Картины Про Ленина

В конце 1920 — начале 1930-х годов картину «Ленин у прямого провода» создает Игорь Грабарь, Александр Моравов пишет полотно «Ленин в вагоне финляндской железной дороги», «поэтическим, взволнованным полотном» удивляет критиков той поры Аркадий Рылов — «Ленин в Разливе» (1934 года). В этом же направлении устремляются творческие искания Д. Налбандяна, начавшего освобождаться от внешней патетики, помпезности (свойственных ранее многим его работам), в таких картинах, как В. И. Ленин в 1919 году (1956), В. И. Ленин у А. М. Горького в 1919 году (1954 – 1956).

Владимир Ильич Ленин на картинах художников

В то же время здесь нет места чувству безысходности. Таким я старался показать его на моем полотне. Это продолжается в так называемом свободном западном мире по сей день. Оригинал жеработы сохранился исейчас находится вГИМе.

Это всесоюзный староста, предшественник Калинина, беседующий с простыми людьми, просителями, крестьянами-ходоками маленький человек среди маленьких людей, выступающих в роли детей с их незамысловатыми просьбами и жалобами, открытый и доступный для всех, помогающий в простых бытовых делах (как своеобразный народный святой Николай Угодник). Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова.

Ленины в Разливе: 
при параде и не 
очень

Ленины в Разливе: при параде и не очень

21) и другие (первые варианты которых были созданы в 1951 году, а значительно более глубокие и законченные – в 1959 году), многочисленные рисунки Н. Жукова, который стал в эти годы с большим творческим подъемом работать над образом Ленина, обращая особое внимание на живые черты Ленина-человека, разносторонне одаренного, чуткого к людям, простого и близкого всем трудящимся не только по образу мыслей, но и по всей скромной обстановке, естественному укладу своей жизни (Аппассионата (илл. А вот после смерти вождя «ленинизация» страны приняла поистине грандиозный масштаб. На лице Ленина отпечаток глубокой мысли, волевой собранности. Амежду тем вискусстве наползает инарастает подчеркивание роли Сталина. Но ощущение было странное. Труд скульптора к тому времени получил широкое общественное признание.

6). Сказал, что даже привезет от родителей свои эскизы и вырезки на тему. Вообще осторожность впоказе исторических персонажей, начавшаяся еще спервых процессов против «врагов народа», нанесколько десятилетий приводит ктому, что рядом сЛениным иСталиным уже просто неизображают никого изживущих вмомент написания картин – кто знает, непридется лииначе завтра работу переписывать или убирать взапасники. В другом месте взгляд испытующий, резкий. Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы. фронтиспис).

Это Ленин-символ. Удачные портреты Ленина создают в эти же годы скульптор Б. Королев, графики П. Шиллинговский, Г. Верейский, а также белорусский художник В. Волков. Остальное пространство можно заполнить абстрактными матросами или крестьянами.

Образ великого Ленина 
в произведениях 
советского изобразительного

Образ великого Ленина в произведениях советского изобразительного искусства

Рисовал я его в профиль, который все время находился в движении (илл. Но ведь самое главное — тенденция и она выражена товарищами художниками правильно: «прочувствован и углублен» простой, близкий, по-настоящему демократичный образ любимого вождя. И. Бродский, создав картины Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году (1926) и Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт (1932), положил начало чрезвычайно плодотворной традиции советской тематической живописи: строить композицию картины с изображением выдающейся исторической личности при широком введении народного активного фона – условие, которое Маркс и Энгельс считали обязательным во всяком серьезном, правдивом, художественном образе исторического события.

Особо приветствуют критики «эмоциональные» работы, — в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм — но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин. Ленин».

Три полуфигуры в размере больше натуры (Ленин готовится к выступлению, записывая тезисы на маленьком клочке бумаги Ленин стоящий, с руками, заложенными за края жилета Ленин слушающий), законченные в 1929 году, были высоко оценены комиссией Совнаркома. Но лучшие произведения Меркурова, посвященные Ленину (а к ним следует также отнести памятник Ленину в Ереване, статую 1939 года в зале заседания Верховного Совета СССР), – достойный и ценный вклад в Лениниану советского искусства. Он прежде всего заботится о точности и простоте. Поздний суровый стиль (Михаил Божий в живописи, Дмитрий Бисти в графике) становится частью, причем главной частью, официального искусства, нового большого стиля.

