Картины П Корина
Первый этюд кзадуманной картине был написан Кориным уже в1925 году. Будучи в Сорренто, Павел Корин пишет картину-портрет, где изображает высокую, сутуловатую фигуру Горького на фоне Неаполитанского залива, далеких гор и неба, наполненного мягким рассеянным светом. Маршал Жуков В 1931 – 1958 годы Корин возглавляет реставрационную мастерскую Государственного музея изящных искусств в Москве (ГМИИ), где со второй половины 1940-х годов находились трофейные шедевры Дрезденской картинной галереи, за сохранность которых нес ответственность художник. Подготовлен альбом-каталог, включающий статью об истории работы над картиной, краткие биографии портретируемых, хронологию жизни и творчества П. Д. Корина.
Зрители увидят знаковые работы, среди которых знаменитые коринские портреты 30-х – 50-х годов и этюды к неосуществленной картине «Реквием. В этом есть удивительное пророчество Корина изобразившего одновременно на своей картине четырех первосвятителей Церкви Русской, обнимающих своим правлением весь период советской власти от начала до его завершения. Корин известен и как талантливый реставратор, возвративший к жизни множество прекрасных шедевров, среди которых картины Дрезденской галереи. В последние годы ни признание, ни персональные выставки уже не радовали Павла Дмитриевича: его близкие не раз отмечали, что Корин часто с горечью повторял, что не выполнил своего предназначения, не закончил своей самой главной картины.
Данная статья представляет собой описание картины П. Корина – части исторического триптиха под названием «Александр Невский». Уговорить церковных иерархов, которых Корин видел на похоронах патриарха Тихона, позировать для картины, казалось делом невозможным. Этой ненаписанной картине Павел Корин дал название «Реквием».
«Русь уходящая» или Апокалипсис от Корина
В Московском мемориальном музее Корина (ныне — филиал Государственной Третьяковской галереи) эти образы вызывают неподдельный и все растущий интерес, как соотечественников художника, так и иностранных посетителей музея. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым. Постепенно складывался внутренний строй картины. Определяя его, профессор Александр Ильич Морозов писал в своей последней книге «Соцреализм и реализм» : «Павел Корин и Виктор Попков принадлежали к тому роду художников, чьи помыслы разрывались между адекватным познанием сущего, его отрицанием и страстной жаждой материализации образов совершенства. » 2.
Сам художник на этот обычный (и самый частый) вопрос отвечал уклончиво и односложно: «Живые люди, когда я их писал». Общая идея «Реквиема» с годами трансформировалась: первоначальный вариант— уход подвижников, гибель духовной традиции— в окончательной версии преобразился в свидетельство «неиссякающего множества» Церкви как вечного источника духа. Он посетит Ярославль, Ростов Великий, Владимир.
Непрозвучавший реквием Павла Корина
Он же предложил Корину написать свой портрет, чтобы «оправдать» пребывание художника за границей. Корин перебирается в Москву, в 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители. В центре картины расположено высшее духовенство. Выставка «Реквием. Горький, одобрив замысел, тонко посоветовал сменить название на «Уходящая Русь».
Стремясь поймать образ, Корин укорачивал сеансы до 20-30 минут. Безнадежность, Бездорожье. В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. Современному зрителю впервые предоставлена возможность увидеть эти полотна в первозданном состоянии.
Александр Невский В 1942 году Павел Корин создает центральную часть своего знаменитого триптиха «Александр Невский» (хранится в ГТГ). В процессе подготовки выставочного проекта в ГТГ предполагалось разместить в экспозиции краткие биографии всех изображенных на портретах «Реквиема» (в дальнейшем они были опубликованы только в альбоме14).
На нем большая ответственность за выбор темы и ее воплощение. И тут же предлагает: «Назовите свою будущую картину «Русь уходящая». У персонажей Руси уходящей этих качеств нет. Если в ранних вариантах эскизов художник выстраивал ее по принципу шествия, крестного хода (работа 1927 года), то на последнем эскизе (1959) Корин пришел к идее предстояния избрав местом действия центральное пространство Успенского собора Московского Кремля. ecece:after content: Музей П. Д.
В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок (Корин – блестящий знаток техники живописи). А тот делает для Павла Дмитриевича поистине царский подарок – заказывает для его будущей картины огромный холст, который превосходил по своим размерам знаменитую картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Но самое удивительное то, что Павел Корин в 1935 году в образе рядового 25-летнего иеромнаха Пимена (Извекова) прозрел четвертого и поставил его на передний план. Не пойду, не стану.
Корин удивительно прозрел ипочувствовал судьбу ивнутренний облик этого человека— портрет словно написан не за шесть лет до смерти, ав момент расстрела. Нестерову о работе над эскизом: «Я здесь целый месяц на бумаге устраиваю смотры и вожу во главе с Михаилом Кузьмичом своих хромых, слепых и убогих стариков по кремлевским соборам и по площадям, наконец привел их внутрь Успенского собора, где они на фоне величественной архитектуры выстроились в боевом торжественном порядке» 13. Внешне фигура юноши напоминает фигуру отца. Но началось всё с Горького. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря потекли полноводные людские реки. Возможно, для его исполнения он копировал этюды Иванова к «Явлению Христа» и зарисовывал в антирелигиозном музее мощи свт.
Так же как и в двух других частях, человеческие фигуры на картине располагаются высоко над линией горизонта. На творческий замысел «Реквиема», безусловно, повлияла живопись М. В. Игумнова итальянского художника Ренато Гуттузо и других. Очевидно, что передача характерности облика каждого и общности их как участников «последнего парада церкви», трактуемого Кориным как событие Страшного суда, была для художника основной целью работы.
В Новой Третьяковке показывают работы художника Павла Корина
Он долго стоит у эскизов, всматриваясь в лица монахов, архиреев, нищих, юродивых, слепых. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха – праздник Воскресения и вечной жизни). У Корина таким главным полотном стала воображаемая картина – задуманный «Реквием» или «Русь уходящая», так и не был никогда написан, несмотря на то что Павел Дмитриевич несколько десятилетий работал над композицией картины, написал цикл портретов, сделал этюды интерьеров Успенского собора Московского кремля. В настоящее время «Реквием», попадая в сферу актуальных событий современного искусства, вызывает острые дискуссии, не оставляя равнодушных в профессиональной среде и в самой широкой зрительской аудитории. В годы пребывания в училище Корин много внимания уделял натурным этюдам и зарисовкам. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное.
Его усилиями был заказан и нужный холст. Он задумывает изобразить крестный ход во время похорон патриарха. Но в итоге согласился. В 1935 был написан портрет протодьякона Холмогорова. "» 4.
В центральной части триптиха художник изобразил в полный рост фигуру Александра Невского. Однако нереализованность главного замысла не воспринимается как его крах. Работая вместе с ним (в частности, над росписями Покровского храма Марфо-Мариинской обители, где пять лет спустя молодой палешанин уже самостоятельно будет расписывать крипту), он учился приемам монументальной живописи и тяга к монументалистике сохранилась в нем на всю жизнь.
Записки переводчика с Андреем Десницким
И отданным не безвестным художником, но тем, кого уважал сам владыко Трифон. Огромный белый холст и поставленные рядом с ним портреты, часть из которых выполнена мастером «в полторы натуры», производили на избранных посетителей и гостей дома на Пироговке неизгладимое впечатление. Он был поражен мастерством, глубоким психологизмом, художественной правдивостью, артистизмом этюдов к «Реквиему». И здесь, под арбатской крышей, в нем постепенно зрел замысел «большой», как сам художник помечал в записной книжке, картины.
Корин, автор «Реквиема», создает теперь работы, которые для многих поколений стали эмблемами советского искусства, — панно «Мир во всем мире» (1951 год) на станции метро «Новослободская», на котором изображена счастливая мать сребенком на руках, мозаику «Красноармейцы сКрасным Знаменем» на «Комсомольской». Возможно, в поддержке Корина Горький находил утешение и оправдание краху своей жизни. Она была привезена девочкой в Москву из чувашской деревни Елань-Чишма Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Ермекеевский район Башкортостана)9, в Марфо-Мариинскую обитель для обучения ремеслу сестры милосердия. Как общественный деятель – защитник культурных памятников России.
Мало того, такое, в общем-то, естественное любопытство вызывало у него обычно легкую досаду ибо подобная конкретизации образов лишала их философской осмысленности: недаром сам Корин называл свои этюды типами: «Молодой иеромонах», «Слепой», «Отец и сын», «Нищий» и так далее. Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха. Это естественно. Когда появились первые этюды к Реквиему, многие встретили их в штыки. Портрет митрополита Сергия одна из немногих персонифицированных работ мастера и вместе с тем последняя в цикле образов «Руси уходящей». Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину.
«Трагедия моих персонажей была моей бедой»
Стоящий позади него сын как бы дополняет этот образ, развивая и варьируя тему глубокого раздумья. А на одном из рисунков подписал: Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли. А вдали виднеются купола новгородских церквей. И вот в 1931 году мансарду на Арбате посетил М. Горький. И таких сеансов бывало пять — шесть иногда доходило и до десяти.
В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. Ныне он воспринимается своеобразным камертоном, благодаря которому становится понятна грандиозность замысла, свидетельствующая о Корине как о продолжателе традиции создания «большой» исторической картины, важнейшей для национального искусства, а весь ряд произведений, созданных к «Руси уходящей», читается наиболее значительно.
Горький и новые «героические портреты»
Но 8 июня 1936 года умер Максим Горький. Эскиз (1935-37) показывает, что Русь уходящая могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г. исполненным мощи и символического значения. Писал я этот портрет довольно долго, на протяжении двух лет. Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портрета.
Реквием», по-разному рассказали об этом. 8 апреля 1912 года состоялось его освящение. Входящие в него работы выстраиваются в единое и мощное полифоническое полотно. Жизнь в искусстве, творческий потенциал личности – одна из главных тем, волновавших П. Д. Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. Задуманная Павлом Кориным Русь уходящая – полотно крупного историко-философского плана.
Павел Дмитриевич Корин, советский художник
Никакой речи онравственном тупике Церкви для него не было ибыть не могло. Когда появились еще первые этюды к «Реквиему», многие встретили их просто в штыки. Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи всвоих работах— «обдирая кожу, вылезал яиз иконописца».
Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Работой жизни стал «Реквием». Волна слухов докатилась до М. Горького. В Москве он вёл абсолютно нищенскую жизнь.
- Замечательный художник и гражданин России Павел Дмитриевич Корин (1892 – 1967)
- Павел Дмитриевич Корин художник
- Корин Павел Дмитриевич «Русь уходящая»
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Прошу Вашего указания по этому вопросу. Нестеров в письме 23 марта 1911 года. С фрагментов этой картины молодой художник сделал множество копий.
Но, главное, Горький создал все условия для осуществления масштабного замысла «Реквиема». Корина, позволили глубже понять и оценить замысел мастера. монаха или нищего стал обобщенным образом той России, которая ушла. Он предложил свое название картине: «Русь уходящая». Второе, широко известное в советское время, название— «Уходящая Русь» («Русь уходящая»)— было дано произведению А. М. Горьким и стало для Корина своеобразной «охранной грамотой».
«Ваши герои имеют осанку», – говорили художнику высокопоставленные гости его мастерской. Под этим именем коринский этюд и замысел вошли в историю искусства. Работа над этюдами к большой картине заняла десять лет. Он, далекий от художественных течений своего времени, был лишен постоянных заказов. Прошу Вашего указания по этому вопросу».
Но беды не сломили, не ожесточили отца Алексия. Увидите — станете. В1952 году стал лауреатом Сталинской премии второй степени за мозаичные панно для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, ав 1963 году— лауреатом Ленинской премии. Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха. Однако факты противоречат подобным утверждениям. Художник хотел изобразить торжественную службу в Успенском соборе Кремля.
Холмогорова, а потом еще и другие. А. Каменский, например, писал: «Корин задумал свою огромную картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года – до 1959 года.
Весь свой народ Божий— монахов, нищих исхимниц Корин решил разместить вУспенском соборе Московского Кремля, где, по его собственным словам, «они на фоне величественной архитектуры выстроились вбоевом иторжественном порядке». Многие из действующих лиц «Реквиема» служили для Корина примерами нравственного и духовного выбора. Много труда положил я на этот портрет, много, много труда», – из воспоминаний Корина. Художник ответил, что ещё ни разу не писал портрет, вот таким образом боится пустой траты времени. Внимательно выслушивает рассказ Павла Дмитриевича о замысле картины, сюжетом которой послужила последняя Литургия в Успенском соборе, свершившаяся 5 мая 1918 года. Как общественный деятель – защитник культурных памятников России.
