Крамской Толстой Портрет

Из двух портретов Толстого, сделанных в 1873 г. Крамским в Ясной Поляне, Толстые из чувства деликатности выбрали наименее законченный и именно тот, какой и Крамской считал наиболее слабым. Толстой долго не соглашался позировать для портрета, наконец, Крамской его уговорил. Проработав более недели в Ясной Поляне над портретами Толстого, Крамской заметил, что Толстой начинает тяготиться сеансами и не столько от утомления, сколько от неодолимого тяготения к охоте. Но работа над портретом затянулась, т. к. Толстой поразил и покорил Крамского. По мнению многих экспертов, портрет гения Льва Толстого признан одним из лучших картин Крамского, нарисованных художником за всю его многолетнюю жизнь.

Мечтою Крамского было написать не портрет графа Л. Н. Толстого, а близкого всякой живой душе Толстого. Сам Крамской, по обыкновению, не особенно был доволен своей работой и писал в одном из своих писем о толстовских портретах, что они «очень далеко не кончены, ни в сходстве, ни в живописи, а только решительно подмалеваны». И вот, очутившись летом 1873 г. невдалеке от Ясной Поляны, Крамской и решил сделать все усилия с своей стороны, чтобы написать портрет Толстого.

Перед нами картина И. Н. Крамского "Портрет писателя Л. Н. Толстого", для написания которой он специально ездил к Льву Николаевичу в Ясную Поляну. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой — для галереи Третьякова. В обширном ряду портретов Толстого, выполненных многими художниками, портрет работы Крамского – один из лучших. Толстой сравнил первый портрет со вторым и с горячей убежденностью заявил Крамскому, что считает первый портрет превосходным.

Портрет, написанный Крамским, очень понравился Толстому. Сочиненин по картине Крамского Портрет Толстого Спокойствием веет от портрета Крамского И. Н., на котором изображен великий русский литератор Лев Николаевич Толстой.

Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Толстой. Художник мастерски передает сложный внутренний мир великого писателя. «Я сам слишком хорошо его (портрет) знаю, чтобы судить, – пишет художник Третьякову, – чувствую, что он какой-то странный.

Здесь он приступил к работе над романом «Война и мир». Учился он в Академии в Санкт-Петербурге, с 1869 года стал ее академиком. 226 x 148 см. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни.

Второй портрет рождается как прозрение, как образ, увиденный теми «духовными очами», о которых писал Ф. М. Достоевский в одной из своих ранних критических статей. глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу». «Мужицкие» черты русского лица, умные проницательные глаза.

  • Портрет Льва Николаевича Толстого, Крамской, 1873
  • Как Иван Крамской рисовал Льва Толстого
  • Сочинение по картине Крамского «Портрет Толстого»
  • Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи

Менялся также сам замысел произведения. Очень известна работа Н. Н. Толстого» (1907).

Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. О своих впечатлениях он написал Репину: «. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога. Видимо, это и привлекало писателя.

На гения смахивает». Некрасов в период «Последних песен» (1877-1878).

Прозорливость художника способствовала успешной работе. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку. Масло. И причин этому было несколько. Я старался писать историю народа.

  1. Иван Крамской – Портрет Толстого
  2. Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887)
  3. Лев Николаевич Толстой в живописи
  4. Описание картины Крамского «Портрет Толстого»
  5. Другие картины Ивана Николаевича Крамского
  6. О жизни и творчестве выдающихся художников
  7. Портрет Льва Николаевича Толстого, 1873 год
  8. Описание картины Ивана Крамского «Портрет Льва Толстого»

Пастернак «Автопортрет» (1908)Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он многопортретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Портрет завершен после смерти Некрасова в 1878 г. Обо всех работах Крамского в портретном жанре рассказать в пределах одной статьи невозможно, мы можем лишь напомнить о некоторых из них: Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе (1880-е годы), «Девушка с распущенной косой» (1873), «За чтением. Вот таким образом от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести многих. И. Н. Толстого. Работ очень много.

Отец писателя Бориса Пастернака и архитектора АлександраПастернака. Толстого. Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А. И. Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях». Толстого не могла не привлечь внимание художника. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя.

