Кочегар Ярошенко

Кистью Ярошенко, созвучно с настроением времени, наверно, двигало и «жаление», «Кочегара» можно жалеть, но, в отличие от «глухаря», он не жалок. Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников – таковы его «Кочегар» и «Заключенный». Начало работы Гаршина над «Художниками» непосредственно связано с появлением «Кочегара» Ярошенко, с впечатлением, произведенным картиной на писателя.

Кочегар согласился позировать Ярошенко не переставая бросать уголь в топку. Но ярошенковский «Кочегар» не корчится в темном котле: озаренный отблеском пламени, он крепко стоит на земле пудовыми, могучими ножищами. Есть, конечно, сходство в колорите, в подробностях, даже в настроении, но в рябининском «Глухаре» настроение ярошенковского «Кочегара» доведено до безысходного отчаяния.

Напишите сочинение по картине "кочегар" Ярошенко

М. : Искусство, 1952. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Даже критика тех времен отметила, что художник выразил симпатию не только к личности своего героя, но и к зарождающемуся рабочему движению в целом. Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари – последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие).

Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). А вследствие этого «его жизнь не имеет того шаблонного характера, каким отличается жизнь почти каждого профессионального художника» Памяти Ярошенко. Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников — Дедова и Рябинина.

Сталкиваются две исповеди. Гольдштейн, проводит параллели между Ярошенко и Крамским. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Улица тоже была переименована.

По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Картина — долг, который художник отдает народу. Картина – долг, который художник отдает народу.

Напишите сочинение 
по картине кочегар 
Ярошенко

Напишите сочинение по картине кочегар Ярошенко

художник. Среди них – книга о Московской городской художественной галерее П. и С. М. Замечательный русский критик еще в своих обзорах непосредственно с выставок Товарищества давал очень высокую оценку многим работам Ярошенко – «Заключенный», «Кочегар», «Всюду жизнь». Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).

11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Ярошенко и В. Г. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).

  1. Ярошенко, Николай Александрович
  2. Ярошенко Николай АлександровичКартины и биография
  3. Художник-передвижник Николай Ярошенко
  4. Биографии великих и известных людей
  5. Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)
  6. Мы в перечне библиотечных блогов

Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). ТПХВ (с 1876), один из его руководителей. И так всегда. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины. С самого детства Николая готовили к военной карьере.

С. 105. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу.

  1. Автор книги: Владимир Порудоминский
  2. Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)
  3. Словари и энциклопедии на Академике

Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Трепова. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками.

Ярошенко, Николай 
Александрович

Письма, 1937, С. 325. Следы ее совершенно затерялись в необозримых архивах военного ведомства. В этой картине все до мелочей смотрит на вас суровой правдою жизни.

С 1864 года Ярошенко посещал и вечерние рисовальные классы при школе Поощрения художеств. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.

В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Д. И. Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при ЛГУ), Н. Н. Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Рябинин — представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее». Зато судьбу мужика в столице, поглощавшей в ту пору тысячи крестьян (росло число предприятий и предприятия росли), превращение мужика в рабочего, самого тогдашнего рабочего Ярошенко знал лучше всякого другого художника: он не просто городской, он – заводской человек.

Книге предшествовали серьезные архивные изыскания, но, как сам автор отметил в «Кратком преуведомлении», личная жизнь Ярошенко осталась «тайной за семью печатями», так как найти новые документальные материалы, письма автору не удалось. Видимо имел место процесс влияния современной литературы на Ярошенко. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», 1939, 1.

«Глухарь» – не выдумка Гаршина. Безсонов СВ. С. 11 – 13. Уделите мне, человеку, вывариваемому в котле капитализма, милостыню вашего внимания». А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.

«Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» — определял общественное настроение Михайловский. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.

Под потолком – крохотное оконце, слабо освещающее одну из стен и на этой стене надписи, сделанные бывшими обитателями камеры. Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений». культуры (П. А.

Ге, 1890, ГРМ В. С. Перед нами человек не только мысли, но и дела. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина Невский проспект ночью (картина погибла во время Великой Отечественной войны). «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884).

А улицу, где находилась усадьба, назвали улицей Ярошенко. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Рябинин – представитель «мужичьей полосы в искусстве» Дедов предпочитает «компоновать закаты, восходы, полдни, начала и концы дождя, зимы, весны и прочее».

Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. музей им. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений».

Ярошенко и Гаршин увидели «глухаря» по-разному. Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. Мучившая совесть мысль о долге была немаловажной в тогдашней поэзии, прозе, публицистике, но тогдашние читатели обнаруживали ее и там, где она не была ведущей, где ее вовсе не было, обнаруживали и ставили «во главу угла». Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Про музей никто не вспомнил, здание усадьбы отдали кардиологической лечебнице. Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко.

