Кто Написал Картину Христос В Пустыне

Христос в пустыне (картина Крамского)

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. В каком-то смысле критики были правы. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. – Примеч.

В ноябре 1869 года, чтобы видеть все, что сделано в этом роде, художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Разве можно это написать. Англия. И вот я однажды.

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

О чем думает его Христос. 4:13). Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Ж-5724)495051. художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир.

По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» – по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия – «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Как могу открыть небо людям.

Чем, каким способом я могу быть понят. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания.

Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. Выше: что вы искали.

В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия.

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе». Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. Зрители того времени узнают в образе Христа и своего современника, человека их трудной эпохи, со всеми его проблемами, человека, которому каждую секунду нужно совершать нравственный выбор. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30.

Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.

Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.

Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. «Под влиянием ряда впечатлений, — говорил впоследствии И. Крамской, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим.

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит». В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун — «Ииисус омывающий ноги Петру». За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46).

История одного шедевра: 
«Христос впустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос впустыне» Крамского

Художник рассматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. Как могу прекратить губительную бурю. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28.

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна – «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Он вынужден был пойти по стопам отца и несколько лет служил канцеляристом-переписчиком в городской думе. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2 см, ГТГ инв. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. А все-таки не отходит».

Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. Что ж после этого. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв.

Я могу сказать, что писал его слезами и кровью. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Разве можно это написать.

Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Христа не кончил». Как все это ново и глубоко интересно и поучительно.

В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей.

Описание картины 
Ивана Крамского 
«Христос в пустыне»

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

«Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54.

Неужели это та самая книга. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). Это какой-то нигилист. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие.

По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул».

Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».

"Христос в пустыне" 
– удивительная история 
картины

"Христос в пустыне" – удивительная история картины

Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. В зале было немыслимое количество народу. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21.

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.

Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». Непонятно, как такую картину позволили выставить. И он всё думает, всё думает. Впрочем, критика им была и не страшна.

Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Но как рассказать. Послужить Его Учению решили мы тогда». Поправде сказать, нет трёх человек, согласных между собой.

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31.

И к чему тогда пустыня. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира – но добывшее себе силу на подвиг».

Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». Ж-5724). Тридцать лет ходил Он, повторяя чтоб отдать тем, кто не примет. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. А все-таки не отходит».

Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Как это Вам кажется.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ 
Иван Крамской

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. «Не тем люди живут. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед Узнавал Он на скрещениях путей. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Это какой-то нигилист.

Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», — говорил Крамской. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31.

Что сделать, чтобы быть понятным. Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. «Так начнём описание Его жизни, чтобы неизвращённое слово было записано на земле.

Описание картины: 
«Христос в пустыне»

Описание картины: «Христос в пустыне»

Очень интересен отрывок из письма Третьякова Толстому, где Третьяков рассуждает об образе Христа, созданном в это время разными художниками и упоминает полотно Крамского: «Отвечая вам, глубокоуважаемый Лев Николаевич, забыл упомянуть еще следующее. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Это какой-то нигилист.

Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» – «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». Потому Волхов не было около Него, но лишь по звёздам знали о Нём. Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал – не ты ли несёшь для Меня. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем.

Записки переводчика 
с Андреем Десницким

Записки переводчика с Андреем Десницким

И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, – «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Мы знали многое, Он же мог всё.

Искушение Христа (1933). Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом».

Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась – не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти – и, наконец, в добытом и готовом одолении». Чем, каким способом я могу быть понят.

Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Что ж после этого. По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. Академия художеств даже хотела присудить Крамскому звание академика, но верный своим принципам не иметь ничего общего с официальным искусством художник отказался.

Прерафаэлиты и «изобразительное 
богохульство»

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Нет. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского.

Христа не кончил». «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий).

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Кто это был. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний – этого никто не объяснит». Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне».

Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11. Начал философствовать. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327.

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Он отказывается. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », – он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Но посмотрим хотя бы на эти эскизы.

Христа совсем не вижу. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Ж-5724). Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца.

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму).

Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление14. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Но как рассказать. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда».

Посмертная выставка 
замечательного художника

Посмертная выставка замечательного художника

В начале 1860-х годов, еще будучи в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году – первый вариант картины, который его не удовлетворил. Прерафаэлиты предпочли второе. В произведении нет ярких радостных красок, так как наивная светлая вера теперь это мучительная борьба духа в противостоянии себе и всему миру. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством».

«Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. Таким образом, Крамской и его 13 товарищей ради своих принципов отказались от блестящего окончания академии и всех последующих благ, которые оно сулило. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени).

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)

Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна.

Он отчаянно спорил с ним о вере. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Он исцелял болезни и совершал другие замечательные действия. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал.

Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. А фигуру, сидящую на камне, автор чуть отодвинул вглубь, так что она разместилась равномерно на этом фоне.

Влияние «Христа» 
Крамского на живопись

Влияние «Христа» Крамского на живопись

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей. 4:2). Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении».

Почему. Но никто не говорит ничего важного. И к чему тогдапустыня. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему.

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Даже в работах христологического цикла, столь многолюдных в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким Сошествие во ад (1933), Христос в пустыне (1933), Чаша Христа (1924), Исса и голова великанова (1932). В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8. Аведь «Христос впустыне»— это моя первая вещь, над которой яработал серьёзно, писал слезами икровью она глубоко выстрадана мною она— итог многолетних исканий».

Другие картины Ивана 
Николаевича Крамского

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Ж-998). «Никто не отнимает ее (жизнь. Но никто не говорит ничего важного. В письме к художнику Фёдору Васильеву Крамской писал: «Приехал Третьяков, покупает у меня картину, торгуется и есть с чего. И хотя человек изображался в них среди грандиозных просторов, он представал не затерянным путником, а действенным средоточием мирового, круговорота. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм.

Главный герой старинных китайских картин, как правило, уединенный вольный муж. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы.

Словари и энциклопедии на Академике

Амбиции молодых людей вполне можно понять. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Мирового масштаба герой требует и подобной картины Много нужно мне теперь докторов и времени, чтобы унять сплошные стоны и необъятные страдания.

И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. Ж-998).

Напишите отзыв о 
статье Христос в 
пустыне (картина

Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)

Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». 1848 год. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино».

Скверная штука жизнь. ». Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа – это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Пустыня у Крамского символизирует неживое леденящее пространство, в котором фигура Христа кажется окаменевшей от своих дум. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Это какой-то нигилист. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца.

Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». И «я понял, — писал И. Крамской, — что это — такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев – в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».

Великие Учителя человечества в серии Знамена Востока – это так же уединенные образы. В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов». Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (Ж-5724).

Второй вариант картины был написан за год. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Так и получилось. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться».

Отрывок, характеризующий 
Христос в пустыне 
 (картина Крамского)

Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)

Таким увидел на картине Христа этот писатель. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Откуда же такая творческая противоречивость.

В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

вы можете запросить все в системе с коробкой. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Увидя чистые глаза, Он спрашивал – что знаете о Боге.

Христос, каким увидел 
его Иван Крамской

Христос, каким увидел его Иван Крамской

Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

Ж-5724)495051. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание. В картине Лахуль (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами.

Христос в пустыне 
 (картина Крамского) 
Информацию О

Христос в пустыне (картина Крамского) Информацию О

Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Родители Его были бедны, но происходили из благородного рода. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10.

автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир – небо и землю – воедино». Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

И после этого, как вспышка, рождается образ – сначала смутный, затем все более проясняющийся, набирающий глубину и силу. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой».

  1. Как художник Крамской артель создал
  2. Ощущения художника при написании полотна
  3. Суть и итог многолетних раздумий и исканий

За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель.

Но как рассказать. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал девятнадцатилетний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.

Как художник Крамской 
артель создал

В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. Пустыня на этой картине имеет несколько подтекстов: во-первых, это историческое место евангельских событий, во-вторых, это социальная и духовная пустыня не только времен событий Евангелия, но и того времени, в котором жил Иван Крамской.

Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63.

Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Если в произведениях «Искушение Христа» (1933, ГМВ, КП 5583II), «Сошествие во ад» (1933, ГМВ, КП 5564II), «Исса и голова Великанова» (1932, Музей Николая Рериха (Нью-Йорк), «Исса» (1939, кат.

Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев.

Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Непонятно, как такую картину позволили выставить. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Страшно станет. Ну что ж после этого. Учение Его устремляло людей к возможности духа.

Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». Ноникто неговорит ничего важного. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа.

Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее – борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года.

То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной – делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге.

Сколько раз плакал я перед этой фигурой. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Большинство Его учеников жили вместе в уединенной местности. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась – не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти – и, наконец, в добытом и готовом одолении.

Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Чтоже доэффекта, который «Христос впустыне» произвел напочтенную публику, тообэтом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей наогромное число разноречивых мнений. Едва ли.

Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро – заря только зачинается.

Но как рассказать. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22.

По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». 3. 1. 41/40) и др. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне».

Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Ибо вместо покорения малых духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Я не знаю. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику.

Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ, Ж-998). В ней сказано, что Иисус был в Индии, где Его очень любили и почитали, что Он родился примерно на 150 лет раньше принятой даты. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати».

– Это я взял заказ писать образ Христа. Вопросы тревожили художника и однажды он увидел: «На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, что весь он как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года.

Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. И к чему тогда пустыня. Незадолго до этого он ездил в Крым, где, в частности, побывал в Бахчисарае и Чуфут-Кале, чтобы пережить чувство испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях.

Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. Его картина висела последней. Но теперь.

И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра.

Когда Ему говорили о знаках звёзд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна.

А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование. И где-то вдали небо начинает светлеть.

Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне».

Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер.

Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке».

Ж-998)29. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Картина была принята очень неоднозначно. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18.

Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Ж-998)29. Они отправляют сына в пустынную область Южной Иудеи для обучения в общине Евсеев. День новый непреложно настаёт.

Своё высшее Посвящение Иисус получил в Гималаях. Чем, каким способом я могу быть понят. Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы.

Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. И тут же превозносили. А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Христа не кончил»32.

И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Три года после этого Он провёл странствуя и открыто проповедуя. Шла вторая выставка передвижников. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Чем, каким способом я могу быть понят. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия, неотступная мысль преследует его.

Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Разве можно это написать.

По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20.