Краткое Описание Картины Грачи Прилетели
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. «Грачи прилетели» – название, которое дает ключ к прочтению картины. Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93.
В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. На заднем плане художник изобразил деревню, обнесенную высоким забором. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Картину «Грачи прилетели» Саврасов писал постепенно, в несколько этапов.
Описание картины «Грачи прилетели»
Лишь самки не сдвинутся с места: они будут оберегать свои гнезда, время от времени поворачивая головы то вправо, то влево. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Эту особенность должно обязательно отражать сочинение. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова».
Полотно Саврасова «Грачи прилетели» – это уникальное творение, которое не похоже ни на одно другое произведения искусства. Попробуем представить пейзаж без грачей. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом.
Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Сложно сказать, где именно находится композиционный и смысловой центр картины. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. «Грачи прилетели» – один из первых примеров нестатического пейзажа в русской живописи. Затем в 1882 году его уволили с работы.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
А. Саврасовъ»3. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Картина называется Грачи прилетели и это дает нам ключ к пониманию картины. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889.
А потом все-таки сбежит. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. А еще этот пейзаж как бы наполнен свежим и теплым воздухом, дыханием вешнего ветра.
Поездки оставляли глубокий след в его душе. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Однако, это лишь поначалу. Эти маленькие озера долго будут питать своей влагой выбивающуюся на поверхность траву и помогут деревьям набраться живительной силы. Картину «Грачи прилетели» Саврасов впервые представил зрителям в 1871 году. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Вдалеке раскинулось черное поле. Художник тщательно прорабатывал в мастерской и композицию и игру света и цвета. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.
По этому поводу высказывались разные версии. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. Рядом с березами мы видим воду, которая появляется в низинах из-за таяния льда и снега.
Детали картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели"
Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо.
Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. На самом же деле эта обыденность мнимая.
Воздух как будто кипит, взбудораженный взмахами их сильных крыльев. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63.
Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Первоначально бытовало мнение о том, что холст написан «на одном дыхании», под впечатлением от увиденного, однако анализ набросков, в первую очередь манеры и техники письма, говорит об обратном.
Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.
До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Снег постепенно сходит с них, образуя проталины и открывая влажную землю. Это можно определить по тени на картине под деревьями. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна.
Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Это скорее эскиз по памяти. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.
При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас. Это – пока еще не настоящая, цветущая весна, а лишь намек на ее начало.
Картину «Грачи прилетели» Саврасов впервые представил зрителям в 1871 году. Продолжим осматривать картину. Звук и свет льются из-под бесконечного купола небес.
Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны. Как он изменится. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Ступайте писать, пишите этюды изучайте, главное – чувствуйте», – говорил художник. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Центральная группа берёз является основой композиции. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
Как он выглядел. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Итак, начнем работу над сочинением.
Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс (описание)
В нижней части этюда была подпись: «А. Грачи прилетели и пробудили природу. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок».
Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Это было настоящей трагедией для него. В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. Они символ весны. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу.
В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Также на них заметны птичьи гнезда. Зима пока в силе. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Позади деревьев мы видим мокрый обветшавший забор и какие-то деревянные строения. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Однозначно ответить нельзя. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс
Купил ее в свою коллекцию Третьяков. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.
Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Картину «Грачи прилетели» Саврасов писал постепенно, в несколько этапов. Птицы символизируют жизнь. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613.
Такие моменты бывают, когда, например, человек идет по улице в зимней одежде, он суров и погружен в свои мысли. Но верхушки храма и колокольни темные. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. Обычный весенний немного сероватый день.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. С. Молвитино. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.
В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Художник увидел весну с другой стороны, с которой ее не рассматривал никто до него, вот таким образом картина меня просто покорила.
В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. По мутному пепельному небу плывут облака. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67.
И вот, когда в 1871 году он пребывал в деревне Молвитино, что недалеко от Костромы, он и заприметил красивую церковь начала 13 века. Художник тщательно прорабатывал в мастерской и композицию и игру света и цвета. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Для изображения взят задний двор церкви. Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек.
В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Еще несколько птиц вокруг берез. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.
В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Ощущение борьбы темного и светлого. Об этом говорит и одинокий дымок, который вьется над избой.
Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова
Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Пейзаж получил множество восхищенных отзывов. На переднем плане полотна – снег. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта.
Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше.
Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Привычный русский пейзаж воспринимается как воплощение движения и жизни. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести.
Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Оставаясь сдержанным и скромным по колористике, произведение воспринимается как яркое.
Вдалеке светлеют храм и колокольня. Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща абсолютно особенная музыкальность. Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. В ней отражается серо-голубое весеннее небо и бегущие по нему беспокойные облака.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Для чего даются подобные творческие задания. Такое динамичное восприятие картины далеко не случайно. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности.