О том же говорил и Степан Чураков, реставратор, ученик Корина, запечатленный мастером на двойном портрете к «Реквиему» «Отец и сын» : «. подрамник был сделан особый, по расчетам Евгения Васильевича Кудрявцева, заведующего реставрационной мастерской Третьяковской галереи» 6. Кориным, по силе воздействия на зрителя не имеет себе равных. Нестерова позже, в 1940-е годы, он создает портреты скульптора С. Т.
Корина «Реквием» православные люди в черной скорби и страшном горе стоят в Успенском соборе Московского Кремля и молятся – за святую Русь, за Православную Церковь. Впрочем, речь не об этом. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. «В 1956 году я задумал написать портрет моих друзей, прекрасных художников – М. В.
Сам художник, посягнувший на столь одиозную тему, ходил по лезвию ножа. А с 1925 года идея выкристаллизовалась. По его замыслу, это должно было быть эпическое полотно – 40 квадратных метров, почти столько же, сколько и «Явление Христа народу» Александра Иванова. Со временем появлялись другие заботы, возникали срочные заказы.
Реквием. Одновременно художник создает первую крупную работу – панорамный пейзаж Моя родина (1928). Толстого, ученого Н. Ф. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы «идейно вредные» и «чуждые народу» произведения никогда не увидели свет. Это фигура митрополита Трифона.
Это будет не пасхальная тема, о которой поведал Нестеров, а тема Страстной Пятницы. Они представлены почти в полный рост. Образы, подобные ликам святых Новгорода, украсят усыпальницу в Марфо-Мариинской обители. Иоасафа Белгородского.
В 1929 году Михаил Нестеров знакомит Павла Дмитриевича со своим духовником – архиепископом (ошибочно названный Кориным митрополитом) Трифоном (Туркестановым), который был исключительно образованным человеком и пользовался огромным авторитетом среди творческой интеллигенции. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как «последний парад осужденных историей на небытие». Несомненное влияние личности Корина испытали и такие современные художники, как Дмитрий Дмитриевич Жилинский и Павел Федорович Никонов, с именами которых связаны наиболее известные стилистические направления «нового» искусства и так называемого «сурового стиля» 1960-х годов. Вот таким образом среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Назвать картину «Русь уходящая» порекомендовал Павлу Корину Максим Горький после посещения мастерской художника на Арбате в 1931 году. Между тем никакого впечатления обреченности, судя по эскизам, он не создает. Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии уходящее.
Здесь же у художника сложился весь замысел будущего полотна. Мне 45 лет». В 1903—1907 годах он учился в только что основанной иконописной школе под руководством Евгения Ипполитовича Стягова, выпускника Академии художеств и окончил ее со званием мастера-иконописца (здесь же, в палехской школе, отучился, придя двумя годами позже и младший брат Павла Александр). Павел Корин. Он оказывал художнику духовную и моральную поддержку. Среди персонажей коринского «Реквиема» советские искусствоведы особо выделяли образ слепого.
Качалова и Л. М. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Кстати известный абзац из этого обращения, вместе с «братьями и сестрами» прочтет Сталин в памятном своем выступлении 1941 года. В годы Великой Отечественной войныКоринобращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Его привлекаютобразы воинов – защитников родной земли, духовных идеалов России. Таков Александр Невский – центральная фигура знаменитого триптиха (1942), в котором живут черты и святых с древнерусских икон и могучих героев итальянского Возрождения.
В доме-мастерской перед этим «большим» холстом Корин выстраивал свои портреты, устанавливая их низко на мольбертах. Но главное было достигнуто. И фактически из рук этого иерарха советское командование приняло танковые бригады, названные именами русских богатырей: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Алеша Попович», полностью оснащенные на средства, собранные верующими. Беспомощный слепой во мраке протягивает руки впустоту. В центре – три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ним вставал образ высокого трагизма и величия.
У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. Когда появились первые этюды к "Реквиему", многие встретили их в штыки. Корин Павел Дмитриевич (1892-1967), советский художник. » Понятно, что такие слова воспринимались этими людьми уже не просьбой, но почти приказом. При Александре Иванове русское общество искало правды на двух полюсах: «западничества» и «славянофильства». Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь.
Так Каменский писал:Корин задумал картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Путь Павла Корина, признанного советского художника, оставляет пространство для размышлений. Ставя митрополита рядом с гигантом протодиаконом, он акцентирует его небольшую фигуру цветом, сохраняя пасхальное огненное облачение Выделяя митрополита тоном и положением, мастер делает его стержнем колоссальной людской стены. Он как немой укор. И это важно, если вспомнить о центральном произведении всей жизни мастера – «Реквиеме», по масштабности замысла приближающемся к «Явлению Мессии» и состоявшемся только в эскизах (а по мнению ряда искусствоведов, эскизы Иванова к «Явлению Христа» гораздо интереснее и важнее для развития русской живописи, чем само полотно). Волевая собранность, высокое духовное напряжение образов характерны для портретного творчества Корина (портреты: М. С. Сарьяна, Р. Н. Симонова – оба 1956, Кукрыниксов, 1958, Р. Гуттузо, 1961, – все в ГТГ, Ленинская премия, 1963).
Таковы образы коринского «Реквиема». Человек у Павла Корина — это всегда победа силы духа над плотью. Еще одна загадка картины — это триумвират первосвятителей-патриархов. В каждый определенный исторический момент такая фигура может быть только одна, а на полотне их три. Жизненная стезя была предопределена. Корин делает портреты сильных и талантливых людей: писателя А. Н.
Назвав будущую картину «Реквием», мастер определил ее содержание как заупокойную литургию, траурное прощание. Через несколько лет Павел Корин написал этюд Трое. Вдовы» (1966-1968) – первого шедевра зрелого Попкова – непроизвольно перекликались с коринскими персонажами. И все же мастер не хотел сдаваться. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при столкновении погибающая сторона обладаетчеловеческой красотойиисторической справедливостью.
Нестерова. Корин был кровно связан сэтим миром. Степанова при Донском монастыре, где охотно брали палехцев. Первые из портретов «Реквиема» – «Старик Гервасий Иванович» (1925), «Архиепископ Владимир» (1926), «Митрополит Трифон» (1929) – были, несомненно, написаны с натуры. Лики архангелов и серафимов в растительном орнаменте украсили храм. Этими руками он будет держаться за жизнь, какой бы горькой она ни была.
