Картины Борисова Мусатова
Зрелость художественного таланта, вершину его творческого расцвета являет собой картина Борисова-Мусатова «Водоём», написанная в 1902 году. Картины Виктора Борисова-Мусатова представляются нам как некий иллюзорный мир, в который мы смотрим издалека, сквозь потемневшее стекло прошедшей эпохи. После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году.
Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова – загадочное полотно, поиск истинной красоты изображаемого времени года, огромная любовь к родной природе. Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза. Борисов-мусатов выставлял свои картины на выставках Товарищества московских художников и Мира искусства.
В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом). В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом). Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова полна тихой задумчивости. Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно».
Необычные картины Борисова-Мусатова Виктора прекрасно дополнят убранство комнаты. После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году.
Художник Борисов-Мусатов: картины и их описание
Это, знаете ли, просто красивая эпоха. Картина Изумрудное ожерелье (1903 – 1904) являет некоторые иные черты. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Все подчинено своей логике и образ обретает черты идеального. Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь».
Синева небес и зелень деревьев, написанных в импрессионистской манере, чередуются в строго задуманном художником ритме, создавая великолепный безмятежный фон для двух женских фигур. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию.
Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией.
После ссылки вернулась в Москву. В Водоеме особенно четко проявились две стороны художнической натуры Борисова-Мусатова: почти математический расчет прирожденного декоративиста сочетается здесь с эмоциональностью поэта, способного втягивать зрителя в пленительный мир вымысла. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Произведения просто завораживают своей красотой. Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и Слепцовка).
Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в неком потустороннем царстве сна. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.
Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи.
Картина вышла строго композиционной, четкие линии и сложные формы придают ей монументальность. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи.
Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Нежно-сиреневые оттенки нарядов девушек великолепно вписываются в цветовую гамму полотна, создавая тем самым ощущение законченности и уравновешенности формы. Станюкович. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием.
"Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Мальчик любил учиться, но больше всего ему нравилось черчение и рисование. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Фигуры несколько размыты и призрачны, светопись приглушена, словно показывается медленное перемещение в потусторонний мир. Колорит построен, таким образом, как созвучие близких друг другу холодных цветов.
В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Эти реальные женщины в творчестве живописца приобретают некий идеальный неземной облик, становятся воплощением неуловимой Вечной Женственности. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник.
Державина, гостивших и проживавших там. Летние облака принимают фантастические формы. На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями.
Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова
Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Ясная гармония чувственного и духовного выражается и в пластической гармонии живописи. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений.
Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Обучение рисунку и живописи мальчику преподавал учитель училища – Василий Коновалов. Именно в ней впервые обнаружилось стремление художника представить реальный мир как напоминание о мире прошлого: специально для картины мать художника сшила сестре Елене белое платье по моде 40-х годов 19 века. Среди женских фигур на фоне торжественно вознесённой архитектуры, в которой узнаются зубриловские постройки, трижды возникает облик Надежды.
Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Этот мастер оказал в свое время огромное влияние на М. Нестерова и Н. Рериха, не говоря уже о многих его соотечественниках. Больная узнавала только В. Э.
Борисов-Мусатов: биография и картины художника
Федоpoв, писал впоследствии о картинах Мусатова: "И глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый декоративный пленэризм). Похоронив мать, юная Марианна отправилась в Петроград к давнему другу своего отца Владимиру Константиновичу Станюковичу, который помог молодой девушке начать самостоятельную жизнь.
В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Три стихии земля, вода, небо и в их окружении очаровательные создания, высшее творение природы. На переднем плане – куст орешника.
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»
Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен. Такая активность кажется тайной, чудом искусства. Это Автопортрет с сестрой. Таков Водоем. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге.
Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. Задумчивый мотив звучит в природе. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. С четырнадцати лет мальчик начал заниматься только живописью. С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество.
Внутренний мир девушек сосредоточен на одном переживании: каждая полностью отрешена, ушла в себя, но благодаря общей настроенности между ними воцаряется атмосфера душевной близости, молчаливого взаимного разговора. «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим.
Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой.
Появление «мусатовской девушки»
Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Последние годы жизни М. В. Он же любыми способами старался расширить кругозор ученика. У ребенка начал расти горб. Я писал его с точки зрения мыши.
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. Спокойный и светлый образ как бы растревожен изнутри, скованное и едва высвобождающееся из неподвижности, медленное проплывающее движение шествия порождает впечатление томления и усталости. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо.
Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. О жизни в Париже он писал: Мои художественные горизонты расширились, многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом я получил возможность грезить глубже идти дальше в своих работах. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. Реальные впечатления, лежащие в основе Гобелена, были почерпнуты Борисовым-Мусатовым в Зубриловке.
Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Именно эта работа дает возможность проследить, как импрессионистические начала вытесняются в творчестве мастера декоративными. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками.
В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. Ключевой элемент колорита – сине-голубой цвет платья сидящей девушки. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года.
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Автопортрет с сестрой»
В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак.
и успокаивалась при нем. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы. В 1899 г. художникВ.
А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». В лирическое настроение задумчивой мечтательности вторгается скрытая тревога. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком.
Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника.
Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием. В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье». Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера. В акварели На балконе.
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Цветы»
В его понимании язычество — синоним пантеизма. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Сумерки начинают сгущаться.
Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Но ничто не помогало. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки их подруги. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха.
Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи.
Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Весенний цветущий сад.
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Гобелен»
Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Фигуры людей и пейзаж как бы дематериализуются.
Как отметил К. Петров-Водкин, он придал поэзии прочную живописную форму. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Мусатов героически боролся за жизнь больной.
- Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
- Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов ( -)
- Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)
- Символист Виктор Борисов-Мусатов
- Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичКартины и биография
- Художник-горбун: Борисов-Мусатов
Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Произведения просто завораживают своей красотой. Мусатов четко знал то, что хотел сказать. На этой основе возникает взаимосвязь фигуры с пейзажем. Пластика человека и природы, пластика вещей и эмоции сходны. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий.
Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника.
В этой картине воплощен условный и странный мир призрачного видения. Девочку воспитывала мать. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира.
Стояла тишина. Композиция его чрезвычайно проста. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год.
- Биография Виктора Борисова-Мусатова
- Картины Виктора Борисова-Мусатова
- Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
- Картины — Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
- Картина Борисова-Мусатова Призраки
- Все Картины Виктор Борисов-Мусатов по алфавиту
- Взгляд через стекло уходящего времени
Так же размыт пейзаж. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. " 21 августа 1905 года Н. IO.
Замыкает композицию, придавая ей законченность, треугольник журавлиной стаи, черная цепочка, как бы прочерченная пером. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду.
Сочетание яркого возбуждающего изумрудного цвета с более вялым, расслабляющим оливковым и тревожащим сине-зеленым создает ощущение смутного беспокойства взаимоотношения зеленых осложнены и омрачены присутствием сумеречных и беспокоящих густых фиолетовых и лиловых. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом. Виктор ходил в другой комнате. Также на картине изображены образы жены и сестры. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира».
Блики. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Призраки полны скорби и печали.
«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». В. Э. Полностью отказываясь от иллюзорной передачи пространства, Борисов-Мусатов строит замкнутую в своей плоскостности композицию, сближая первый и второй планы исключая линию горизонта.
- Мир ушедший – призрачный и нежный
- Творческий расцвет, озарённый любовью
- Композиционные находки «Водоёма»
- Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
Мы были ослеплены красками, не понимали Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Призраки полны скорби и печали. Это и дало настроение брату написать картину – Призраки Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома – всё уходило в прошлое, как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.
Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Художник лирический и мечтательный, он творил отнюдь не интуитивно. Их волнует отнюдь не красота, т. е.
Борисова-Мусатова провела в Москве. Она помогала давать названия картинам. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Борисову-Мусатову свойственны сдержанность эмоций, мечтательное созерцание. Картина настолько прекрасна, насколько и символична.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Фотография в творчестве Виктора Борисова-Мусатова
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. В августе 1905 года скончалась Надежда Станюкович, друг семьи, одна из муз художника, часто изображаемых в его картинах, близкий по духу человек. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова.
И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. В этот период он написал пейзажи «На балконе. Её изображение мы видим на многих работах мужа. И возможность вырваться, хотя бы духовно из своего окружения он находит в создании абсолютно особого живописного мира, полувымышленного, полуреального. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья.
Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Грустная тишина. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.
- Стеклянные стеллажи и безрамное остекление
- Профессиональный фотограф и визуальный коллаж
Бытие в подобных мусатовских картинах построено как универсальное соответствие и всеохватная внутренняя согласованность. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. Станюкович скончалась. Сюжет очень прост. Почувствовав, что возможности станковой картины ограничивают ту степень декоративной выразительности, к которой Мусатов так стремился, последующие большие работы он решает целиком по законам монументально-декоративной живописи.
Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Именно такой работой у Мусатова является Водоём. Художник создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.
Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Его называли певцом уходящих усадеб и живописцем зыбкого мира старых теней. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.
Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Расположение фигуры намного правее центра картины, тонко переданное ощущение ее движения, которому вторит ритм стволов, ветвей, стеблей, трав, направление складок платья, свисающих концов шали все неуловимо вторит этому движению и делает его необратимым. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. На ней Третьяковская галерея приобрела картины Призраки, Изумрудное ожерелье, этюд Осенняя песнь, Ветер и несколько этюдов к Реквиему. При этом Борисову-Мусатову оказываются достаточно чуждыми философские основы символизма, особенно в мистических проявлениях, полных безысходного мрака. Это, по его словам, просто красивая эпоха.
В период, ознаменованный созданием Водоема (1902), вся система живописных средств направлена на преображение видимой натуры. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. Станюкович. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд».
Реальное пространство не прямо воспроизведено в картине, а пересоздано. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни.
Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Но его работы приходились по вкусу не всем.
О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. Виктор уезжает в Москву, с более подходящим для него климатом. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни.
На смену чисто зрительному восприятию здесь вводится их сознательная организация. Борисов-Мусатов). В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова.
Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Пока не пошел снег.
В воде отражается холодное бледно-серое небо. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Известность Борисова-Мусатова растет. В. Э.
К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. Когда родился Виктор – счастью не было предела. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Даже в Европе таких нет.
Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». Потому-то в нём так много лиризма и единства. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине.
Его последней картиной символично стала картина Реквием. Чувствуется аромат сирени.
Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Близость к Москве была крайне важна для него. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Предстающие глазу формы он хочет сделать прямым отражением неведомой, скрытой жизни. Шевченко (1955) и др. Он был окружен любовью, заботой и лаской.
Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Хозяева редко приезжали сюда, вот таким образом усадьба и парк постепенно запустевали. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Чувствуется близость Востока, близость пустыни.
К этому времени, художник многому научился не только у иностранных художников, но и у Н. Ге, В. Поленова, М. Нестерова, М. Врубеля и других соотечественников. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Я лег ничком на землю и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим».
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. В своём творчестве Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение в поле миражей и ностальгических грез. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Положение ее стало ухудшаться.
На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника.