Микеланджело Сивилла

На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. Старых сивилл Микеланджело изображает скорчившимися, согбенными. Как всегда в творчестве Микеланджело, в изображении сивиллы превалируют яркие и насыщенные тона, подчеркивающие богатство, добротность и отменное качество одеяний Персидской предсказательницы. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией. Хотя на фреске Микеланджело сивилла является белой женщиной.

На иллюстрации из книги Тайное искусство Микеланджело изображена Кумская Сивилла – панель из Сикстинской капеллы. Равно как и остальные четыре сивиллы, Ливийская, выполненная Микеланджело в 1511 году, безупречно вписывается в грандиозный ансамбль бесценных произведений Сикстинской капеллы. Вместе с героями христианской мифологии Микеланджело изобразил несколько сивилл, персонажей мифологии античной Греции. Старых сивилл Микеланджело изображает скорчившимися, согбенными.

Хотя на фреске Микеланджело сивилла является белой женщиной. На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. Наиболее известным изображением сивилл является цикл фресок работы Микеланджело в Сикстинской капелле.

Свод икстинской капеллы: пророки и сивиллы Микеланджело Буонарроти

И только в тех случаях, когда это необходимо. Платон говорит лишь об одной Сибилле, Аристотель — о нескольких, Варрон — о десяти. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.

Три года напряженнейшей работы пропали даром. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.

Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Илл. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.

Дельфийская сивилла, 
Микеланджело Буонарроти 
— описание

Дельфийская сивилла, Микеланджело Буонарроти — описание

Серапион же, поэт, в своих стихах говорит: «И по смерти не переставала предсказывать сивилла, так как её дух после её смерти ходил по воздуху. Илл. Необыкновенно экспрессивный образ. 33, 34.

Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. 183. Тем самым движение внутри интерьера утрачивает четкий центростремительный характер, обычно свойственный планам центрально-купольных сооружений первой трети XVI века. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.

По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Илл. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Чтобы понять замысел Микеланджело, следует всегда помнить, что вестибюль и читальный зал поставлены им в теснейшую композиционную связь.

В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Может, вот таким образом именно Кумскую сивиллу итальянские художники (Андреа дель Кастаньо, Рафаэль, Тициан, братья Карраччи и др. ) изображали чаще всего.

Кроме того, постепенно возрастает динамика фигур, усиливается внутреннее напряжение образов. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Это были тяжелые годы.

110, 112. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. 13, 14, 15. 167. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.

Описание работы 
«Ливийская сивилла»

Описание работы «Ливийская сивилла»

Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Например, деревянная модель собора св.

Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром.

Он должен думать о смерти. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).

Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Илл. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело.

Дельфийская сивилла 
микеланджело описание

Дельфийская сивилла микеланджело описание

И Аполлон подарил своей ученице века жизни. Илл. 170. Илл. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Во Флоренции Микеланджело собирался работать над двенадцатью статуями апостолов, заказанных ему для украшения собора еще в 1503 году консулами цеха шерстяников.

Илл. И в ней мастер смело порывает с традицией. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.

Эти фрески написал Микеланджело в 1508 — 1512 гг.

Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.

Микеланджело Буонарроти 
 (Дельфийская сивилла)

Микеланджело Буонарроти (Дельфийская сивилла)

Микеланджело и в живописи мыслил как скульптор вот таким образом фреску потолка Сикстинской капеллы он «заселил» сотнями скульптурных образов, дремавших в его душе. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. В Мадонне Дони Микеланджело с редкостной последовательностью реализовал свое понимание живописи, которое он четко сформулировал в ответе на запрос гуманиста Варки: Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. И тогда полностью раскрываются ее красоты.

Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).

Италия. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Илл.

И здесь мрамор, местами грубо обработанный, а местами и совсем сырой, обладает такой благородной фактурой, что незаконченность статуи невольно воспринимается как сознательный прием великого скульптора, умевшего ценить красоту дикого камня. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Однако, как справедливо отмечают историки, сомнительным представляется тот факт, что художник мог самостоятельно разработать всю иконографическую программу росписей. Илл. Илл.

Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. 37. Действительно, мастер решительно порывает с классическими канонами, с тем, что Витрувий называл decorum (т. Это два составных звена единой архитектурной концепции.

Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.

Описание картины 
Ливийская сивилла

Описание картины Ливийская сивилла

Продолжал жить в мире, который радикально изменил свое лицо и который с каждым годом становился ему все более далеким и чуждым. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Илл.

182, 187, 188, 189. Вот почему он приравнивал часто постройки не к идеальным пропорциям человеческого тела, как это делали кваттрочентисты, а к его функциям. Подлинных поэтических высот Микеланджело достигает в своих поздних стихотворениях, в которых полностью раскрываются благородство его души и чисто философская глубина мысли. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.

Илл. И когда корабли Энея попали, наконец, к итальянским берегам, тот решил отправиться к Кумской сивилле, чтобы узнать о своей судьбе и попросить возможности увидеться с отцом, ушедшим во владения мертвых. 17, 18, 19, 20.

Все эти изменения привели к тому, что Положение во гроб уступило место Оплакиванию Христа, по своему композиционному типу близкому к позднеготическим изображениям на ту же тему. 126. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». 79, 142.

Описание картины 
Микеланджело Буонарроти 
«Ливийская сивилла»

Описание картины Микеланджело Буонарроти «Ливийская сивилла»

И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.

130. Рассчитанная на восприятие лишь с одной точки зрения, она так скомпонована, что ни одна ее часть не выходит за пределы той идеальной плоскости, которая совпадает с передним аспектом статуи.

Описание картины 
Микеланджело Буонарроти 
Персидская сивилла

Описание картины Микеланджело Буонарроти Персидская сивилла

В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Готовясь к смерти, Микеланджело приступил уже около 1547 года к выполнению скульптурной группы Положение во гроб для своей собственной гробницы. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.

Между прочим, этот сюжет послужил основой поэмы «Энеида» римского поэта Вергилия. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.

Описание картины 
Микеланджело Буонарроти 
Ливийская сивилла

Описание картины Микеланджело Буонарроти Ливийская сивилла

Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Да поможет мне Бог». По мере приближения к пятидесятилетнему возрасту у Микеланджело все чаще стали проявляться признаки усталости.

Петра. И тут же Юлий заключил с художником договор на выполнение большой его бронзовой статуи, предназначенной для постановки на фасаде Сан Петронио. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.

Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов. Далее Аретино писал, как он представляет себе это грандиозное произведение.

Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. 122-125. 150.

Илл. Для достижения гармонии он должен был стремиться к точности, ясности и особой упорядоченности художественного языка. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Недаром они украшали пилястры. Но не всегда власть и сивиллы понимали друг друга.

  • Сивиллы Микеланджело в Сикстинской капелле
  • Буонаротти Микеланджело: картины и их описание
  • Микеланджело Буонарроти — ДЕЛЬФИЙСКАЯ СИВИЛЛА
  • Микеланджело Буонарроти "Ливийская Сивилла", 1508-1512
  • Сочинение-описание картины Микеланджело Буанарроти «Дельфийская Сивилла»
  • Код Микеланджело на фресках Сикстинской капеллы
  • Другие картины Микеланджело Буонарроти
  • Микеланджело картины и скульптуры

Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Движение усиливается широкими складками голубого плаща с зеленым подбоем и подхватывается за спиной пророка волнообразной линией развевающейся словно от сильного ветра накидки мальчика.

Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Переходы от света к тени стали мягче, более деликатной сделалась и колористическая гамма, в которой наблюдается возврат к колористическим принципам росписи распалубок и люнет Сикстинского потолка. Прорицательница согласилась провести Энея в царство мрачного Аида с условием, что герой в точности выполнит наказ отца.

За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Тем самым ей отводится центральное место. И это понимает только один человек – апостол Петр.

  • Ранние работы Микеланджело Буонарроти
  • Начало работы над Сикстинской капеллой
  • Сибилла (Сивилла) — пророчица Аполлона или вообще пророчица
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Описание скульптуры Микеланджело Буанарроти «Пьета»
  • Описание скульптуры Микеланджело Буанарроти «Моисей»

Левая рука с трудом поддерживает опускающееся тело, голова склоняется на грудь, через несколько мгновений небрежно закинутая правая нога вытянется и все тело примет горизонтальное положение. Илл. Ева послушно следует слову творца. Этому его научила скульптура.

