Картины Домье
Наследие, доставшееся нам от Домье – это около 4000 литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, более 700 картин и акварелей, а также более 60 скульптур. В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы. Les joueurs dchecs) – картина французского художника Оноре Домье, созданная в 1860-е годы. «шахматисты» (фр. Les joueurs dchecs)— картина французского художника Оноре Домье, созданная в 1860-е годы.
Наследие, доставшееся нам от Домье — это около 4000 литографий, более чем 900 картинок для картин, более 700 акварелей и картин и более 60 скульптур. Этот репортаж принадлежит вечности ибо нет той силы, которая сможет уничтожить в памяти людей бессмертные офорты Гойи, картины якобинца Давида и листы гражданина Домье. Самые знаменитыми картинами Домье стали: «Восстание», «Мельник, его осёл и сын», «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу», «Прачка». Одна из таких картин написана в Вальмондуа, когда Домье был на пороге слепоты она как бы подводит итог колористическим открытиям мастера. Наиболее знаменитыми картинами Домье стали: «Восстание», «Мельник, его сын и осел», «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу», «Прачка».
Бальзак однажды заметил, что было что-то от Микеланджело в Домье из-за скульптурного моделирования некоторых его картин. Вы можете приобрести репродукции картин художника Домье Оноре маслом в интернет-магазине Твой Постер. На эту тему Домье создал десятки картин: театральные залы, огни рампы.
«На концерте», Оноре Домье — описание картины
Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в Силуэт, Silhouette, 1830-31 в основанных издателем Ш. Филипоном Карикатюр, Caricature, 1831-35 и Шаривари, Charivari, 1833-60 и 1863-72). Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия.
О Давиде он, несомненно, достаточно слышал от Ленуара, но понять и почувствовать его в то время мог скорее только через Жерико и Делакруа, его прямых наследников, так как ни Умирающего Марата, ни Зеленщицы, ни Старика в высокой шляпе, ни почти всех других подобных работ Давида он видеть не мог. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр).
Оноре Домье картины // Великие иностранные художники
Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг. 1863, Париж, Музей Орсэ).
За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Чтобы уяснить себе своеобразие тех противоречий, которые свойственны развитию искусства в эту Эпоху, необходимо остановиться на некоторых чертах, присущих капиталистическому обществу и его культуре. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью.
Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Художник домье: поиск слов по маске и определению
Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. 7. Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ.
Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы. Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства.
Художник Оноре Домье картины и карикатуры
Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника.
В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат.
Лица персонажей близки к маскам. Атмосферу напряжённости подчёркивает крупный план изображения, фигуры почти полностью занимают пространство холста. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров.
Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Огромное наследие Д. (около 4 тыс.
Напишите отзыв о статье Шахматисты (картина Домье)
Человек одет в ночную рубашку и колпак. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
В них отчетливо ощущалось предвестие грядущей живописи Домье, для которой в эти годы он явно подготовлял плацдарм. Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. Конечно, нет.
Отрывок, характеризующий Шахматисты (картина Домье)
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. Теперь бросим взгляд на его искусство Домье с точки зрения художественной формы, его приемов, его стиля и определим общее художественное место Домье в современном искусстве. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны.
Не знаю. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. А вы. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Литографии 1852-1855 гг.
Описание картины Оноре Домье «Прачка»
Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Каков его политический быт. Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур.
В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото.
Описание картины Оноре Домье «Законодательное чрево»
В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз Республика 1848 года (вариант в Лувре). По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. Франко-прусской войне 1870-71 посвящён последний шедевр Д. – альбом Осада аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий (Империя – это мир, 1870 Потрясённая наследством, 1871). Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
Описание картины Оноре Домье «Улица Транснонен»
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно.
Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
Сын мастера-стекольщика. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». В эти дни в Лувре был вернисаж Салона. Глубокие и принципиальные изменения во всем строе художественной формы явно не были следствием только какого-то чисто формального экспериментирования или творческой прихоти: они родились на свет в результате серьезного и глубокого изменения отношения Домье к окружавшей его реальной жизни, самого метода наблюдения и обобщения того, что он видел и что начал настойчиво искать.
Оноре Домье-Репродукции и копии картин знаменитых художников на холсте
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.
- Домье Оноре ВикторьенКартины и биография
- Оноре Домье — великий французский художник-график
- Творчество Домье (живопись, скульптура)
- мои любимые книги «Сто великих художников»
Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Всю жизнь художник терпел лишения. одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель». Домье. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. В правом нижнем углу картины виднеется голова мертвого старика. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа.
башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
- Все Картины Оноре Домье по алфавиту
- Картины Оноре Домье: от графики к живописи
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Гротескная карикатура и бытовая сатира от художника Оноре Домье
Страшным пятном выплывает из мрака фигура мёртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками.
Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий). он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций).
Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Но изобразив похороны одного из обывателей провинциального городка, Курбе дал не просто жанровую сцену или групповой портрет жителей Орнана.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Домье был потрясен увиденным. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
Художник показал еще одно, гораздо более значительное произведение, за которое, однако, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города.