Культ Ленина, его 
образы в картинах 
художников

Культ Ленина, его образы в картинах художников

Последующая работа шла в плане уточнения отдельных сторон образа. При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались — он сам был против этого. Я не знаю лица прекраснее, чем лицо Владимира Ильича. Ленина-оратора запечатлели рисунки Г. Верейского и Л. Пастернака (1920), сделанные ими в зале заседания II конгресса Коминтерна. Апоскольку вмонументальной композиции автор знал толк (недаром учился когда-то вакадемии вмастерской Франца Рубо), тои смог так закрутить подуге конный строй, чтобы взгляд зрителя концентрировался нахоть ипоставленном сбоку, новсе равно центральном персонаже.

Музейщики годами создавали летопись жизни вождя. Сразу видно, что говорит он с другом, единомышленником.

  • Владимир Ильич Ленин в живописи
  • Разный Ленин: хрестоматийные портреты и неизвестные образы
  • Каким на самом деле был художник Владимир Серов, рисовавший Ленина
  • Секретные фотографии Ленина (18 фото)
  • Фото Ленина с большим разрешением (фотопортрет Владимира Ленина)
  • Портрет Ленина почти сто лет скрывал изображение Николая

Образ Ленина – государственного деятеля мы видим и в монументе, созданном Н. Томским в 1940 году для Воронежа (после войны, во время которой монумент был разрушен фашистами, скульптор восстановил его в прежнем виде). 4). Вот Ленин внимательно читает, держа перед собой какую-то бумагу. 22). Меркуров в эти годы вообще энергично работает над разными вариантами скульптурного воплощения образа Ленина, создавая портреты, статуи, монументы. Другой распространенный мотив – Ленин за работой, пишущий. Крепкая фигура юноши с открытым, смелым, вдохновенным лицом выразительно противопоставлена настороженным, враждебно-холодным, чуть растерянно внимающим профессорам, принимающим экзамен.

Но они не всегда смогли отрешиться от элемента ненужной схематизации. Имеется тут даже резной ленинский лик, уместившийся на сердце под надписью «вечно живой в миллионах сердец». Его роль здесь снижена с помощи Сталину в руководстве революцией до общения с простыми людьми. Речь идет о картине Валентина Серова «Ходоки у Ленина» и картине «Выступление Ленина на III съезде комсомола» исполненной творческим коллективом молодых художников — Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром — художником Борисом Иогансоном.

Сложно так сказать. В ночь с 24 на 25 января была издана специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета «Ленин» — ее выпустили ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные изображения Ленина, есть очень интересные снимки, на которых впоследствии появились искусственно созданные «белые пятна». Уверенным, сильным жестом Ленин указывает вниз и в этом жесте, а также в энергичном повороте головы, с особенной силой раскрывается идея образа: человек – покоритель слепых стихийных сил природы, преобразователь, творец. Недаром люди так крепко держат повитые крепом красные знамена. Но в таком решении несколько сниженным оказывалось историческое величие Ленина.

  1. Ленин запечатлён в образе Иосифа Славкина
  2. Ленин – жизнь в фотографиях (26 фото)
  3. Другой Серов: когда ходоки были не белыми
  4. История в фотографиях — города и страны, события и люди
  5. Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе, 1910, другие портреты

Наверно, первой работой, подвергшейся откровенной конфискации, был вотэтот портрет работы Ильи Гринмана (ученик Репина). Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад. Правая рука крепко держит перо, готовясь занести на бумагу мгновенно возникшие мысли. О том, как жил в подполье (коса, котелок и чайник, которыми он пользовался в Разливе, стали одними из первых экспонатов музея). Вот таким образом большинство эскизов обнаруживало стремление подчеркнуть ленинскую простоту, демократичность, дать образ Ленина в единстве с народом (проекты М. Аникушина, А. Кибальникова и П. Бондаренко и другие).

И, разумеется, плакатов (к примеру, «Велика скорбь – велико наследие» изображающий обелиск Ленину, сильно смахивающий на ацтекскую пирамиду). На крупнейших выставках того времени — «Советская Россия», «Советская Прибалтика» и «Советская Украина» — приоритетной становится тема «Ленин и народ». Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму.

Владимир Ильич Ленин 
в живописи

Художник очень удачно, на мой взгляд, воспроизвел знакомый властный жест руки Ильича, жест, которым он, Ленин, указывает на бешеную силу течения Куры. Андреев осознавал, что его работа — вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. «В будущем, — писал он, — талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Художникам удалось верно передать не только конкретную историческую обстановку, но и особую духовную атмосферу съезда коммунистической молодежи, памятного всем его участникам, то благоговейное внимание, то непосредственное увлечение, смешанное с оттенком несколько наивного удивления, с которыми молодежь, не выпускающая еще винтовку из рук, слушает простые, сердечные, мудрые, такие окрыляющие слова вождя о необходимости настойчивой, внимательной учебы, о важности овладения всеми достижениями мировой культуры для активной работы по строительству нового, социалистического общества. с лицом Ленина (. Ленин изображен сидящим в кресле у небольшого круглого столика. Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы.

Не обходится, конечно же и без высказываний Ленина в диапазоне от «лучше меньше, да лучше» до «государство сильно сознательностью масс», которые служат фоном для всей выставки. В большом дореволюционном искусстве его образ не отражен. Азгура.

13). Среди них на первое место по праву следует поставить законченный, цельный в своем скульптурно-архитектурном решении памятник В. И. Ленину на родине Владимира Ильича – в Ульяновске (1940) работы М. Манизера. 8), картину В. И. Ленин в вагоне финляндской железной дороги пишет А. Моравов.

Важная роль в этом принадлежит красиво написанному, сверкающему огнями белокаменному залу Смольного дворца, множеству красных стягов и плакатов. Второй – взрослый Ленин помощник Сталина (подлинного, но пока тайного создателя партии и руководителя революции). Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь. 1).

Так, например, у Иосифа Серебряного в картине, посвященной лондонскому съезду социал-демократов (на котором и была создана большевистская партия), Ленин присоединяется к кружку, уже образовавшемуся вокруг молодого Сталина. Но содержание образа здесь иное.

19), созданы еще в 1924 году). Ведь то были борцы против этого общества, против всех его основ и принципов. Ни тени спешки, небрежности, – говорил он, приступая к работе. Он весь – порыв, но порыв целеустремленный, направляемый ясным разумом и железной волей (цветная вклейка). Только после выставки, - говорил художник, – я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине. Великие планы и свершения советских людей вселяют в каждого честного человека Земли чувство гордости от того, какие дела оказываются по плечу свободной, раскрепощенной от власти капитала человеческой личности.

В 1939 году в город приехал другой известный скульптор, также подвизавшийся на ниве Ленинианы —С. Д. Меркуров, занимавший в то время пост главы всесоюзной Комиссии по проверке состояния памятников Ленину. С конца 50-х годов история советского искусства словно начинается заново и Ленин, после ХХ съезда занявший место Сталина во главе мифологического пантеона, вновь возвращается в традиционный большой стиль. Ленин-оратор показан в единстве со своей аудиторией (илл. В качестве символа берется профиль вождя. 11).

Образ Ленина широко тиражируется в плакатах. Не все в этой работе скульптора может нас сегодня удовлетворить. Художник исключительно точно передал всю обстановку, окружающую работающего Ленина. На другом листе он изображен разговаривающим. Так, он беседует с матросами (также выступающими в роли детей) в Смольном, юмористически щурится, говорит так-так-так-так-так, а скажите-ка, батенька.

Уловлен его ласковый и в то же время острый взгляд. В дореволюционном искусстве изредка появлялся мотив оратора, трибуна. Примечательно, что у вождя народов своего музея так и не появилось: планировалось устроить его на Ближней даче в Волынском, однако в 1961 году все вещи были оттуда вывезены. А хотел он картину с самураем. Вперемежку идут штудии глаз, носа, уха. Благодаря этому портрету десятки современников Андреева, «художников самых разных направлений», в конце двадцатых уже четко знают, в каком основном направлении должна течь Лениниана. Тема Ленин – глубоко интернациональная, Ленин близок и дорог не только советским людям.

Естественно, что в первую очередь скульптор попытался оформить мотив Ленин за работой, который ежедневно многократно возникал перед его глазами в кабинете Владимира Ильича. Они с революцией, с Лениным.

