Картины Репина Ильи Ефимовича

Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными.

Илья Ефимович Репин – биография и картины

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Комната небогатой интеллигентной семьи. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Она была закончена только в 1891 году. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).

Казалось, она спит. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Общение с прежними друзьями было только заочным. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Хотя можно сказать и иначе: художник остался верен себе и занимал подчеркнуто антигосударственную позицию. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. биографии Лескова, Ключевского. ). Стасов присылает ему все, что он просит. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Впечатления Ильи Ефимовича от первого Рима с его христианскими святынями было весьма примечательным для понимания складывавшегося у него мровоззрения как основы его творчества. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Портрет производит яркое и сильное впечатление. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

Черная энергетика 
картин Ильи Репина

Черная энергетика картин Ильи Репина

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Но он мечтает о большем. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Силу человеческого духа увидели в картине современники.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. – Ведь он мне совсем не нравится.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Много учился на написании портретов близких и друзей.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Крамской. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.

Был он человеком твердых убеждений. Общественность начала сбор пожертвований. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Источник назвали «Колодец Посейдона». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

Нынешние Пенаты – это чистый новодел. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Работал весь день, не замечая времени. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Вся центральная часть написана самим Репиным. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57.

Репин забыл о конкурсе, об Академии. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

  1. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  2. Илья Репин: биография и факты из жизни
  3. Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
  4. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  5. Персоны и личности (интересное о известных)
  6. Умер художник Илья Ефимович Репин
  7. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  8. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Публике картина понравилась.

А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Третьяков»109. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Возвращается в Россию летом 1876 года. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Каждый персонаж переживает что-то своё. О картине появилось много статей в периодической печати. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

  1. Все Картины Илья Репин по алфавиту
  2. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  3. «Торжественное заседание Государственного совета»
  4. Портрет премьер-министра Столыпина
  5. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
  6. Самое интересное в виде мозаики

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.

По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Они словно противопоставлены друг другу. М. Бунакову.

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.

Репин был очень дружен с Мамонтовым. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью.

Л. Н. Толстого». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. "Я родился военным поселянином. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  3. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  4. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  5. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  6. Картины Репина (фото) с названиями
  7. Биография художника Ильи Репина

По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. Он идет прямо к матери. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.

  1. Поездка за границу и жизнь в Москве
  2. Илья Ефимович Репин, потомок кантонистов
  3. Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание

Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Мне минутами становилось страшно. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.

Внимание художника тяготит их. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. О чем эта история. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Загадочный Репин 
— 10 интересных 
фактов

В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.

В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.

м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Исчез даже холмик, на котором похоронен художник. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Репин считал сам эту картину красивой. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.

В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Имя Репина стало широко известным.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Она ушла из жизни в 1931 году55. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Рассмотрим "ближний круг". В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».

«Пенаты» стали его малой родиной. Вместе с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым и В. И. Суриковым он бродил по Москве, любовался ее старинными архитектурными памятниками.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия.

Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Эта история получила название «бунт 14». В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».

Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.

Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Через секунду сорвется со стула и бросится к отцу мальчик, на губах которого играет радостно-удивленная улыбка. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Подробность шекспировского комизма. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Поставленная перед художником задача была очень трудной.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Исследователи отмечают, как много в картине самых разнообразных оттенков смеха: заразительный хохот, мрачная ироничная усмешка, легкая веселая улыбка.

Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Так ли это – судить зрителям. Характеристики привилегированной части толпы — помещицы, купца, священника отмечены духом социально-критической иронии.

Убийство свершилось. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».

Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Глаза ясные и добрые.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. В его взгляде осуждение и тревога. Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. В 1875 г. В. В. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884). В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.

Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Пятый факт.

Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2).

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.

Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды.

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Вот она вещь в уровень таланту. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.

Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Берег Волги. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Художник известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране.

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репин встречал их по средам. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.

После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан».

Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Этюд получился превосходный. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию.

Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. За окном летний день.

Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Жил в Италии и Франции (1873–1876). «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. «Что вам сказать о пресловутом Риме.

Репин никуда не делся. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. – писал он в одном из них. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Только один Моисей Микеланджело действует поразительно.

После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Все заняты. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.

Америка—Франция—Россия. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица.

А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

Это звание очень презренное – ниже поселян считались разве что крепостные", – писал позднее художник. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству.

Не доносчик ли. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Репин дважды подавал прошения об отставке.

После революции Репин больше ни разу не был в России. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Первый факт. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.

Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Вегетарианцем стал и сам Репин. В его глазах читается печаль, тоска. В эту минуту в комнату вошел Христос.

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. И вот уже перед нами не царь, а отец. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy».

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное".

Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. На моих друзей она производила то же впечатление.

Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.