Картины Матисса С Названиями

Картины Матисса их названия и описание

Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». Все люди на картине находятся в неподвижности.

Все люди на картине находятся в неподвижности. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм. О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).

Биография Анри Матисса, 
список картин

Биография Анри Матисса, список картин

В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру.

В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Что касается его тогдашнейманерыписьма, то она была близка к импрессионистической. Там начался его отход оттехникидивизионизма. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).

Открытое и эмоциональное искусство Матисса как будто ищет практического применения. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Лето 1905 годаМатисспровел на южном побережье Франции. Доминика и Девы Марии.

В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина Красная комната (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.

Как устроена картина 
Анри Матисса

Как устроена картина Анри Матисса

Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Все остальное здесь придумал сам Матисс.

Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. В ней он преподавал в 1908-1911 гг.

Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета Соловей И. Стравинского и пишет цикл Одалиски в подражание Ренуару. Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.

Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название новогохудожественногонаправления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами отживописи. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.

25 картин, зная 
которые, сойдешь 
за умного

25 картин, зная которые, сойдешь за умного

У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).

Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. А. Врубель, И. (фр. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.

Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.

В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. Принципы расположения фигур при этом не изменились. В настоящее время существует в двух версиях. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.

"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов.

В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Его модель Каролина Жобло (фр.

Картина Интерьер 
с читающей девушкой 
Анри Матисса

Картина Интерьер с читающей девушкой Анри Матисса

Разумеется, это иллюзия. Ковёр на этой картине – реальный. Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Тема панно — танец.

Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Во время этих предварительныхштудийпришло сообщение, что ошиблись с размерами росписи и художник принялся все переделывать исходя из нового «техзадания». Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. Но большого успеха она не имела.

Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.

Углы комнаты даёт другим цветом. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Холст, масло. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль.

Анри Матисс: Картины 
ножницами (9 фото)

Анри Матисс: Картины ножницами (9 фото)

ОформлениемКапеллыон занялся сам. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.

Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Существуют лишь предположения искусствоведов. Одной из сиделок, ухаживавших за больным Матиссом, была Моника Буржуа. Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Они выглядят плоскими, предвещая будущие композиции художника, вырезанные из цветной бумаги. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.

«Когда я начал писать, — вспоминал позжеМатисс, — я почувствовал себя в раю. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.

Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. – "Танец" написан мной всего тремя красками. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма).

Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работаххудожника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение». Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.

Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Жак-Мари попросилахудожникаисправить ееэскизывитражейдля монастырскойКапеллыЧеток.

На долгое времяМатиссоказался прикованным к постели. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку.

Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. А. Матисс «Музыка» (1910).

В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко.

В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Холст, масло. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Все остальное здесь придумал сам Матисс.

Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Отношения заказчика и живописца отличались полным взаимопониманием и за короткий период, перед революцией 1917 года, Матисс создал для Щукина целый ряд картин, являющихся ныне украшением коллекции ГМИИ.

Совет 1: Как нашли 
картину Матисса

Совет 1: Как нашли картину Матисса

Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. "Розовая обнаженная" предвосхищает поздние рисунки художника и действительно, женщина, которая была здесь моделью, Лидия Делекторская, стала одним из его помощников, которые позже помогали слабому и пожилому Матису в создании этих работ. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».

Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена им были сделаны копии четырёх его картин. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Жил Матисс в это время трудно. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство.

Некоторые историки искусства считают, что Память Океании (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием Улитка), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, абстрактный экспрессионизм. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.

В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро.

С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело».

Совет 2: 7 лучших 
музеев Парижа, которые 
можно посетить бесплатно

Совет 2: 7 лучших музеев Парижа, которые можно посетить бесплатно

Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Он знакомился с художниками разных стран. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. 1901 год можно назвать годом становления художника.

Речь идет о фовизме. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Все остальное здесь придумал сам Матисс. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Такой, какой был у Матисса в его доме.

Кстати, о счастье 
в жизни французского 
художника

Кстати, о счастье в жизни французского художника

В период 1946-1948 гг. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.

В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Доминика и Девы Марии. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).

Зачем. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Я не революционер по принципу, – сказал он однажды.

Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».

Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.

Все Картины Анри 
Матисс по алфавиту

Все Картины Анри Матисс по алфавиту

У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Ж. Помпиду, Париж). Тема панно — танец. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.

В 1898 году художник женился на Амели Перейр. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах.