- О знаменитости:Французский график, художник и скульптор
- Словари и энциклопедии на Академике
Я бы сказал, что в этой серии Домье с необыкновенной наглядностью определил и разносторонне проанализировал антигуманистическую природу собственничества и вырастающего на его основе неуважения и пренебрежения к другим людям, - то, что в литературе тех лет было сделано Бальзаком. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Вот таким образом в искусстве Оноре Домье так по-своему отражена пора, в которой он жил и творил. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»).
Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. Н. Н. Купить картину также можно позвонив нам по телефону.
Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Трещина эта была усилена его книжной графикой тех лет, а к 1844 г. углубилась настолько, что окружавшие ее надуманные условные конструкции обрушились и развалились. Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. Домье, вероятно, о ней ничего и не знал, а внешней политикой правительства Второй империи совершенно не интересовался и пленяться ею никак не мог.
Известность художника выходит далеко за пределы Франции. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года).
Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари».
Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. И все же, несмотря на удивительную изобретательность фантазии Домье, вовсе не сам король персонально был темой и предметом этого потока сатирической выдумки.
В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. «Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева. Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера.
Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари.
Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Вы свободны. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков.
Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр».
Поступая в обучение литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле, Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. В сериях литографий Парижские типы (1839-40), Супружеские нравы (1839-1842), Лучшие дни жизни (1843-1846), Люди юстиции (1845-48), Добрые буржуа (1846-49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Домье вспомнил и восстановил свое блестящее рисовальное и литографское мастерство, совсем было растерянное в Карикатуране и последующих физиологических сериях. Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ). Домье не довольствуется первыми достижениями. У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью.
стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале).
Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Он начинает изображать своих современников в величину натуры, усиливая монументальность, плотность объемов, материальность, весомость форм. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник.
За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-49.
Жуткие подробности картины заставляют зрителя содрогнуться: тело мужчины, фигура которого находится в центре литографии, сползло и придавило маленького ребёнка. Опыт Домье некоторое время был целиком поглощен накоплением политической зоркости и чисто сюжетной изобретательности. Домье родился в Марселе в семье ремесленника. У стены в левой части картины лежит полная женщина.
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города.
В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Подчас художник применяет особый прием — помещает персонажи против света, подчеркивая остроту их характерных силуэтов.
Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Краски положены сочным плотным слоем. Домье может выдержать такие сравнения. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии Карикатюрана (1836-38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.
В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом.
Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Скорее всего это кровь.
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). На полотне зрители видят зверски убитую семью.
Рисунок исполнен трагедийной силы, страстного пафоса, разоблачения, по существу, всей системы капиталистического строя с его звериными приемами уничтожения политических врагов. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда.
После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом.
Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. 1848, Прага, Национальная галерея). Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими.
Что Домье делал в эти годы в живописи, никто не знает, можно лишь строить разные более или менее правдоподобные гипотезы. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. В 1833-1835 гг.
Он упорно работает над карикатурным портретом, доводя до гротеска характерные черты портретируемого. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника.
Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм.
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера.
Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III.
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Листы Домье трагично выразительны. Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, – 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Ведь не прошло и года, а уже написана огромная картина и в ней ожила история.
Свою лучшую литографию Законодательное чрево Оноре Домье создает в 1834 году., где только две, противопоставленные друг другу фигуры: министр юстиции Персиль и закованный в цепи революционер, сидящий у белой стены, на которой возникает видение летящей Свободы во фригийском колпаке – словно сошедшей с картины Делакруа и проходящей сквозь череду цифр прошедших и будущих годов. Искусство эпохи капитализма есть искусство последнего, завершающего Этапа истории классового эксплуататорского общества. Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Милле строит свое произведение не на занимательности жанрового сюжета, а на раскрытии большой идеи — нравственной чистоты образа крестьянина, прививающего дерево, плодами которого будут пользоваться его дети.
Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. 1863, Париж, Музей Орсэ).
На белой ткани ночной рубашки, задранной выше бедер, виднеются темные пятна. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Но Домье не смог бы сразу подняться так высоко, если бы у него за плечами не было ни мудрых примеров Ленуара и вождей романтической школы, ни этого нудного, томительного и неблагодарного труда на эксплуатировавших его издателей расхожих литографий. Я думаю, что в той трусливой и подлой обывательской косности и дикости, которую Домье распознал и вытащил на свет божий, было заключено очень много малоприятных обещаний, вплоть до того милого умонастроения, которое с такой неистовой и вместе с тем священной злостью изображено в Носороге Ионеско.
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. Во всяком случае именно эта серия – как ни странно – снова включила Домье в реальную историческую и общественную обстановку Июльской монархии. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
Лица персонажей близки к маскам. После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы.
Обобщая формы, мощно моделированные светотенью, подмечая характерные движения, Домье добивается эмоциональности изображения, героизированного и в то же время лирического. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Сдержанный колорит построен на контрастах черного и белого, образующих живописную ткань композиции, в которую вплетаются оттенки красного и серо-голубого, выражающие траурную напряженность сцены похорон.
Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. В живописи Д. особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов на протяжении 1850-60-х гг.