Особенно хочется выделить пейзажную сюиту В. Бялыницкого-Бирули, посвященную Ленинским Горкам, созданную в 1945 году (первые пейзажи, в частности любимая Лениным аллея кленов (илл. Ленин изображен во весь рост. Отдельные случайные зарисовки и фотографии не могли его удовлетворить. Портреты Ленина создают в эти же годы скульптор Борис Королев, графики Павел Шиллинговский и Георгий Верейский, а также белорусский художник Владимир Волков.

Надеюсь, что все было не зря и портрет В. И. И вот уже «произведение синтетического плана» водружают рядом с гидроэлектростанцией — памятник Ленину по проекту Ивана Шадра установлен в 1927 году на ЗАГЭСе в Грузии. Все налаживается, Пора и другие, созданные в 1959 году).

Уже упомянутый Михаил Авилов, так проколовшийся с«Лениным иТроцким вСмольном», своего «Сталина насмотре частей Первой конной» вообще пишет так, чтобы никаких узнаваемых лиц вкартине больше небыло, тольковождь ивосторженная масса. Здесь можно назвать картину Валентина Серова «Вести из деревни», работу Виктора Цыплакова » Ленин беседует с крестьянами. Он изображен задушевно беседующим с делегатами. Сосредоточенность, собранность – в лице и во всей его чуть согнутой фигуре. Впервые человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален и заставляет забыть о классической традиции скульптуры.

Революционный народ хотел видеть образ своего великого вождя. Много сил было отдано им разработке эскизов статуи Ленина для проектировавшегося Дворца Советов. Сама по себе обращенность преимущественно к ленинской (а не сталинской) тематике объясняется, разумеется, ролью самого города как колыбели революции.

Первоначальную модель образа вождя в эстетике большого стиля создает Александр Герасимов в картине Ленин на трибуне (1930), где Ленин вдохновенно и пророчески вещает с высоты, как бы паря над толпой. «Забыли дух образа», — сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ. Томский не стремится к патетике, хотя и использует в композиции жест призывно поднятой правой руки. Свердлов— Дзержинский, Дзержинский— Свердлов – вотпочтиивесь набор дозволенных соратников.

Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин — трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин — мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин — вдохновитель масс (Шадр). ). С удивительной для тех дней быстротой были выпущены значки, жетоны, почтовые марки и карточки.

Фигура В. И. Ленина с выразительным характерным жестом, его искрящееся острой мыслью и душевной теплотой лицо – центр картины. Он на ходу записывает что-то в памятную книжку.

Ильич стал каменным и неподвижным и мёртвым — не только физически, но и в сердцах миллионов граждан, уставших от однотипных портретов и затасканного имени вождя. В 70-е годы из области станковой живописи Ленин окончательно переходит, с одной стороны, в область мозаики и маркетри, становясь привычным элементом оформления любого общественного интерьера, с другой – в область тиражной графики (в частности плаката). Образ вождя волнует своей правдивостью, внутренней силой.

Исключительно популярен был в свое время силуэтный портрет В. И. Ленина исполненный С. Чехониным (1920) на основе своих зарисовок и тщательных наблюдений во время выступления Ленина на конгрессе Коминтерна, о чем художник позднее рассказывал: Внешность его (Ленина) производила впечатление огромной волевой сосредоточенности. Уже самый первый этюд 1920 года поражает остротой и силой образа. Только отдельные художники, которые близко стояли к революционному движению и лично знали Владимира Ильича, взялись за карандаш, кисть, резец, чтобы воплотить средствами искусства образ этого великого человека.

Найдутся ответы на все вопросы, которые интересуют обывателя. 16). Об этом говорили большие графические листы Е. Кибрика: Встреча В. И. Ленина на Финляндском вокзале (илл. Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям. Однако этот образ Ленина как вождя постепенно исчезает, сменяясь (особенно в послевоенные годы) целым рядом других – восходящих к другому иконографическому источнику конца 20-х – начала 30-х годов.

К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась. Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года. Обе они появились на Всесоюзной выставке 1950 года.

Критика с пафосом говорит о недостатке «революционной романтики», она требует «величия исторического», которыми должен быть «овеян образ вождя». Это была большая творческая удача всего творческого коллектива и удача его руководителя.

В обоих случаях это Ленин исполнивший свою историческую миссию предтечи и помощника, занявший свое скромное место после открытого явления истинного вождя – Сталина – и потому как бы вновь впавший в блаженное райское детство. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы. Этим источником является картина Исаака Бродского Ленин в Смольном (1930), где Ленин скромно сидит и пишет что-то на клочке бумаги. В советском искусстве этого времени реалистическое направление решительно побеждало. Это стало проникать и в область монументального искусства. Ленина приедет туда, где ему будут рады.

17), П. Митурич (илл. Зато коллекционную ценность они имели огромную — ведь их можно пересчитать по пальцам. Вторая картина – Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола явилась еще более крупным событием. На протяжении более чем полувека многочисленные идеологи и последователи этого единственного в своём роде жанра в искусстве — Ленинианы — стремились как можно точнее донести до потомков «необолганный», выражаясь языком Маяковского, образ вождя. Два выразительных наброска Ленина в его кабинете сделал в 1921 году художник И. Пархоменко.

Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других «врагов народа» со всех коллективных снимков. О том, каков Ильич был собой (невысок, в одежде не чурался элегантности, предпочитал шляпы – знаменитая кепка появится значительно позже, а для конспирации, бывало, носил пегий парик). Тем не менее, вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории советской скульптуры как непревзойдённый «мастер образа Ленина». Для «Ильича» же — и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, — нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и «стенографических» набросков, ему лишь понятных». Забегая вперед, скажем, что задачу свою художник не просто выполнил, а даже перевыполнил. Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году. Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке.

1923 год. О чем думала. Горки», картину лирического плана «Снегири» Вадима Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно Семена Гуецкого «В. И. Ошеломительный успех у зрителей имеют «скромное, но искреннее, прочувствованное полотно» Михаила Девятова «Свежий октябрьский ветер», картина Владимира Хитрякова «Беседа с Ильичом», скульптурная группа Заира Азгура «Ленин с девочкой». Среди таких работ нужно отметить особенно проникновенный, психологически острый портрет В. И. Ленина времени создания Искры, выполненный известным грузинским скульптором Я. Николадзе (илл.

Он пишет. Советское искусство уже в первые годы своего развития обращалось к образу Ленина-юноши. Он становится более анонимным риторическим. Образ этот очень жизнен, ярок и типичен. В московской школе живописи, – наследующий традиции Александра Герасимова, образ Ленина появляется редко, но если появляется (например, у Виктора Цыплакова в картине У Смольного в дни Октября), то трактуется как образ вождя. Примерно то же происходит и со стилистикой ленинианы. Впрочем, посетители могут посмотреть на коллекцию трубок Сталина и его шинели. 3).

Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура. Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. Это вполне объяснимо: Владимир Ильич часто жил на конспиративных квартирах, по поддельным документам, форсировал границы там, где их переходить было не положено, писал свои инструкции по разжиганию революционного пожара под псевдонимом — в общем, стремился быть неузнаваемым для большинства.

Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова.

Снова момент беседы, Ленин улыбается. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне — памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве. Одновременно – благодаря упрощению, стандартизации и инструментализации изображения – он превращается в предмет массового производства, бесконечного автоматического тиражирования. Спокойная поза выдает, однако, большое внутреннее волнение, напряженность. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: «Только после выставки, — рассказывал художник, — я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине».

И Ленин сам охвачен радостным волнением. В массе копий разошлись эти скульптуры Андреева по всей стране. И техника должна быть как в Рудбекиях. 15), скульптурные портреты Ленина, принадлежащие руке белорусского мастера 3. Он настойчиво ищет синтетический, обобщенный образ вождя.

Это выражено в художественном образе картины.

Лишённый творческого развития и возможности интерпретации, образ В. И. Ленина не только оказался страшно далёким от оригиналав нём ещё оказались начисто вытравлены все проявления человеческого начала. А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать. Большой силой обобщения отличаются два рисунка 1922 года. Горки, картину лирического плана Снегири В. Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно С. Гуецкого В. И. Ленин. Ленин все чаще изображается на фоне кремлевских часов (символизирующих историческое время), огромной карты (означающей мировое пространство) – пока, наконец, прямо не изображается идущим по земному шару повелителем вселенной. Естественно, органично единство оратора и слушателей. Образ Ленина здесь овеян подлинной революционной романтикой (илл. 20).

Сам Владимир Ильич, будучи чрезвычайно скромным человеком, всегда решительно выступал против какого бы то ни было возвеличивания его личности и не любил позировать ни фотографам, ни художникам, но требование народа было настолько сильным, что он был вынужден согласиться на то, чтобы мастера фотографии (Оцуп и Наппельбаум) начали систематически работать над его фотопортретами, а несколько художников получило возможность наблюдать и зарисовывать его во время работы – в зале заседаний правительства и в рабочем кабинете. Так что теперь пытаюсь осмыслить этот заказ. Конкурс на памятник Ленину в Москве утверждает в качестве требований к работам «величественность и монументальность», «дух высшего подвига» — и оказывается провальным. Сама задача вела «к углублению в творчестве реалистических начал».

Таким образом, благодаря этой формализации, образ Ленина лишается всякого сюжетного содержания. Образ Ленина здесь – как бы воплощение творческих сил революции. Любопытно то, что этот образ Ленина как маленького человека существует именно в живописи ленинградской школы (у Серебряного, Орешникова, Серова). Статуя великолепно объединена с постаментом, в простых архитектурных формах которого выражена идея энергичного роста, взлета, подъема (архитектор В. Витман).

Кажется, будто этот человек никогда не знает отдыха и не нуждается в отдыхе. Отчетливая ясность замысла была немаловажным условием, обеспечившим творческую удачу.

B. И. Ленина. Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева. Второй начался уже после смерти Владимира Ильича. Это – одно из закономерных проявлений мнимой свободы творчества в условиях буржуазного строя, одно из проявлений его чудовищной несправедливости и антигуманизма самое прекрасное в жизни, с точки зрения общественной ценности для данной эпохи и с точки зрения абсолютных человеческих качеств, предано буржуазией поруганию и забвению, поставлено вне сферы эстетического.

Склоненная голова, крутой высокий лоб, перечеркнутая резкой складкой переносица. К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно. Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. В будущем, – писал он, – талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции и, хороший для тех, кто также не видел живого Владимира Ильича (фотографии и маски не дают о нем полного представления). «Оттепель» для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане.

25). Первоначально аскетическое упрощение формы постепенно приобретает характер формального декоративного приема, который, все более и более усиливаясь, приводит к превращению максимально стилизованного изображения Ленина (например, его профиля) в элемент орнамента. Лишь к середине 1940-х годов работы других авторов — Томского, Вучетича и других — кладут конец «периоду Меркурова».

Так «стоящий» Ленин в центре Уфы превратился в «сидящего», каковым остается и по сей день. Много и успешно работали в этом плане Д. Архангельский, И. Соколов (илл. Одной из наиболее удачных скульптур такого рода является та, где Ленин изображен слушающим доклад (1926). Николай Осенев следует тому жеправилу уже всамом конце 40-х (а позже вообще перейдет отгреха подальше напейзажи). Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил — Ленина не могло быть слишком много. Известен, например, выразительный рисунок Б. Кустодиева (1924), запечатлевший Ленина в гимназические годы, где создан образ пытливого, умного, живого подростка, в котором чувствуются незаурядные духовные силы. Потом спохватились, признали портрет «не имеющим никакого сходства сЛениным» иразослали отимени Политконтроля ОГПУ депешу озадержании тиража (отловить нераспроданными удалось около 16 тысяч экземпляров). Плодом напряженных творческих исканий явилась замечательная скульптура Ленин – вождь (1930 – 1932).

Мотив беседы повторен в рисунках много раз. Великие научно-технические победы СССР убедительнее многих других фактов показали, какие исполинские силы таит в себе социалистический общественный строй, какой невиданно широкий простор открывает он развитию науки, техники, культуры, к какому духовному расцвету ведет народные массы, пробуждая способности и таланты, обеспечивая поддержку каждой полезной инициативе, смелому почину. Это очень точно подмечено. Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы.

На выставке значительное число работ посвящено образу В. И. Ленина. В этом направлении шла и творческая эволюция Н. Андреева в его работе над Ленинианой. 18) и другие мастера живописи и графики. P. S.