Картины Васильева Федора Александровича

Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.

Список картин Фёдора Александровича Васильева

Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни.

Единственным верным спасением от «всего ялтинского яда» была работа, в которую он погружался полностью (когда болезнь не так досаждала ему). Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. И он свидетельствует не только о дружбе, но и полном взаимопонимании двух художников. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин.

Старинные картины 
кисти Фёдора Васильева

Старинные картины кисти Фёдора Васильева

Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).

Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. В этом пробуждении нет радости. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.

Шедевры: картина 
Федора Васильева 
Мокрый луг

Шедевры: картина Федора Васильева Мокрый луг

У Федора рано проявилась способность рисовать. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Этот маленький солнечный городок принимал в те поры уже многих больных и вообще становился довольно известным курортом. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.

И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи. Большие кисти художник не признавал. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.

Валаам. Какое время года отражено в полотне. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.

Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Нет, не могу. ».

Последняя законченная работа Васильева – В крымских горах (1873) – отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. В сравнении с облаками склон кажется более материальным, живописная поверхность холста приобретает пластичность, в общих очертаниях склона выражено ощутимое движение вверх, в царство туманов и облаков, уже не подвластных законам земли.

Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Барки».

Старинные картины 
мастера – шедевры 
на все времена

Старинные картины мастера – шедевры на все времена

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника.

Барки» и «Волжские лагуны». По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».

Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. «Вечер в Крыму», «Крымские горы зимой», «В Крыму после дождя» — вот первые его сюжеты. Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию.

В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Оформились его основные эстетические воззрения. Соколову. В манерах Васильева появился светский лоск и собратья по ремеслу в шутку стали называть его «графом». Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.

Напишите отзыв о 
статье Список картин 
Фёдора Александровича

Напишите отзыв о статье Список картин Фёдора Александровича Васильева

В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Васильев много писал писем в Москву. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Написанная в 1871 г., представленная на конкурсной выставке Общества поощрения художников, эта картина была отмечена там первой премией.

Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Федор Александрович Васильев — великий русский художник, пейзажист. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Васильев был признан профессиональным художником.

Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Небо, занимающее больше половины изображения.

Ещё до начала выставки полотно приобрёл Павел Михайлович Третьяков. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Вся изрыта, вся завалена камнями, лесом известью дома растут в неделю, да какие дома.

Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Все картины с этой выставки были раскуплены. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.

Отрывок, характеризующий 
Список картин Фёдора 
Александровича Васильева

Отрывок, характеризующий Список картин Фёдора Александровича Васильева

Общество поощрения художеств присудило «Оттепели» первую премию. Наибольшее количество картин Васильева принадлежит коллекциям Государственной Третьяковской галереи (39 картин, согласно каталогу ГТГ) и Государственного Русского музея (27 картин, согласно каталогу ГРМ). На крыше еще лежит снег. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».

Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин – широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. фон Мекка, крупного инженера известного строителя железных дорог.

Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. В 2004 году произошел редкий случай: картина Ф. А.

«В крымских горах» – последнее крупное произведение мастера. Такой родной всем нам пейзаж. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.

Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).

Описание картины 
Федора Васильева 
«В Крымских горах»

Описание картины Федора Васильева «В Крымских горах»

Картина Вид на Волге. Мастера сразу обратили на молодого человека внимание, разглядев истинный талант. Крамским, И. И. На Всемирной выставке в Лондоне она получила блестящие отзывы.

Мне необходимо 700 рублей». В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. А еще с непривычной ялтинской жизнью примиряла художника природа – «вечно прекрасная, вечно юная и – холодная». Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Требовалось срочное лечение и смена климата.

Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. он был для нас превосходным учителем. Он переселился в Ялту, забрав с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Они купаются и проворно бродят в поисках корма.

  • Художник Васильев Федор Александрович (1850-1873)
  • Федор Васильев — художник трагической судьбы
  • Художник Федор Васильев: биография, творчество и интересные факты
  • Васильев Федор АлександровичКартины и биография
  • РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Васильев Федор Александрович (1850-1873) часть 1

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)На картине изображены причаленные к берегу Волги барки (грузовое судно, буксируемое в то время с помощью людской или конной тяги). Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Они поразили его одухотворенным восприятием природы изображенной в простых сюжетах. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.

Время ее окончания естественно связывается с последними работами художника, поскольку круг произведений, выполненных им в конце 1872 года, достаточно хорошо известен по письмам. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Эти неудобства, естественно, приносили огорчения и раздражали, но самым тягостным для живописца было отсутствие в Ялте так необходимой ему «художнической среды» Эта невозможность общения с кругом профессиональных живописцев очень угнетала Федора Васильева.

  • Васильев Федор Александрович (1850 – 1873)
  • Картины русского художника, Константина Алексеевича Васильева
  • Картины — Васильев, Фёдор Александрович
  • Художник Васильев Федор Александрович
  • Два Федора Васильева – у каждого свое наследие

Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Как и в указанных каталогах, в настоящий список включены только живописные произведения Васильева (практически все они написаны маслом) и не включены карандашные рисунки, акварели и сепии. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. – Я один в чужом городе, без денег и больной.

Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Талантливый юный художник не мог остаться незамеченным. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Но левый верхний угол слегка светлее. Последняя законченная работа Васильева – В крымских горах (1873) – отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия.

Третьяков. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему.

  1. Фёдор Александрович Васильев, 1850-1873-русский художник пейзажист
  2. Последний пейзаж в жизни художника Федора Васильева
  3. Картины Васильева Федора Александровича
  4. Сообщество «Клуб интеллектуалов»

Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, – вспоминал Репин. Картину купил для своей галереи П. М. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение.

Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. На сегодняшний день известно, что этистаринные картинынаписаны по старым этюдам и именно к этому периоду творчества относится один из лучших пейзажей Васильева – «Мокрый луг». Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Холст, масло.

Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.

Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Разница в шестнадцать лет нисколько не мешала их дружбе. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы.

  1. Васильев Фёдор Александрович ( )
  2. Все Картины Фёдор Васильев по алфавиту
  3. Васильев Федор Александрович 1850-1873
  4. Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева
  5. Картина, которая принесла знаменитость
  6. Репин прозревает, Васильев удивляет
  7. Семья, детство и ранняя зрелость Федора Васильева
  8. Скоротечная «Оттепель» – в живописи и в жизни

Эта картина принесла автору звание «классного художника первой степени» и возможность занимать официальные должности и служить чиновником 12 класса. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. В ней есть что-то сказочное. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес.

В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Картины Фёдора Васильева среди знатоковстаринной живописиособенно популярны.

  • Федор Васильев: «Тоскую по России и не верю Крыму»
  • Фёдор Александрович Васильев (1850-1873)
  • Васильев Федор Александрович (1850-1873)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Двенадцатилетний Фёдор был вынужден пойти на заработки. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым.

Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. «Положение мое самое тяжелое, самое безвыходное, — писал он в Москву вскоре по приезде в Ялту в 1871 году. Рынок антиквариата редко может похвастаться появлением на аукционах его картин.

В 1867 году он заканчивает обучение. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».

  1. Известные произведения Васильева Фёдора Александровича
  2. Первые знакомства с художниками
  3. Неповторимая живопись Фёдора Васильева
  4. Антикварный салон, Санкт-Петербург

В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин – широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. – ни одного гостиниц строится столько, что скоро все жители Ялты и все приезжие пойдут только для прислуги, да и то, говорят, мало будет. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.

фон Мекка, крупного инженера известного строителя железных дорог. Средства на поездку были выделены Обществом поощрения художников. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Нет, не могу. ». Не раз он вынужден был прибегать к помощи Третьякова.

Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Сам же Васильев, весьма ограниченный в средствах (ежемесячное пособие от Общества поощрения художников составляло не так много — 100 рублей), нанимал весьма скромное жилье, к тому же мало приспособленное для работы. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Кто смолоду похворает, под старость крепче бывает.

Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Наблюдая за работой Васильева, Шишкин вносил в свои этюды большую живописную мягкость и свободу. По какой причине, неизвестно. Одно время он жил в доме Бейкман, затем на даче Цабель. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге.

Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. Друзья организовали посмертную выставку работ Фёдора Васильева и они все были раскуплены. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Восемнадцать картин приобрёл для галереи Павел Третьяков. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.

  • Словари и энциклопедии на Академике

Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. По предложению Строганова Васильев лето 1871 года провел в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях. Меньше трех этажей и дешевле 50тыс.

Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. Позже, уже незадолго до смерти, — в доме К. Ф. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Васильев много писал писем в Москву.

Художник Васильев 
Федор Александрович 
 (1850-1873)

В этот период Васильев активно общается с И. Н. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.

Холст, масло. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.

Сохранилось целых 63 письма их переписки – целый том. На нем было выставлено на продажу полотно Ф. А. Васильева «На берегу моря». На пике славы обнаружилось, что выдающийся художник серьёзно болен. Холст, масло. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».

Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец пристроил его на службу в главный почтамт. Наряду с картиной Саврасова «Грачи прилетели», написанной в том же году, васильевская «Оттепель», несомненно, внесла в русскую пейзажную живопись новую и совершенно особую интонацию – глубокую поэтически и одновременно окрашенную социальным переживанием. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником.

Требовалось срочное лечение и смена климата. Эту картинуа Крамской признал гениальной.

У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Но левый верхний угол слегка светлее. Наряду с картиной Саврасова «Грачи прилетели», написанной в том же году, васильевская «Оттепель», несомненно, внесла в русскую пейзажную живопись новую и абсолютно особую интонацию – глубокую поэтически и одновременно окрашенную социальным переживанием. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Требовалось срочное лечение и смена климата.

Ему несколько раз приходилось менять квартиры. В ней есть что-то сказочное. Родители художника жили в невенчанном браке. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.

Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык.

Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Его феноменальная одаренность проявлялась буквально во всем – в быстроте и легкости, с которыми перенимались им профессиональные навыки, в накоплении знаний из самых разных областей.

Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.

К восемнадцати годам Федор имел все основания назвать себя пейзажистом. Так что, прибыв в этот «крымский Неаполь», художник оказался свидетелем грандиозного строительства дорогих домов, гостиниц, дач. Создается ощущение движения светового поля и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор.

И. Крамской так писал Васильеву о картине «В Крымских горах» в письме от 28 марта 1873 г. : «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает – ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.

Васильев постоянно находится в творческом поиске. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Эту картину для своей галереи приобрёл П. М. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Его полотна хранятся, в основном, в музеях. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.

Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Даже ей стало скользко. Одним из таких редких случаев был аукцион антиквариата 2004 года, организованный торговым домом «Гелос», специализирующийся на покупке и продаже старинных картин, живописи старых русских мастеров. Барки». Художник изображает унылую заснеженную равнину, в которой затерялись и сиротливо стоящая у края леса, утонувшая в сугробах крестьянская изба и маленькие фигурки путника с ребенком, медленно бредущие в неведомую даль по расхлябанной дороге.

Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Как и в указанных каталогах, в настоящий список включены только живописные произведения Васильева (практически все они написаны маслом) и не включены карандашные рисунки, акварели и сепии. Большинство полотен художника находится в музеях. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.

В них художник одинаково выразительно, сильно и взволнованно говорит и о новой для него Крымской природе и о милом сердцу севере. С горечью в одном из писем он сетовал, что «причудливые световые рефлексы из окна», падающие на картину, делают ее похожей «на сторублевую ассигнацию». Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений.

А затем художник сделал с нее копию по заказу царского двора. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.

Получал 3 рубля и отдавал их матери. 1871 год ознаменован созданием неповторимого полотна «Оттепель», оказавшего на современников огромное впечатление. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. В брате своем Федор что называется, души не чаял – крепко и нежно любил.

Ф. Васильев «Оттепель» (1871). В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Это было в конце мая.

Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Он работал много и вдумчиво. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. По его словам, в этой картине «композицией управляет тема дороги, русский дальний путь, на бесконечности протяжений которого миллионами людей передумано столько дум о жизни и смерти и где перестрадало столько сердец».

Картину купил для своей галереи П. М. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Наиболее значимым произведением этого периода творчества является полотно «В Крымских горах».

Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Федору удивительно везло на хороших людей. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому.

Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Кто смолоду похворает, под старость крепче бывает. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину.

Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Эта картина глубоко взволновала Крамского.

Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев.

В картине очевидны украинские черты. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.

Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы. Третьяков. Крамской, так написавший о своём ученике: «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения». Оформились его основные эстетические воззрения.

Детство провел в Петербурге. Ваш преданный П. Третьяков». В мимолетной жанровой зарисовке, включенной Шишкиным в пейзаж, можно вполне угадать юную беззаботность, артистизм натуры, что свойственны были Васильеву, несмотря на тяготы, в большом количестве отпущенные ему в жизни. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.

В картине очевидны украинские черты. Васильева «На берегу моря» выставлялась нааукционе антиквариата, организованном ТД «Гелос». По вечерам посещал Рисовальную школу. Чувствуя себя обязанным Третьякову за его внимание и отзывчивость, Васильев принял решение предоставить возможность Павлу Михайловичу первому выбирать картины, которые он пожелает приобрести для своей коллекции. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму.

С большой иронией он писал своему другу Ивану Крамскому в Петербург о ялтинском градостроительном буме: «Ялта разрушила все авторитеты и Америка перед ней – ничто, нуль. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Отчего же холодная.

Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. К этому периоду его творчества относятся: пленэрный пейзаж Рожь, Тополя, освещенные солнцем, неоконченный пейзаж Деревня. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Барки». Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.

А уж намерений, планов и надежд у молодого живописца было безгранично много. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Разница в возрасте у них была 12 лет. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.

Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Он устроился на почтамт, а позднее – в Адмиралтейство помощником писца. Но настоящий успех и признание принесла Федору Васильеву его картина «Оттепель», написанная в 1871 году и также получившая первую премию (тоже приобретенная Третьяковым). Напряженно звучит цвет его зелени. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников.

Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Друзья Строганова с удовольствием покупали произведения Васильева, что давало ему возможность заниматься делом своей жизни, не отвлекаясь на поиски хлеба насущного. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.

Наибольшее количество картин Васильева принадлежит коллекциям Государственной Третьяковской галереи (39 картин, согласно каталогу ГТГ) и Государственного Русского музея (27 картин, согласно каталогу ГРМ). Заброшенность видна в окружающей обстановке. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.

Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Шишкиным. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».

Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Барки».

Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева и именно это ощущение простора наполняет полотно. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Природа нехотя просыпается от зимнего сна.

Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.

Картина была топ-лотом, стартовой ценой её была сумма в 150 тысяч долларов. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Федору удивительно везло на хороших людей. Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб.

Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Фёдор Васильев был взят под опеку именитым пейзажистом Иваном Шишкиным, который пригласил его на Валаам в творческую поездку.

«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.