В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством. Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни».
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Постель разобрана, на полу такие же пятна, что и на рубашке человека у кровати. Каждый из участников события написан с натуры. Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками). Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий.
Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма.
Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника: он начал с каркаса контурных линий, напоминающих его поздние литографии, а затем прошел по ним тонкими слоями лессировок, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность. В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней».
На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. Глаза его закрыты, руки и ноги разбросаны по полу.
Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Литографии 1844-1847 гг. Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Известность художника выходит далеко за пределы Франции. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя.
Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Обычно для Домье типична приглушенная гамма красок, насыщенная всевозможными оттенками, отсветами. С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие. Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой.
Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Литографии 1844-1847 гг. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Но это определило его политическую позицию окончательно и необратимо, а главное – он мог познакомиться с сидевшими там вместе с ним настоящими революционерами – с Бланки, Барбесом, Кавеньяком. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу) глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года) в литографиях Свобода печати и Современный Галилей Д. создал героический образ рабочего-революционера. Запрещение политической карикатуры и закрытие Карикатюр (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Домье свободно адаптировал для своих нужд образы, созданные актёрами на сцене, переносил их в пространство своих картин. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
Всю ненависть, накопленную еще, вероятно, в далекую эпоху пребывания в рассыльных у судебного исполнителя и уж, бесспорно, со времен заключения в Сент-Пелажи и гневных карикатур на министра юстиции Персиля и судей контрреволюционного трибунала 1835 г., Домье вложил в эти безжалостные, холодно бесстрастные по внешности, но в то же время проникнутые глубочайшим негодованием изображения парижских судей, прокуроров и адвокатов. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Всю жизнь художник терпел лишения. Была ли Республика Домье его первой живописной работой.
приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Вот как нужно отвечать на события дня.
Непоколебимой была его вера в жизненные силы страны, в стойкость и мужество рабочего класса, представители которого оставались истинными героями его произведений. Можно было раздуть целую бурю из этого. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки.
к однообразной и поверхностной развлекательности. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Его работы характеризует бархатистость штриха, цветовая экспрессия, тонкость передачи психологических оттенков.
Галерея картин, биография художника, статьи о живописи.
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени.
Н. Н. Домье — блестящий рисовальщик. Среди посредственных батальных произведений картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» прозвучала подобно грому с ясного неба. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны.
Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. – театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры (Мелодрама, около 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен Криспен и Скапен, около 1860, Лувр Совет молодому художнику, 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Предательство этого болота не было для него неожиданностью. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ).
В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Крестьянин-труженик становится героем его произведений. В тени распласталась женщина. Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством.
Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Мощно и грозно предстали перед зрителями события недавнего прошлого, как будто снова звучала «Марсельеза», умирали герои во имя Свободы.
В сериях Древняя история (1841-43), Трагико-классические физиономии (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Их трудно связать с той эпохой, когда они появились перед глазами зрителей, как и объяснить их происхождение, но факт заключается в том, что Домье решил именно теперь показать именно такие вещи, прекрасные сами по себе, но находящиеся в полном и решительном контрасте к тому, что изображалось в его собственных литографиях. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33).
В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
Впрочем, Бальзак уже задолго до этой Республики предвидел микельанджеловскую силу Домье и внимательный глаз мог бы тогда уже, в 1848 г., подтвердить, что слова великого писателя не были пустой шуткой. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи).
– журнал Карикатюр, сентябрь 1834 г. ), - одно из самых мощных созданий Домье-сатирика, нарисованное верной и точной рукой, вылепленное тяжелыми, плотными, компактными, смело обобщенными массами, наделенными почти что шарденовской осязательной материальностью. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником5. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. D» и, наконец, полным именем и фамилией. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Он хотел сказать, что не только античные тоги Давида и не только шекспировские плащи Делакруа, но и самые простые буржуазные сюртуки и простые лица народа должны стать объектом искусства. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью.
Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица9.
Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. При кажущейся простоте композиция строго продумана. В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством.
Время беспощадно, властно требует от художника ответа, решения.
Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Он более не опасен. 1808-1879, М., 1954 Калитина Н., Оноре Домье.
Этот второй расцвет литографского творчества Домье ярко отразился в длинной веренице одиночных листов или обширных новых серий, родившихся на свет в эти годы. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя.
С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты.
Одни страны, как, например, Япония, сами становились на путь капиталистического развития, другие, отстававшие в экономическом развитии, вовлекались в орбиту капиталистического хозяйства путем колонизации и беспощадной эксплуатации. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Домье — блестящий рисовальщик. Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя. Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Давно уже стало невозможным представлять себе не только этот переломный момент французской истории, но и вообще все то бурное освобождение человеческого духа, какое дало столь притягательную силу девятнадцатому веку, не вспоминая как один из самых сильных примеров этой мятежной силы девятнадцатого века те шедевры политической графики, которые были созданы Домье на гребне революционного подъема 1833-1835 гг. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской.
В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Расширив круг тем, Курбе стремился изображать все то, что он видел своими глазами людей всех классов и сословий. Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители.