Картины Михаила Врубеля
Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в1899 году иявляющаяся частью серии иллюстраций кпоэме Михаила Лермонтова «Демон». Если ничего не знать о Михаиле Врубеле, кроме его картин, можно вообразить его похожим на Демона.
Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца ктеме Демона после 8-милетнего перерыва. Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Самые знаменитые картины Врубеля
В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Вся меблировка два простых табурета и кровать.
Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело.
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. мне было все это видеть. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете». В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Он «изменил» любимому раньше учителю Илье Ефимовичу Репину, яркому представителю передвижнического реализма и предпочел ему скромного академического преподавателя Павла Петровича Чистякова.
Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь».
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля».
Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». Сильное, грозное произведение. Рождается ощущение первозданности. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Работа не привела к улучшению.
Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Это вот, эти копны сена. всегда свой. ».
В эти годы он вновь писал демонов. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день.
Она поражает разнообразием этнического состава. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Михаил Александрович отправился на представление. В 1906 художник ослеп. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«.
Краткая биография Михаила Врубеля, картины
Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал.
Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. (1906), необычайно выразительный. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Омск. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. 17 марта 1856. Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона.
Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Михаил Александрович Врубель и его фантастические картины
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»
К началу 1890-х годов Врубель выработал свою неповторимую художественную манеру. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.
Надежда играла роль сестры Гретель. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. По настоянию отца он должен был стать юристом, однако позже оставил это поприще, чтобы поступить в Академию художеств. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса.
Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд».
Сквозь безумие проглянул гений». Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887, Гос. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»
«Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. «С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. Афанасий» и «Христос Спаситель». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Пан подобен лукавому лешему. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
Михаил Врубель: картины с названиями
Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. В колорите картины – контрасты. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Самые известные картины Михаила Врубеля
Пророчества вскоре сбылись. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Род.
Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.
- История гениального художника Михаила Врубеля
- Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
- Врубель Михаил АлександровичКартины и биография
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Картины Врубеля Михаила Александровича
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Врубель винит в беде себя. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
- Врубель Михаил Александрович: биография
- Сообщество «Интересные новости»
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- Работы художника Михаила Врубеля / (164 работ)
- Михаил Александрович Врубель ( )
- Михаил Врубель Мятежный Демон живописи
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Брюсова.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
- Немного биографии иособенности творчества
- Самое интересное в виде мозаики
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
- Все Картины Михаила Врубеля по алфавиту
Нет, не стоит писать. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В 1890 году художник переехал в Москву.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Арцыбушев сидит застолом сразложенными книгами всвоём кабинете.
Художник на минуту оторвался от тоскливых мыслей – ему вдруг показалось, что из глубины комнаты на него пристально смотрит некое существо. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Савву похоронили на Байковой горе. В 5 лет Михаил начал рисовать.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет: «Это был художниктворец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Вовремя создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
музей русского искусства, Киев). Меня и Серова поражало это. ». В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). В состоянии Михаила Александровича перемен нет. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Его Демон остался верен своей натуре.
- Картины с описанием и названиями
- Годы жизни Врубеля Михаила Александровича
- Картины Михаила Врубеля с названиями
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Декоративные панно и другие работы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну. Его с радостью и радушием принимали в высшем обществе, он был галантен и остроумен – этого вполне достаточно для светских вечеров, но для семейной жизни с устоявшимися представлениями о порядке требовались совсем иные свойства, которых у Врубеля не имелось.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. В 1898 году Врубель отправился на Украину.
- Начало художественного развития
- Проблемы с психическим здоровьем
- Известные высказывания Михаила Врубеля
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Поворотным стал 1895 год. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Влияние венецианского кватроченто сказалось в исполненных Врубелем монументальных иконах с фигурами в полный рост.
Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Представители рода Врубелей (от польск. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Прошение было удовлетворено157. В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Его вид совсем не вызывает страха.
Как было его сохранить. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Сейчас, в середине уже не XIX, а XX столетия, Кирилловские фрески реставрированы по всем правилам современной науки, хотя большая их часть безвозвратно утрачена и лишь некоторые куски старинной росписи в целости сохранились.