Портрет Льва Николаевича 
Толстого, Крамской, 
1873

Но Крамскому удалось убедить писателя. Слово учителя. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Работа давалась Репину нелегко.

Попытать удачу в Ясную поляну отправился сам Иван Николаевич. Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. В них он прощался с читателями, с жизнью. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера.

И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Толстой и И. Е. Крамским.

Сейчас картина экспонируется в Государственном музее-заповеднике «Павловск». Один из основателей товарищества передвижных художественных выставок. У М. В.

Куртка очень большая и массивная, вот таким образом непонятно какого он телосложения. В письмах этой поры – почти растерянность автора перед своим творением. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то чтобы понять его. Цвета полотна очень сдержанны.

граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает.

Крамской «Портрет Л. Н. Толстого» (1873). Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А. И. Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях». На вертикальном полотне практически все пространство занимала фигура Христа. Илья Ефимович Репин (18441930) неоднократно в течение своей жизни обращался к образу Л. Н. Величие изображённого на портрете человека показано просто, без специальных приёмов изображения или композиции. Встретила она нас очень любезно и стала говорить о том, что Л. Н. теперь в отличном периоде, бодр и спокоен.

Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Ге.

Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. А 1906 году он нарисовал портрет углем. В 1873 году Крамской по заказу П. М. Третьякова пишет картину Портрет Л. Н. Толстого. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться исправлять, абсолютно изменять написанное. Чтобы наконец кончить, я начал ему делать уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, затем, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей. Л. Н.

Пойдемте ко мне. На гения смахивает». Самое удивительное, что большую часть этой обширной про граммы Л. Н. Толстой выполнил. Перед лицом смерти раскрывается истинное лицо человека. История создания такова.

Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл "Последние песни". Из-под широкой синей куртки видно воротник и манжеты белой рубашки. – Не знаешь ли, голубчик, где Лев Николаевич. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В старости, оглядываясь на прожитую жизнь.

«В 50—70 годы ХIХ века большое общественное значение приобретает Малый театр (был открыт в 1824 г. ), который современники называли за плодотворную просветительскую и воспитательную деятельность вторым университетом России. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. В том холсте, который останется в Ясной Поляне, художник воплощает свои непосредственные впечатления от общения с Толстым – великим и все же близким окружающим его людям.

Действительно исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов. В ответ на просьбу о портрете покачал головой:- Нет, нет, этого не нужно.

Интересно, что уговорить Льва Толстого позировать было непросто. Холст, масло 98х79, 5Портрет Л. Н. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Они удивительные и искристые. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Не знаю, который из них будет лучший, но, как видите, я не преувеличиваю своих ожиданий. Наша страна богата изображениями великого соотечественника.

Картина строга и проста. Прозорливость художника способствовала успешной работе. Глаза.

Однако уговорить писателя позировать было непросто и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения – крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету и все безуспешно никакие просьбы и аргументы на него не действовали». И. Н. И смеются.

Музей Л. Н. Толстого, МоскваОн всегда стремился изображать на своих портретах людей, живущих глубокой внутренней жизнью. Государственная Третьяковскаягалерея, Москва.

И плачут. Кроме того – у них 23 внука. Но И. Н. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910).

Толстого кисти И. Н. Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Шишкин изображен на фоне солнечного пейзажа в свободной позе, опираясь на палку от зонта.

Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Известно даже, надчем именно работает: создаёт трактат «В чем моя вера». Картина строга и проста. Немного видна на полотне художника и комната, в которой находится писатель.

Теперь понимаешь, почему Толстому подвластны были все темы. А значит, он не имел о нем особого мнения. Цвета полотна очень сдержанны. Толстой поразил и покорил Крамского. Онпогружён в работу и ничего не замечает. Художник изображает поэта в последние дни его жизни, когда он, полулежа на диване, пишет свои знаменитые Последние песни. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами.

Толстого. Л. Н. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя. Здесь же работал над трактатом «Так что же нам делать. », романом «Воскресение», драмой «Власть тьмы». Эта комната при жизни писателя была мало похожа на кабинет. На ней Мария Федоровна держит под руку императора в затемненном зале. Толстого.

При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. «В 50—70 годы ХIХ века большое общественное значение приобретает Малый театр (был открыт в 1824 г. ), который современники называли за плодотворную просветительскую и воспитательную деятельность вторым университетом России.

Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Поэт знал, что дни его сочтены. Слишком могучим оказалось влияние модели, слишком напряженным общение, не дававшее возможности холодного анализа, захватившее всего художника, вызвавшее порыв такого вдохновения, что кисть работала словно бы сама по себе, не сдерживаемая трезвым контролем рассудка. Некрасова, уже неизлечимо больного. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Михаила Васильевича Нестерова (18621942) также привлекал образ Л. Н. В письме от 1 августа, обращаясь к Третьякову с просьбой выслать деньги умирающему в Крыму Васильеву, художник обещает ему в счет этого долга употребить «все старания, чтобы написать портрет графа Толстого».

Самое удивительное в его внешности. Он погружён в работу и ничего не замечает. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Он интересуется мельчайшими подробностями его жизни, тщательно выписывает интерьер, у изголовья ставит бюст Белинского, на стены вешает портреты Добролюбова и Мицкевича, олицетворяющие собой атмосферу, в которой жил поэт.

Что за славный народ. Современная фотографияЭтот стол и сегодня находится в музее Толстого в Хамовниках.

Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе.

ФотографияИх дружба началась в Москве в 1880 г. и длилась 30 лет, до самой смерти писателя. Толстого кисти Л. О. Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право, Толстой становится «мировым посредником». Толстой в очередной раз оставил написанное и стал писать со времени 1812 года.

Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Не знаю, который из них будет лучший, но, как видите, я не преувеличиваю своих ожиданий. Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения и его, по определению В. И. Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Темно –синяя блузка элегантно подчеркивает величественный и гордый силуэт писателя, придавая ему особую выразительность и благородство. Самое удивительное в его внешности.

Весь день поглощена она этим. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Портрет Третьякова написан Крамским зимой 1876 г. Произошло это как будто даже случайно – Павел Михайлович не позволял писать с себя портретов. Не случайно Войну и мир, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют романом-эпопеей. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей.

Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Репин «Лев Толстой в комнате под сводами» (1891)Этот портрет был создан в Ясной Поляне, которую Толстой очень любил и жизни без неё себе не представлял. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно.

Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». В этой комнате было прохладно даже в самый жаркий день и очень тихо. — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни.

Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. В комнате сумрак. Толстой занимался работой над романом "Анна Каренина" или беседовал с И. Н. Это как бы портрет-картина.

Он является не только автором нескольких портретов Толстого, но иавтором иллюстраций к его романам «Война и мир» и «Воскресение». Первое, чему он научился (или от рождения умел), — это говорить себе правду без утайки. Суровое лицо, холодный и несколько неподвижный взгляд. Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя.

Нестеров «Портрет Л. Н. Например, одни утверждают, что Крамской изобразил главную героиню романа Л. Толстого «Анна Каренина», другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот». Портретная галерея, созданная Л. Пастернаком, отличается разнообразием техник: здесь портреты, написанные и пастелью и углем иитальянским карандашом.

Толстой также был заинтересован беседами с Крамским и с интересом наблюдал и изучал его. Хост. Художник стремится к подлинной достоверности изображения. И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. В комнате сумрак. Именно шторы являются основным фоном для всего портрета.

При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. Но это только на первыйвзгляд. По ночам же – до 3-х час.

Облик Толстого чуть грубоват – выпирающие скулы, сильно выраженные надбровные дуги, крупный широкий нос. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. И начинают любить жизнь.

Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога. От встреч с Некрасовым художник получил сильное впечатление, которое он выразил в картине «Некрасов в период Последних песен». Лицо женщины обаятельно и прекрасно, но и надменно, оно выражает гордое сознание своей красоты, своего положения. Крамской монументализировал невысокого Толстого и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению.