Коненкова, пианиста К. Н. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности. К нему было сделано 29 больших по формату портретов (хранятся в ГТГ). 19 сентября 1935 года Корин писал М. В. В апреле этого года умирает патриарх Тихон.
Героический образ воина-полководца святого князя Александра Невского, созданный П. Д. Слепота.
Исполнялись Утес – фантазия для оркестра и концерт 2 для фортепиано с оркестром. Жилинский, входивший в круг близких друзей и соратников В. А.
Павел Дмитриевич Корин – известный русский художник и иконописец, автор героического триптиха «Александр Невский», выразительных портретов своих современников: полководца Георгия Жукова, скульптора С. Т. Надо такую силу и такую широту в живописи». Кэтому времени Корин работает над эскизами «Уходящей Руси». Он и сам должен был стать иконописцем – как его отец и дед. Непоколебимый характер, стремительная решимость и хладнокровно спокойный нрав с особым талантом передан художником. Портретный цикл и белый холст были единым целым.
Родился в1892 году вселе Палех. Однако Корин, по словам Жилинского, отказался. П. Д. Благоверный князь прославился как заступник земли Русской. Япревратился опять вреставратора ипреподавателя рисования.
Вскоре, по совету Горького Корин изменит название эпопеи: вместо «Реквиема» — «Уходящая Русь». Идея «Реквиема» и процесс работы над ним были беспрецедентны в советском искусстве. Соколова – и объединить их во всемирно известном художнике, художнике мощной политической сатиры «Кукрыниксы». Особое место в наследии художника занимают удивительные изображения людей Церкви, сделанные в процессе подготовки к, пожалуй, самой главной работе П. Д. В центре композиции — маленькая хрупкая старушка, опирающаяся на клюку. Его неоднократно арестовывали, последний раз в1922 году приговорили кдесяти годам тюрьмы.
Он и в действительности был невеликого роста. Тихон». Действительно, это один из самых сильных образов задуманной картины. Когда все пройдет, то самое хорошее и главное – оно все останется.
Однако мастер оставил современным зрителям уникальное художественное творение, своего рода модернистский проект, творческий замысел которого развивался от начальной идеи, наполненной духом исторических картин XIX века, к произведению постмодернистского художественного контекста. Павел Дмитриевич Корин (1892–1967)— выдающийся художник, жизнь и творчество которого полны трагических парадоксов. Сарьяна и Кукрыниксов. О Павле Корине и его картине ходили легенды по Москве.
почти неразрешимой. Гамалеи, актеров В. И. В дальнейшем такой художественный ход, по стилистике близкий модерну, был отклонен мастером и последующие портреты 1930-х годов появляются на стыке натурного видения и эмоционального жеста.
Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Последний образ «Уходящей Руси» помечен 1937 годом. Ведь это жест, которым не оканчивается богослужебное действо, оно им предваряется. С момента своего создания полотна хранились в доме П. Д. Корина на Малой Пироговской улице. И здесь, под арбатской крышей, в нем постепенно зрел замысел «большой», как сам художник помечал в записной книжке, картины.
К 1936 году большинство этюдов ккартине было готово. Последний парад тысячелетней Православной Руси. В 1935 был написан портрет протодьякона Холмогорова. Л. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары «Отец и сын», некоторые женские типы — плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у В. Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха.
Среди художников оказался искренний певец этой духовной или, как он сам ее называл, «Святой» Руси — Михаил ВасильевичНестеров. Нищий. В молодости, получив блестящее образование, он после встречи с преп. Контракт со «Всекохудожником» давал средства и возможность сосредоточиться на Картине. В 1908 – 1912 годах по проекту архитектора А. В.
Как художник. В1942 году Корин получает заказ исоздает триптих «Александр Невский», воспевающий мощь инепоколебимость русских воинов. Грязный, спарализованными ногами, спутанные волосы кишели вшами. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма и ревностно следили за тем, чтобы идейно вредные, чуждые народу произведения не увидели свет. После революции запоздало прозрел, увидев, что этот русский бунт не только «жесток и бессмысленен», но и гибелен для народа.
Работал в области монументального искусства (мозаичные плафоны станции московского метрополитена Комсомольская- кольцевая, 1951, Государственная премия СССР, 1952 и др. ). На картине нищий калека, словно корявый, мшистый пень, раскинул непомерно большие руки. Горький покровительствовал Корину и это давало художнику возможность спокойно работать. Одновременно с работой над «Реквиемом» Кориным пишутся и портреты его современников: скорбя по «Руси уходящей», художник не терял живой связи с настоящим, со своим временем, устремленным вперед. В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство.
Нестерова. Одобрил и общий замысел истолковав его по-своему. Один из высоких посетителей мастерской Корина заметил: «Ваши герои имеют осанку ту, которая была свойственна людям эпохи Возрождения, ваши имитрополит имонахи инищие ислепые— все проходят под фанфары». При его создании Корин использовал прием сопоставления характеров. Тем самым писателю удается в какой-то легализовать грандиозное дело художника. Это Церковь, выходящая на бой.
С этого момента Алексей Максимович берет живописца под свое noкровительство. Так, в 1847 году Н. В. В. Нестерова.
ну год или два проходит, потом все-таки на него набрасываешься. Чувствуется, что этого немолодого, неизлечимо больного человека тревожат тяжелые мысли. По свидетельству жены художника П. Т. Кориной, сам Корин почти никому не показывал этот этюд, отговариваясь тем, что вещь не закончена, лицо иерар ха не прописано, хотя сегодня становятся ясными подлинные причины мнимого небрежения мастером своим творением. Ведь сколько лет он стоял. В результате подготовительных работ к картине сформировался цикл из 29 портретов, эскизов-вариантов композиции, этюдов интерьеров Успенского собора Московского Кремля.
Русские верующие люди всё более убеждались в богоборческой сути советской власти. Шли на запад солдаты и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец. Павел Корин не написал своего Реквиема». Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 году постригшийся в монахи. Сначала это был замысел под рабочим названием «Благослови, душе моя, Господа». Павел Корин был последователем традиции идущей со времен А. Иванова, когда вершинным родом живописи считалась живопись «историческая».
П. Д. При всем мастерстве и силе этих произведений, в самой их живописи есть ощущение трагического надрыва, живопись как бы замыкается и кристаллизуется, уходит непосредственность, картины словно закованы в броню гладких, плотных мазков. В 1935 году последовал еще один этюд — портрет протодьякона М. К.
