Картины Достоевского

Картина Василия Перова Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В течение своей жизни Илья Сергеевич Глазунов написал картины по всем важнейшим произведениям Достоевского, создав не просто иллюстрации, а настоящие шедевры.

Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»

Левицкого или К. И. Достоевский. Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П.

Взгляд углублен в себя. Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея). 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М. М., 1983. 13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с. Фигура портретируемого написана на темном фоне.

Описание картины 
«Портрет писателя 
Федора Михайловича

Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»

Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик. Александрова: «. Вклейка между стр, 144 и 145). И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. III. Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок. Губы полные. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра.

Руки сложены на груди крестом, а la Napolon. Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую». Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М. В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г.

Описание картины 
Перова «Портрет 
Достоевского»

Описание картины Перова «Портрет Достоевского»

В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз. 192 и 193). Старая карточка неизвестного фотографа. Умер он в своем кабинете, на диване. сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г. СПб., 1906.

3. Руки нервно сцеплены на колене — замечательно найденный и, как известно, характерный для писателя жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения. 1863». Достоевский рядом с ним выглядит еще более закрепощенным, чем на предыдущей фотографии, хотя писатель всемерно стремится выглядеть раскованным: левая нога у него закинута на правую, в руке – незажженная папироска. Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража.

Портрет Ф. М. Достоевского был написан русским живописцем Василием Перовым, с 1866 года – академик Петербургской академии искусств. собр. был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Достоевской эта фотография отсутствовала.

Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. С. 185).

Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906. С. 176 – 177. Портрет Ф. М. Это, бесспорно, снимок 1860-х годов.

Реферат: Образы 
достоевского в иллюстрациях 
ильи глазунова

Реферат: Образы достоевского в иллюстрациях ильи глазунова

Он одет в длинный темный сюртук. Витамины жизни, витамины натуры. Глазунов пишет, что помнит, как приехал в Москву в музей Достоевского, расположенный в квартире, где некогда жил отец писателя. С. 6. Эту тревогу, которая никогда не оставляла писателя, удалось передать на картине.

Он сам как персонаж Достоевского. С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М. Гейбовичу и уезжает в штатском. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году.

Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане). 1955. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные. Говорят, Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом, рассказать о городе так, как когда-то рассказал Достоевский, создав свой «петербургский текст» русской литературы. Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М.

К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой». Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений. Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура.

Т. 1. Дневник и записки. Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира пестрят страницы «Бесов». Достоевский в воспоминаниях современников. В ее записной книжке конца 1880-х гг. Композиционно она сильно уступает предыдущей.

Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. Признанный мастер бытового жанра и портрета. Он всецело погружен в свои мысли. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. 15 мая.

С. 144. "Пишу молча, – рассказывает Илья Сергеевич. 173, Palais-Royal, Galerie de Valois. Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П.

Анализ и история 
создания картины 
Перова Портрет Достоевского

Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского

Перед столом стояло кресло, старое же, как и остальная мебель, без мягкого сиденья». 22 См. : Литературная газета. Типографский наборщик М. Александров, коллега Достоевского по журналу «Гражданин», где писатель работал редактором, запомнил один из скромных кабинетов в квартире на Греческом проспекте: «Кабинет Федора Михайловича в описываемое мною время (1876 г. ) была просто его комната, студия, келия В этой комнате он проводил большую часть времени своего пребывания дома, принимал коротко знакомых ему людей, работал и спал в ней. Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М.

Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников. Преодолев все трудности, Василий Перов создал поистине выдающийся портрет, основанный не только на максимальной внешней схожести, но и на правдивом отображении сущности человека, его характера. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И.

Описание картины 
Василия Перова «Портрет 
Достоевского»

Описание картины Василия Перова «Портрет Достоевского»

Каким могучим контрастом князю Мышкину вылеплена фигура бешеного в своей страсти, по-русски беззаветно, до смертной черты любящего женщину купца Рогожина. Уже в 26 лет молодой художник открыл первую персональную выставку. О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М. Вклейка между стр. С. 303. 17 См. : Там же.

И разные места съемки – Семипалатинск, Омск. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. Полн. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав.

  • Прижизненная иконография Достоевского
  • ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
  • Картина Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского Василия Перова
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
  • Офисная мебель и всё вокруг неё
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского — Василий Перов
  • Образы Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова

Т. 1. Entre des Voitures, 9, Rue de Valois». Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. Да, с тем, который написал лучшие книги, посвященные великому городу. Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации. Т. 1.

412. С. 195). Достоевского (перо, карандаш). Тема – «Достоевский и Глазунов» – предмет особого рассмотрения.

Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево. Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г. Закончив Академию Художеств, Дмитриев-Кавказский выполнял репродукционные офорты с картин Репина, Рубенса, Рембрандта и вскоре был удостоен звания академика гравюры. Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И. В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  2. Город Достоевского, город Добужинского
  3. МКУК "Цетрализованная библиотечная система"
  4. Добавить комментарий Отменить ответ
  5. Картины по стилям и направлениям

Книги с иллюстрациями Глазунова к Достоевскому стали библиографической редкостью. СПб., 1906. Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства. В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г. Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. Материалы и исследования.

С. 140 – 150 1926. Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. 8 апреля. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П.

Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О. Достоевской) проставлено: «Париж, 1863». Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. Вклейка между стр.

  1. Портрет Достоевского, Краткое описание
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Подпишитесь на новостную рассылку музея
  4. Описание фото Федор Достоевский
  5. Фото, похожие на Федор Достоевский
  6. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва. 19). Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М. – М. : Художественная литература, 1971).

Прижизненная иконография 
Достоевского

– М. : Искусство, 1979. Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина. С. 9. 18 Достоевский Ф. М. Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя.

1863. 11. Особенности творческого пути художника.

С. 282). 37 Достоевскому исполнилось 40 лет 30 октября 1861 г. 38 Кстати, в уже упомянутой записной книжке А. Г. Бореля. Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990.

Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше. Алма-Ата, 1977. Полн. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г.

Валиханов. Варенцовой). На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г».

Высокая худощавая фигура писателя освещена справа. Основатель общества передвижников. 2001. 15. Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е.

С. 250, 257). Общие черты лица округлые. Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М.

Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. примеч. Достоевская. Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома». Ф. 93. Валиханов.

С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г. О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Т. 2.

Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Но его нет и в петербургской части архива А. Г. Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне. » 7 В этой связи заметим, что 3. А.

Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку). Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа.

Трутовского, о которых шла речь выше. Очевидно, что в собрании А. Г. Степанова и К. А. Тогда одна из журналисток написала: «Главное для художника — углубленный психологизм, умение разгадать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь». Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку. На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А.

Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины. По горькому признанию свергнутого и обреченного на смерть государя. Сытиной.

Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России). Искусство Глазунова – всегда и вызов и призыв. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О. В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». 23 В Каталоге коллекции А. Г.

761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли. собр. Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии. Вклейка между стр. 80 и 81.

Судьба распорядилась так, что и в этом уютном кабинете писатель работал не долго. Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и неизбежным одиночеством. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Т. 1. Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен.

Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха». Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом. С. 91.

Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит. Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. Достоевский на ней выглядит моложе своих сорока лет, моложе, чем на прошлогодних снимках М. Б. С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н. Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно.

Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность. – С. 108). М., 1962. Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А. Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. В конце 1880 года Л. Е.

Майкова, М. И. И. Репина, мастерскую Бориса Иогансона. Тулинова.

С. 128. И наконец, последняя из оставшихся фотографий, вызывающая экстраординарные проблемы в отношении ее датировки. в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется. Поворот головы, сомкнутые черты лица, взгляд, устремленный в невидимую точку за пределами картины, создают ощущение глубокой сосредоточенности, страдания мысли. 2 также см. : Иевлев Н. П. стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М.

Если цикл «Город» сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Щетинина. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя.

1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914. Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г. Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее. В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Воспоминания. Как и на фотографии работы И. А.

Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ». В. Г. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М.

В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение». Идеальная обстановка – если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. написал свящ. Но даже он, верный сын мощной монархической и православной России, не предполагал, что Европа худо ли, бедно устоит от удара, а десятки миллионов расстрелянных и замученных представителей лучших людей всех сословий России падут жертвою в борьбе с безжалостной силой мирового зла. Гроссмана. Маленькая девочка смотрела на Глазунова встревоженными серьезными глазами.

В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г. «Сколько раз в последний год жизни Фёдора Михайловича, – вспоминала жена Достоевского, – я заставала его стоящим перед этою великою картиною в таком глубоком умилении, что он не слышал, как я вошла и, чтобы не нарушать его молитвенного настроения, я тихонько уходила из кабинета».

Врангелю. СПб., 1992. 1924. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица».

На гравюре В. А. Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см. Однако предписания эти услышаны не были и писатель продолжал работать по ночам. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского». Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов». Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской.

Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Призыв к борьбе, возрождению и созиданию.

Цейдлер. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью. Достоевского в Петербурге. На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А. Однако простота внешности писателя уравновешивается глубокой духовностью.

Их дети, Ваня и Вера, тоже сделались прототипами персонажей многих картин Глазунова. Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца. Ф. 212. В «Летописи жизни и творчества Ф. М.

Глазунов всегда оставался одним из самых признанных художников России. Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет. В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. Фигура писателя погружается в полумрак и таким образом отдаляет зрителя. Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ).

Страхова о том, что в период их знакомства в 1860 г. Достоевский носил только усы, но брил бороду. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов. «Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму.

Так что предположение остается лишь предположением. Скабичевского – 415). Гоха и М. Б. Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А.

