Картины Александр Мурашко

Дом Мурашко: картина маслом на пороге

— «Дядя хочет, чтобы я постоянно работал в иконостасной мастерской и писал ему «богов», а я не хочу этим всю жизнь заниматься. И она — невысокая, тоненькая, нежная женщина Мария Ивановна Крачковская, тоже ставшая теперь Мурашко. Александр Александрович Мурашко и родился и учился и вырос в Киеве.

Его имя сделалось популярным на Западе. Тогда как через год, в 1911 – Мурашко становится участником «Мюнхенского сецессиона». Тема, без сомнения, была выбрана под влиянием репинских «Запорожцев» Запорожцы Мурашко провожают в последний путь своего предводителя, гроб накрыт красной тканью, каждый держит в руках горящую свечу. Этим удивительным полотном украинский художник покорил элитный Париж, строгий Мюнхен, авангардную Вену и другие культурные европейские столицы. А ведь польза от школы была не только чистому искусству. Это слова не только Репина, но и всех именитых мастеров. Менялся общественный строй, менялись власти и все устои. Художник находит свою толику условности в реальности. Прахов дал больше.

  • Мурашко, Александр Александрович
  • Короткий творческий путь и трагическая смерть Александра Мурашко – одного из самых известных украинских художников
  • Александр Александрович Мурашко
  • Художник Александр Александрович Мурашко
  • Александр Мурашко – гордость украинского изобразительного искусства
  • МУРАШКО Александр Александрович
  • Мурашко Александр Александрович

вы можете запросить все в системе с коробкой. Но ни Петербург, ни европейские столицы не могли соперничать с родным городом, в 1907 году художник возвращается в Киев: «Тут солнце, тут чудесная природа, тут своя культура». Он был родным братом художника Николая Мурашко — известного киевского живописца и педагога, основателя и бессменного руководителя «Рисовальной школы Н. Мурашко» из которой вышли художники Н. Пимоненко, С. Костенко, Г. Дядченко, И. Ижакевич, учились в ней Г. Светлицкий, М. Жук, В. Замирайло, Ф. Красицкий и даже В. Серов и К. Малевич. Именно он рекомендовал поступать в Санкт-Петербургскую Академию. Его остановили трое, жену заставили уйти.

Мастерская располагалась напротив, в доме под номером 8. Среди основателей общества были известные художники Д. Кардовский, Н. Латри, М. Петров и др. — «Что же вам для этого нужно.

Вместе с босяками, на «кукушкиной даче», как шутил иногда, спустя годы. Для Мурашко такой сюжет станет пророческим и ему будет отведена главная роль.

Работы, представленные в качестве отчёта о командировке («В кафе», «Парижанка», «У кафе», «На улицах Парижа», «Парижское кафе. В Национальном художественном музее Мастеру отведено достойное место. Мастер стоял у истоков создания «Нового общества художников», выставки которого с успехом проходили в Киеве, Петербурге, Вологде и других городах России до 1915 года. И погиб здесь же, в июне 1919 года на Лукьяновке.

Саша понимал, что в импрессионизме французов ему недостает строгости: слишком уже хаотическими были мазки, слишком уж терялся основной объект за ширмой эмоций. Но они — достоверны. На родине написаны такие шедевры — «Солнечные пятна», «Благовещение» (единственная картина на религиозную тему), портреты Веры Дитятиной и Веры Епанчиной. Его упрекают за «чрезмерную смелость», но это его не останавливает. Но ему был выдан пропуск «Всеиздата», по которому разрешалось в столь позднее время выходить за пределы дома. Девушка тихонько отклонила тюль и легкой поступью пересекла гостиную. Его настигли. «Случай» стоил жизни талантливейшего художника Украины».

  • Тихий импрессионизм Александра Мурашко
  • Идти за светом: Александр Мурашко
  • Александр Мурашко в собраниях киевлян
  • Девушка с таксой (Мурашко Александр)
  • Короткий творческий путь и трагическая смерть Александра Мурашко – одного из самых известных украинс
  • Самое интересное в виде мозаики

Но это импонировало Мурашко. Многим это не нравилось и откровенно мешало их собственным планам, которые не совпадали с наивными проектами «какого-то художника», пусть и всемирно известного.

