Кившенко Военный Совет В Филях

Военный совет в Филях А. Кившенко.

Военный совет в Филях в 1812 году

В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России». Соседство с прочно сидящим Кутузовым выявляет еще большую напыщенность позы Беннигсена. Повелительное слово фельдмаршала «приказываю отступать» прекратило все споры.

Тогда русские войска потерпели сокрушительное поражение, попав в окружение. Генерал Д. С. Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем». Генералы по-разному реагируют на слова Кутузова. Второй уже день он мучился лихорадкой и в это самое время его знобило и ломало. Фельдмаршал, оглядев позицию, предварительно избранную Беннигсеном, признал ее неудобною к битве, собрал 1 (13) сентября 1812 военный совет в деревне Фили и предложил вопрос, ожидать ли нападения неприятеля в невыгодном месте или для спасения армии оставить Москву без боя и отступить далее. Кутузов вынес этот вопрос на обсуждение военного совета, созванного вечером того же числа.

Описание картины 
«Военный совет в 
Филях в 1812 году»

Описание картины «Военный совет в Филях в 1812 году»

В сражении на такой позиции можно было либо победить, либо погибнуть. Уступлением столицы мы приготовим гибель неприятелю.

Более десяти тысяч человек не имели даже ружей и были вооружены пиками. Я предлагаю дать сражение».

Военный совет в 
Филях: «один час 
решает судьбу отечества»

Военный совет в Филях: «один час решает судьбу отечества»

Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов. Волга кормит Россию». Сын крепостного, принадлежащего графу Д. В. Шереметьеву, с 9 лет был отправлен на обучение в Петербург, в рисовальную школу Общества Поощрения Художников (класс И. Н. Крамского), в 1867 продолжил овладение мастерством в Императорской Академии Художеств (ИАХ). Барклай де Толли выступил за необходимость отступления, обосновав это «опасностью позиции» и «превосходящими силами» противника, а также невозможностью «защищать столь обширного города, столь незначительными силами».

Пять суток шел Кутузов, тщетно ожидая прибытия свежих войск: они были еще далеко. Совет проходил в обстановке секретности и не велся протокол, вот таким образом неизвестно количество участников (от 10 до 15 человек). Кутузов приказал оставить столицу и отступать к Тарутино. реки и Воробьевыми горами. Генерал М. Б. Барклай-де-Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города». Говорят, он всю ночь провел в избе Фролова, не сомкнув глаз.

Из его комнаты доносились то глухие рыдания, то скрип половиц. Преподавал в ИАХ, в училище барона Штиглица. Беннигсен, Дохтуров, Ермолов, Коновницын, Уваров предлагали сразиться с неприятелем. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров, Толь.

Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. Который также был на совете. Никто не мог предсказать, как это решение будет воспринято при дворе.

Генерал К. Ф. Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге». Около Смоленска в начале августа 1-я и 2-я армии успешно выполнили этот маневр. Профессор Академии художеств Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) не принадлежит к числу выдающихся живописцев своего времени. Все три разрозненные армии всеми силами спешили соединиться. Без этой картины лет 70 не обходится ни один учебник по истории СССР (потом – России), десятки раз картину воспроизводили в виде открыток, причем славе этой картине почти не помешала революция: как только в 1930-х годах понятие патриотизма (пусть даже «советского) было восстановлено в своих правах, картина Кившенко оказалась весьма востребованной и советской пропагандой. Оставить Москву или сразиться под ее стенами.

В свете этих донесений перед Кутузовым встал вопрос о необходимости продолжения отступления и сдачи Москвы (либо дачи боя прямо на улицах города). Как впоследствии вспоминали участники совета, от этого решения все были в ужасе.

В битве у р. Березины Наполеон потерпел сокрушительное поражение и бежал, бросив остатки своей армии. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Тем не менее, он постоянно говорил, что у стен города произойдет сражение. «Картина, разошедшаяся по России в тысячах репродукций, сразу выдвинула Алексея Даниловича среди исторических художников и сделала известным его имя в России, а затем и за границей». Художник прочёл об этом событии в романе Льва Толстого «Война и мир», что вдохновило его создать полотно и запечатлеть этот исторический момент.

Правда, в русской армии, расположенной под Москвой, находилось еще около 90 тысяч человек в строю, но в этом числе было только 65 тысяч опытных регулярных войск и шесть тысяч казаков. Полотно стало дипломной работой Алексея Даниловича Кившенко. Чтобы пойти на это, нужно было немалое мужество. В сущности, он, написавший немало картин на бытовые и батальные темы, прославился лишь одной из них, бесчисленные репродукции которой можно было встретить по всей стране. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека.

Роль Кутузова в 
военном совете в 
Филях

Роль Кутузова в военном совете в Филях

В октябре 1812г. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Генерал М. Б. Барклай-де-Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Автор этого произведения А. Д. Кившенко не был участником известных событий, но мастерское описание, данное Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», послужило для него поводом использовать сюжет из военных событий 1812 года для своей дипломной работы.

В 1891 – участник археологической экспедиции (рук. И то сказать: решается судьба России. «Жаль старика.

Они обсуждают битву, которая произошла под Москвой между солдатами Наполеона Бонапарта и русскими солдатами. Речь идёт о том, чтобы сдать Москву без боя и тем самым, сохранить оставшуюся армию. В средине разговора она заметила быстрый лукавый взгляд, брошенный дедушкой на Бенигсена и вслед за тем, к радости своей, заметила, что дедушка, сказав что-то длиннополому, осадил его: Бенигсен вдруг покраснел и сердито прошелся по избе. Оторванные от своих тылов французы оказались фактически заперты в разорённом городе. Более десяти тысяч человек не имели даже ружей и были вооружены пиками.

Именно это решение стало настоящим спасением для России, решив финал войны и доказав, что Михаил Кутузов – блестящий стратег и полководец. Совет в Филях не позволил прийти к общему мнению. Напротив, образ Л. Л. Беннигсена раскрыт писателем через его поступки: «Беннигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы». Барклай де Толли был практически единственным союзником Кутузова. Кившенко словно переводит эту оценку на язык изобразительного искусства. На картине изображены такие личности, как Кайсаров, Уваров, Кутузов, Толь и другие.

Голосования тоже не было. Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, Кутузов принял решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву (ибо, по его словам, повторявшим Барклая-де-Толли, «с потерянием Москвы не потеряна ещё Россия»), чтобы сохранить армию для продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами. Убедившись в невыгодности позиции. В «Журнале военных действий», который велся в кутузовском штабе во время войны 1812 года, о военном совете приводятся следующие сведения: «Фельдмаршал, представя Военному совету положение армии, спросил мнения каждого из членов на следующие вопросы: ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения. ». Сюжет отражает собрание полководцев, происходившее в начале девятнадцатого века.

литография картины 
Кившенко Военный 
совет на Филях в

литография картины Кившенко Военный совет на Филях в 1812 году издание Кнебель, царская Россия

Начались прения. Никто не мог предсказать, как это решение будет воспринято при дворе. Позиция растянута подобно паутине. Последний, понимая, что обессиленные беспрерывным отступлением войска имеют ничтожный шанс на победу, предпочел сберечь армию и приказал солдатам покинуть город.

Бенигсен не считал еще игру проигранною. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Нет, но именно он был главнокомандующим, он привел армию в этот тупик». Генерал К. Ф. Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Следуя утвержденному плану, русские войска начали организованное отступление.

Военный совет в Филях и оставление Москвы

На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. И вот-вот прозвучит знаменитое кутузовское: «С потерей Москвы Россия еще не потеряна». При отступлении был отдан приказ об уничтожении складов боеприпасов и провианта. 1884 г. – поездка в Закавказский край для сбора материала к картине о турецкой войне (1877-1878), заказанной императором Александром III.

Ряды солдат существенно поредели и это вынудило полководцев принять важное решение. 2 (14)сентября Наполеон вошёл в Москву. Генерал-майор А. П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован». Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.

Состоялся Военный 
совет в Филях

Состоялся Военный совет в Филях

Оставить Москву или принять сражение. Это решение требовало определённого мужества, так как мера ответственности за сдачу исторической столицы неприятелю была очень велика и могла обернуться для главнокомандующего отставкой.

Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Биограф Кившенко В. Г. Казанцев писал, что «Военный совет» заинтересовал художника «не своими блестящими мундирами, не эффектом освещения, а именно желанием воспроизвести в красках выражение лиц у участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке, величие и глубокий смысл переживаемого момента». «С потерею Москвы не потеряна еще Россия», — заявил он. Вся тяжесть ответственности за принятие решения ложилась на плечи М. Кутузова.

Ни одно столетие не проходило мирно для России. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Последнее представлялось гораздо более вероятным». Он ли один был таков.

Кившенко не скрывал, что написал картину под влиянием романа Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором дано описание этого знаменитого военного совета 1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили, в крестьянской избе Андрея Фролова. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Н. Кондаков) в Палестину и Сирию.

Генерал-лейтенант Л. Л. Коновницын: «Я также нахожу позицию невыгодной. Венигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой. В ходе второй русско-турецкой войны (1787-1791 гг. ) Беннигсен за проявленную им храбрость, хладнокровие и предприимчивость получает ряд повышений: в 1787 г. – полковника, в 1788 г. – бригадира, в 1790 г. – назначен состоять при главнокомандующем Г. А. Художник изображает историческую сцену, максимально приближая ее к жизненной правде, выбирая жанровую трактовку темы.

Воспроизводя на своем полотне историческое событие, Алексей Кившенко (1851–1895) точно следовал за писателем. После этого высказался генерал Ермолов, который очень эмоционально оценил выбор Беннигсена и сказал, что позиция имеет «большие недостатки и вряд ли возможно удержать ее».