Творческая лаборатория 
живописца

Творческая лаборатория живописца

В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Анри Матисс. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.

Но к 1930-м годам он снова вернулся к изображению более плоских форм и цветов, которые были еще более упрощенными, чем прежде – "Розовая обнаженная" известный пример того. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору.

Какие произведения 
Матисса находятся 
в России

Какие произведения Матисса находятся в России

Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.

Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.

Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Там начался его отход от техники дивизио-низма.

В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Эта дружба в его судьбе значила многое. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Во время своего приезда в Москву осенью 1911 года художник лично руководил развеской своих произведений в Розовой гостиной в доме Щукина.

Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.

Анри Матисс «Женщина, сидящая в кресле»

Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением».

Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Он знакомился с художниками разных стран. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. С. Дягилев занимался не только балетной компанией искусствовед, театральный деятель, он вместе с художникомБенуаорганизавал художественное объединение Мирискусств и выпускал одноименный журнал (вместе с другими членами группы).

Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.

Анри Матисс «Женщина 
на диване»

Анри Матисс «Женщина на диване»

Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.

В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать.

Это видно и по его картинам. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.

Анри Матисс «Женщина 
за фортепиано»

Анри Матисс «Женщина за фортепиано»

«Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.

В 1912 и 1913 годах Матисс дважды побывал в Марокко, написав там одну из своих лучших живописных серий. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. По замыслуМатисса, современный человек рядом с этой гармонией, созданной средствами искусства, мог отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.

Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.

О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. С 1935 года постоянной моделью, а затем и секретарем Матисса стала его русская помощница Лидия Делекторская. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.

Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.

Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954).

Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Художнику сделали две очень сложные операции. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного.

Анри Матисс «Интерьер 
со скрипкой»

Анри Матисс «Интерьер со скрипкой»

Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».

Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе.

Анри Матисс «Одалиска 
в красном» (Одалиска 
в красных шароварах)

Анри Матисс «Одалиска в красном» (Одалиска в красных шароварах)

Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. д. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир.

В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.

Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Стайны подружились с художником.

Анри Матисс «Молодая 
женщина в розовом»

Анри Матисс «Молодая женщина в розовом»

Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Ж. Помпиду). Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. ) русск. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.

Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.

Анри Матисс «Женщина 
перед аквариумом»

Анри Матисс «Женщина перед аквариумом»

Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст. Исчезают стул и обои.

Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.

Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина.

Другое название этой работы – «Десерт». Ж. Помпиду). Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Картины Матисса украсили интерьеры его особняка, составив единый ансамбль. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Существуют лишь предположения искусствоведов.

Так и случилось. 260 х 389 см. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.

Анри Матисс «Открытое 
окно, Этрет»

Анри Матисс «Открытое окно, Этрет»

Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. Стены отступают назад».

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Анри Матисс (1869-1954) – художник и скульптор из Франции, лидер течения фовистов известный своими экспериментами с цветом и формой, стремлением передать через них эмоции.

Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Краски сильно разбавлены и пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть тронутым нежной акварелью.

С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.

В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет.

Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве.

Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.

Анри Матисс «Анемоны 
и зеркало»

Анри Матисс «Анемоны и зеркало»

Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Больше ничего нет. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).

Жил Матисс в это время трудно. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Речь идет о фовизме. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В результате на свет появились двефрески, написанные на один и тот же сюжет. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина.

В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.

Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.

Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.

В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Холст, масло.

Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.

Анри Матисс «Кровать 
в зеркале»

Анри Матисс «Кровать в зеркале»

(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.

Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. Созданный в загородном доме Матисса, этот холст изображает художника и его жену, разговаривающими в комнате с видом на сад. У Анри и Амели один за другим родились два сына.

Анри Матисс «Лоретт 
в красном платье»

Анри Матисс «Лоретт в красном платье»

краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.

На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе «поистине небесное предначертание и некое Божественноезнамение». Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.

Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Хотя картина относительно небольшая – 25 X 36 дюймов – близко расположенный объект занимает почти всю композицию и ее волнистые изгибы "угрожают" выйти за пределы рамы. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.

Фона в привычном понимании в этой работе нет. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке.

Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения.

Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.

Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.

Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.

Щукин. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской.

Анри Матисс «Яблоки 
на столе, зеленый 
фон»

Анри Матисс «Яблоки на столе, зеленый фон»

Изменяется освещение. Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. Первым покровителем, «идеальным патроном» художника, принявшим его идеи, стал московский коллекционер С. И. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).

«Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.