Общепринятая версия гибели Александра Мурашко, которую в пятидесятые годы подтверждал министр внутренних дел УССР на страницах журнала «Украина», – художник убит бандитами с целью грабежа. Вечером отдыхали и веселились, а днем. Александр Мурашко стал одним из самых успевающих ее учеников.

  1. Евтушенко Евгений Александрович
  2. Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
  3. Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. Словари и энциклопедии на Академике
  6. Обсуждение монеты Александр Мурашко (0)

Эта тема волнует художника и сегодня, он работает в технике мозаика, как монументалист. У него был пропуск, выданный «Всеиздатом». И все-таки поступить учиться. В феврале 1904 года был утвержден устав и открыта первая выставка.

Идея картины возникла довольно интересно. Как рассказывал впоследствии, основательно «намылил ему голову»: «Как тебе не стыдно, у тебя такой талантливый сын, а ты не только не даешь возможности развиться его таланту, но даже не стесняешься неизвестно почему дать ему свое имя. В программу занятий входили также история искусств, анатомия и перспектива.

«Благовесть»Он жил на Лукьяновке в небольшом частном доме. Репина. Из опубликованных позднее воспоминаний Маргариты Мурашко известно, что в субботу, 14 июня 1919 года, в начале второго часа ночи Александр Мурашко с женой возвращались от гостей к себе домой, в один из тихих переулков Лукьяновки (теперь это территория кабельного завода на улице Багговутовской). К этому мы еще вернемся. Так на холсте Портрет Людмилы Куксинои (1910) Муравей волнует лирический подтекст образа, светоносность прозрачного воздуха и белого снега, на котором так отчетливо изображен изящный, темный женский силуэт. Студия быстро стала популярной в Киеве. «Репин стал проходить мимо мольберта, за которым я работал, точно меня совсем не было в мастерской, » — рассказывал Александр по приезде в Киев на каникулы.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Народное восприятие красоты становится для Мурашко решающим фактором. В эти же годы (он умер в 1928-м) издал в Берлине в издательстве «Грани» небольшую книжечку «Венок на могилу пяти деятелей искусства. «Похороны» были как бы продолжением темы — ведь хоронят кошевого, доблестного Ивана Сирко, присутствующего и на картине Репина. После возвращения из Парижа в Петербург он примкнул к группе выходцев из Академии художеств, которая решила организовать «Новое общество художников» и начала хлопоты об утверждении проекта его устава. Обычно говорят о том, сколько больших художников начинали в школе Николая Мурашко.

  1. Напишите отзыв о статье Мурашко, Александр Александрович
  2. Отрывок, характеризующий Мурашко, Александр Александрович
  3. нш художники з категор Художники Украины ХХ – начала ХХ вв
  4. Мурашко Александр Александрович, украинский художник
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Продолжил обучение в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко, своего дяди. Однако перед тем как отправиться в путь, на рубеже веков, художник создает программное полотно — «Похороны кошевого». В начале ХХ века импрессионисты уже превратились из бунтарей в знаменитых художников. Принимали туда без затей. Он не боялся ходить так поздно. — спросил мой отец. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Яркие, густые краски Парижа вливаются в душу художника. В жанровых картинах он правдиво показывает быт украинского народа, в них и полнокровная радость жизни («Карусель», 1908 год) и тяжёлые раздумья о трудностях жизни: «Крестьянская семья» (1914 год, Национальный художественный музей Украины), «Тихое горе» (1914 год). Портрет художника Н. И. Мурашко», «На террасе. Фоном служит темный лес из которого выходит похоронная процессия.

Я чувствую, что могу работать лучше этих «богомазов» и не копировать чужое, а писать свое». И учились они, как обыкновенные школьники. «Был такой. ». После серого и мрачного Петербурга Мурашко был поражен культурным контрастом.

  • Мурашко, Александр Александрович Информацию О

Золотая булавка, часы, запонки – все осталось при нем, ничего не пропало. В выставках участвует с 1977 года. Об этом ему и говорил еще раньше Адриан Прахов: «Мазила из Саши выйдет безукоризненный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант».