Толстой занимался работой над романом Анна Каренина или беседовал с И. Н. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно использовал при создании образа художника Михайлова в романе «Анна Каренина», над которым в ту пору работал. Леонид Пастернак много рисовал писателя.

Изображая Л. Н.

Крамской принял решение начать работу заново. Может быть, впервые Крамской получает результат, непредвиденный заранее. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. И. Е. У него самая большая серия портретов писателя. Крамской гостил у Л. Н. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. А если приглядеться, то можно увидеть, что взгляд полуопущенных глаз в густых темных ресницах выражает грусть и невысказанное страдание.

В 1877 г. Третьяков заказал Крамскому выполнить портрет поэта Н. А. Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл «Последние песни». Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения и его, по определению В. И. Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно. Процесс создания романа-эпопеи Война и мир не был для его автора быстрым и легким. Данный портрет написан в Ясной поляне в момент, когда И. Н.

Они проникают в самую глубь души. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Произведение Крамского, конечно, больше чем портрет. Виденстол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. В итоге для изображения пустыни совсем не осталось места.

59 x 49 см. В 1871 году он даже поехал в Крым (в Бахчисарай и средневековый город-крепость Чуфут-Кале), чтобы прочувствовать атмосферу пустыни. Л. О.

В сарае работник рубит дрова. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Портретная галерея, созданная Л. Пастернаком, отличается разнообразием техник: здесь портреты, написанные и пастелью и углем и итальянским карандашом. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии.

Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного. В 1880-х он создал парадный портрет молодой Марии Федоровны, супруги Александра III. Работа над портретом длилась менее месяца. Но больному было очень тяжело сидеть перед художником.

Цвета полотна очень сдержанны. Однако это только внешне. Крамской (1873), Портрет императора Александра III (1886), Портрет философа Сергея Владимировича Соловьёва (1885), Портрет актёра Василия Васильевича Самойлова (1881), Портрет издателя и публициста Алексея Суворина (1881), Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского (1876), Портрет художника Фёдора Васильева, Портрет Николая Крамского, сына художника (1882), Портрет поэта Якова Полонского (1875), Портрет доктора Сергея Петровича Боткина (1880), Портрет Анатолия Крамского, сына художника (1882), Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника (1879), Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника (1882) и др.

Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку. Крамскому удалосьпередать в портрете состояние сложной натуры Толстого – его демократичность ипростоту в сочетании с мощным интеллектом. Впервые эти глаза для России написал И. Н. Крамской. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.

Толстого. М. В. И. Н. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Создается впечатление острого, пронизывающего взора.

В яснополянском (для семьи) варианте — углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Репин в Ясной Поляне (1907). Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям».

Впечатления от этих бесед и наблюдений он использовал при создании образа художника Михайлова в романе «Анна Каренина», над которым в то время работал. В 1867 году был создан первый вариант картины. И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях (голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст). Работ очень много. Крамской назвал ее "Некрасов в период "Последних песен".

В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Но Крамскому удалось убедить писателя. Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Пастернака. Леонид Осипович Пастернак (18621945) – российский художник и график, иллюстратор, педагог.

Но именно вот таким образом произведение Толстого стало по-настоящему великим. Очень много зарисовок ко всем картинам. Известно, что образ Иисуса он писал с крестьянина Строганова из Переяславского уезда. Глаза. Самое удивительное, что большую часть этой обширной про граммы Л. Н. Толстой выполнил. Кажется, он проникает в самую душу, видит все тайны ее. В портрете Толстого ярко проявился талант Крамского – психолога. Заметны и шторы, которые темного цвета, который прекрасно подходит под основную цветовую гамму всей картины.

Художник сказал, что портрет все равно будет написан, пусть лет через 30 или 40. Считают, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская.

Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Во время сеансов позирования Л. Н. «Я сам слишком хорошо его (портрет) знаю, чтобы судить, – пишет художник Третьякову, – чувствую, что он какой-то странный. В яснополянском (для семьи) варианте — углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. эта масштабность не соответствовала задаче создать домашний портрет для семьи.

Оно скорее похоже на картину. А к этому всю жизнь стремился Толстой. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. 13 x 102.

На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра. Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910).