«Крестьянский вопрос» (если исключить литературу, которая помогает художнику, но не дает главного – зрительных впечатлений) был знаком Ярошенко по городу, по Петербургу, виделся ему «на петербургском фоне». Ярошенко проводили лето именно здесь. Секлюцкому и многим-многим коллекционерам музей Н. А. Мысль о неоплатности долга в конце концов подвигает Рябинина отложить живопись, чтобы учительствовать в деревне (Дедов отправляется в заграничное путешествие).

За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Да и присущий художнику гуманизм получил в «Кочегаре» и «Заключенном» более четкую форму сочувствия и уважения уже не к человеку вообще, а к представителю русского революционного подполья. Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество». Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу.

Тон статьи характерен для начала XX века, но высказанные там замечания лишены понимания некоторых особенностей художественного стиля Ярошенко. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, — не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь». Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени.

Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. как исторические памятники эпохи, впрочем, в них есть и художественные достоинства» Н. Н. Николай Александрович родился в Полтаве, в 1846 году. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Обращался также к бытовому жанру («Всюду жизнь», 1888, ГТГ и др. ) ипейзажу («Эльбрус в облаках», 1894, ГРМ и др. ). Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). За свою недолгую жизнь он создал более 2000 полотен.

Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками.

Для Гаршина Христос, написанный Крамским, — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, совершенной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.

Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства. «Им не важны «заказы» и не знаменитость, а непобедимая, глубочайшая потребность написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить, в картине своей кисти, для потомства. «Глухарь» — не выдумка Гаршина. Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». Сегодня его картины, воспевающие Кавказ, постоянно представлены в экспозиции музея.

Чл. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Отзвуки письма Крамского слышатся в монологе Рябинина, но образ, не дающий покоя герою рассказа, – не Христос, а рабочий-клепальщик, «глухарь». Сюжет картины У Литовского замка (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» — любить). Все это – время, эпоха художник не может подойти к чистому холсту, отрешась от своего сегодня, тем более, когда предполагает запечатлеть на холсте «исторический портрет» одного из сословий сегодняшнего общества, тем более, когда художник – Ярошенко, человек политически, общественно чуткий, человек, сделавший злободневность своим творческим знаменем (схватывать и запечатлевать сегодняшнее, которое завтра «впишется в историю»).

Приходили на «ярошенковские субботы» «братья» художники (А. Куинджи, А. Васнецов, И. Репин), писатель Л. Толстой, певцы Ф. Шаляпин и Л. Собинов, ученые И. Павлов и Д. Менделеев. В глазах «Кочегара» Неведомский читал упрек: «Вот до чего вы довели, низвели меня. » (до степени придатка машины, объяснял критик) ему даже слышался из уст «Кочегара» перифраз Михайловского: «Господа. Но столкновение не от различия в жанре: выбор жанра определяется отношением к жизни, к искусству, взглядами на роль искусства в жизни. Стрепетовой» (1884). Общество, созданное для борьбы с Товариществом, «задумало удивить мир», но «грустная выставка, бедное Общество». На территории усадьбы известной как «Белая вилла», любили собираться по субботам деятели культуры, находящиеся в это время в Кисловодске.

Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Ярошенко был именно художником-портретистом. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности.

Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). вдруг один этот кочегар г. Ярошенко мог приколоть мое внимание. Друзья мужа не оставляли ее. Музей был создан позже, однако его судьба была очень и очень непростой. Но уже в 1919 году захватившими город белогвардейцами музей был уничтожен. Третьяковых, написанная С. Глаголем и И. Остроуховым С. Глаголь, И. Остроухов. Крамского.

Ярошенко и др. ). Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и спонсоров восстановлены здания, собрана обширная коллекция.

В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Музей занимает территорию бывшей усадьбы Ярошенко вместе с садом. Ярошенко. В глазах «Кочегара» Неведомский читал упрек: «Вот до чего вы довели, низвели меня. » (до степени придатка машины, объяснял критик) ему даже слышался из уст «Кочегара» перифраз Михайловского: «Господа. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений». Крамского вольнослушатель петерб.

Совестью художников называли его современники. Гаршин, Н. Михайловский. Мягкий по внешности – он кремень духом. Первые кавказские пейзажи, которые художник нарисовал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами.

– заключает автор. В1863–67 учился у И. Н. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные – только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений».

Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». «Все они, – пишет о глухарях автор очерка, – имеют вид ненормальный, все сухощавы измученны, желты, но зато все, по-видимому, бодры, у всех груди богатырские, руки жилистые и мускулатура вообще сильно развита». Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Стрепетовой, 1884, ГТГ Н. Н. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события.

Такую задачу Ярошенко, видимо, ставил перед собой: картина «Заключенный», показанная на Шестой передвижной вместе с «Кочегаром», – тому свидетельство. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Соловьёва, 1895, ГТГ и др. ) одним из первых стал создавать портреты-типы с ярко выраженной социальной тематикой («Кочегар», 1878, «Студент», 1881, оба– ГТГ «Террористка», 1881, Кисловодский худож. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами.

На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев.

Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. К теме «Заключенного примыкает рисунок Ярошенко из папки отдела рисунков Русского музея. Статья А. Н. Ге и И. Н. Ярошенко полны идеологической направленности. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. За десять лет заводской жизни Ярошенко насмотрелся на «глухарей» – и на тех, чья грудь заменяла наковальню и на тех, кто часами безостановочно (иначе заклепка остынет) взмахивал и бил тяжелым молотом, лишь перекидывая его время от времени из правой руки в левую и обратно и на тех, кто, по выражению тогдашнего журналиста, работал «в четвертой стихии – в огне, в адском жару, среди раскаленного и расплавленного чугуна и железа и в воздухе, постоянно наполненном дымом, чадом и искрами».

Но студент 70-х годов – ведь это очень часто не только человек без предрассудков, будущий ученый-испытатель, но и член тайного революционного общества. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. В ярошенковском «Кочегаре» – своя гармония и его «безобразная» искореженность громадным трудом, которого никто другой выполнить не в силах, не нарушает, даже подчеркивает эту гармонию. А вот Николай Александрович Ярошенко, который и художником-то профессиональным тогда ещё не был (он носил военный мундир, служил начальником штамповальной мастерской на патронном заводе, а после службы в качестве вольнослушателя посещал вечерние рисовальные классы Академии художеств), такое состояние ощутил в полной мере — в марте 1878 года, когда перед посетителями Шестой передвижной выставки, открывшейся в городе на Неве, предстал ярошенковский «Кочегар», о молодом живописце заговорил сначала Петербург, а затем его имя с восторгом стала произносить вся интеллигентная, демократическая Россия.

Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Может быть, творческую историю рассказа следует начать с написанной двумя годами раньше статьи Гаршина «Вторая выставка Общества выставок художественных произведений». Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. В 1876 году за картину «Невский проспект ночью» (не сохранилась) он был единогласно принят в члены Товарищества Передвижных Выставок и избран в состав правления, где более десяти лет вместе с И. Н. Крамским руководил ТПВХ, а после смерти последнего стал его идейным преемником.

В отличие от «Кочегара» или этюда к «Заключенному» образ революционера здесь раскрывается не столько путем глубокой психологической характеристики узника, сколько путем создания определенного настроения в картине, эмоционального воздействия на зрителя. Сегодня это единственный в своем роде музей на юге России, сопоставимый по исторической и культурной значимости с толстовской Ясной поляной и репинскими Пенатами. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Писал портреты деятелей рус. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь.

Служил на Петерб. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. реализма. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы.

В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. ЯРОШЕНКО Николай Александрович, рос. Мировоззрение Ярошенко формировали идеи Чернышевского и Добролюбова, его вдохновляла поэзия Некрасова.

Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» — любить). На первом плане виднеется силуэт женщины-доносчицы, показывающей на арестуемого.

Литератор Неведомский, после смерти художника подводя итог его деятельности, назвал «Кочегара» «самой лучшей и характерной из картин жаления» («жаление», объяснял он, нерв той эпохи: это и жалость и сострадание и любовь, от крестьянского «жалеть» – любить). «Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» — определял общественное настроение Михайловский. Здесь же была организована библиотека.

За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». патронном заводе (с 1869), вышел вотставку в чине ген. -майора (1892). Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Это не помешало художнику почувствовать и передать значение фигуры рабочего в современной ему русской жизни. Ярошенко был воссоздан и укомплектован большой коллекцией его произведений.

Художественный критик Прахов объяснял: «Кочегар Ярошенко и Протодьякон Репина есть великолепный, грандиозный почин со стороны метода, есть решительная новость в русском народном искусстве» – эти картины представляют «исторические портреты двух сословий». Короленко, Вс. Гаршин не увидел этого, не мог, не должен был увидеть, а Ярошенко видел. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Работа над картиной происходила в 1877 г., в год крупных политических процессов.

– На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Прытков. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина.

Автор очерка «На литейном заводе», помещенного в «Отечественных записках», рассказывал: «Так называемые глухари — последний сорт заводских рабочих, обреченный на самым тяжкий, почти нечеловеческий труд и получающий за этот труд самое ничтожное вознаграждение. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу.

На ней изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две женские фигуры: нужда выгнала несчастных на панель. Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю». Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства.

Его даже называли «портретистом гор». «Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря вековым страданиям народа» – определял общественное настроение Михайловский. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. За три недели до открытия Шестой передвижной Гаршин послал Крамскому письмо: он увидел «Христа в пустыне», выставленного перед отправкой на Парижскую выставку и просил художника растолковать суть картины. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Это не гаршинский «глухарь», несмотря на способность к труду, требующему нечеловеческой силы, немощный, разбитый, убитый.

Повествование в рассказе ведется поочередно от лица двух художников – Дедова и Рябинина. Усадьбу назвали Белой виллой. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. В этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения – мыслящего, целеустремленного, деятельного. Прытков отмечает преобладающее место портрета в творчестве Ярошенко. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883).

В очерке про литейный завод рассказывается, между прочим и о том, как «глухарь», когда представится случай, вылезает из котла, где только что, скрюченный, сидел под ударами. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко. Через год после появления ярошенковского «Кочегара» в «Отечественных записках» был напечатан рассказ Гаршина «Художники».

Представитель критич. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Через год после появления ярошенковского «Кочегара» в «Отечественных записках» был напечатан рассказ Гаршина «Художники». Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Уделите мне, человеку, вывариваемому в котле капитализма, милостыню вашего внимания».

Сталкиваются две исповеди. АХ (1867–74). Личные дела Н. А. «Розовенькое, голубенькое, красивенькое» небо, прозрачная водица, «искусно приготовленная из цветного стекла», гладкие портреты господ и дам, кейфующих в гостиных Пустые, покрытые лаком картинки, осторожные — только бы не изумить, не вызвать ни гнева, ни слез, не поранить память пустые картинки, пролетающие мимо души «Весною на передвижной выставке картин было вчетверо меньше но, обойдя картины, я развеселился: такое свежее и отрадное впечатление произвела эта выставка, крохотная, но составленная из образцовых произведений». На заводе Ярошенко много общался с рабочими.

Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Он писал о «симпатиях и антипатиях, крепко осевших на дно человеческого сердца под впечатлением жизни и опыта», о живущей в художнике «страшной потребности рассказать другим то, что я думаю». «В сущности в его жанровых картинах – в любви к однофигурным композициям, в сосредоточенности внимания не столько на чертах быта и сюжетном действии, сколько на психологической выразительности самих персонажей, яркости самого «типажа» – чувствуется, по преимуществу, художник-портретист» Там же. С. 187-188. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). От жившего здесь когда-то художника не осталось и следа.

Интересно, что творил художник не оставляя службы на военном заводе ибо был он потомственным военным. Ярошенко проводили лето именно здесь. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Н. А. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной.

С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Для Гаршина Христос, написанный Крамским, – «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, абсолютной решимости бороться с ним» Крамской ответил Гаршину длинным письмом. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Мучившая совесть мысль о долге была немаловажной в тогдашней поэзии, прозе, публицистике, но тогдашние читатели обнаруживали ее и там, где она не была ведущей, где ее вовсе не было, обнаруживали и ставили «во главу угла».

Благодаря общественности, активисту художнику В. В. Я давно уже не видел художественного произведения, которое волновало бы меня так глубоко. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора.

Следуя передовым тенденциям времени, Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя (как знаменитый «Кочегар», «Заключенный», обе 1878, «Курсистка», 1883), развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции («У Литовского замка», «Старое и молодое», обе 1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888), писал жанровые картины («На качелях», 1888). Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Крамскому, выпущенных в той же серии. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир.

Сегодня еще по инерции это вызывает некое отторжение. По воспоминаниям жены Ярошенко – Марии Павловны – «он не мог писать тех лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально он не был обеспечен» В. А. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Автор статьи отмечает, что у художника «поиски выражения определенных типических черт заслоняют черты индивидуального характера, отодвигают на второй план собственно портретную задачу» С. Н. Его первым учителем был художник А. М. Портрет второй половины XIX века – М. : Искусство, 1970., где В. А. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Ярошенко знал «глухаря», рабочего человека, лучше, нежели его друзья, критики, зрители. В конце 19 века Белая Вилла – один из крупных культурных центров юга России.

Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. И умер Николай Александрович летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя.

Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.