В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Короткие, покатые крышки саркофагов – с трудом лежащие на них мощные фигуры меланхоличный, задумчивый Лоренцо – полный активности Джулиано сильно выдвинутые вперед саркофаги – отнесенные вглубь ниши со статуями умерших тонкое легкое архитектурное обрамление – перенасыщенное пластическими формами заполнение маленькие двери – давящие на них массивные ниши-табернакли тяжелый нижний ярус – предельно облегченные верхние части капеллы. Илл.

В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.

Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Поклонник Савонаролы, чья высоко нравственная личность и чьи громовые проповеди оставили глубокий след в его сознании, Микеланджело избегал контактов с папским двором, который к этому времени начал рассматривать доминиканского монаха как злейшего еретика. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.

Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Илл.

  • Описание картины Микеланджело Буонарроти Потоп
  • Описание картины Микеланджело Буанарроти Дельфийская Сивилла
  • Описание картины Микеланджело Буанарроти «Распятие Христа»

Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Мастер достигает этого более высоким рельефом и таким смелым приемом, как перерезывание верхней линии обрамления головой Богоматери. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.

Сивиллы Микеланджело 
в Сикстинской капелле

Илл. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Все это придает его архитектуре величественный характер. И я только бесплодно теряю время.

Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Таков и образ могучей Дельфийской Сивиллы. 109, 111.

И это приводит к трагической разобщенности образов. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.

Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Илл. 99, 101, 102. Монументальные гигантские фигуры изображенные в немыслимых, сложных ракурсах, в величественных позах, с одухотворенными лицами, в выражении которых отразились разные оттенки чувств — сосредоточенность, сомнение, удивление, уверенность, скорбь, порыв, — являются важнейшими персонажами всей росписи. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.

Недаром его любимым материалом была бронза. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. 38.

Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. На самом же деле между ними лежала бездна.

Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.

Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.

В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). 46. Илл.

В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. 41.

Зато вид группы справа мало удачен. 3, 4. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.

Илл. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Но школярская учеба не привлекала мальчика.

И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Илл. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). И этой же цели служит цвет.

Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Даже во времена империи к ним тайно обращались за советами. Я должна многому научиться».

Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Однако и здесь царит дух отчужденности. Илл. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания.

Моисей восседает в торжественной позе. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь.

Он действует только словом. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.

114, 115. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях. Однако нередко он оставлял камень в таком состоянии, когда его поверхность сохраняла шероховатость и следы работы троянкой. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя».

Лирика импонировала ему возможностью передачи интимнейших чувств, архитектура увлекла его своим монументальным размахом и своим отвлеченным математическим строем форм, не обремененным никакими гедонистическими элементами. Их он терпеть не мог и не щадил. Это помогало ему сохранять чувство целого. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.

107, 108. Он победил. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.

Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. 162. И так она прорицала в оракулах и творила чудеса. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. 81-84.

Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Илл. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.

Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. 174. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.

Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Илл. Флоренция. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Но роспись обладает и другим аспектом. Тело же её, превратившись в землю, произрастило траву.

Вазари прямо пишет:. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. 140, 141. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них».

Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Илл. Вообще же Сибиллы имели свои личные имена, но в основном их различали по святилищам, в которых они занимались своим ремеслом (например, СибиллаКумекая, Эрифрейская, Ливийская, Троянская, Дельфийская). На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Илл.

75-78. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).

Республику отныне возглавлял гонфалоньер, которым был избран пожизненно Пьетро Содерини, доброжелатель и поклонник Микеланджело.

Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. (Дан.

Илл. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.

Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.

92, 93, 94. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. 32.

По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. 89-91. Все это настраивало Микеланджело на пессимистический лад и в одном из своих писем он пишет: вино тут дорогое и неважное, как и все остальное, а жизнь тут плохая. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре.

Илл. Илл. В этом образе, пожалуй в последний раз в микеланджеловской пластике, чувствуются живые отголоски чисто ренессансной веры в безграничные возможности человека. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.

Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Далее автор предупреждает об опасности подражания подобным лютеранским прихотям, которые погребают веру и благочестие.