«Показываю ему свои летние работы, а он так небрежно, как-будто ему и дела нет до меня никакого, говорит: «Брось там под стол, я потом посмотрю, когда будет время, а ты приходи ко мне завтра». «Всеобщая история искусств» считает, что он занимал заметное местно в украинком искусстве начала XX века. Проверив документы, матрос уведомил Александра, что ему придется проследовать с ними.

Кроме живописи, там читают лекции по истории и философии искусства, которое роднило мастерскую Мурашко с Петербуржской студией и европейскими методологическими принципами преподавания. Несмотря на бесконечную смену властей, Мурашко и его единомышленники своего добились. Говорит: «Приходите завтра работать». Самое активное участие принимал в его создании и А. Мурашко.

Изменялось отношение к искусству и взгляды на его цели и ценности. Он видел их картины на художественных выставках. Экспозиции с его работами открываются в Украине и за рубежом.

Одним из первых откликнулся на чернобыльскую трагедию, посвятив ей серию картин «Женщины и цветы» (1986-1996). За что. «Из-за чего вы рассорились. »— спросил мой отец. Их читали профессора Киевского университета. Всегда— об учениках. Потом втянулся и так же увлеченно работал сам.

Мурашко, Александр 
Александрович

Библейскую сцену можно назвать сюрреалистической, так как Мурашко сумел поместить на полотно видимое и невидимое, реальность и призрачность. Все это художнику с блеском удалось. Содержание ему продлили, но с условием, чтобы еще год провел в Париже. А позже — и на изготовление церковной мебели.

Пленэр прочно входит в сферу портретного образа, углубляя и расширяя его восприятия. Он умел встречаться с природой как с праздником». Самый скорбный посвящен А. А. Мурашко. Убит бандитами (по другой версии, ЧК) рядом с собственным домом на Лукьяновке, тихом предместье Киева. В 1914 году началась война и мастерская стала понемногу пустеть. Пять печальных очерков-некрологов.

Впоследствии после замужества матери семья переезжает в Чернигов. Александр Александрович мечтал поднять ее до уровня академии. Особо значительным для него было пребывание в Париже и Мюнхене (1901-1903), где он усваивает уроки импрессионизма. Почти в одночасье они ушли из жизни.

Расстрелян выстрелом в затылок. «Это был не грабеж, – рассказывает Дарья, – С Александра Александровича ничего не сняли. Академия искусств становится только очередным шагом для осуществления мечты. Мурашко был не только успешным художником, но и талантливым педагогом. Среди них был уже ставший одним из самых знаменитых портретистов России Валентин Серов. А другому профессору и ноги не показал».

Но лучшим и естественным отчетом о тех академических годах стала программная конкурсная работа-картина «Похороны кошевого», сюжет которой, конечно же, был избран и как дань любви к своей родной земле, ее традициям и истории. А Киев, как раньше Мюнхен, должен был стать «Украинскими Афинами». Репин и дядя Саши не только были однокурсниками, а дружили всю жизнь).

В Национальном художественном музее Украины лучшим полотнам Мурашко отведен целый зал. Наверное, от матери у сына и лиризм и тонкость души и какая-то особенная незащищенность. Рядом с ним учатся друзья-соперники Б. Кустодиев и Ф. Малявин. «Патруль», подумал Мурашко. «Старый учитель.

«Карусель» была отмечена Золотой медалью. В уставе в эти трудные годы как основные цели и задачи было записано: «оказывать как моральную, так и материальную временную поддержку членам товарищества». В деревне жизнь дешевая, я смогу прожить месяца два или больше. Бесследно исчезли убийцы, ценные вещи у жены. «Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее палаточных украшений, смущенность и радость сельских девушек, которые попали в город», — будет говорить Мурашко. — «Думаю, рублей тридцать хватит», — сказал смущенный юноша. Под влиянием репинских мотивов из любви к истории родной земли, по воспоминаниям сказок про отважных казаков и атаманов, услышанных от бабушки в детстве, Александр пишет свою дипломную работу «Похороны кошевого». Той самой заветной «страной детства», без которой, может быть, совсем иначе сложилась бы его творческая судьба.

