Куинджи Днепр
Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Ещё во время работы над «Лунной ночью на Днепре» пронёсся слух, что Куинджи создаёт что-то удивительное. «днепр утром» Куинджи обошелся тому же Третьякову в 3 тыс. Полотно Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», по словам художника, является главным произведением всей его жизни именно к написанию этого шедевра он шёл всю жизнь.
Куинджи и посмотрели его картину«Лунная ночь на Днепре». Это подтолкнуло Куинджи на создание еще двух авторский копий «Лунной ночи на Днепре». Вскоре после выставки «Ночи на Днепре», достигнув пика славы, Куинджи вдруг закроет двери своей мастерской на многие годы.
«днепр утром» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1881 году. Одной из самых известных картин Куинджи является «Лунная ночь на Днепре». Куинджи в своей известной картине «Лунная ночь на Днепре» изобразил тихий спокойный пейзаж. «лунная ночь наДнепре» Архипа Куинджи— одно изтаких полотен.
Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Зеленокудрые. Репин информировал П. М. Художник становится кумиром времени. Оставляю за собой». Но не заниматься с учениками художник не мог.
В 1880 году в Петербурге на Большой Морской (ныне ул. Художник выставляет ее в залах Общества поощрения художеств на Большой Морской улице в темном помещении, где направленный луч электрического света высвечивает глубину пространства. Они смогли пожениться только тогда, когда у Куинджи появились деньги. Луна.
- «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
- Картина «Днепр утром», Архип Иванович Куинджи
- 11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- «Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
- История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
Бронзовый бюст художника – отливка с прижизненного портрета (ск. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. Картина или действительность. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Ввысь устремились тополя.
- Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
- «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
- На картину Лунная ночь на Днепре Архипа Куинджи
- Более 120 сияющих картин Архипа Куинджи выставят в Третьяковской галерее
- ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Оказалось, что это был один из великих князей. » (великий князь Константин Константинович, по совместительству поэт с псевдонимом К. Р. ). Может быть, статья прошла бы мимо внимания художника, если бы автором ее не оказался М. К. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.
Клодт – профессор-руководитель пейзажного класса в Академии, художник «старой школы» – был полной противоположностью Куинджи с его декоративными и световыми эффектами. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Архип Иванович считал, что талант – это замечательно, но художник должен быть ещё и мыслителем и просто жизнерадостным, влюблённым в жизнь человеком. Имя Архипа Ивановича Куинджи всю жизнь сопровождалось множеством легенд.
без надлежащей подготовки – не вывезут», – заключал автор. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Истинная причина заключалась в другом. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Однако большинство членов, видимо, не намерены были исключать Клодта.
- Занятие в подготовительной группе по теме «Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
- Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
- Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
Рано лишился родителей и жил в большой бедности. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ). После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Куинджи – русский художник-пейзажист, родился 15 января 1842 года (по другим данным – 1841) в местечке Карасу под Мариуполем в семье бедного сапожника-грека. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Приближая к зрителю эту мелкую деталь, выписанную во всех подробностях и обычно не устанавливая никакого иного пространственного ориентира (взору больше не на чем остановиться), художник создает иллюзию бесконечного удаления пространства вглубь, даже если это пространство – залитый одной краской холст. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. Но уже на третьем этаже, «в просторах вечности» открывается второе дыхание: светоносные горы, небеса, облака фантасмагорических очертаний, действительно способные напомнить полуабстрактные композиции более позднего времени. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
- Самое интересное в виде мозаики
- Другие картины Архипа Ивановича Куинджи
- Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Словари и энциклопедии на Академике
- Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. В 1845 году неожиданно умирает отец, а вскоре и мать. Куинджи приходили И. С. Открыл входную дверь. Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы.
Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». О судьбе жены Куинджи известно не так много. В вышине они чуть разошлись и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И.
Это усиливало эффект лунного сияния. И с этими задачами он справился блестяще. Но офицер ответил: «Хорошо. О том, что произошло, говорили разное. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием.
Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Куинджи умел побеждать. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. При изображении равнины, раскинувшейся на дальнем берегу, по мере удаления от реки чёрный цвет становится всё глубже и глубже, почти сливаясь у самого горизонта с тоном ночного неба.
Имелись в виду Украинская ночь (1876) и Березовая роща (1879). Это была «выставка одной картины» – «Лунная ночь на Днепре». Нерусская фамилия, густая черная борода, горящие счастьем глаза превращали его в мифического мага и чародея, переодетого в светский костюм. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ.
По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи сделал сравнительно немного. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
Зарубин, Л. В. Третьяковым. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. После своей последней прижизненной выставки в 1882 году – той самой, на которой великий князем Константин Романов купил картину «Лунная ночь на Днепре», Архип Куинджи удалился от общества. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.