Вначале 1950-х Павел Корин много работал вмонументальной живописи, создав ряд витражей имозаик для Москвы, вчастности, витражи на станции «Новослободская» имозаичные плафоны для станции московского метро «Комсомольская» Кольцевой линии. 25 июня (по старому стилю) 1892 года в семье потомственного иконописца Дмитрия Николаевича Корина родился сын Павел. «Реквием» в этюдах постепенно вырастал до символического «реквиема» уходящему старому миру. Прощание спатриархом было открытое.
Скончался в1967 году. Большое влияние на него оказало творчество А. А. Иванова, автора знаменитого «Явления Христа народу».
Корин притащил его вмастерскую иписал три дня. Корина, не случайно им создано так много портретов именно людей искусства.
Работы для художников-иконописцев в годы гонения на Русскую Православную Церковь не было. Стремясь к монументальности, автор придал ей несколько театральный вид. Я старался видеть людей просветленными и сам быть в приподнятом состоянии. Корина в Палехе (дом построен в 1860— 1870-е годы). Патриарх умер в своей московской резиденции, в то время — Донском монастыре. На этюде он еще ниже.
Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Натянутый на гигантский подрамникхолст и поныне стоит в мастерской-музее художника. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу.
У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять и мужества, чтобы отказаться от создания полотна. Художник Нестеров с помощником Кориным совместно расписали главный купол собора фреской «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» (эскиз в ГТГ) и далее один Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей. Середина 60-х годов – время, на которое приходился пик популярности старого мастера, связанный с выходом к публике цикла его «Руси». Реальные персонажи портретов— митрополиты, архиепископы игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, пришедшие проститься со своим патриархом, — на холстах художника превращаются в символы трагических событий в истории России XX века. Можно было начинать травлю. Казалось, вместе спатриархом безвозвратно уходила прежняя старая эпоха.
Обращаясь к проблеме духовных истоков искусства 1960-х годов, А. И. В 1918-25 гг., в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин словно несет добровольное послушание: много рисует, копирует изучает анатомию. Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: Благослови кадило, Владыка.
Это естественно. А с ним неизменный спутник и уже к тому времени самый близкий друг — Павел Корин. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Именно вера, христианское воззрение на человека как на микрокосм, утверждение в человеке сознания его неповторимости и богоподобной значимости (раб Божий уже ничей раб. ) сообщало им высокую индивидуальность.
Корин вписывается всоветское искусство, получает признание. Любовь к этому месту останется у Павла Дмитриевича на всю жизнь и когда в 1926 году Марфо-Мариинскую обитель закроют, он вместе со своим братом Александром спасет от уничтожения ее иконостас и росписи. Произведениям Корина присущи строгость и точность рисунка, монументальная цельность формы, напряжённость и насыщенность цвета (этюды к картине Русь уходящая – Схимница, 1930, Отец и сын, 1931 триптих Александр Невский, 1942-43, – все в ГТГ).
М. Васнецова иМ. Сейчас можно только предполагать, с чем мог быть связан отказ мастера, однако из его ответа ясно, что после войны художник уже не решался начать свою картину, хотя продолжал размышлять над ней и, в частности, подписал последний эскиз «Реквиема» 1959 годом (1935-1959). Освободили условно, «за преклонностью лет». Тени. »— писал окоринских героях С. Разгонов в1982 году.
Такой же видел свою судьбу и Павел – с детства он готовил себя к семейному делу. Работа Павла Корина наравне с гимном «Вставай, страна огромная» явилась в тот период чем-то большим, нежели простое художественное произведение. ВАлександре Невскомсполна выражено то о чём, говорил Павел Дмитриевич Корин: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа». Он нес послушание и в пересыльной тюрьме и в окопах Первой мировой войны, с которой вернулся с Георгиевским крестом, золотой панагией с надписью: «За храбрость» и с ослепшим от ранения глазом.
Куприянова, П. Н. Работая вместе с ним (в частности, над росписями Покровского храма Марфо-Мариинской обители, где пять лет спустя молодой палешанин уже самостоятельно будет расписывать крипту), он учился приемам монументальной живописи и тяга к монументалистике сохранилась в нем на всю жизнь. Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. С полотна на нас спокойно смотрит человек, ставший для многих символом мощи русской армии.
Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). » И тогда художник говорил: «Не отказывайтесь. И в то же время художник восстанавливает первоначальное название эпопеи: «Реквием», то есть исход, последнее шествие.
В40-е годы художник работает над эскизами мозаичного фриза «Марш вбудущее» для Дворца Советов— неосуществленного проекта самого высокого здания вмире, вкотором должно было разместиться советское правительство. Это были уже вполне самостоятельные, мастерские портреты, общее число которых достигало нескольких десятков. «Явление Христа народу» вместе с корпусом этюдов к нему были для Корина определенным эталоном. Роспись «Путь ко Христу» располагалась в трапезной храма обители, на ее восточной стене, прямо по центру и, конечно, была хорошо знакома Корину, работавшему здесь вместе с Нестеровым в те годы, как и многим москвичам, приходившим в обитель.
Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Иоасафа Белгородского. На портрете— человек со смиренным, печальным лицом двумя руками держит перед собой крест.
Игумнова к 1950-м годам относятся портреты художников М. С. На картине он изображен уже немолодым, с грубеющим от морщин тяжелых раздумий лицом. И последнее. Павел Корин родом из Палеха из старинного рода потомственных иконописцев. Образ митрополита Трифона был запечатлен и вполне удался.
Когда смотришь после галереи этюдов-портретов на детально сделанный небольшого размера эскизРеквиема», первое впечатление, что художник механически объединил натурные этюды, просто мастерски соблюдая законы ритма и равновесия. Именно вот таким образом вероятно имя картины — «Уходящая Русь» — стало вынужденным в те нелегкие времена, когда для прославлени духа истинно русского характера необходимо было хотя бы формально признать эти черты уходящими. Так искусствовед М. А.
В 1931 году по приглашению А. М. Проявившаяся интенсивная цветность живописи стала настоящим открытием даже для самих исследователей творчества Корина. Коненкова, художников-карикатуристов М. В. Центральная фигура — приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку. Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Художник изобразил на своем полотне известную северную сказительницу Кривополенову.