Жанровый эпизод, застывший кадр, выхваченный из сельской жизни начала века, перерастает в картине в событие. Для «лиц успевающих и небогатых» эта плата могла быть и понижена. Особенно это было ощутимо, когда в 1917 году открылась Украинская академия искусств. Замечательные портреты Н. Мурашко («Старый учитель»), его жены Е. Мурашко, А. Прахова и его дочери, а также жены художника Маргариты Мурашко можно увидеть в Национальном художественном музее Украины. Две девочки-подростка на тех самых серых в яблоках «кониках».

— «Сколько ж тебе надо. » — поинтересовался Адриан Викторович. Окружающий лес словно перекликается с общей печалью.

Но едва он влез в эту яму-канаву, как его пиджак (мне врезался в память серый костюм, в котором он был днем, за шесть-семь часов до убийства) за что-то зацепился и он застрял под забором. Скорее всего, это было политическое убийство». Пристальный взгляд художника направлен на зрителя.

Приходилось править документы, чтобы соответствовать и переутверждать. Нацелившись поступать не просто куда-нибудь, а в мастерскую Ильи Репина, ставшего профессором академии, некогда однокурсника, а на протяжении всей жизни друга дяди — Николая Мурашко. Но главное — впереди был Рим, Мюнхен, Венеция, Париж.

И что из этого вышло. Автор является ярким представителем киевской школы, особенности импрессионистической живописи которого маркируют украинское искусство конца XIX – начала XX века. Через несколько лет после написания «Благовещения», в 1913 году Александр Мурашко открывает собственную мастерскую в доме Гинзбурга на Институтской улице. Две замечательные картины «Воскресный день» («Тихая грусть») и «На террасе» были взяты на выставку и заслужили похвальные отзывы не только посетителей-знатоков, но и всей европейской критики, не всегда благосклонной к художникам из России.

Когда Саша Мурашко увидел мастерскую и школу рисования своего дяди, он был в восторге. Понемногу юный художник даже втянулся в эту работу.

Плата за учебу была небольшая — шесть рублей в месяц. — Главное — разглядеть душу». Эти разногласия и привели к ссоре с отчимом и к тому, что Саша — а шел ему тогда шестнадцатый год — ушел из дому, решив зарабатывать самостоятельно. А отчим-отец был, говорят, по характеру кремень. В 1917 стал одним из основателей и профессором (мастерская живописи) Украинской академии искусств в Киеве.

Его художественная манера схожа с виртуозной художественной манере шведского художника Андерса Цорна (1860-1920). (Там теперь многоэтажка с гастрономом). Очевидно, за эту одну-две минуты Александр Александрович определил, что его ведут не в ЧК, а попросту в поле на расстрел без суда ибо направление, взятое его конвоирами, было как раз в сторону выезда из города, а не на Липки. Осенью возвратился в академию, зашел к Репину. Член Нового товарищества художников (с 1904) и Товарищества художников-передвижников (с 1916). К ним и обращался юноша за советами и поддержкой.

Есть и документ тех давних лет (единица хранения 23, Фонд Мурашко в НХМУ), в котором констатируется: «Осенью 1917 года горячая мечта Александра Александровича исполнилась — в Киеве открылась Академия художеств, в создании которой он принял самое энергичное участие. Всё это казалось ему «недосягаемым раем». Ступени эволюции творчества художника можно наблюдать на его портретных произведениях. Он пристально и оценивающе всматривается в нас сегодняшних.

Кем. Судьба дает Мурашко шанс выйти за пределы реалистических условностей и совсем юный художник выигрывает поездку в Европу. Неподалеку от дома художника убили по-бандитски — выстрелом в затылок. Учеников из бедных семей совсем освобождали от платы.

«Мелочи, детали — не главное, — повторял художник. К моменту его поступления и первых уроков школа существовала уже больше десяти лет. В спокойный летний вечер выстрел в затылок никто не услышал. Заручился согласием обоих и уехал домой, на Киевщину, на этюды. Принесли с собой бумагу, карандаши.

