Картины Репина Фото С Названиями И Описанием

Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». За окном летний день. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Там быстро отметили способного юношу и уже через несколько лет он переехал в Санкт-Петербург – профессионально учиться живописи. Америка—Франция—Россия.

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Она была закончена только в 1891 году. Работал весь день, не замечая времени. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.

Берег Волги. В эту минуту в комнату вошел Христос. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Жил в Италии и Франции (1873–1876). И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.

Она ушла из жизни в 1931 году55. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.

О картине появилось много статей в периодической печати. Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя, но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Возвращается в Россию летом 1876 года.

О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

Третьяков»109. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.

Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Убийство свершилось. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Вегетарианцем стал и сам Репин. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Персоны и личности (интересное о известных)

О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. я работал завороженный.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.

Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Имя Репина стало широко известным. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Загадочный Репин 
— 10 интересных 
фактов

Загадочный Репин — 10 интересных фактов

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.

5 самых известных 
картин Ильи Репина

5 самых известных картин Ильи Репина

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Этюд получился превосходный. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.

художественный музей им. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

Общение с прежними друзьями было только заочным.

Все Картины Илья 
Репин по алфавиту

Все Картины Илья Репин по алфавиту

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Репин считал сам эту картину красивой.

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

«Отказ от исповеди 
перед казнью» (1879-1885)

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Каждый персонаж переживает что-то своё. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.

«Крестный ход в 
Курской губернии» 
 (1880-1883)

«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Пятый факт. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Публике картина понравилась.

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Все заняты. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Репин был очень дружен с Мамонтовым.

Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Комната небогатой интеллигентной семьи. Силу человеческого духа увидели в картине современники. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. О чем эта история. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.

Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

«Запорожцы пишут 
письмо турецкому 
султану» (1880-1891)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.

«Торжественное заседание 
Государственного 
Совета 7 мая 1901

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Мне минутами становилось страшно». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».

Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.

Путешествие по России: Самарская область

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Много учился на написании портретов близких и друзей. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Репин дважды подавал прошения об отставке. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Не доносчик ли. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Первый факт.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.

Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).

Топограф иконописец, 
студент Академии 
художеств

Топограф иконописец, студент Академии художеств

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

Жанровые и исторические 
полотна Ильи Репина

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».

Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.

А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.

Краткая характеристика 
творчества

Краткая характеристика творчества

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят.

  • Илья Репин: биография и факты из жизни

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Он идет прямо к матери.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Казалось, она спит. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Л. Н. Толстого». Репин встречал их по средам. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).

Илья Репин: биография 
и факты из жизни

К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

М. Бунакову. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.

Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Так ли это – судить зрителям.

Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Репин никуда не делся.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Образы запорожцев прописаны гениально: энергичные, бодрые, яркие, удалые молодцы, которые демонстрируют редкую сплочённость перед лицом потенциальной угрозы. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. И вот уже перед нами не царь, а отец. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».

Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.

Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.

Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Стасов присылает ему все, что он просит.