у Врубеля – внутренней борьбы мятущегося духа. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
Только на этот раз она была еще сложнее. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь».
- История гениального художника Михаила Врубеля
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Михаил Врубель «Жемчужина» 1904 Государственная Третьяковская Галерея
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. И в нем кто-то должен обитать. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Это уже восхищает и поражает. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Я долго и внимательно изучал Врубеля и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Да и название выбрано не случайно. Чуть намечена фигура Нептуна.
Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Да. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. «Декоративно все и только декоративно». Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, абсолютно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины -- метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень».
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Отсюда – золотисто-мерцающая цветовая гамма, которая, кстати и создает ощущение умиротворенности. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно.
Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. В его сборнике «Фейные сказки» – вообще легкая импрессионистичность и умиротворенность. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Во многих его стихах (я часто в разных работах обращалась к его поэзии) – стремление к самопознанию без надлома.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета.
Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства -- такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше -- киевских цветочных этюдов (1886--1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). из ее глубины.
Почти во всех картинах Врубеля действительно ощущается надлом, но он, на мой взгляд, не тревожит, а, наоборот, притягивает. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. Вся она с переливающейся поверхностью связывалась в воображении Врубеля со сказочными существами, которые воспел в своих операх Римский-Корсаков, что придавало ей колдовской характер. Прошение было удовлетворено157.
Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Савву похоронили на Байковой горе.
Но эффект целого неотразим. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Во многих его стихах (я часто в разных работах обращалась к его поэзии) – стремление к самопознанию без надлома. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Сквозь безумие проглянул гений».
Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). В состоянии Михаила Александровича перемен нет.
На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей». Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Представители рода Врубелей (от польск. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Сон как будто бы стал продолжительнее. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом.
И в нем кто-то должен обитать. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.
Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури.
Кушает хорошо— и в своё время. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, совершенно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины -- метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень».
Чуть намечена фигура Нептуна. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Сильное, грозное произведение. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Конечно, Врубель писал не просто портрет. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Работа не привела к улучшению. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Например, циклы: «Индийские травы» «Четверогласие стихий» «Мировое кольцо» «Цветные ткани». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Сама по себе раковина уже есть морским чудом. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист.
В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. Спасибо за интересный комментарий. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством.
Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века.
Стремясь к реализации в самых различных начинаниях, Врубель помимо написания картин создал целый ряд монументальных росписей, выполнял театральные декорации, занимался графикой, скульптурой, пробовал себя в качестве архитектора. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства -- такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше -- киевских цветочных этюдов (1886--1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Да и название выбрано не случайно. Академизм же им воспринимался как отправная точка для собственного движения вперёд, как совокупность базовых профессиональных навыков173.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Кто когда-нибудь держал в руках и рассматривал такую ракушку, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Тогда художник вписывает в картину морских царевен. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Сразу выражение его лица изменилось. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.
С другой стороны, если перевернуть картину, можно увидеть точную конфигурацию человеческого уха. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Да.
Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). У Бальмонта, на мой взгляд, его «Я – внезапный излом» – скорее, декларация, чем внутренняя сущность. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Тонкость, подробность, деталь -- ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». Спираль жемчужины устремляет взгляды к центруВрубель изображает раковину намного больше натуральных размеров и она напоминает ему морской терем с загадочными обитателями. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Но планы можно передать и градациями темного и светлого если найти их очень точно, то впечатление будет аналогично цветовому. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Кто же, как не дочери морского царя. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. А свет также дает о себе знать. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Первое впечатление: сумасшедший.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. В них нет того, что чувствуется у Врубеля – внутренней борьбы мятущегося духа. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Спасибо за интересный комментарий. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Нет, не стоит писать.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Кирилле», «Св.
А свет также дает о себе знать. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Да. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Через несколько дней он полностью ослеп155. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Они отсвечивают и тонами моря и закатного неба и сиянием радуги и мерцаниями тусклого серебра.