Эскиз (1935-37) показывает, что Русь уходящая могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г. исполненным мощи и символического значения. Наступило время блоковских красноармейцев сих исторической миссией: «Пальнем-ка пулей всвятую Русь»— время массового мученичества за веру. Вся его жизньбыла посвящена служению Отечеству. Павел Дмитриевич Корин, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, автор широко известных послевоенных произведений, таких как триптих «Александр Невский», «Портрет маршала Г. К.
Какая сила, какая широта и какая серьезность Гений. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Героини картины «Воспоминания. Лучше всех это доказал сам Корин в этюдах.
Сначала это был замысел под рабочим названием «Благослови, душе моя, Господа». В Москву на его похороны собирается вся православная Россия. Позднее Корин работает еще над одним эскизом, ныне утраченным (его описание сохранилось в воспоминаниях у Степана Чуракова12): художник переносит действие в Россию, где его герои шествуют на фоне заснеженных гор.
Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит. Центральное место в композиции отведено старухе, согбенной временем. Корина. В арбатскую мастерскую Павел Дмитриевич привел и жену Прасковью Тихоновну (из воспитанниц Марфо-Мариинской обители), с которой обвенчался в 1926 году. Портрет Успенского (младшего) был написан в1931 году.
Именно Михаил и стал на долгие годы другом и наставником Павла Корина. Благодаря им мастер получил официальное признание. Леонидова посетив остров Валаам, пишет портрет М. В. Портрет удался и после Павлу Дмитриевичу довелось писать Качалова и Сарьяна, Коненкова и Нестерова, А. Толстого и Жукова.
Последний классик русской живописи, Корин назвал задуманную картину «Реквием». По художественному стилю портреты Павла Корина сопоставимы с портретами его наставника – М. В. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Это Церковь, выходящая на бой. В Москве Корин поступил в иконописную мастерскую, но учиться здесь ему было нечему и он «прибился» к иконописной палате Донского монастыря.
Горького, поддержавшего работу над «Реквиемом», Корин едет в Италию11. Работу над большим полотном «Реквием» Корин начал в 1929 году. 24 июня 1945 года маршал Жуков принимал парад Победы на Красной площади в Москве. В 1925 г. Корин, как некогда А. А. Иванов, обретает свою тему.
Моя РодинаВ 1925 в своей московской резиденции (Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Вскоре Корин становится его любимым учеником и единомышленником.
Всю жизнь Корин вел бой. Увидел их Корин весной 1925 года на похоронах патриарха Тихона. А до революции владыка был известен тем, что служил Литургии для слуг и рабочих. Он понимал, что высокие мысли должно выражать могучей пластикой.
Глядя на лица трех женщин, показанных на этюде «Трое» (1933–1935, Третьяковская галерея, Москва), зритель чувствует эмоции, владеющие героинями картины «Русь уходящая». В руках князя, одетого в сверкающие металлом доспехи русского воина, огромный меч. На этюде «Сельский священник отец Алексий» мы видим человека, пережившего крушение всех своих надежд: предательство паствы, которая еще вчера стояла в церкви на молитве, а сегодня пошла громить храмы и сшибать кресты с могил родителей самоубийство сына, не выдержавшего травли за родство с отцом-священником.
Соколова (Кукрыниксов), пианиста К. Н. О картине Корина ходили легенды. Много пройдет времени, прежде чем успокоится река, осядет ил, снова появится отражение.
Уже высится за его спиной победоносное знамя – полотно, провозглашающее благодарность за спасение земли Русской от басурман и веру истинному Богу – «Не в силе Бог, но в правде». Горький предложил живописцу назвать свое будущее полотно «Русь уходящая». 25 июня (по старому стилю) 1892 года в семье потомственного иконописца Дмитрия Николаевича Корина родился сын Павел. По предположению Никонова, картина для Корина так и осталась недостижимым идеалом, а холст – своеобразным свидетельством этого идеала.
В центре – три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Здесь под впечатлением от впервые увиденных композиций «Страшного суда» Микеланджело и Синьорелли художник делает множество карандашных набросков для картины, а свою идею «исхода» он пишет на фоне итальянских пейзажей. В их образах, созданных для «Реквиема», была запечатлена та историческая драма, свидетелем которой Корин стал в 1920-1940-х годах. Писатель лично посетил мастерскую Корина и после просмотра картин назвал его искусство «настоящим, здоровым и кондовым». В 1931 году этюд к «Реквиему» увидел А. М. Горький. Всю жизнь Корин вел бой.
Происходил он из иконописного Палеха и сложился поначалу как мастер-иконописец. Вместе с тем Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности. Возможно, та же чисто иконописная традиция миниатюрного пейзажа на палехских иконах привела со временем художника к созданию ряда вполне оригинальных пейзажей-панорам. Эти завораживающе-прекрасные живописные «ленты» дарят зрителю ощущение беспредельного пространства и красоты русской природы, а самого художника представляют тончайшим лириком и глубоким философом. Ее овеянное душевной теплотой и тихим спокойствиемкрасивоелицо в обрамлении черного платка, с высоким открытым лбом и добрыми, печальными глазами говорит о трудной, многострадальной судьбе, мудром терпении и стойкости русской женщины. Соответственно менялась и композиция. Она тяжело опирается на клюку, но в ее глазах — необыкновенная властность и сила духа. Корина – полотну «Реквием».
Скорее «Слепой»— образ потерянности простых русских людей, отрекавшихся от ориентиров, на которые веками указывала Церковь. Щусева в обители на Ордынке был возведен главный храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Горький сам искал во всем героизм, связав свои чаяния с революцией. На фоне холста Павел Дмитриевич иногда расставлял свои этюды, прикидывая композицию «Руси Уходящей». Навсегда. Все они — отдельные ипостаси одной идеи.
Купреянова, П. Н. Вскоре состоялось едва ли не самое важное событие в жизни Корина — он познакомился с Михаилом Васильевичем Нестеровым. В этот период и родился у художника грандиозный замысел увековечить «уходящую Русь» на полотне – его «Реквием».
Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья. Позже художник написал варианты эскизов триптиха «Дмитрий Донской» и части триптиха «Александр Невский» – «Старинный сказ» и «Северная баллада». Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Художник изобразил высокую, худую фигуру писателя на берегу Неаполитанского залива. На торжестве присутствовали Елизавета Федоровна, власти Москвы, архитектор А. В.