174. Илл. Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).

Первый раз в 1518 году, когда он сжег наброски, этюды и картоны, служившие ему подспорьем при выполнении росписи потолка Сикстинской капеллы, второй раз – за несколько дней до своей смерти, когда он приказал уничтожить все находившиеся в доме рисунки. Илл.

Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Это, конечно, не так. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.

В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).

все члены изменяются по ширине и длине во время движения. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Композиции среднего пояса являются иллюстрациями к центральным местам Священного Писания. В годы самой черной политической реакции Микеланджело оставался совестью Италии и никогда эти гражданские чувства в нем не угасали.

Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами.

С одной стороны — замкнутая линия, с другой — ломаная и подвижная. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Илл.

На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Он избегает детализированной характеристики места. О душе же её он баснословит, что это лик, являемый луной. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам.

Но, пожалуй, самое замечательное в фигурах сивилл и пророков – это их пластическая выразительность. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. 163.

Илл. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.

В последующие годы Микеланджело еще неоднократно приходилось обращаться к живописи. По-видимому, Микеланджело приступил к работе над статуями более из страха перед папой, чем из любви к Медичи. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Илл. Он побежден. Что касается современников, то они восприняли фреску неоднозначно.

Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Здесь все построено на контрастах. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Илл. 5, 6.

Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.

Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Его архитектурный замысел рождался в процессе органического роста, в процессе непрерывных исправлений, что крайне затрудняло совместную с ним работу.

В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.

Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.

И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Илл.

Это предназначенные для украшения гробницы Св. Дальнейший процесс рубки камня сводился ко все большему в него углублению и к освобождению из его массы фигур. Как обычно у Микеланджело, пейзажные элементы сведены до минимума, пространство строится главным образом с помощью фигур, перед которыми как бы отступает разбушевавшаяся водная стихия, против которых бессильны разверзшиеся хляби небесные. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Илл. 146-148.

Илл. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Основным мотивом росписи он решил сделать человеческую фигуру, вписанную в строго упорядоченное архитектурное обрамление. 164. Илл.

Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. 80. Художник охотно принял это предложение. Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться. Илл.

2. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю.

Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Оформляя интерьер, Микеланджело ориентировался на отделку старой сакристии, выполненную по проекту Брунеллески. 56-71). Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным.

Возрождение. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.

48-55. Илл.

Эта же концепция лежит и в основе сюжета самой картины, в которой обнаженные юноши второго плана символизируют первый этап, Мария и Иосиф – второй и Христос – третий. Для мастера это было единственным средством выразительности. Это одна из самых статичных из четырнадцати фигур, являющаяся символом спокойного, мудрого, отрешенного созерцания. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.

25, 26. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. 119, 111.

173. Первые два месяца Микеланджело посвятил подготовительным работам, созданию предварительных набросков. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.

Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Илл. Другие говорят, что она пришла из малых городов и была дочерью Ламия сидонянина. К главному входу второго этажа, с мощным портиком, ведут две наклонных лестницы, здание увенчано по средней оси башней.

Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Античная пластика научила Микеланджело приемам художественного обобщения и помогла ему преодолеть ту аналитическую, порою несколько мелочную манеру, которой придерживалось большинство кваттрочентистских мастеров. Они утратили волю.

Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. В римских преданиях и мифах Сибиллы играли большую роль, чем в греческих. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.

На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Илл. Чтобы подчеркнуть гигантское усилие скованного раба, Микеладжело выбрал тот момент, который как раз предшествует освобождению. Слева мы видим райский сад.

И он запечатлел этот момент в таком пластически концентрированном виде, что фигура невольно воспринимается как сгусток огромной энергии, не оставляющей сомнения в победном исходе борьбы. Но во время долгих странствий его обожаемый отец, старик Анхиз, умер. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.

Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. 169. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Но какой ценой. Микеланджело не понравились его слова и он отомстил церемониймейстеру так, как когда-то хотел отомстить своему обидчику в аналогичной ситуации Леонардо да Винчи.

Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Микеланджело уже приобрел огромное количество мрамора и собирался начать работу. Илл. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.

Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Илл.

Илл. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Мы находим здесь оттенки розового, лилового, бледно-желтого, светло-синего, зеленого, серого. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.