А какая экспрессия в мастерской передаче движения и настроения, полноты бытия. Я достал. А еще с самого начала учились исполнять эскизы на заданные темы. «Переходили к рисованию способами масляной краски, фигуры человека обнаженного, а затем и одетого в разные костюмы». Еще сызмальства Александр Мурашко внимательно слушал сказки и фантастические рассказы, украинские легенды и истории о казаках, которые ему рассказывала бабушка, простая крестьянка из Черниговщины, но воображение мальчика по-своему рисовало рассказанные истории. Особенно плодотворным для него было пребывание в Париже, где он создал блестящие полотна: «Девушка в красной шляпе», «Парижанки», «У кафе», «На улицах Парижа» и другие. В 1917—1919 годах им пришлось работать вместе.

«Едва она дошла до крылечка дома, как увидела, что муж бросился бежать от них. Но большая Золотая медаль досталась ему. В 1906 написал картину «Карусель», которая принесла Мурашко золотую медаль X Мюнхенской международной выставки (1909) и мировое признание: его персональные выставки с большим успехомпрошли в Венеции, Риме, Амстердаме, Берлине, Кельне, Дюссельдорфе. «Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, смущение и радость простых деревенских девушек», — писал А. Мурашко. «Опоэтизированный реализм», — как-то сказал о своем творчестве Михаил Нестеров. А вместе с ней — право на пенсионерское путешествие за границу за счет академии.

Редакции журнала «Искусство для всех», «Лейпцигские иллюстрированные известия» издательские фирмы в Лейпциге, Берлине и Мюнхене просили разрешения сделать цветные или однотонные репродукции картины, гарантируя ей почетное место на страницах своих изданий. Когда выздоровел — пришел к Адриану Викторовичу Прахову за советом и с просьбой о поддержке. Фоном на картине служит густой лес из которого выходит процессия. Он посмотрел все этюды и сразу переменил тон. Его дипломная работа «Похороны кошевого» (1900 год) показывающая драматический исторический сюжет, проникнута глубоким уважением к национальным обрядам и воинским доблестям украинского казачества. Среди наиболее известных его появлений в Европе – это участие в международной выставке в Венеции в 1910 году с картинами «Воскресный день» и «На террасе», которые сейчас находятся в Нью-Йорке и во Дворцовой галереи в Бухаресте. Парижский период был одним из самых успешных в его творческой биографии.

Отчим Александра Мурашко (тоже Александр) был иконописцем и имел собственную мастерскую. Гипсы, над которыми раньше годами корпели ученики, были почти изъяты из употребления.

И сколько восторга в их лицах, сколько праздничности в нарядах. Сохранилась фотография той поры — отец и мать Саши Мурашко. Первые навыки рисования получил в иконописной мастерской своего отчима. Для Киева, не имеющего в то время ни одного художественного учебного заведения, «Рисовальная школа Н. Мурашко» стала центром, собирающим талантливую творческую молодежь. Ему было только сорок четыре года. Но много их рассеяно по всему свету. Именно подтекст, внутренний психологизм образов становится главным.

Памяти Г. Нарбута, В. Модзалевского, А. Мурашко, П. Дорошенко и К. Шероцкого». Чего же ты не повенчаешься и не усыновишь своего собственного сына. В двадцатые Лукомский уехал за границу. Простудился, заболел, дал знать отцу, но тот не предложил помощи, не проведал больного.

В девяностые годы, во время строительства собора и в начале века ими изобиловал Киев. Ранний период творчества связан с тематической и жанровой картиной: «Начало пути» (1978), «Пушки «Брянского Арсенала», «На Бородинском поле» (1985).

Сильные и опасные конкуренты, с которыми и дружил и соперничал Мурашко. Второй портрет, написанный с этой же модели, — «Татьяна. Но общий тон картины Мурашко и настроение, в отличие от репинского, — скорбные.

При внешней незатейливости сюжета его произведения всегда многозначны по содержанию: «Новая книга» (1990), «Из прошлого» (1995). «Карусель» купили для Музея изобразительных искусств Будапешта, у нас остался только эскиз Это было уже международное признание. В чем собственно дело. Главное — разглядеть душу».

«От рук бандитов». Это единственное полотно художника на историческую тему. Именно в Европе художник и «заразился» импрессионизмом. Трагическое его убийство до сих пор не разгадано.

Днем все работали. ) Попробовал новичок проведать днем одного, другого. Предложение, естественно, было принято. — Да и не отвечало бы сути этого человека. Отчим забрал мальчика из гимназии и отдал в учение своему старшему мастеру иконописцу Науменко, чтобы подготовил из него «пристойного богомаза». И, очевидно, не без влияния репинских «Запорожцев». Импрессионизм и модернизм, «мюнхенство» не изменили манеру и стиль работ украинца. Кроме этого, продолжая педагогическую линию вслед за Николаем Мурашко, Александр Мурашко преподает в Киевском художественном училище, которое бросил в 1912 через шаблонность и «готовые одежды» учреждения.

Мне кажется, что даже в одном из самых известных полотен Нестерова «Амазонка» — портрете дочери, написанном всего двумя годами позже Мурашко именно эта опоэтизированная нежность, лиризм и девичья смятенность уже не чувствуются. Также в жизни Саши Мурашко была ещё одна мастерская (словно из рога изобилия, правда. ) – иконописца Науменко, в которую его и отдали учиться, забрав из гимназии. Как и картину «Карусель», проданную прямо с Мюнхенской выставки в Будапешт, в Королевскую галерею.

Он мало думал о себе. Лето работал в деревне, не покладая рук. По его обобщениями всегда стоит живой, невыдуманный мир. Он создал ряд портретов, лучшие из которых «Художник Н. И. Мурашко» (1907 год), «Художник Ян Станиславский» (1908 год) (оба в Национальном художественном музее Украины), «Портрет О. М. Нестеровой» (1909 год). В «Карусели» Мурашко обратился к любимой народной теме, которую оформил в яркие витальные цвета, которые постепенно становятся его авторским приемом.

Первая известная картина художника «Похороны кошевого» оказалась пророческой. То же самое советывал и дядя, ревниво следивший за успехами племянника. «Да рублей тридцать на лето, я думаю, хватит. Именно среди этого колорита выполняли 0росписи Владимирского собора. Я был так счастлив, как в тот день, когда меня приняли в классы Академии художеств. Член правления Брянской организации ВТОО «Союз художников России».

Никто до истины так и не докопался. Собственно именно за эту картину Саша и получил стипендию для поездки за границу. И даже светских дам в розовом, которых все же приходилось писать ради заработка.

Живой интерес общественности вызывали вечера «самодеятельного» искусства. Ведь он прославит со временем твое имя.

Эти слова полностью можно отнести и к творчеству его младшего коллеги. «Достань», — говорит мне Репин небрежным тоном. А. Мурашко представил «Похороны кошевого». Особую притягательную силу имели для Мурашко натуры лирические, оригинальные. Портрет Н. Тараниной» — этот список удачных работ периода 1903—1910 годов можно было бы значительно продолжить. Война, начавшаяся летом 1914 года и все последующие события разрушили планы.

Кончилось тем, что, рассердившись, метр отказал земляку в праве работать у него. Все творцы собора были недосягаемыми в своем деле. (Как рассказывал потом Мурашко, в Мюнхене собирались со всего света «дяди», солидные, с длинными бородами, уже много раз выставлявшие свои работы, с именами.

Отец сдержал свое слово и пошел к брату. Особенно хорош второй, малоизвестный, написанный в 1904 году. Конечная цель — создание Академии художеств. Жизнь не отличалась от полотен. — «Как же вы думаете проверить свои силы. »— «Я хочу на лето поехать в деревню, писать там этюды и так учиться, а осенью поехать в Академию художества, в мастерскую Ильи Репина».

В 90-е обращается к православной тематике: «Яблочный спас» (1989), «Предстоящий» (1995). Момент — и он был бы может быть спасен — но выстрел в затылок — и смерть на месте. В то время (конец 1880-х) отчим вместе с семьей перебирается в Киев. Не тут-то было. Рисовали в два тона, с натуры и масляными красками, а позже — и полной гаммой. В 1904 году в Петербург возвращается зрелый мастер.

В 1918 году Петрицкий пишет: «Он очень отличался от других преподавателей как своей подтянутой внешностью, вежливой манерой держаться, так и отношением к делу. Здесь устраивались выставки, вечера и балы, спектакли.

