Картины Никитина

С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей).

Магазин мастера Авторские картины Николая Никитина

Таннауера в Петербурге, затем был послан Петром I в Италию, где учился с 1716 по 1719 г. Уже ранние работы Н. свидетельствуют о его отходе от условных приемов парсуны (Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I Портрет цесаревны Анны Петровны, дочери Петра I, оба написаны до 1716 г. и находятся в Государственной Третьяковской галерее). В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем». В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства. В это время там работал и преподавал немецкий художник Иоганн Таннауэр, приглашённый Петром I для обучения живописи русских художников.

Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Учился в Петербурге у И. Г. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716 – 1719). Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.

Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». После возвращения становится придворным художником. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности. В начале 30-х годов он пишет портрет Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Ивана Алексеевича (Загорский историко-краеведческий музей). И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.

  1. Картины — Никитин, Иван Никитич
  2. Иван Никитин: жизнь и творчество художника
  3. Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
  4. Иван Никитин – первый русский портретист
  5. Биография Никитина Ивана Саввича

Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина Родословное древо русских царей (ГРМ). Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа.

ДангауеруВ ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Никитин сближается с московской старорусской оппозицией. «Художник Иван» родился примерно в 1690 г., в семье московских церковников. Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Братья Никитины – русские художники века
  3. Любимый художник Петра Великого
  4. Картины по стилям и направлениям

И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр. Шиллера и Г. Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком». II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению. В 1716-20 гг. Парик – по моде того времени.

Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Но он попрежнему остаётся верен себе. Иван Никитин был первым знаменитым по всей Европе портретистом своего времени. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии.

Иван Никитин. Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии. Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге.

Там художник пополнил свои знания и умения. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. 90, 9 x 73, 4 cм. Портрет прост по композиции.

Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину.

Иван Никитин становится его учеником. Картина «Напольный гетман» показывает немолодого волевого и мужественного человека. Иван и Роман оказались в Тобольске. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии.

Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834 – 1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839 – 1843 отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А. В. Кольцов. Необычна его биография.

  1. Коллекция Государственного Русского музея
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Никитин Иван Никитич — Старый Петербург
  4. Русский художник Вишняков Иван Яковлевич
  5. Медитативная живопись Зили Никитиной

Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом. После смерти Петра Великого судьба любимого художника императора сложилась трагически.

Картины — Никитин, 
Иван Никитич

Иван Никитин. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

Портрет канцлера Г. И. Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. Иван и Роман Никитины, а также ещё 20 начинающих художников отправляются в Италию для получения дальнейшего художественного образования. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. В его осанке – чувство собственного достоинства.

«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. Иван и Роман оказались в Тобольске. В 1716-20 гг. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре.

К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения.

88 x 67, 5 см. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Наиболее известные работы — «Портрет Петра Первого» (начало 1720-х), «Портрет канцлера Г. И. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки.

Иван Никитин. Парик – по моде того времени. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «.

В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья.

В одной из лучших своих картин, «Пётр I на смертном ложе», художник точно передаёт настроение торжественности и всеобщей скорби, несмотря на короткие сроки его исполнения. К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Это канцлер, сподвижник Петра I. В образе Головкина ясно выражено представление о человеке той эпохи.

В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Холст, масло. 39) интересен выразительной характеристикой модели. Но по уровню мастерства «гетман» гораздо выше. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Строганова (1726). Последний портрет Петра Великого, написанный 28 января 1725 года, представляет собой сильное живописное произведение.

упорно приписываются Никитину, хотя надписей и документальных подтверждений тому нет, да и техника всего лишь «не противоречит» технике Никитина. От Строганова до «напольного гетмана» могло пройти максимум лет шесть. Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы.

В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Холст, масло. И вот молодой Григорий Строганов застыл на портрете в живом полуобороте. Далее последовала ссылка в Тобольск.

Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Наоборот, они придают портрету особую выразительность. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге.

Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. Таким был Иван Петрович Аргунов.

Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. 54 х 43см. О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Пять лет пробыли братья в Петропавловской крепости, подвергаясь пыткам и допросам. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Некоторые черты изобразительного языка Антропов воспринял у итальянского живописца П. Ротари, произведения которого он многократно копировал.

В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. Он старается донести правдивую информацию, показать неповторимость каждого человека. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он утомлён, насторожён и лукав.

И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии).

Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Он был первым русским живописцем мирового уровня. Он Воин, всегда готовый встретить врага, его глаза воспалены, а щёки темны от загара. Головкина» и «Портрет напольного гетмана» (1720-е), «Пётр Первый на смертном ложе» (1725), портрет юного барона С. Г.

Известно имя наставника Никитина — им был А. Шхонебек, гравёр из Голландии. С переводом в 1711 году Оружейной палаты из Москвы в Санкт-Петербург, «персонных дел мастер» Иван Никитин перебрался в новую столицу Российской Империи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению.

Головкина (1720). Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку.

Холст, масло. Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. Благодаря своему таланту (а может быть и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.

Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759 ил. На полотне «Канцлер Российской империи» изображён современник художника — государственный чиновник и дипломат Головкин Гавриил Иванович. Растрелли. В 1854 Н. В. Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин».

Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). 36). И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. Этот образ полон обаяния.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Автор тонко работает с колоритом, мастерски сочетая серебристую и золотистокоричневую гамму. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Этот образ полон обаяния.

Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. В 1716-1720 гг. Скончался по дороге в Москву. Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека.

34). В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер.

Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Иван Никитин. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Все учатся на государственную пенсию.

Точная дата рождения художника неизвестна. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения в Россию Андрей Матвеев возглавил Живописную команду, сыгравшую большую роль в развитии русского искусства и особенно в подготовке художников. В его осанке – чувство собственного достоинства. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье. Крупным мастером живописного портрета, сочетавшим разнообразные художественные приемы, был в середине XVIII века Алексей Петрович Антропов.

Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер». Портрет внешне крайне прост. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека. Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.

«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Строганова, но затем поднялось на такую высоту, какая не была достигнута русскими портретистами еще лет 40 (вплоть до Рокотова и Левицкого). Головкина (1720).

Другие искусствоведы полагают, что Никитин сознательно вернулся к архаичной стилистике. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице. А. П. Антропов (1716-1795). В одном из проектов будущей Академии художеств еще при Петре I намечался на пост ее директора.

В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Первые произведения, принёсшие автору известность, были написаны Никитиным во время работы при типографии. По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726).

Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т. п. ). Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью.

Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске). В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами – русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней.

В этот период в цветовом решении картин появляются тёплые оттенки. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века.

Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. По словам критика А. М. Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью. Примеры произведений раннего периода — «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны» (1714), «Портрет царицы Прасковьи Фёдоровны» и «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (1716). В 1720-е годы увидели свет лучшие произведения Никитина.

В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Ушакова и сенатора Г. П. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Иван Никитин не льстит и не украшает. После возвращения становится придворным художником.

Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т. ч. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней.

Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один». 34).

Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. По истечении пяти лет выслан пожизненно в Тобольск. Он построен на сочетании звучных розовых и синих тонов. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.