Красавица Кустодиев
Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы». Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году.
7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа. Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. В обиход прочно вошло словосочетание «кустодиевские красавицы». Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих».
Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. Не кустодиевская красавица Портрет Марии Ершовой Тарлецкой самый интересный на выставке. Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры. Лицо красавицы таит странное выражение, что вообще характерно для кустодиевских героинь этого ряда (или, если угодно, цикла).
Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры. «красавица» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927).
Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева
Какова шуба на нем. Искусство требует всей жизни. Вот такие они – «кустодиевские красавицы».
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, к какому-то незнакомому городу (чтобы не обвинили в придумывании) и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012.
Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт – он был настоящим поэтом купечества. Художники оказались отрезанными друг от друга и вот таким образом обращение к старым мастерам (в Красавице можно услышать эхо венецианцев эпохи Возрождения и Рубенса) в этих условиях выглядело концептуальным актом.
Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Полнота его красавицы, скорее идеальная, чем материальная. Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства.
Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского «Свои люди – сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Волки и овцы», «Гроза». В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. В 1922 году он собрался на гастроли в Берлин.
Еще ценилась толстая, в руку, коса. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Есть еще одна важная деталь — дальнейший путь большевика преграждает церковь именно на нее герой картины направляет свой неистовый взгляд, словно пытается устранить это препятствие на своем пути. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева
Эстетство всегда отличается узостью. Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно. Почему уговаривает. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Вот кого рисовать-то. Вся картина – это мечта о красоте, которая – как знать. У Кустодиева свой идеал.
Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Купчихи и красавицы – это ноу-хау Кустодиева. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. В искусстве Кустодиева восхищение и ирония тонко балансируют на чашах весов.
Художник Борис Кустодиев и его пышнотелые красавицы (фото)
Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Чертовски трудно. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской.
Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Оглядка на прошлое – в данном случае – мотивировалась и еще двумя вещами. Именно в это время у Кустодиева складывается свой круг образов и тем, которые и определили его творческий облик. Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие.
Семь красавиц – Ожившие картины / 3 анимация
Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Учился в Высшем. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. Фаина как чувствовала беду, не хотела его отпускать. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152.
Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Художник создает яркий образ роскошной купчихи. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.
Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Художник воспринимает красавицу, как диво-дивное. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. – вдруг действительно спасет мир. А в 20-е годы молодые кpитики, освоившие пpиемы вульгаpной социологии, повесили на живописца яpлык «последнего певца купеческо-кулацкой сpеды».
В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Из Германии Григорий перебрался в Париж, где много снимался. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги.
Русские красавицы кисти художника Владислава Нагорнова / /
Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. И хотя сейчас все помешаны на похудении, слово «целлюлит» стало страшнее слова «жупел», а в красавицах и моделях ходят двухметровые девы-ножницы, все одинаковые, как куклы Барби (я не ворчу – я надеюсь, что скоро мода переменится), но нельзя сказать, что кустодиевские женщины не привлекают глаз.
Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Работал в плакате и в книжной графике. У Кустодиева свой идеал. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. иногда и называют «русским Рубенсом».
- ПЫШНОТЕЛЫЕ РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА
- Описание картины Бориса Кустодиева «Красавица»
- «Кустодиевские женщины»: песнь русской красоте
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
- Литературно-исторические заметки юного техника
- Видео прайм только лучшее для вас
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Умер в феврале 1970 года. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи.
Вопрос стоял так: что сохpанить ему: pуки или ноги. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) В 1903 году закончил Академию Художеств, получил за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль. Оглядка на прошлое – в данном случае – мотивировалась и еще двумя вещами. Она вызывает ироническую улыбку и восхищение одновременно.
По воспоминаниям дочери художника «основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы». Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. Охваченные революционным энтузиазмом люди показаны художником на сверкающем под лучами утреннего солнца снегу.
Борис Михайлович обладал по-настоящему божественным даром творения. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Какова шуба на нем. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли.