После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Вся цветовая композиция приведена в единство. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Учился в Академии Художеств. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Принцесса смотрит с небес на мечтающего Рюделя, держа в руке лилию, как знак чистой возвышенной любви. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. продолжение. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Первое впечатление: сумасшедший. Его символизм имел ярко выраженную литературную основу: «Фауст» Гете, «Пророк» Пушкина, «Демон» Лермонтова, сказки «Тысячи и одной ночи» – вот неполный список произведений, определявших темы врубелевских картин.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. У его апостолов были живые прототипы. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Из угла комнаты показался призрак – удивительно красивое лицо, великолепное тело и непроницаемый взгляд черных пустых глаз. Вот таким образом ихудожественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено.
Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Сидящий юноша задумчив и опечален, у него красивые черты лица, темные волосы, сильное тело. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал вКиев еёпосмотреть исокрушался, что неможет приобрести для своей коллекции, акритик игалерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля вКирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» иподчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в«нерусском (польском) происхождении» и«эстетическом космополитизме» иискусствовед икритик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля иподчёркивал, что всравнении сработами Врубеля вКирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась и художник перешел на другую более реалистичную задумку.
Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы тоже: он знал, что раньше или позже она придет, а если не придет – что с того. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий».
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. В Академии он работал по двенадцать часов в день.
Поиск своего пути в искусстве Михаил Александрович Врубель начал в Академии художеств. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки.
Ничего внешнего, бросающегося вглаза. По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Она подлинно монументальна. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов». До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Сон как будто бы стал продолжительнее. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Больно, горько до слез.
Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Однако этим чаяниям не суждено было сбыться.
Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Может быть, в закладе. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Состояние художника тем временем ухудшалось. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей.
«Своим» сделали Врубеля художники икритики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять наэкспозициях мирискусников идягилевских ретроспективах ивначалеХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). «.
Кирилле», «Св. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Удивительна наследственность Врубеля.
Но и не только это. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Вот таким образом Врубель оказался одиноким среди своих друзей-москвичей, тяготевших к импрессионизму.
Свадебное торжество проходило в Женеве. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Это был Петербург 1896 года.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Да ведь до них несколько верст. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ.
В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос.
сказок и опер Н. А. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Заспиной этажерка тоже скнигами иделовыми бумагами. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано.
Сразу выражение его лица изменилось. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе.
Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Это один из его несомненных шедевров. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. форма, которая создана природой вовек. ». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Мамонтова (оба – 1897). Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. » имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Синими искрами загораются стекла пенсне. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником). Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина).
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Особенно примечательна акварель Голова Демона.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Врубель провел в Венеции около полугода. Эта большая акварель поразительна.
Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым.
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Демон низринут в ущелье среди скал. Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов видели в жизни художника воплощение вечного мифа о мастере-пророке, тайновидце, вестнике иных миров.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Искусствовед Н. М. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Поразительна пластическая лепка лица и рук. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Из мрака этого Ада выводит художник свои образы». Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Направление творческих поисков Врубеля в 1890-е годы во многом определяется близостью к Абрамцевскому кружку художников с его девизом «Истина в красоте», стремлением организовать собственный быт по законам христианской морали, красоты и искусства, культом национального. Очаровательная публикация.
У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный».
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Врубель писал картины на темы pyc. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.
В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Федорова. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова.
Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа».
Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Ведь столько блестящих надежд. » Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время – он не любил откровенничать, – но достаточно очевидно, что он переживал не только денежный кризис. Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.
Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Кушает хорошо— и в своё время. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Тех миров, которые видели они, мы не видим. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.
В 1863 году А. М. Врубель женился на актрисе Е. Х. Вессель, которая посвятила себя мужу и детям. Форма не срисовывается, а конструируется путем последовательного выявления планов, первоначально самых общих, крупных, затем все более мелких, которыми она словно бы «гранится».
Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Арцыбушева и С. И. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Слово демон в переводе с греческого означает душа. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. «Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье.
Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался. После того как на одной из выставок была представлена картина Демон сидящий (1890 г. ), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Кроме того, он начал терять зрение. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ.
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». А глаза были материнские – карие. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Общее руководство работами принадлежало Прахову. «Заизвестность нахудожественном поприще» 28ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз кмоменту полного прекращения художественной активности. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове.
Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». В нем поднимался богоборческий бунт.
Произведение удалось. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Главное завоевание Чистякова – методика «объемного рисунка». Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы. Мучившие художника головные боли усиливаются.