Картины Михаил Врубель Фото
Самые знаменитые картины Врубеля
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
В этих рисунках была заключена целая программа. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40).
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь.
Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Краткая биография Михаила Врубеля, картины
Язык живописи в этом стиле приобрел ярко выраженные черты декоративности твердую линейно-структурную основу и кроме этого подчинил свои открытия не только изображению, но и преображению натуры. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Это вот, эти копны сена. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Сам Врубель называл свою картину иконой. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Удивительна наследственность Врубеля.
Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Из жизни своей Врубель сам творил легенду.
В первом рисунке, выполненном акварелью, всеми средствами подчеркнут стремительный бег коня с мертвым всадником в седле. Прошение было удовлетворено157. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу.
Михаил Александрович Врубель: картины и биография
Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Более всего он работал над двумя сюжетами — «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29.
Михаил Врубель: картины с названиями
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки.
Искусствовед Н. М. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно — «Пан» (1899). На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Как художник Врубель сформировался стремительно. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Омск. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. В эти годы он вновь писал демонов. Самоотдача художника своей работе настолько высока, что высокое Творчество доминирует над разумом Михаила Врубеля. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. А ведь создавал он их не с натуры, а по памяти или по фотографии. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. В нем поднимался богоборческий бунт.
Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Род. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Образ его смерти — и реквием и своеобразный гимн сопротивлению.
Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля.
Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. 17 марта 1856. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. В 1906 художник ослеп.
Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Пророчества вскоре сбылись. Талант Михаила стал постепенно проявлять себя и в девятилетнем возрасте тот уже с легкостью по памяти писал копии полотен Микеланджело, увиденных в саратовской церквушке. Как было его сохранить.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. продолжение. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. Мучившие художника головные боли усиливаются. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик – чуть более двадцати лет.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей и детство болезненного мальчика было счастливым. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
Кушает хорошо— и в своё время. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Очаровательная публикация. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Произведение удалось.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. У пары родился сын, но маленький Савва умер когда ему было всего два года.
Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. форма, которая создана природой вовек. ».
Михаил Врубель: картины, биография, творчество
В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. Он был призван А. В. Праховым историком искусств и археологом, руководившим в то время росписью Владимирского собора к деятельности в Киеве в качестве художника-монументалиста. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Горят прекрасные цветы чертополоха.
- История гениального художника Михаила Врубеля
- Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Картины Врубеля Михаила Александровича
- Врубель Михаил Александрович: биография
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Брюсова. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Врубель провел в Венеции около полугода.
- Немного биографии иособенности творчества
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
- Самое интересное в виде мозаики
Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
В результате обострилось душевное расстройство Врубеля. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
- Декоративные панно и другие работы
- Все Картины Михаила Врубеля по алфавиту
- Картины с описанием и названиями
- Годы жизни Врубеля Михаила Александровича
- Картины Михаила Врубеля с названиями
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы — ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы — азалии или компанулы.
И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. всегда свой. ». Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении.
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе».
Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, — полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой.
В 80-е гг. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. «Демон поверженный» (1902) — последнее законченное полотно Врубеля — завершает его «демониану». Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым.
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Михаил Александрович Врубель: биография
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах — в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Недолго работал в главном военно-судном управлении.
Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Он притворился спокойным, лёг в кровать, закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски, прежде чем прислуга заметила Сила физическая в нём очень большая— редкая для интеллигентного человека Вы спрашиваете, нужно ли ему писать. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Данный сюжет отсутствует в Евангелиях и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.
Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Нет, не стоит писать.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Это был Петербург 1896 года. Это не борьба добра и зла.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Его Демон остался верен своей натуре. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Это состояние неподвижности может продлиться долго. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Иногда получались целые сцены — играющие в шахматы, беседующие. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену.
Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Меня и Серова поражало это. ». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»).
Надежда играла роль сестры Гретель. Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции.
Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием "Демон".
В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Врубель писал картины на темы pyc. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье.
Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Но уже, тогда у него зародились замыслы будущих программных живописных произведений, уже тогда эти замыслы формировались мучительно и сложно.
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. Это чувствуется в портретах 1897 г. — К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки.
Савву похоронили на Байковой горе. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Врубель винит в беде себя. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
Демон замер в позе ожидания и созерцания. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья.
Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Плачевные результаты этого становятся заметны в 1902 году (в 46 лет), когда у художника явно проявляются признаки психического и душевного расстройства. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Герой сопротивляется до конца.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Первое впечатление: сумасшедший. Работа не привела к улучшению. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Тем не менее, художник продолжал писать картины вплоть до полной потери зрения. В его даровании раскрылись универсальные возможности. У его апостолов были живые прототипы.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Эта большая акварель поразительна.
Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Представители рода Врубелей (от польск. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Кирилле», «Св. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества — в 90-е гг. Она поражает разнообразием этнического состава. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Больно, горько до слез. В Киеве заканчивалось строительство большого Владимирского собора, который должен был быть расписан. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Одна из вершин творчества Врубеля — его поздние графические автопортреты, выполненные в 1904-1905 гг. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Он стремился проникнуть в существо старого стиля, но вместе с тем осовременивал своих героев. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
Он чрезвычайно сложен и многогранен. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки.
При этом, жизнь мастера была неспокойна и насыщенна. Сразу выражение его лица изменилось. музей русского искусства, Киев).
В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Это один из его несомненных шедевров. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но при этом уязвленное самолюбие заставляло его подчас бросать обидные слова в лицо своим друзьям-художникам, которые прощали своего друга истолковывая его слова как причуды больного гения. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед.
Это черта исконно присущая романтической личности. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. Сильное, грозное произведение.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Демон низринут в ущелье среди скал. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Да ведь до них несколько верст.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Пейзажи Врубеля достоверны и очень декоративны. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Она подлинно монументальна. Афанасий» и «Христос Спаситель». После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. мне было все это видеть. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Сквозь безумие проглянул гений». Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
Но если внимательно приглядеться, можно заметить, что в каждом автопортрете содержится немой вопрос или упрек, недоумение перед лицом неразрешимых жизненных проблем, боль, скрытое отчаяние или мужественное смирение. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. сказок и опер Н. А.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Он был абсолютно равнодушен к юридическим наукам. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Сохранилось письмо художника из Венеции к его товарищу по Академии В. Е. Савинскому, где он с явным напряжением мысли силится изложить новые и важные для него выводы, к которым пришел в Италии. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть.
Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. (1906), необычайно выразительный.
Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«.
А глаза были материнские – карие. Свадебное торжество проходило в Женеве. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Когда не было моделей, он рисовал себя.
В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Может быть, в закладе. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя.
Сон как будто бы стал продолжительнее. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Все здесь подвержено метаморфозам. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку.
В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым.
Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». «. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Но и не только это. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Рождается ощущение первозданности. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Все его интересы были за пределами университетских стен. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Слишком много физических и душевных сил отдал Михаил Врубель творчеству. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза.
Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно.
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. В колорите картины – контрасты. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.