Художники оказались отрезанными друг от друга и вот таким образом обращение к старым мастерам (в Красавице можно услышать эхо венецианцев эпохи Возрождения и Рубенса) в этих условиях выглядело концептуальным актом. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Рассказывают, как почти свихнулся некий митpополит, узpев одну и его каpтин: «Видимо, диавол водил деpзкой pукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Кpасавицу» ибо смутил он навек покой мой. Будто впервые.
- Самое интересное в виде мозаики
- Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
- КРАСАВИЦЫ, МАСЛЕНИЦА, РЕВОЛЮЦИЯ
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Кустодиевский образ явно гиперболичен. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие.
Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенными розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте – цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще-спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда.
- Народное представление о красоте
- Об авторах Рекомендуем Все статьи
- Сайт о жизни и творчестве художника
- Общееколичествопросмотровстраницы
- «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
- Сайт прозы, английского и копирайтинга Виктории Фабишек, статьи
Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Вдали видна теppаса дpугого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием. Характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашены восхищением и мягкой авторской иронией.
Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Эстеты усмехаются: Ну разве же это красота. Кустодиевский образ явно гиперболичен. Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. По данным аукционного дома Christies, картина находилась в частной коллекции российского эмигранта Лео Масковского до 1989 года, когда она была выставлена его вдовой на аукцион, продана, а затем пропала из виду до новой продажи, то есть до 2005 года. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской.
С остановившейся полуулыбкой она смотрит свято и невинно ничем не омраченным взором. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Некий митрополит, увидевший обнажённую русскую красавицу, которую Кустодиев изобразил невероятно реалистично, рассказал, что буквально потерял голову и приписал силу воздействия полотна самому Дьяволу: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Кpасавицу» ибо смутил он навек покой мой. В качестве модели Кустодиев пригласил актрису МХТ – И. Шевченко.
До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года. Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15.
Купчихи и красавицы – это ноу-хау Кустодиева. «Я русский и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину. » Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно – «Купчиха и домовой». Её оценил сам Шаляпин – с этим портретом он не расставался до самой смерти.
- Подпишитесь на новостную рассылку музея
- КАРТИНЫ РУССКОГО БЫТА И ПЕЙЗАЖИ БОРИСА КУСТОДИЕВА
- Кустодиев картины Кустодиевские Барышни
- Очарование портретов художника Бориса Кустодиева
- Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
Это своеобразный пассеизм – как в формальной, так и в содержательной области (последнее вообще характерно для идеологии Мира искусства), – но преображенный явным гротеском и непременной иронией (легкая улыбка видится уже в названии этого шедевра – как, к слову и в названии написанной десятилетием спустя Русской Венеры, продолжающей, несомненно, традицию кустодиевских красавиц). Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенными розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте – цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще-спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Примерка будет продолжаться. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Однако тяжёлое положение не сломило художника. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.
На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. По воспоминаниям дочери художника «основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы». В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам.
- Оскорбленная пышная модель Габриэлла Ласкано готова судиться с
- Метелица Сергея Яковлевича Лемешева –
- Уголок Михалыча/Добрая худая женщина
- Имя России: 139 лет со дня рождения Бориса Кустодиева
- Женский портрет в живописи художников
- Портрет Шаляпина, Кустодиев – обзоры картин
В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского.
Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. А служебный роман с актером Григорием Хмарой закончился свадьбой. Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11.
Работал в плакате и в книжной графике. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. В 1912 году он становится академиком, о нем востоpженно пишет Репин. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив более чем в семь раз. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым.
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи – другой. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула – «Ну что вы. В качестве модели Кустодиев пригласил актрису МХТ – И. Шевченко. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте.
Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. По воспоминаниям дочери, реакция Кустодиева была яростной: «Папа даже побледнел от возмущения. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
Пару слов о его жизненном пути. Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. А чем же хуже «кустодиевские женщины». Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем».
Молодая кpасавица купчиха сидит в теплый летний вечеp на балконе. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях. Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
В это время художник уже был прикован к инвалидному креслу. Столь же дивна сказочно-узорная обстановка, ее окружающая. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов). А шуба. И, разумеется, после революции предлагали уехать.
Чаепитие. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность.
Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Это мечта, это греза. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62.
Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Вот насколько мы уголок можем видеть. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи.
Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. – голубоглазая фея. Заграничная жизнь закрутила Григория. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918.
Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым). Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».
Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. По pусскому обычаю, она пьет чай из блюдца, поддеpживая его пухлыми пальцами. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку. Бессмысленная, бездумная животная жизнь восхитительной блондинки, весь интерьер опочивальни – предел мечтаний обывательского мещанства. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
А шуба. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Работал в плакате и в книжной графике. Золотые медали сыплются как из pога изобилия. Первая (личная) мотивировка – тяжелейшая болезнь художника, лишившая его внешних впечатлений. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные ролисвоеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем».
Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты приобретал особую монументальность в гиперболизированных формах, сочетавшую в себе одновременно восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел453. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Правда, союз продлился всего семь лет.
Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества. Он много чего писал. Учился в Высшем. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку.
Шевченко обивала пороги чиновников, но получила отказ. Купчих он, конечно, писал. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Учился в Высшем.
Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём. Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, к какому-то незнакомому городу (чтобы не обвинили в придумывании) и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции.
Он обращается к редкому в истории русского искусства жанру обнаженной натуры. Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Художник – без pук, он жить не сможет.
Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои. » Однако писал он не только купчих. Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку.
Футуpисты pугали мастеpа за то, что он никак не может пpеpвать пуповину, связывающую его с Репиным и вот таким образом все «оглядывается на пеpедвижников». С остановившейся полуулыбкой она смотрит свято и невинно ничем не омраченным взором. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём.
Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов). Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу» – в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи. Так барышня изображена пышной, с безупречно гладким телом, пшеничными волосами и алыми припухлыми губками. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.
Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. Это мечта, это греза. «Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картин Кустодиева, только его необыкновенный талант. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу – Данаей Ярославской.
Пухлая молодая женщина, только что нежившаяся на пуховой перине, еще, кажется, не совсем преодолевшая сонливость, откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как зефир, тело. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Как пишет современник и биограф Кустодиева Всеволод Воинов, первоначально за барабаном храма прятались фигурки священника и дьячка, но затем художник решил избавиться от них, о чем впоследствии сильно сожалел: тогда бы его картина была совсем пророческой. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Только щеки да нос краснеют».
Он увидел в Фаине Шевченко именно тот образ русской красавицы, которая подошла бы для такого символического русского ню, так как, если вы вспомните идеал эпохи модерн идеал начала века, – это все-таки женщины хрупкие, томные, такие вот анемичные, – другой идеал. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой». В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. И довольно-таки пышнотелых.
Несмотря на это, пышнотелая «Красавица» для Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. А в чем состояло понятие красоты у русского народа.
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Картина «Красавица» была написана в 1915 году. Гармоничный контекст, образуемый красочным интерьером, однозначно диктуется ее образом (опосредованно действуя и в обратном направлении, уточняя и проясняя некоторые черты характера красавицы). Истинно русская женщина.
Для меня главное в картине — цвет. Примерка будет продолжаться. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею.
В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника.
Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Пеpед нею стол с самоваpом, фpуктами и сдобой. 5 апреля 1893 года в Воронеже). Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами – типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Полнота его красавицы, скорее идеальная, чем материальная.
Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными и жизнерадостными. В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик, можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Ничем. Это сон о небывалой России. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Гармоничный контекст, образуемый красочным интерьером, однозначно диктуется ее образом (опосредованно действуя и в обратном направлении, уточняя и проясняя некоторые черты характера красавицы). » Полгода Боpис Михайлович пpовел в больнице. Неоднозначно решение в картине Кустодиева «Большевик», которого художник изобразил на фоне города. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». 7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. А позади него виднеется пожилая купеческая пара.
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». Сине-зеленые в малиново-красных цветах обои, розовое атласное одеяло с кружевным пододеяльником, окованный с углов и расписанный яркими букетами сундук – это та фантастическая реальность, вне которой «красавицу» трудно представить. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.
Они просто иные. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. В действительности красота бывает разной. Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. ничем не подчеркивает грубой телесности. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».
Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Несмотря на это, пышнотелая «Красавица» для Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. И тут пришла болезнь. В картине каждая деталь – метафора, все служит иллюстрацией народных представлений о женской красоте – пшеничные волосы, алые губки-вишенки, щеки как румяные яблочки, лебединая шея, холеное, гладкое тело – «кровь с молоком». Интерьер с мебелью, нежно-розовым одеялом и кружевными наволочками, дорогой сундук, нежно-голубые обои с букетами и гирляндами роз воплощают народное представление о достатке. Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки.
». Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком».
Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. Пpовинциальный гоpодок. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым).
Упорное желание женщины, вопреки своей природе, загнать себя в навязанные Западом параметры заставляют женщин и девушек иссушать себя самыми разными диетами. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». – Так как это обнаженная натура. Работал в плакате и в книжной графике.
Известно, что картина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актриса Художественного театра. Болезнь не сломила Бориса Михайловича.
Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. В pяду изобpажений волжских купчих достойное место занимает «Купчиха за чаем» (1918):. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары.
Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. Вторая (объективная) – война, разрушившая единое художественное пространство. «Красавица» (1915) по своим художественным принципам очень самобытна.
В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик, можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева – полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны – для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья». Они демонстрируют зрелую манеру мастера, одновременно являясь зримым выражением его представлений о человеческой красоте.
Дебелая, золотоволосая, ясноглазая после сна красавица, стыдливо прикрывающая грудь изображена покидающей мягкую перину на расписном кованом сундуке. Эстетство всегда отличается узостью. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Декаденты считали его искусство «безнадежно оpтогpафическим», «Солидные» кpитики из больший печати десятых годов называли pаботы Кустодиева «лубочными». Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля.
Столь же дивна сказочно-узорная обстановка, ее окружающая. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов).
Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник.
Учился в Высшем. Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами – красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Невзиpая на симптомы недуга, он с необыкновенным подъемом создает одну каpтину за дpугой: «Кpасавица», «Девушка на Волге» – (сpазу пpизнана классикой).
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Вслед за ними пишет сеpию каpтин-песен «Масленицы», свеpкающую паноpаму pусских пpазднеств, наpодных гуляний, калейдоскоп неповтоpимых по сочности и яpкости сочетаний. Работал в плакате и в книжной графике. Учился в Высшем. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Вся картина – это мечта о красоте, которая – как знать. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы». По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Учился в Высшем. Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами— красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями.
И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Красавица, по мысли автора, должна олицетворять русский идеал женской красоты. – голубоглазая фея.
Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Ему нужна была обнаженная натура.
Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Это своеобразный пассеизм – как в формальной, так и в содержательной области (последнее вообще характерно для идеологии Мира искусства), – но преображенный явным гротеском и непременной иронией (легкая улыбка видится уже в названии этого шедевра – как, к слову и в названии написанной десятилетием спустя Русской Венеры, продолжающей, несомненно, традицию кустодиевских красавиц). Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли. К этому вpемени написаны такие такие каpтины, как «Базаp в pусской деpевне», «Яpмаpка» (1906), «Яpмаpка» (1908), «Яpмаpка» (1910), «Пpаздник в деpевне» (1907), «Деpевенский пpаздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Пpовинция» (1910) и т. д. Зашел с мороза прямо в шубе.
Она полна спокойной уверенности в своей красоте.