Художник: Кившенко 
Алексей ДаниловичВоенный 
совет в Филях

Художник: Кившенко Алексей ДаниловичВоенный совет в Филях

Второй уже день он мучился лихорадкой и в это самое время его знобило и ломало. Он говорил: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем Москву и Россию». Окончательное и нелегкое решение принял Кутузов. За польские кампании 1792 и 1794 гг.

1880-1884 работал в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, создав ряд интересных картин. К тому же нельзя было не признать, что вступление в новое сражение было бы делом весьма ненадежным. Выслушав всех присутствующих, главнокомандующий принял решение отступать. французская армия покинула Москву и начала отступление по Калужской дороге. Приметы парадного портрета как бы вывернуты наизнанку: герой не стоит в полный рост и не обращен лицом к зрителю, его расположенная против света фигура кажется уплощенной. Многофигурность требовала особенно цельного решения.

Потемкине. Сюжет картины отражает важное событие в русской истории начала ХIХ века – совещание военачальников, созванное Михаилом Илларионовичем Кутузовым 1 (13) сентября 1812 г. Великий русский полководец, учитывая тяжелые потери в Бородинском сражении, на военном совете в деревне Фили поддержал высказанное Барклаем де Толли предложение оставить Москву без боя ради сохранения армии. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.

Военный совет в 
Филях (краткое описание)

Военный совет в Филях (краткое описание)

Его инициатором стал Михаил Илларионович Кутузов. В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. После Бородина войска желали новой битвы, даже не допуская мысли о том, что Москва может быть оставлена без боя. 1 сентября русские войска стали занимать позиции, но ряд генералов (М. Б. Барклай де Толли, А. П. Ермолов) и штабных офицеров (полковники К. Ф. Толь, И. Кросар) доложили главнокомандующему М. И. Кутузову свое мнение о непригодности выбранной генералом Л. Л. Беннигсеном позиции. Был награжден золотой и несколькими серебряными медалями.

Он выразил свою мысль такими словами: «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противостоять неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут и Москва и Россия». Каждое несло в себе угрозу тяжелой войны. Сдача столицы врагу – такого еще не было в истории Российского государства. Барклай де Толли первым аргументированно обосновал точку зрения о необходимости в создавшейся ситуации оставления города для спасения армии и победного исхода кампании.

Его главным оппонентом выступил Беннигсен, настаивавшим на проведении сражения для защиты первопрестольной столицы во избежание негативного морального воздействия на армию и общество в целом. За 20 дней пребывания в укрепленном Тарутинском лагере в 84 километрах к югу от Москвы российская армия пополнилась людьми, вооружением и снаряжением, в тыл неприятеля были направлены войсковые партизанские отряды и «летучие корпуса». На картине изображены (слева направо): П. С. Кайсаров, М. И. Кутузов, П. П. Коновницын, Н. Н. Раевский, А. И. Остерман-Толстой, Л. Л. Беннигсен, М. Б. Барклай-де-Толли, Ф. П. Уваров, К. Ф. Толь, Д. С. Дохтуров, А. П. Ермолов. Георгия 3-й степени.

Бородинское сражение 
– позади Москва

Бородинское сражение – позади Москва

Но винить в создавшемся положении кого-то кроме себя Голенищеву-Кутузову было трудно. «С потерею Москвы, – возразил Кутузов, – не потеряна Россия, доколе сохранена будет армия. Слышно было, как Кутузов подходил к столу, видимо склоняясь над картой.

Кутузов сразу обозначил свою позицию, ожидаемую для генералов и неожиданную для солдат, – на военном совете Кутузов высказался за отступление без сражения. Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, Кутузов принял решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву (ибо, по его словам, повторявшим Барклая-де-Толли, «с потерей Москвы не потеряна ещё Россия»), чтобы сохранить армию для продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами.

Написанная к ноябрю 1879 года, она принесла автору право на пенсионерскую поездку, была повторена для галереи П. М. Третьякова (1882) и произвела фурор на Берлинской выставке (1886). Так было и в начале XIX века. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Последнего слова ждали от М. И. Кутузова. После недавнего сражения известное как Бородинское, русская армия понесла большие потери. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Композиция картины естественна, продуманна.

Прервав разгоревшийся спор, фельдмаршал сказал, «что с потерянием Москвы не потеряна еще Россия и что первою обязанностию поставляет он сберечь армию, сближаясь к тем войскам, которые идут к ней на подкрепление и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю». Раевский также примкнул к стороне Барклая, предоставляя, впрочем, самому фельдмаршалу судить, какое действие произведет в политическом отношении известие о взятии Москвы. – Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Между Михаилом Илларионовичем и генералами, в частности, Венигсеном, происходит спор.

К тому же, Кутузов не мог знать заранее, как отнесется к его решению император. Таким образом войска Наполеона рано или поздно будут разгромлены, так как подобная стратегия была единственным выходом в сложившейся ситуации. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Арьергард находится при селении Сетунь.

.

Совет в Филях – 
дата и участники

Совет в Филях – дата и участники