В феврале 1871 года эта спокойная жизнь была нарушена трагическими событиями— в переписке с Третьяковым 13 февраля Саврасов сообщал, что тяжело заболела его беременная жена, а 18 февраля написал, что были преждевременные роды, жена поправляется, но ребёнок очень слаб3132. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54.
САВРАСОВ АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ Саврасов родился 12 мая (24 мая по новому стилю) 1830 в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Она изображена на картине в небольшой низине, что дает точное чувство – снег тает медленно, постепенно. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника.
«Грачи прилетели» : описание картины
В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Саврасовъ. Динамичны и сам сюжет и цветовая гамма. Полагают, что строительство этого каменного храма было начато в начале 1680-х годов, а завершено оно было в 1690 году. Из-за забора ясно виднеется купол церкви, которая в деревнях считалась центральным местом.
Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. Описание картины Грачи прилетели начнем с композиции. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося.
Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова 2 класс
На заднем плане, за домами и часовней, расстилаются поля. В марте 1871 года Саврасов поехал в Костромскую губернию34, где он сначала посетил губернский центр. Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Весна вступает в свои права и символом ее победы стали грачи.
Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Грачи и березы выдвинуты автором на первый план не случайно. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки. Конечно, мы не слышим звуков, но кажется, они оглушают нас.
Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650).
Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью.
В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Императрица Мария Александровна пожелала иметь в своей коллекции повторение и художник написал для нее еще одну. Центр композиции – несколько берез на переднем плане.
Цели и задачи сочинений по картине
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Другую версию высказывал журналист и искусствовед Евграф Кончин, посетивший Сусанино в 1980-х годах. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами.
Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Вот так жил и творил Саврасов.
В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег.
Птицы – символ весны в сочинении по картине Грачи прилетели
В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Передний план завораживает, пленяет. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.
Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32.
В общем, вся композиция стремится как бы ввысь, что достигается изображением молодых березок, тянущихся к небу. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.
Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса
Необходимо основательно к этому подготовиться. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Какая простота. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.
Если птицы недавно появились, значит легко представить себе тот же самый пейзаж без них. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75.
Молвитино»36. В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. В русской живописи особое место занимает известная картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Начать, видимо, нужно с птиц, сосредоточив на них внимание и попробовав понять, какое место они занимают в сюжете.
Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Чтобы ее изобразить, художник стал искать ту самую точку, где бы она была видна наилучшим образом. Несмотря на понятный на первый взгляд сюжет, описать эту картину не так уж и просто.
Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души.
Первоначально бытовало мнение о том, что холст написан «на одном дыхании», под впечатлением от увиденного, однако анализ набросков, в первую очередь манеры и техники письма, говорит об обратном. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Рассмотрим ее внимательно.
Описание настроения картины Грачи прилетели
Солнечный свет падает с левой стороны и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег. И в 1872 году именно она выставлялась на Всемирной выставке в Австрии. На среднем плане мы видим серое пятно.
А посередине преобладают коричневые тона. На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать. Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать – как хорошо в воздухе чувствуется весна». Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Ученик должен увидеть глубокий смысл, который скрывается за простотой сюжета. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27.
Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино – изучать природу, проникаться ею и писать этюды. 27192)386. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22.
- Творчество, заказы известных людей
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Другие варианты этого сочинения
- Эффект бескрайнего пространства
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.
Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Картина нарисована в темных тонах, так как весна наступает медленно, размеренно. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны.
Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Это были деревенские мотивы. «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Склонённые ветки боковых деревьев, стволы которых частично обрезаны краями холста, уравновешивают центральную группу справа и слева59. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.
Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.
Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. – Оденешь его – опять пропьет все. Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что именно возникшее в результате этой трагедии подавленное состояние художника привело к его живой творческой реакции на явления, предвещавшие приход весны. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине Грачи прилетели. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова.
Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Работа художника является своего рода гимном русской природе, ее богатству и красоте.
Но эта заурядность кажущаяся. Вот справа от березок образовалась громадная лужа талой воды. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8.
- Смысл задания и общие цели сочинения
Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. РЖ-627)90. Приметы весны наблюдаются на этой картине повсюду.
Взгляд блуждает между черными пятнами грачей, голубым небом, белым снегом и зеленой водой. Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей». В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Каждый художник изображает весну по-своему, но мне понравилась картина Саврасова «Грачи прилетели».
Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Картина слабо освещена пока еще робкими, но уже горячими лучами солнца. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.
Но не только критики и художники оценили по достоинству картину. А. К. Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах.