Картины Анри Матисса
Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
Биография Анри Матисса, список картин
краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Холст, масло.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
Картины Матисса этого периода, в частности Компотница и цветы, приносят ему известность в кругу американских любителей живописи. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Его называли грубым, нахальным недоучкой, но все же именно Матисс привлек внимание Щукина.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
260 х 389 см. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия. ) неприкрытые гениталии. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Как устроена картина Анри Матисса
За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Почти весь 1889 год он провел в больничной палате в борьбе с грыжей. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. А. Матисс «Музыка» (1910). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Он знакомился с художниками разных стран. Donatello parmi les fauves. ), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз, дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий).
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Эта работа тронула Щукина. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца послеоперационного периода. Стайны подружились с художником. Девушка стала незаменимой для художника: она была его секретарем, сиделкой и моделью. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8.
В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. Он просил у художника прощения за свою слабость и трусость, но «причинные» места нужно было все-таки зарисовать. После наступления Октябрьской революции и прихода к власти большевиков Сергей Щукин в спешке покидает Россию, но картины пришлось оставить. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Да и здоровье не позволяло таскать мешки с зерном, как отец. Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира их можно увидеть и в России. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
25 картин, зная которые, сойдешь за умного
Тема панно — танец. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Щукин выкупил 37 работ Матисса и отправил художнику столько же посланий. Однако до 1940-х годов он использовал вырезы, главным образом, для эскизов декораций и костюмов, как для Русских балетов Сергея Дягилева в 1937 – 1938 гг. На протяжении 22 лет они были неразлучны. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
«Танец»: почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
- Картины Матисса их названия и описание
- Анри Матисс: Картины ножницами (9 фото)
- ницца, франция,, лазурный берег, ница
- Кстати, о счастье в жизни французского художника
- Все Картины Анри Матисс по алфавиту
- Анри Матисс «Женщина, сидящая в кресле»
- Анри Матисс «Женщина на диване»
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.
- Анри Матисс «Женщина за фортепиано»
- Анри Матисс «Интерьер со скрипкой»
- Творческая лаборатория живописца
- Какие произведения Матисса находятся в России
- Творчество между двумя мировыми войнами
- Произведения, выставленные в музеях нашей страны
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Внешне все шло хорошо, но на душе у Матисса была тоска. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
В 1887 году во время экзаменов Анри внезапно бросил школу. Другое название этой работы – «Десерт». В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
- Анри Матисс «Одалиска в красном» (Одалиска в красных шароварах)
- Анри Матисс «Молодая женщина в розовом»
- Анри Матисс «Женщина перед аквариумом»
- Анри Матисс «Открытое окно, Этрет»
Например, "Молодой моряк" II, несомненно, узнаваем, занимая небольшое место на стене в верхнем правом секторе композиции. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Намеренно выбрав яркую гамму — красный, фиолетовый, оранжевый — художник отошел от реалистичной трактовки сюжета.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Их союз долгое время был идеальным. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника.
- Анри Матисс «Анемоны и зеркало»
- Анри Матисс «Кровать в зеркале»
- Анри Матисс «Лоретт в красном платье»
- Анри Матисс «Яблоки на столе, зеленый фон»
- Анри Матисс «Корзина с апельсинами»
Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Жена и дочь были любимыми моделями художника. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три).
Все остальное здесь придумал сам Матисс. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Полотна коллекционера отправились в Эрмитаж. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).
Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Амели отдала всю себя заботе о муже, была ему верной помощницей и другом. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
- Анри Матисс «Натюрморт с апельсинами»
- Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
- Один комментарий к Анри Матисс: Картины ножницами
- Картина Очертания Нотр-Дам ночью Анри Матисса 1902 года
- Картина Роскошь, спокойствие и наслаждение Анри Матисса 1904-1905 года
- Картина Маргаритка Анри Матисса 1906 года
Зачем. В 1897 году он снова посетил его. Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет и даже подарил Анри два его рисунка. Анри Матисс. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм".
Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911).
- Картина Обнаженная в лесу Анри Матисса 1906 года
- Картина Молодой моряк Анри Матисса 1906 года
- Картина Голубая обнаженная Анри Матисса 1907 года
- Картина Танец Анри Матисса 1910 года
- Картина Музыка Анри Матисса 1910 года
- Картина Купальщицы у реки Анри Матисса 1909 года
- Картина Марокканцы Анри Матисса 1915 года
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Анри надолго запомнил отвратительный запах из расположенных неподалеку дубилен, разносившийся по всей округе. Ж. Помпиду).
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. (фр. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
- Коллекция Художники Анри Матисс
- Профессиональный фотограф Каллахан, Гарри (1912 – 1999)
- Фотоконкурс «Дикая природа» в США
Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Этот период был насыщен важными событиями и большими переменами. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. У Матиссов была конюшня: Анри любил лошадей и даже мечтал стать жокеем. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Речь идет о фовизме. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. "Розовая обнаженная" предвосхищает поздние рисунки художника и действительно, женщина, которая была здесь моделью, Лидия Делекторская, стала одним из его помощников, которые позже помогали слабому и пожилому Матису в создании этих работ.
Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению. Удар для семьи.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Эта дружба в его судьбе значила многое. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
Матисс участвовал в выставках под названием «Салон независимых», которые регулярно проводились в Обществе. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Это видно и по его картинам. В 1904 году состоялась его первая персональная выставка в галерее дилера Амбруаза Воллара. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Общество, в котором он вырос, резко осуждало художников и считало их бездельниками. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Отец Анри посчитал поступок сына позором для всей семьи. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Но через полгода слухи о новой методике преподавания Круазе дошли до директора школы. Амели погрузилась в заботу о муже и была готова пожертвовать многим ради Анри. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Холст, масло.
Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В трех школах, в которых Анри довелось учиться, он в основном бездельничал. Так и случилось. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную.
Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Исчезают стул и обои.
Девочка приняла заботу Амели и полюбила ее всей душой. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Рассматривая творчество Матисса, нельзя не упомянуть о новом направлении живописи, родоначальником которого стал этот художник.
Третье полотно под название «Купание или Медитация» осталось незаконченным. Перед тем, как отправить два полотна в Москву их выставили на всеобщее обозрение в Осеннем салоне в Гранд-Пале. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Все люди на картине находятся в неподвижности.
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемыеPapiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В настоящее время существует в двух версиях.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Хотя изображения получены с лодки, результат кажется довольно абстрактным а учитывая размер 99 футов – и внушительным. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
fauves). Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и Музыка, принять участие в развеске других полотен, приобретенных С. Щукиным, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. 10 января 1898 года 28-летний Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр.
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. Родители были счастливы — отец уже представлял сына работником министерства.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски и он стал коротать время, копируя цветные открытки.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Сергей Иванович Щукин называл Матисса «современным Микеланджело» — то ли ирония это была, то ли правда известно только ему самому. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. В 1908 году Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписьюкерамики. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Углы комнаты даёт другим цветом. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Доминика и Девы Марии.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Разумеется, это иллюзия. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж».
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Такой, какой был у Матисса в его доме.
Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранние. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Критики современного искусства прозвали Матисса и его единомышленников Андре Дерена и Морриса де Вламинка «фовистами» («дикими зверьми»).
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике, у него был рак. Очень скоро Анри заболел бронхитом и его уволили.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Анри Матисс рос послушным сыном, но заниматься семейным делом не хотел. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона.
Выходные мальчик проводил у бабушки Жерар, в доме по улице Шен-Арно. ДетствоМатисса было счастливым. Там начался его отход от техники дивизио-низма. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. «Мне просто это подходило», — признется она позже.
По счастливой случайности одновременно с Матиссом в школу из Парижа приехал молодой учитель Эмманюэль Круазе.
Весной 1906 года он увидел холст «Радость жизни» и захотел познакомиться с художником. Здесь же он знакомится с австралийцем художникомДжоном Питером Расселом. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века. Ее форма, практически сведенная к абстракции, была максимально упрощена художником в процессе работы. В те времена картины Матисса мало кому нравились.
Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы. Анри уехал в Париж осенью 1891 года. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Матисс вспоминает, что стал первым художником, вышедшим из Боэн-ан-Вермандуа. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Амели посчитала оскорблением попытку Матисса впервые обойтись без нее. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Каждый из них имел своих последователей. В 1887 году в Париже начал изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.
Они выглядят плоскими, предвещая будущие композиции художника, вырезанные из цветной бумаги. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Ж. Помпиду, Париж). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Лидия ухаживала за ним, помогала бороться с бессонницей, астмой и моральным истощением. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Покинув Боэн-ан-Вермандуа со скандалом, Матисс отправился в Париж, чтобы найти настоящих мастеров кисти и обучиться у них делу всей жизни. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Henri-Martin в городке Сен-Кантен.
И тех и других Матисс позже изобразит на полотнах. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 1872 году родился младший брат Анри, Эмиль Огюст. Для названия картины Матисс выбрал строчку из произведения горячо любимого Бодлера. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Существуют лишь предположения искусствоведов.
Коллекционер испугался такого натиска и отказался забирать картины. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Как правило, художники работали в заброшенных домах на Монмартрском холме или снимали дешевые меблированные комнаты на Монпарнасе. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работуклерком у присяжного поверенного.
Он был недоволен собой — худой, непривлекательный, застенчивый юноша не нравился девушкам. Ковёр на этой картине – реальный. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Ему платили всего 9 франков в день и за эти деньги Матиссу приходилось вместе с Альбером Марке, напарниками — безработными официантами и просто бездомными — работать в холодном, насквозь продуваемом бараке. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Жил Матисс в это время трудно. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Он презентовал эти работы в Осеннем салоне в Париже.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899 — 1976) и Пьера (1900 — 1989). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В 1920-е годы Матисс обратился к более натуралистичному стилю, который был особенно заметен в серии полуобнаженных одалиск изображенных в причудливой обстановке, напоминающей ближневосточные или североафриканские гаремы. Анри с Амели поженились быстро, спустя всего три месяца после знакомства. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». 1901 год можно назвать годом становления художника.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Синьяк был вице-президентом Общества независимых художников. Почти 4-метровое полотно изображали танцующих в хороводе девушек.
Летом 1905 года в рыбацкой деревне Коллиур Матисс написал одни из самых значимых работ «Открытое окно, Коллиур» и «Портрет Мадам Матисс» («Зеленая полоса»). У Анри и Амели один за другим родились два сына.