Микеланджело полностью подчиняет его форме. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Но между Браманте и Микеланджело к работе над проектом собора были привлечены сначала Рафаэль и его ученик Бальдассаре Перуцци, а затем Антонио да Сангалло, который отдал предпочтение базиликальному варианту и начал его энергично претворять в жизнь.

177, 178. В ней есть такая свежесть и мужественность, такая дантовская суровость, что хотя она была не основной, а побочной линией в творчестве Микеланджело, у нас все же есть все основания считать его одним из великих поэтов Италии. Действительность не оправдала их надежд. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.

Пришлось снова просить учителя о милости – переправить ее в царство Аида. Фигура погружается в сон. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.

Илл. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Динамичность фигуры подчеркивается стремительным поворотом головы, развевающимися золотистыми локонами, живописными складками одежд.

При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. В борьбу включился и Микеланджело. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.

Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. С неменьшим мастерством Микеланджело изобразил и Еву. Илл. Однако первым художником, поместившим языческую Сибиллу на стену христианского храма, был Пинтуриккьо (1509, римский храм Санта-Мария дель Пополо). Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.

Илл. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. 21, 22. Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила».

Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.

Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Прожил до 18 февраля 1564 года. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).

В облике этой женщины не осталось ничего от прежней, гордой и уверенной в себе, Евы. Проведенные твердой рукой линии не ограничивают плоскость, а выявляют объем и без того достаточно сильно выявленный светотеневой моделировкой. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.

Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Илл. 16. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.

Илл. Он уже не усматривает в своих творениях ничего вечного, так как они были не в силах выразить своим чувственным языком то совершенное и абсолютное, что вырисовывалось перед его взором как новая и высшая форма одухотворенности. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). 109-112, 116-119. И здесь бог изображен в активном действии.

Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Любая архитектурная форма мыслилась им в расчете на движение зрителя и он никогда не отрывал ее от окружающей воздушной и световой среды. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные.

1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Илл. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.

Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Таков, несомненно, был его основной замысел.

Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Илл. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи.

Кроме Микеланджело. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Впоследствии Микеланджело неоднократно возвращался к живописи. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.

Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Плутарх считает, что первая Сибиллапророчила в Дельфах, она была дочерью Зевса и наяды Ламии, звали ее Либисса, т. е. «ливийка», «ливийская» по-латыни. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.

Прежде чем приступить к выполнению статуи, Микеланджело делал ряд набросков пером, в которых фиксировал общую композицию, различные ее аспекты с разных точек зрения и, наконец, форму и размер блока, чтобы каменотесу было легче ориентироваться. Тело от начала и до конца пребывает в движении иначе говоря, оно не имеет устойчивых пропорций. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.

И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).

Последняя была предназначена для хора старого собора св. 155. 179-181. Его мировоззрение приобретает трагический характер.

Что касается мотива «Страшного суда», то он должен выражать не силу, движение и борьбу, а смирение. Однако дело вскоре уладилось так, как хотел Микеланджело. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Илл.

Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. Он написал несколько картин, создал прекрасные росписи. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.

Далее, в сцене изгнания из рая, она раздавлена и унижена, сожалеет о содеянном. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.

Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Из мастеров прошлого его внимание привлекли к себе Джотто и Мазаччо иначе говоря те художники, которые культивировали монументальную, пластическую, весомую форму и чей скупой художественный язык был лишен каких-либо внешних прикрас.

Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. В рамках этой иконографической системы мастер настойчиво проводит одну руководящую мысль, которую он усвоил еще в молодые годы, когда вплотную соприкоснулся при дворе Лоренцо Великолепного с философией флорентийского платонизма. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.

Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. Старуха снова превратилась в девушку, к тому же обретя бессмертие.

Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.

116-119. 97, 98. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Илл.

Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Илл. 136. 155, 156. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.

Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.

Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Особенно выразительна правая фигура. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.

В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Петра. И какую бы эмоцию он ни изображал, она всегда охватывает не только всю фигуру целиком, но и одежду, в которую она облачена.

Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Но все усилия напрасны. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.

В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Не везде это проявлено в равной степени. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.

Илл. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Его направленный на зрителя взор полон негодования, в нем выражен такой волевой напор, равный которому можно найти лишь в образах сивилл и пророков Сикстинского потолка.

Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.

В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Илл. е. уважением классической традиции).

166, 167.

86-91. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Тот же принцип контрастности повторяется в отдельных членах. Илл.

Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Илл. Здесь с особой силой сказалось глубокое противоречие, заложенное в самом творческом методе Микеланджело: всякий раз, когда ему приходилось создавать многофигурные живописные композиции, пластическое мышление скульптора воздвигало столь непреодолимые преграды, что это мешало успешному решению поставленной им перед собой задачи. В 50-е годы к нему обратились проживавшие в Риме члены флорентийской колонии, чтобы он помог им построить церковь Сан Джованни деи Фьорентини. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. 158, 159.

185, 186. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.

Галерея Уффици. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.

У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство.

Она напоминает мощную лавину. 151. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.

106, 113. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. 175, 176. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.

Перерожденчество патрицианского типа для него исключалось, слишком крепким было в его натуре плебейское ядро. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.

Она знаменует собой единение Ветхого и Нового Заветов: Бог посылает человечеству Спасителя, приход которого предсказан библейскими пророками. Да Чезен, увидев множество обнаженных фигур, воскликнул: «Полное бесстыдство — изображать в месте, столь священном, столько голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы». И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Это может показаться странным, но дело в том, что церковь издавна использовала пророчества Сибилл, подобранные соответствующим образом, для пропаганды своего учения и даже находила в них созвучия с библейскими пророчествами о приходе Мессии (Спасителя). Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.

39. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Илл. Илл.

Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Илл.

Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Например известный искусствовед Бернсон отмечал, что страстью Микеланджело являлась обнаженная фигура, показанная в движении, борьбе.

Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема – человек. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo).

Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.

Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. История рассказывает о трагическом эпизоде, случившемся в начале VI века до н. э. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Илл.

В действительности оно так и получилось. На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз совершенно чуждо Микеланджело. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.

Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. И здесь его постигает страшный удар. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». 23, 24.

131, 132. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.

Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Внезапно раздался крик: мы пропали.

10, 11, 12. Ева смело протянула руку, ее пальцы прикасаются к руке змия. Илл. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.

В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою).

Девушка ответила: «Дай мне долголетие. Поиски абсолютной формы для воплощения идеи прекрасного, обретение которой было следствием долгих и упорных исканий, – вот краеугольный камень всей эстетики флорентийского новоплатонизма. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).

Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.

В 1515 г. Рафаэль украсил римский храм Санта-Мария делла Паче фресками с изображениями Сибиллы (Кумской, Персидской, Фригийской и Тибуртинской) в компании ангелов. 171. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена.

Посередине фронтона помещена мемориальная доска, укрепленная на подставке, а между волютами переброшена массивная гирлянда. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу для капеллы в соборе Св. Илл. В период раннего Возрождения в живописи нередко отдельные элементы, даже исполненные с большим мастерством, не складывались в единую гармоничную композицию.

С такими настроениями тема гробницы была ему внутренне сродни, так как она во многом перекликалась с его мыслями о смерти, которые никогда его не покидали. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами.

Когда Папа спросил: почему. Это уже римский, мужественный мастер. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения.

Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Стены Сикстинской капеллы, расчлененные карнизами на три зоны, были расписаны предшественниками Микеланджело. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Илл.

Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Илл. 145.

Оставляя в светах бумагу нетронутой, он переходит затем к постепенному сгущению тени, не утратившей, однако, своей легкости и прозрачности. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).

И мраморное тондо в Барджелло может как раз служить ярким примером такого свободного обращения с материалом. 135, 139. Петра, с чем папа был полностью согласен. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.

При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Пейзаж пустынен и гол.

В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. 184. Дерево, масло.

Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Ему пришлось вступить в жестокую борьбу с последователями Антонио да Сангалло и с ворами, которые нагревали себе руки на этой крупнейшей по тому времени постройке. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк).

Тарквиний внял мольбам советников и купил три оставшиеся книги. Этот жест символизирует молчание. 36.

Одна женская и одна мужская фигура изображаются сидящими друг к другу спиной Чаще всего около них представлены дети. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.