Портрет Ф. М. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда «иллюстрация» в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя и самостоятельное произведение. Значит ли это, что в составе архива А. Г. В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году. 5.

Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается. Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы). В. Г. Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий. Художнику удалось изобразить человека, полностью сосредоточенного на своих мыслях. Годы репрессий и советских лагерей не сломили его. Кругом была трусость, предательство и измена.

Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись. СПб., 1993. Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно).

Глазунов – глубоко русский художник. Снимок сделан в том же самом фотосалоне. Т. 10. (Из книги: Лясковская О. Л.

И нет никаких свидетельств – мемуарных, документальных иконографических, подтверждающих, что в какой-то период 1862 – 1863 годов писатель не носил бороды и усов. (РГБ. Третья фотография как будто продолжает начатое движение. Перов не идеализирует внешность Достоевского – на вид простого человека. предшеств. Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия).

Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. Ильей Сергеевичем написаны портреты рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадор Альенде, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Сергей Смирнов. / 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414). Город неизменно присутствует на каждой иллюстрации: где-то — давит героев своей громадой, удушающими оттенками, суровым безразличием где-то — становится нежно-прозрачным, весенним, туманным, романтичным. выше). 1992.

По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. Валиханов. Окт. 9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды».

Но скорее – стоит. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой. Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. Слева от него, на другом стуле, – Достоевский.

Достоевский в Семипалатинске // Ф. М. педагог П. М. Перова. Тургенева, А. Н. Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А.

Многое написано с места событий. (1868). Отъезд был назначен на 15 июня. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне.

Часы на столике у окна, принадлежавшие младшему брату, Андрею Михайловичу, остановлены на дне и часе смерти писателя. соч. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий.

И художник создал портрет-картину. Но выглядит он вовсе не франтом: руки безвольно свисают вдоль туловища, вся фигура выглядит так, как будто это не он сам пришел, а его привели и поставили перед фотокамерой. Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный. Взгляд направлен прямо в объектив. Погодина и других.

На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М. Перову писатель во многом был близок. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В. Г. Перов. Т. 1.

Таковы иллюстрации к повести «Белые ночи», где реальна лишь мечта, а не жизнь. Б. Герасимов. и во всем облике какая-то моложавость. В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален. Жил он тогда (не по совпадению ли. ) недалеко от Подьячевской улицы, на берегу канала, в районе, где томились и страдали многие герои Достоевского.

В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. Т. 1. На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. Эта картина здесь не случайна – Достоевский считал ее «высочайшим проявлением человеческого гения».

112. 2 В Каталоге коллекции А. Г. На них я не прочел ничего. Уже в юности Глазунову удалось уловить эти тонкие материи в образе великого коммуниста и журналиста и в каждом следующем его портрете у героя неизменно «говорящие глаза». Даля, И. С. Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха». В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Достоевский сидит на стуле вполоборота, закинув ногу на ногу, обхватив колено руками.

примеч. Картина изображена в единой серовато-коричневой гамме. В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение. 48.

С. 367 (благодарим Е. М. Раскрывая перед нами мир идей и образы, как он говорит «людей-идееносцев» и в самой фактуре работ «передать сумрачно-контрастную атмосферу духовного горения, борьбы света и мрака, которая, по моему глубокому убеждению, является стихией Достоевского». (А. Г. Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства. Находки краеведа. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук.

С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И. М. Л., 1934. Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман. Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А. И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой.

Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О. И помета «Москва. В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ.

М., 1990. От Шубинского)». Но когда же. соч. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. примеч. ) от воспоминаний З. А.

Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г. Но лицо, напротив, дано почти en face – в том же самом ракурсе, что и на знаменитой литографии П. Ф. Однажды он сидел в отчаянии у мольберта, разглядывая свои рисунки.

И он должен быть похож иначе это не портрет. От усилий у него пошла кровь горлом и через 2 дня Достоевского не стало. Достоевского» (СПб., 1993. Но точка равновесия уже пройдена. Достоевской (см. Герасимов отправлялся в своих датировках (см. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание. Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе.

О Сикстинской мадонне упоминается в «Преступлении и наказании», а романе «Бесы» этот образ выступает в качестве «идеала», противостоящего мещанству и пошлости. Кожа удивительно гладкая, чистая. Ощущение величия времени, присуще писателю трагедийного мировоззрения.

Губы сжаты в ироническую складку. В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. Достоевский в воспоминаниях современников. Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов. Вдруг раздался звонок в дверь мастерской: На пороге стояла Неточка. Перов. Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор.

Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. 4.

На этот счет у исследователей существуют разные мнения. СПб., 1861». Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов. В углу висит икона в серебряном окладе «Божия Матерь Всех Скорбящих Радость», а над диваном – репродукция фрагмента «Сикстинской мадонны». И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского.

Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично.