Коровин Портрет Шаляпина
Хорошо знакомый с импрессионистским Парижем, Константин Коровин написал в этом стиле в 1911 году крупный портрет артиста Шаляпина. Известен ряд портретов Шаляпина, написанных Коровиным. На выставке Коровина мы тоже видим Шаляпина, но в этих портретах нет стремления постичь модель изнутри, нет желания анализировать, нет глубины характеристики.
Рассмотренный автором портрет Шаляпина (1911) уже современниками назывался одним из лучших произведений Коровина. На другом портрете Коровина Шаляпин также изображён в свободной позе сидящим в кресле, закинув ногу на ногу. Дать сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина («В светлом костюме» 1911г. ) и Бориса Кустодиева (1922г. ) основная задача работы.
Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов. Все коровинские портреты Шаляпина — это портреты артиста в жизни. Замечательный портрет, который очень понравился Шаляпину тем не менее был продан Коровиным коллекционеру М. Терещенко, к великому огорчению первого и большой радости последнего.
Портрет Шаляпина был создан вслед за совместной работой художника и певца над оперой «Демон», поставленной в Москве в 1904 г. Коровин работал вместе с Шаляпиным и над гримом Демона. Портрет Шаляпина, работы Коровина сначала дает впечатление мгновенно схваченного момента, но это не совсем так, ощущение праздничности, которое несет портрет, подчеркнуто многими деталями, очевидно специально задуманными художником. Коровин оставил замечательные Воспоминания о Федоре Шаляпине и несколько портретов своего великого друга. Дать сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина («В светлом костюме» 1911г. ) и Бориса Кустодиева (1922г. ) основная задача работы.
Позже, оценивая выставленный собственный портрет, Шаляпин вспоминает как старался удерживать эту обаятельную, артистичную улыбку, позируя Коровину в процессе работы. Исполненные Коровиным портреты Шаляпина — подлинные живописные поэмы о прекрасном человеке, которого он любил и которым восхищался. Подготавливая холст для портрета Шаляпина, Коровин покрыл его тоном – светлой охрой.
Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина
Несмотря на всю парадность портрета, он отличается выражением самой сущности Шаляпина, демонстрацией его поистине народного духа, того, что став знаменитым артистом, Шаляпин остался русским человеком. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Главная ценность картины – ее живописность.
Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Всего Фёдор Шаляпин с семьёй прожил здесь с 1910 по 1922 год. Я, действительно, был огорчён, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Везде стоят лотки и ярмарочные прилавки. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Преподавал в Московском училище, возглавляя жанрово-портретный класс (1901–1918).
10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото "Девочки с персиками"
Художник не спросил на это разрешения самого Шаляпина, что того огорчило. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.
Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. Кстати, волнение и застенчивость, несмотря на мировую славу, так и остались в его характере. Многие художники писали Шаляпина. Изначально Кустодиев задумал портрет в полный рост это привело к тому, что картину, высота которой превышала 2 метра, художнику пришлось писать по частям.
Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Два года спустя ее представили зрителям на выставке русского искусства в Нью-Йорке. «Ни на что на земле непохожий.
Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». Сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина «Портрет в светлом костюме» (1911г. ) и Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина « (1922года) основная задача работы. И. Шаляпин в незнакомом городе».
К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Серов изобразил открытое лицо певца. Известны и другие ее названия: «Ф.
Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Интересна история создания этой картины. Кустодиеву пришлось решать не только художественную, но и техническую задачу исполнения задуманного портрета: среднюю часть он писал сидя, а верхнюю и нижнюю части – в положении полулежа. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) родился в Казани в семье крестьянина из древнего вятского рода.
В Ратухине Шаляпин обдумывает «Бориса Годунова» ищет пути и подходы к образу. Как бы то ни было, его работы ценятся и находятся во многих частных коллекциях. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.
Реферат: Сравнительный анализ портретов ФИ Шаляпина Работы БМ Кустодиева и КА Коровина
В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина. Шаляпин едет на дачу Ключевского, знакомится с ним. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт.
Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника и, вспоминая родную Волгу, они запевали вдвоем – сначала Шаляпин, потом к нему присоединялся Борис Кустодиев – и пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодействовали. Певец оглядывает горы с высоты своего роста и прогуливается по улице в этот праздничный день в полной уверенности в том, что люди будут покорены его талантом, а сам он покорит этот город3224533394628504749. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.
портреты Фёдора Шаляпина» Выдающиеся художники
Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Таким образом, Коровина ругают все: те, кто любит – за безыдейность, набросочность работ те, кто завидуют славе или не понимают его – за широкую манеру письма, опять же за безыдейность.
Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. 12. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни.
Стоит, как вылитый, по несколько часов». Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Афиша о его концерте внизу холма.
Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Он жил открыто, на широкую ногу. Певец сидит, положив правую ногу на левую.
- Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
- Описание картины «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина»
- Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. В начале XX века весь этот квартал приобрёл Ф. И. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. У ног Шаляпина – любимый пес Ройка, преданно глядящий на хозяина. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи».
В Отрадном К. Коровин пишет портрет Ф. И. Шаляпина (ГТГ). Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. «Вместе они намечали внешний облик Досифея. Прямое противопоставление серой и скучной жизни.
- Сочинение-описание картины Коровина «Портрет Шаляпина»
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Сочинение По Картине Коровина Портрет Шаляпина
- Русский музей Дополненная реальность
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
- Импрессионизм в творчестве Коровина
А были и те, кто называл его работы мазней. А вы, ведь, знаете лозунг: «грабь награбленное». – Да как же это случилось. Иолу многие называли ангелом-хранителем дома. Член Абрамцевского кружка (с 1885), обществ Мир искусства (с 1899), Союз русских художников (с 1903). Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Поза его свободна изящна, вместе с тем спокойна.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Создавал скульптуры из дерева. Коровин и Шаляпин в жизни были друзьями. Коровин Константин Алексеевич (1861, Москва – 1939, Париж)Художник, художник театра. Академик Императорской Академии художеств (с 1905).
- Борис Михайлович Кустодиев Портрет Шаляпина: Описание произведения
- Московская усадьба Фёдора Шаляпина – Наводы
- Картина Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Описание картины Константина Коровина «Портрет Шаляпина»
- Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина
- Рефераты, курсовые, дипломные, контрольные (предпросмотр)
Даже слепил собственный бюст. Шаляпин очень любил своих детей и гордился их художественными успехами. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Проездом находится в Ярославле.
«Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. И. М. Гофман (М., 1981). Константин Алексеевич Коровин блестящий художник – станковист и декоратор. Саму картину художник написал во Франции, куда поехал лечиться.
Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду. Другой сын, Федор Шаляпин-младший, снялся в Голливуде более чем в полусотне фильмов (например исполнил роль слепца Хорхе в триллере Имя розы). Только серебро седины в мягких волосах напоминает о пройденном долгом и трудном пути.
Лицо изображено практически в профиль, лишь слегка повёрнуто в сторону зрителя. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. На портрете надпись: «Ф. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
Экий я мерзавец – буржуй. Шампанского. Левая рука чуть согнуть в локте, ладонь упирается в бедро. Низ имеет большое пространство. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Саврасова, В. Г.
Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. А летом 1898 года пара обвенчалась. На лице артиста счастливая улыбка. В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать из произведений Федора Ивановича Шаляпина «прекрасную долговечную статую». Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина.
В этом вопросе критики на редкость единодушны вплоть до сегодняшнего дня. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. «Федор, ты стань здесь», «Федя, приподними руку», «Федя, не забудь поворот», «Федор, сделай несколько шагов», — заботливо командовал Коровин и Шаляпин послушно повиновался словам художника».
Фигура Шаляпина дана крупным планом и занимает основную часть полотна. Портрет Шаляпина кисти Коровина, который сейчас находится в Русском музее в Петербурге, датирован 1911 г. Следовательно, Шаляпин изображён в возрасте 50 лет. Редкая выносливость, поразительное терпение. Явление певца такой величины оказало значительное влияние на мировое оперное искусство. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. На руках у Марины обезьянка.
Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). В 1922 г. он отправился в длительные гастроли за границу. Шаляпин загорелся. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины.
Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Так или иначе, Шаляпин не вернулся в Россию, хотя до конца своих дней мечтал об этом. Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках— по последней моде, да явно не по погоде. Оформлял спектакли для мамонтовской Частной оперы, работал для Императорских театров (с 1900). События революции 1905 г. вызвали у Шаляпина живой отклик.
Мамонтова в Москве. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка».
В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Вдохновенно, с потрясающей силой пел он в этот вечер Досифея. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии.
А. Римского-Корсакова, мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского, Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Мефистофель в «Фаусте» Гуно и др. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. С 1896 – 1899 создал множество партий: Сусанин («Жизнь за царя»), Борис и Варлаам («Борис Годунов»), Досифей («Хованщина»), Грозный («Псковитянка»), Сальери («Моцарт и Сальери»), Варяжский гость («Садко») и др. Замечательной чертой дружбы Шаляпина и Коровина была чуткость и деликатность. Однако к созданию портрета художник приступил еще не скоро – Шаляпин был занят работой над постановкой, прорабатывая каждую мелочь. Едва ли художник стремился «омолодить» Шаляпина — вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая уж редкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своём творчестве.
Шаляпин вспоминал:«- Ловко ли. Мамонтова. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Альбом «Александр Головин», авт. -сост. Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Это любимая композиция художника.
Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Серова «Вражья сила». Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека- мужчина, заложивший руку за борт пальто и две девочки. Это большой деревянный двухэтажный дом в стиле «русский модерн». Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. А потом глядит.
В детстве пел в церковном хоре, однако затем мальчика отдали в ученики к сапожнику. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. После успеха оперного спектакля «Царская невеста» (1920) в художественном исполнении Кустодиева к нему обратился коллектив Мариинского театра с просьбой оформить оперу «Вражья сила» композитора Александра Серова по пьесе Александра Островского.
Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно. К нему туда приехал его друг музыкант и они ежедневно встречались. В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать из произведений Федора Ивановича Шаляпина «прекрасную долговечную статую». – говорю я ему.
Кустодиев активно работал над эскизами к «Вражьей силе», Шаляпин часто приезжал к нему на обсуждение декораций и костюмов они даже пели вместе – у художника был тенор. Поодаль видна афишная тумба с анонсом гастролей певца, стоят его дочери, далее мчатся сани с лихим кучером С волнением смотрит великий артист на это красочное народное гулянье, в этом круговороте веселья Шаляпин свой в родной ему стихии. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе.
В известной мере он наделяет свою модель свойствами собственной личности: страстным жизнелюбием и праздничностью мироощущения, яркостью темперамента. Он наслаждается бодрящей свежестью погожего дня, струящимся светом и теплом солнца. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. С 1922 жил за границей. – Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого то, теперь уже не помню какого – «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу Пошел в магазин. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году.
Долгое время Коровина считали художником неглубоким, поверхностным и удивлялись его замечательно удававшимся портретам. XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Оформил свыше 100 постановок для театров Москвы и Петербурга. Впоследствии работал в Императорской русской опере в Москве (Большой театр). «Портрет удивительно передает ощущение силы, свежести и здоровья, которыми дышала в то утро вся фигура Шаляпина», писала Н. Комаровская. Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый. На том и порешили.
Самолюбивого и мнительного художника все время одолевали сомнения: не думает ли Шаляпин, что он приходит, чтобы попросить взаймы. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Первый план картины укрупненный. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом.
Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. В семье Шаляпина и его жены – итальянской балерины Иолы Торнаги, было пятеро детей. Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина. Кроме этого, здесь представлены работы Бориса Фёдоровича Шаляпина (1904-1979). Сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина «Портрет в светлом костюме» (1911г. ) и Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина « (1922года) основная задача работы. Выступая в Русской Частной опере, Шаляпин приобрел громкую известность.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. На портрете на высоком снежном пригорке, как на пьедестале, возвышается величественная, статная фигура артиста. Но в театре приняли условия русского баса.
Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. Шаляпин изображен сидящим возле стола. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке.
Так, в сотворчестве артиста и художника, создавались шедевры русского театрального портрета. друг мой, Костя. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле).
На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. Мастеру приходилось просить усаживать кошку на возвышение, чтобы мопс, глядя на нее мог «позировать» художнику. Певец как бы с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Но ему чужды экспрессивная манера и трагическое мироощущение, символический драматизм врубелевских портретов. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Видно, что его одежда сшита из бобрового меха.
Едва ли художник стремился «омолодить»Шаляпина — вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая ужредкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своёмтворчестве. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. Так было со всеми портретами Федора Шаляпина, которые, как правило, удавались художнику. В 1918 году особняк был национализирован и в дом подселили ещё 16 семей. Едва ли художник стремился «омолодить» Шаляпина – вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая уж редкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своём творчестве.
«Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник. Прянишникова, А. К. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры.
Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Обладал Шаляпин и литературным даром. Шаляпин ясно понимал, что он и Коровин делают общее дело. Но зима еще цепляется и не хочет уступать ей место. Теляковский сыграл большую роль в судьбе Шаляпина. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902).
Борис Федорович обладал широким диапазоном художественного дарования. Для контраста Шаляпин изображен более темными красками. В одну из таких встреч Коровин и написал картину Портрет Шаляпина.
Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008). Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул». Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Акварельный портрет Марфы и Марины Шаляпиных хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств80. И. Шаляпин на ярмарке» и «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый.
Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Коровин знал и любил Кавказ. Лицо изображено практически в профиль, лишь слегка повернуто в сторону зрителя. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Шаляпин.
Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. И даже ученик Коровина – Б. В.
Весь его облик, ышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дня. Народная песня «Дубинушка» в его исполнении многими воспринималась как призыв к решительным действиям. Шаляпиным. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду.
Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Это заметно по заснеженным сугробам. Видно, как группа людей весело катаются на санях. В 1894 г. Фёдор Шаляпин был принят в труппу Мариинского театра в Петербурге.
Оба талантливые, близкие по характеру, они и в творческой деятельности перенимали мастерство друг друга. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. В искусстве — соратниками.
И он сумел в своих Эскизах к «Демону» передать лермонтовское ощущение «вечной красоты» этого горного края: высоко в темно-синее небо уходят зубчатые хребты, мерцая ледяными вершинами крутые обрывы и глубокие ущелья окутаны лиловато-сизой мглой как бы вросшие в громаду гор высятся темные стены и башни монастыря и над ними сверкают огромные всевидящие звезды. Помните, я так долго позировал истарался делать «приятное» лицо. «Переговорщиком», естественно, выступил Федор Шаляпин, который был не только исполнителем партии Еремки, но и режиссером спектакля. В 1918–1919 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. Причем непременно в шубе, в которой певец пришел к нему в гости. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Художник Борис Кустодиев и оперный певец Фёдор Шаляпин высоко оценивали творчество друг друга ещё до своего личного знакомства, состоявшегося по инициативе писателя Максима Горького в 1919 году, уже после октябрьской революции.
Он наслаждается бодрящей свежестью свежего погожего дня, струящимся светом и теплом солнца. В этом театре развился талант Шаляпина, здесь он создал галерею выразительных образов оперной классики: Иван Грозный в «Псковитянке» и варяжский гость в «Садко»Н. Однако обстановка в стране, по-видимому, начинала тяготить певца. Впервые широкая публика увидела портрет Шаляпина на выставке «Мир искусства» в мае 1922 года сам художник из-за болезни не смог на нее попасть. Не мог выбрать похуже – выбрал получше. – Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Он окончил ВХУТЕМАС, а затем продолжил образование в Париже.
Ключевского, знатока Русской Смуты и времени Годунова. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко. Ключевский очень подчеркнул одиночество Годунова». Долгожданная весна уже не за горами.
Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). Портрет выполнен в любимом Кустодиевым стиле «портрет-пейзаж»: статная фигура Федора Шаляпина изображена на фоне красочного, веселого народного гуляния. Точнее, дебют этот не состоялся.
Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом.
Отдельная, ученически простая часть натюрморта слева, состоящая из трех предметов, своим силуэтом образуют треугольник с основанием внизу. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Его работы поражали современников яркостью палитры, красотой верного тона и цвета, звучностью красок. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Шаляпин в непринужденной позе сидит на низком стуле боком к зрителю. Шаляпин был признанным артистом с мировым именем.
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Их кистью, карандашом и резцом сохранён в веках облик артиста и образы им созданные. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Влияние Коровина сказалось и при работе над сценическим рисунком роли.
Кажется, что Шаляпин прямо отсюда, с этого снежного пригорка, отправится на концерт. Так оно и было в действительности. Анна Яковлевна уже не делает пирожки с вязигой. Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна.
Примечательно, что в СССР воспроизводились репродукции не с подлинника, а с авторской копии39. Это портреты артиста в жизни. Одновременно Шаляпин прикупил еще участок земли с лесом.
Её Шаляпин приобрёл в мае 1910 года на имя жены Иолы Торнаги. На первом месте в трактовке Шаляпина была психологическая драма талантливой личности, у которой «душа скорбит». Это был незабываемый вечер содружества, совместной работы двух больших художников». «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры.
В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Народ вывалил на улицу для встречи весны.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. 13. Коровин всегда и везде писал с натуры. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее.
Предложили мне выбрать. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. В 1889 г. юноша вступил в труппу В. Б. Серебрякова. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф. И.
Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Борису Шаляпину принадлежит серия живописных, графических и скульптурных портретов отца.
Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Познакомились они с Шаляпиным в театре Мамонтова.
Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый. Сам Шаляпин еле помещался в комнате, где работал художник.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко. Таким он и изобразил почти пятидесятилетнего артиста. Кавалер ордена Почетного легиона. Родился в Москве.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Шуба-то хороша, да возможно – краденая. – Как краденая. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Перова, В. Д.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Коровин ценился далеко не всегда.
Ему казалось, что весь город знает о его позоре. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Коровин не пользовался таким признанием, работы его покупались мало.
Шаляпин позировал для портрета на открытой террасе освещенной солнечными лучами, проникающими сквозь густую зеленую листву. Пронеслись слухи о его сочувствии эмигрантам. Эта мемориальная усадьба – один из немногих сохранившихся образцов городской усадьбы XVIII века. Работа Кустодиева стала одним из самых ярких событий сезона, о ней было много хвалебных отзывов.
А Шаляпин играл перед художником свои роли застыв в избранном повороте, он сохранял соответствующее моменту психологическое состояние. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Сотрудничал с журналом «Мир искусства», создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал декорации для Большого театра и Частной оперы С. И. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. В портрете Шаляпина (1911) Коровин не отошел от своего принципа.
Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Асафьев, много раз видевший Шаляпина в спектаклях, оформленных Коровиным, отмечал: «Очень характерно, что такие яркие артистические индивидуальности, как И. Ершов и Ф. Шаляпин, в условиях коровинских сценических живописных пространств и коровинской красочной иллюзорности не казались «выскакивающими» из декоративного оформления или же скованными декоративным узором». Имение В. А. Теляковского Отрадное, куда Шаляпин вместе с К. Коровиным любил наезжать в гости, находилось в сельце Рыково-Отрадное Романово-Борисоглебского уезда (по разысканиям краеведа И. Лебедева), тесно примыкало к с. Шашково, что находится на левом берегу Волги, напротив Песочного. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Чтобы театр отозвал свое приглашение, Шаляпин назначил баснословный по меркам тех лет гонорар, в надежде что контракт не будет подписан.
В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Свет падает слева из открытой двери. Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира.
Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. М. В.
Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Постоянное общение помогало им в работе, побуждало к новым художественным поискам.
Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь. Не ограничившись одним лишь построением одежды, он отразил в своих зарисовках личность персонажей их темпераменты, типажи и ужимки29. На мизинце его правой руки – драгоценный перстень, в левой руке красивая трость. Костя-то сер. Артист узнает, что не столь далеко от Ратухина, «в пределах Ярославской губернии», находится дача известного историка Вас.
Эту картину художник исполнил дважды в 1921г и 1922г. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Декорации Коровина будили воображение артиста, давали необходимую «эмоциональную настройку», создавали нужную исполнителю среду. По замыслу Кустодиева картина получила название «Новый город» или «Ф. В. Калмыкова (М., 2010) и другие.
Константин Алексеевич Коровин блестящий художник – станковист и декоратор. В этом вопросе критики на редкость единодушны вплоть до сегодняшнего дня.
Художник не спросил на это разрешения самого Шаляпина, что того огорчило. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. Изображен барин, в котором совмещена творческая натура русского народа. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Возвращаясь в Ярославль из Рыбинска на пароходе «Самолет», Шаляпин, очарованный красотой Романово-Борисоглебска, сходит на берег и проводит в Романове вместе с Теляковским и Коровиным несколько часов, восхищается набережной, волжскими пейзажами, поет в саду городского училища, а затем в ближнем поле свои любимые русские песни. Но не бойся, не попрошу. Её считали одной из лучших балерин своего времени.
Поленова (1875–1883), в Академии художеств (1882). Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. Остаток жизни Коровин провел во Франции. 41.
Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Правой рукой Шаляпин небрежно облокотился о столик.
Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Дарование Шаляпина соединило в себе неповторимый голос и яркий артистизм.
Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Но главное было в том, что вдали от родины изменились оба друга: не осталось прежнего оптимизма у Коровина и не было прежней радости в Шаляпине. В пользу рабочих певец передавал сборы от своих выступлений. Неразрывно связанный с народом, олицетворяющий его дух и мощь, широту и размах, Шаляпин остался в душе русским человеком, он плоть от плоти этих широких просторов, чего не заслоняет даже показное барство. А рядом с ним стоит веселый мопс.
что-то я уж и не понравился, а вдруг взаймы попрошу. Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Чем нарушил этикет.
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.
Ощущение праздничности подчеркнуто убранством стола, украшенного букетом роз, живописно серврованного вазой с фруктами, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, котором, как рубин, сверкает налитое вино.