Опыт у него уже был. За ним следовали А. Маневич, Ф. Кричевский, А. Богомазов, А. Экстер, А. Петрицкий подобное. Мурашко отдавал много сил для создания украинского художественного центра. «Его специальность – свет», – писал об одной из таких работ критик из «Berliner Tageblatt» в 1910 году, когда в Берлине экспонировалась выставка работ Мурашко. Именно за это полотно он получил золотую медаль на Х Мюнхенской международной выставке. Теплой июньской ночью 1919 года он возвращался с женой из гостей.

После такого успеха за границей имя Александра Мурашко загремело на всю Украину. Но не только она стала наградой экспоненту. Особенно выделяется фигура и лицо старика, несущего булаву, символ власти покойного. Очевидно, преподавание на время стало его основной деятельностью. В Киеве жизнь бурлила: только и успевай улавливать его ритмы. Они создают впечатление изысканной гармонии. Он был великим украинским живописцем и мудрым европейцем, художником.

Своеобразным итогом ученичества стала картина А. Мурашко «Карусель». Мечты и фантазии мальчика исполнялись. Заканчивая академию, выпускники представляли на конкурс картину. Академический период учебы Мурашко завершает дипломная работа «Похороны кошевого», с которой он получает право на поездку за границу в качестве пенсионера академии и вначале 1901 года он отправился в творческую поездку, где посетил крупные культурные центры Италии, Франции и Германии. Да, живопись стала ярче, но никакие поиски цвета и пластичности образа не заслонили в портретах Александра Мурашко главного: передачи душевного состояния, характера позирующей модели. Первые биографы Мурашко с удовлетворением отметили, что украинскому художнику удалось победить «Малявинских баб». Думается — это дело Времени.

«Все же это была живопись, а не столярное ремесло». Одна из последних работ мастера — «Автопортрет» 1918 г. Гордая посадка головы, разворот плеч, уверенный в себе человек, состоявшаяся личность. Это были серийные убийцы, позже приговоренные к смертной казни и расстрелянные. Правда, «мюнхенцам», а потом и Мурашко доставалось из- за пренебрежения к социальным мотивам и за то, что чрезмерно увлекались внешней стороной живописи, красками, колоритом. Мальчик охотно проводил в ней время и пробовал писать свои картины, также он посещал духовное училище.

Предусматривалось также устроить клуб, Дом художников, членскую платную библиотеку, школу. Две юные крестьянские девушки, впервые попавшие в город, катаются на карусели. Затем художник выставлялся в Венеции и многие зарубежные критики с большим воодушевлением встретили его полотна. После написания картины «Карусель» в 1906 году Мурашко становится известным в Европе. В отличие от шедевра «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Мурашко окунул своих героев в траур по кошевому.

«Мне хотелось, — скажет сам художник, — передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, стыдливость и радость деревенских девушек, которые впервые попали в город, накупили себе городских обнов, нарядились и впервые в жизни сели на деревянных коней карусели». Прихожу снова на завтра, а он еще не посмотрел. Самой знаменитой картиной художника принято считать работу «Карусель, 1905». Он преподает в Киевском художественном училище, открытом на базе школы Н. Мурашко. В них — поиск разгадки внутренней жизни человека. Сам он не считал законченными свои поиски.

Да и преподавание было до крайности демократичным: «Не навязывая своим ученикам никакой определенной художественной школы, Мурашко старался знакомить их со всеми новыми веяниями в искусстве, предоставляя каждому следовать по тому пути, к какому он чувствует большее влечение», — вспоминал сын учителя. «Когда Александр Мурашко попал в Париж, он оказался в окружении, где все были «заражены» импрессионизмом, – говорит Дарья. Живешь ты с его матерью хорошо, дружно, много лет, женщина она достойная, хозяйка превосходная— это и рабочие твои скажут. Проще было бы думать, что слава пришла к Александру Мурашко (1875 —1919) слишком поздно.

Там же находится и самая, пожалуй известная картина живописца — «Крестьянская семья». Не боялся ходить поздно вечером — в городе его знали. Картину «Кафе» академия приобрела для своего музея.