Что помешало Корину написать этот холст. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. После смерти Горького на Корина обрушился поток обвинений в том, что он «оторвался от действительности, не участвует в развитии пролетарского искусства, ушел в живописание реакционной среды» и что все созданное им до сих пор – ошибка.
Руководил реставрационной мастерской ГМИИ (1932-59), реставрировал картины Дрезденской картинной галереи. Деньги за картины пришлось выплачивать втечение двадцати лет. Она, эта Русь и уходила по-русски, являя самим своим уходом знак вечности. Знаковыми для советского искусства воспринимаются монументальные работы Корина— мозаики станций метро «Комсомольская» и «Смоленская», витражи станции «Новослободская». Работой жизни стал «Реквием».
Загрунтованный холст (551 941 см), помещенный в экспозиции, на протяжении десятилетий стоял нетронутым в мастерской художника. Это Церковь, уходящая в вечность. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. Под него было отведено место разрушенного храма Христа Спасителя.
Крылова, Н. А. После некоторых раздумий Корин соглашается. Выразительно печальное лицо Горького. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым.
Он убежден, что новые и новейшие художественные течения не расширяют, а резко сужают возможности художника, не дают ему в руки достаточных пластических средств, что это движение не вверх, а вниз. Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон «наследия прошлого», апологию религиозности и за многое другое. Трагического обличия, безмолвно, день и ночь шла и шла эта Русь. Через несколько лет П. Корин написал этюд «Трое».
В 1901 – 1905 годах Нестеров написал картину «Святая Русь» (хранится в ГРМ) – о встрече богомольцев с Господом Иисусом Христом. Благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Одновременно они с братом подрядились работать в артель «богомазов» К. П. Возможно, для его исполнения он копировал этюды Иванова к «Явлению Христа» и зарисовывал в антирелигиозном музее мощи свт.
Творческое наследие художника Павла Дмитриевича Корина необычайно многообразно. Корин остался без покровительства. Эту записку, приклеенную к обратной стороне фотографии, Павел Дмитриевич как благословение всегда хранил у себя. Трагические и драматические образы верующих людей православной России сегодня можно увидеть на выставке в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). Как художник. Учился в МУЖВЗ (1912-16) у К. А. Коровина и С. В. Малютина испытал влияние М. В. Нестерова.
Русь уходящая. В них самих уже все было сказано, композиционная расстановка не прибавляла ничего» 9. Недоумение охватывает нас, — но не их, предстоящих нам на холсте. Замысел устроить в родовом доме музей принадлежал самому Павлу Дмитриевичу. Однако эти варианты не удовлетворили мастера и впоследствии он от них отказывается.
На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры. Похвалой дело не ограничилось. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица.
Однако талант требовал развития. Вте годы он держал дома мешок свещами на случай ареста. Только после этого появляются карандашные эскизы, близкие темперному эскизу (1935-1959), ставшему последним. Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: Благослови кадило, Владыка. С этого момента пролетарский писатель взял художника под свое покровительство. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932).
Для картины вмастерской приготовили громадный холст (размером 551 на 941 сантиметр, больше ивановского полотна «Явление Христа народу»). Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь. Таков Александр Невский – центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), – в котором живут черты и святых с древнерусских икон и могучих героев итальянского Возрождения. Думаю, что большая картина была уже не нужна: каждый портрет. Они были живые – со своими страстями, верой, смятением. Люди, пришедшие на отпевание Патриарха, свой выбор сделали. Пожалуй, этот интерес объясняется не столько живописным мастерством, хотя оно очевидно, сколько, характером самих образов коринской эпопеи.
Это — фигура современного патриарха Пимена. Митрополит пользовался всенародной любовью, «своим Владыкой» его считали интеллигенты и кухарки. Это вид на Палех издали. – но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Его лицо излучает доброту и немой укор всякому насилию. Корина.
И сам Корин чувствует себя воином, постоянно отражающим натиск враждебных сил. accc:after content: Один из витражей на станции метро «Новослободская», выполненный по эскизам П. Д. Конечно, роль Гоголя в общении с Ивановым не сводилась только к посредничеству между «итальянским затворником» и российским обществом. Ведь эти люди именно в конце видят начало, в окончании временного — начало вечного. – но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок (Корин – блестящий знаток техники живописи).
Очевидно, все больше убеждался, что тема уже раскрыта, хотя сам себе, может и не признавался в этом, но интуитивно, как художник, понимал, что холст не нужен» 5. И сам Корин чувствует себя воином, постоянно отражающим натиск враждебных сил. Однако талант требовал развития. С первого взгляда на нее ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная.
Понимание и забота Горького позволяют Корину трудиться над темой «Реквиема» в течение пяти лет — вплоть до смерти самого писателя. В задуманной Кориным картине он видел в первую очередь «народность», эпичность, соответствующую тому тектоническому сдвигу земных слоев, который происходил в послереволюционной России. Так «Реквием» превратился в значимое явление неофициальной художественной жизни Москвы.
У него, как иу остальных героев картины, есть внутренняя осанка. Справа от нее стоит немолодая женщина с добрым, спокойным лицом.
В большинстве же случаев нам неизвестны люди, позировавшие Корину. Так искусство, выражая «дух народный», воевало.
Незадолго до смерти Горького этюды «Руси» были куплены уКорина «Всекохудожником»— Всероссийским союзом кооперативных товариществ работников изобразительного искусства. Тогда же митрополит написал свое знаменитое «Обращение к православной пастве России», в котором призывал «верных чад» русской церкви помогать воинству российскому в одолении страшного врага. Как это совместить и сопоставить — «Конец» и «Начало» исход и предварение. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха – праздник Воскресения и вечной жизни). С 1936 года наступил черный период в жизни художника. Реквием в этюдах постепенно вырастал до символического реквиема уходящему старому миру.
Для такого полотна требовалась и новая просторная мастерская. В 1903 – 1907 годах он учился в только что основанной иконописной школе под руководством Евгения Ипполитовича Стягова, выпускника Академии художеств и окончил ее со званием мастера-иконописца (здесь же, в палехской школе, отучился, придя двумя годами позже и младший брат Павла Александр). Я, как художник, знаю, что такое пустой холст.
С Нестеровым Корина связала настоящая, большая дружба. Патр. На похоронах были сотни тысяч людей. А с 1925 года идея выкристаллизовалась.