В них художник поставил себе целью выразить сверхчеловеческую мощь и все то нравственно высокое и героическое, что его всегда так привлекало в жизни и в искусстве. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Таким представил его и Микеланджело. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.

Правда, за этот свод мудрости Демофила запросила огромные деньги. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.

Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Двигаясь по дуге, зритель получает возможность ощутить многопланность композиции и по-настоящему оценить разнообразие ее пластических аспектов и красоту хилуэтной линии, собранной и строгой в левой части фигуры и свободной и гибкой в правой. Илл. Но как раз этого не произошло.

И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. 86-88.

И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Папа Юлий II решил поручить ему роспись плафона Сикстинской капеллы в Ватикане.

Старые гравюры и свидетельство Вазари позволяют восстановить основной архитектурный замысел Микеланджело при достройке палаццо Фарнезе. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.

И результаты были самыми плачевными. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Это человек действия (vir activus). Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.

Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Илл.

При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Такой ее и изобразил Микеланджело. Петра.

Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Широко использованный беловато-серый цвет хорошо сочетается с желто-коричневыми, серовато-фиолетовыми, зелеными, серовато-лиловыми, оранжево-коричневыми и серовато-синими красками, превосходно выявляющими пластику формы.

По свидетельству Вазари, он изобразил да Чезена, «списав с натуры, в аду, в виде Миноса, с большой змеей, обвившейся вокруг его ног среди кучи дьяволов. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости.

При этом движение лишено всякой скованности. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Пожалуй, никто не воплотил силу и величие пророческого дара так, как это сделал Микеланджело на своде Сикстинской капеллы. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.

Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.

В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Илл.

Илл. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. 160.

Илл.

Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. 161. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому.

Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Эта работа состоит из двух больших композиций — «Падения Савла» и «Распятия апостола Петра». В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.

А дело было так. Отправляясь от библейского текста («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»), художник дает ему абсолютно новое представление. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Слева изображены разверзшиеся могилы и восстающие из них мертвецы, выше – устремляющиеся вверх души, еще выше – праведники, на самом верху, слева и справа, – несущие орудия мучений Христа ангелы, справа – опять праведники, ниже их, справа же, – восставшие титаны, еще ниже – Ахерон с ладьей, в которой стоит гонящий грешников в ад Харон.

Петра (Музео Петриано). Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.

Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. 159. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).

Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. 134. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Тут столкнулись два сильных характера. В царстве Аида Кумская сивилла провела Энея на елисейские поля (Элизиум), где собираются души умерших.

В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. По-видимому, это была статуя Вакха.

Волосы обработаны скарпелью, лицо – троянкой, зубья которой оставили на поверхности камня следы тончайших перекрещивающихся линий. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Его гений искал более широкого поля деятельности.

Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.

Илл. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. 149. 7, 8.

Статуя осталась незаконченной. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Гигантская древняя сивилла с морщинистым, почерневшим от возраста лицом восседает на троне, склонившись над книгой, которую она придерживает огромной мускулистой обнаженной рукой. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.

Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Почти все знаменитые Сибиллы (Ливийская, Кумекая, Эритрейская и Дельфийская) находятся на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане и оттуда наблюдают за выборами пап, которые по традиции проходят в этой капелле рядом с ними изображены библейские пророки. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Илл.

Им были исполнены росписи капеллы Паолина (1542–1550, Ватикан). В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания.

Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Второй крупной архитектурной работой, над которой Микеланджело трудился в Риме, было оформление Капитолийского холма. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.

Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Поистине трагическим финалом первого периода творчества является незаконченная статуя апостола Матфея, предвосхищающая зрелый и поздний стиль мастера. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.

Его рука сгибается к плечу. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей.

Диаметр 120 см. По богатству своих пластических аспектов эта вещь не знает себе равных в творчестве художника. Он стал уже высекать статую св. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.

Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Илл. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху.

Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет».

Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.

Однако вскоре до него дошли слухи, что Папа не желает платить за мрамор. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. 47. Он даже не дотрагивается до нее.

Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.

Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое.

Я вижу там, в стороне, природу, в ужасе съежившуюся в своей дряхлой и бесплодной старости. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.

Тревога и волнение отразились на его лице.

Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Петра со стороны апсид.