Краски у меня кой-какие имеются, холст тоже есть». Декоративизм синтезируется с психологизмом. А для этого сейчас лучшая школа — мюнхенская. «Мне нужна украинская Академия художеств в родном городе Киеве, — говорил Мурашко товарищам и друзьям, — где столько света, столько красоты». Девушка на веранде стала прототипом Гавриила, который извещает Марию о рождении Спасителя. Мурашко увлекался творческой энергией Репина.

Как позже вспоминал сам Мурашко, Репин не сразу заметил и оценил талант своего нового ученика, земляка с твердым характером, хохла, самолюбиво ищущего свой собственный путь в искусстве. Выше: что вы искали. Главное для импрессионистов — цвет их уроки усваивает Мурашко.

Все это и определяло душевный строй целеустремленного юноши. Мурашко плодотворно работает в жанре портрета — «Портрет девушки», «Портрет юноши, читающего книгу», «Портрет Зинаиды Евдокимовой», «Портрет художника Николая Петрова». Студия играла большую роль в художественной жизни города. «Мне нужна украинская Академия художеств в родном городе Киеве, где столько света, столько красоты», — говорил А. Мурашко.

Все они не оставили сомнений в молодом Александре, определив его путь в искусство. Спрашивали: «Что, рисовать хотите научиться. «Мне бы немного денег, поживу в деревне, поправлю здоровье, поработаю, а осенью поеду поступать». В Украину художник Мурашко стал первым, кто пошел по пути поисков и экспериментов. А уже через год он открывает дверь собственной художественной студии, где обучение проходило исключительно на творческих началах. Портрет А. И. Мурашко», «На катке», «Портрет Л. Ф. Куксиной», «Портрет В. А. Дитятиной», «Девушка в розовом. Золотая медаль и право обучения за границей за счет академии достались Мурашко.

Уже портрет «Девушки в красной шляпе» исполненный в 1903 году в Париже, так полюбившийся многим, свидетельствовал о том, что молодой художник стал зрелым мастером. Недаром Мурашко ездил на свою родную Черниговщину, чтобы написать одежду, оружие, создать колорит прошлого. «Карусель», возможно, самая знаменитая картина Александра Мурашко, прославившая его имя и его родину — Украину еще в 1909 году. Александра Мурашко убили в его собственном доме. Такой прозаичный эпизод натолкнул художника на совершенно непрозаическую тему благой вести. Кто написал эти строки — история пока умалчивает.

Но твердо надеюсь, что, отдав должное общественности, буду отпущен для тихой работы ». Побывавшие на многих выставках, они сделали узнаваемыми руку и имя художника. Но хотелось не копировать, а писать свое, а главное — учиться. Постичь и перенести на полотно характер портретируемого. Сумрачная картина, сумрачные чувства. Раскошелься и дай ему возможность осуществить свою мечту— поступить в Академию художеств».

И не где-нибудь, а в С. -Петербургской Академии художеств. Осенью 1876 года школа получила официальный статус. Продлилось оно целых три года.

Прогонит или нет. Страшно мне стало, что теперь со мной будет. – Конечно же, под этим влиянием он начинает свой цикл «Парижанок». Учителя слушал, а рисовал по-своему.

Он стал одним из основателей Товарищества киевских художников, создавая его в 1916 году. Позже о Репине и реалистах осетинский художник Махарбек Туганов напишет: «Запорожцы» дают ключ к пониманию реалистами исторической живописи. А университетские профессора читали лекции «Биологические основы эстетики», «Анатомия для художников» преподавали тут известные критики, профессора истории философии и искусств. Его последними словами было: «Смотри, чтобы Катюша не испугалась». А. А. Мурашко открыл скорбный реестр «случайных» смертей: ученый Лев Симиренко, художник-график Георгий Нарбут, композитор Николай Леонтович.

В портретах отмечается тонкая живописная манера письма, богатство композиционных приемов, проникновение во внутренний мир портретируемых. Никто не хотел оторваться от мольберта. Вместе с женой художник возвращался из гостей в свой домик на Лукьяновке. «Мазила из Саши выйдет великолепный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант», — считал А. Прахов, его поддерживал и Н. Мурашко.

Здесь же получал свое начальное художественное образование племянник Саша.