В суровом до аскетичности образе князя Александра Невского выражены героизм и непоколебимая стойкость, олицетворяющие собою русское начало, осознанно необходимые советским людям в трудную военную годину. Мастер сумел уловить душевное состояние писателя. У меня ведь сам владыко Трифон стоял. Быстро угасали глаза, обмякали тела, теряли одухотворенность лица.
Были и другие обстоятельства, по которымкартина оказалась незавершенной. Она немыслима без фигуры Тихона. Внутренним взором он видит свой крестный путь впереди.
Человек физически искалеченный, он не сдается. В арбатскую мастерскую Павел Дмитриевич привел и жену Прасковью Тихоновну (из воспитанниц Марфо-Мариинской обители), с которой обвенчался в 1926 году. Он страстно верил:Русь была, есть и будет. «Внем символически выражен тот нравственный тупик, вкотором оказалась Церковь.
Жена— Прасковья Тихоновна, урождённая Петрова (1900—1992). Вот откуда некоторая диспропорция в изображении модели. Всем знакомый по школьным учебникам портрет князя Александра Невского, портрет «демона войны» маршала Жукова, портреты художников Михаила Нестерова и Кукрыниксов, писателя Алексея Толстого, академика Зелинского, Сергея Коненкова и Василия Качалова – это всё Корин. Художник задумал свою картину как «Реквием» — отходную могучему общественному явлению именуемому православием».
Благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Митрополит Трифон, в миру князь Борис Александрович Туркестанов (или Туркишвили), принадлежал к древнему княжескому грузинскому роду, а по матери — к роду Нарышкиных. В Москве Корин поступил в иконописную мастерскую, но учиться здесь ему было нечему и он «прибился» к иконописной палате Донского монастыря. Тогда же Корин побывал в древнем Новгороде. В 1914 году в Марфо-Мариинской обители продолжались работы по отделке храма Покрова Богородицы.
Травлю поддержала пресса, художника обвиняли, что он «сделал попов героями-мучениками». За границей художник начал портрет Горького (1932, Третьяковская галерея, Москва), завершенный уже в России. Вчерашние друзья строчили на него доносы в НКВД: «Подготовка П. Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве, обломки духовенства, аристократических фамилий, бывшего купечества и пр. Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд «Отец и сын». А 7 сентября 1945 года в Берлине у Бранденбургских ворот состоялся парад Победы союзных войск.
Одним из лучших этюдов к «Руси уходящей» стало полотно «Отец и сын» (1931, Третьяковская галерея, Москва). Сам он, блестящий художник, глубокий знаток древнерусского искусства, тонко чувствовал и литературу и музыку, понимая глубинные связи разных родов искусства. Православная Русь – от нищего до высших церковных иерархов – предстает перед зрителем. А в конце 40-х Корина не раз пытались выселить из мастерской.
Когда же просьба художника подкреплялась обещанием поделиться тем немногим, что он мог оторвать от собственного семейного стола (а расчет шел буквально на пакет пшена, бутылку подсолнечного масла) — то дело ладилось и они сговаривались. Возможно итак. Митрополит Трифон принимает Павла Корина и соглашается позировать.
– Работаю яростно, на Страстную надеюсь закончить». За конкретным событием художник увидел обобщение— «церковь выходит на последний парад» (П. Д. Корин). В конце З0-х годов митрополит Трифон жил на покое. Он и сам должен был стать иконописцем — как его отец и дед.
Перед нами как бы живая история русского православия XX века. Портрет был трудный: мне надо было передать внутреннюю духовную осанку каждого из них и объединить в одной мощной, предельно выразительной и острой осанке художника «Кукрыниксы», при этом избежать намека на шарж, в портрете он недопустим. В 1911 году им для Марфо-Мариинской обители была создана роспись «Путь ко Христу» : «Пятнадцатиаршинный пейзаж и по нему бредут люди добрые – умилительно и не менее внушительно для ума и сердца, – так писал М. В. Над головой князя развевается хоругвь с ликом разгневанного Спаса.
Щусевым был послан в Псково-Печерский монастырь для копирования двух плащаниц XVI века». Племянника отца Сергия, протоиерея Сергея Михайловича Успенского (младшего) расстреляли на полигоне вБутове в1937 году. Это Церковь, уходящая в вечность. Ею они жили, с ней умирали, принимая смерть достойно, по-христиански. Жуков статен, величав и красив.
Но главным делом его жизни стала работа над картиной «Реквием». Этюд «Слепой» написан в1931 году.
Полотно «Старинный сказ», правая часть триптиха, являет собой трехфигурную композицию. Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный русский человек, Павел Корин осознает себя художником этой России, казалось бы обреченной, но продолжающеи жить, уверенной в своей духовной правоте.
«За всю свою жизнь не проигравший ни единого сражения», – как гласит история, проявивший талант как полководца, так и дипломата, что выглядит впечатляющим, если учитывать, что был он в еще достаточно незрелых летах, прославленный на все времена Невской битвой и Ледовым побоищем, он изображен высоким, крупным и воинственным мужчиной, гордо, но тем не менее, задумчиво смотрящим вдаль, в затылок впопыхах и в страхе убегающего врага. Гоголь написал статью «Исторический художник Иванов», где разъяснил российской общественности грандиозность, сложность и величие задуманного Александром Ивановым полотна, призвал поддержать и помочь осуществить художнику его картину на «всемирный сюжет». Павел Дмитриевич Корин был художником не только по призванию, но и по самому рождению. Теперь можно с уверенностью утверждать, что именно работа над «Реквиемом» стала той творческой лабораторией художника, где он создавал пластические и содержательные методы и приемы, во многом определившие художественные новации в искусстве молодых художников-шестидесятников. Александр Невский (1220-1263) издавна почитали на Руси. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Вся тогдашняя православная Россия уважала и чтила его.
Но не художнику, а эпохе, в которой ему выпало жить. Чураков помогал натягивать и грунтовать холст. Крылова, Н. А. Протянутые вперед руки ищущие спасения. Среди всей этой «христовой братии» Корин искал образ, нужный для картины.
На картине П. Д. Гениальные этюды Корина, как и выдающиеся подвиги, которыми украсил себя русский народ истощив свои последние силы, творились не во имя, а вопреки своему времени. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Немало усердствовали в травле Корина «собратья» по цеху. В 1942 году по просьбе Комитета по делам искусств Корин начинает работать над триптихом «Александр Невский» (1942, Третьяковская галерея, Москва).