Крыжицкий, В. Е. Куинджи были перенесены со Смоленского кладбища на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств) в 1952 году, а их полуразрушенные надгробия так и остались на прежнем месте. Период молчания был занят интенсивной творческой работой. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. – «Хорошо, я её оставляю за собой». В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову.
15129). Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Но её не было. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью.
Русской педагог не знал. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов.
По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. В конце 1879 года в Товариществе передвижников разразился настоящий скандал.
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, Куинджи «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». При этом сам он жил очень скромно. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
И. С. В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства.
Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный.
Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Рериха, Н. П. В 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.
Однако это не совсем верно. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Его успели удержать.
Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. Его мастерская была лабораторией исследователя. В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. – «Степи» и «Чумацкий тракт».
В. А. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Первые две попытки оказались неудачными. Неужели это творчество. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость.
Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Хозяевам нравилось.
Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». И было лишь началом. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». 8.
В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Так до А. И. В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. Солдатенков. Друзья не понимали причин, волновались.
В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен.
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Позен – завещали похоронить себя рядом с ним. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник.
Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Химоны, В. Д. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием.
В 1874 году он женился на обрусевшей гречанке Вере Леонтьевне Шаповаловой. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Неужели это художественное впечатление.
Ввысь устремились тополя. Картина или действительность. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5.
Куинджи захотел его сопровождать. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Армян отправили на Дон. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Но А. И. Куинджи умел побеждать. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».
Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Картина или действительность. Статья была подписана псевдонимом «Любитель» и в ней содержалось немало презрительных слов в адрес художника: «В картинах Куинджи видят свет, много света, но, по-моему, это не более не менее как самое бесцеремонное обхождение с явлениями, которые художник мимоходом видел в природе и передает публике на полотне в виде грубого намека, воображая, конечно, что никто и не заметит его незнания природы». Тем не менее перед его картинами даже выдающиеся мастера живописи как-то забывали, что существуют законы мастерства, правила композиции и перспективы, рисунок и вообще все то, что относится к «рукомеслу», как тогда любили говорить. Эти пейзажи принципиально безлюдны и вообще лишены примет какой-либо человеческой деятельности (как-то художник-передвижник Илларион Прянишников в разговоре с Репиным обмолвился, что картины Куинджи напоминают ему время «до рождества Христова»). Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие.
Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Тургенев писал, что французов оно потрясло. В 1880 году он завершает картину Лунная ночь на Днепре. Свой поступок объяснял так: «. Клодт – конкурент и ненавистник Куинджи.
Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.
А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Как писал знаменитый критик Владимир Стасов, «. Этакий молодец — прелесть»42. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам.
В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Новый ректор Томишко столкнулся в канцелярии со студентом, который не знал его в лицо и не поклонился.
Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Но А. И. Куинджи умел побеждать.
Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. И. С. Что это такое.
Но А. И. Куинджи умел побеждать. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. В значительной мере это было граничит с тем, что при создании полотна применялись краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха17. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е.
Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Днепр. Полонский, И. Н. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Эффект от такого экспонирования получился необычайный.
И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Третьяковым. В 1875 году Куинджи принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Эти люди не выносили масок.
пусть потомки знают, что мы отдавали себе отчет. – спрашивает господин Куинджи, улыбнувшись. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Клодт – конкурент и ненавистник Куинджи. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Что это такое. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. В 1875 году Куинджи принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Редкая птица долетит до середины Днепра.
И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Надгробие было сооружено на общественные пожертвования по проекту архитектора А. В. Художник экспонировал ее в зале Общества поощрения художников, в темном помещении, где картину высвечивал направленный луч электрического света (стоит напомнить, что электрическое освещение на выставках было в те времена дорогостоящей «инновационной технологией»). Картину «Украинская ночь» Архип Куинджи представил на V выставке передвижников, которая прошла в 1876 году в залах Академии наук. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.
Выяснилось, что этот критик – художник Михаил Клодт из ревизионной комиссии Товарищества передвижников. Эффект был ошеломительный. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва.
Он вынужден был изменить ему, чем вызвал устрашающую реакцию ортодоксальных передвижников. В 1870-е годы Куинджи неоднократно бывал за границей – в 1874 году был во Франции, Германии, Англии, Швейцарии и Австрии, в 1875-м – вновь во Франции, в 1878 году ездил в Париж на Всемирную выставку. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Однако большинство членов, видимо, не намерены были исключать Клодта.
Экспозиции первых двух погружены в сумрак, поднимаясь же «в просторы вечности», вы оказываетесь в сиянии «дневного» света, а слегка спустившись в отсек, где, уже по традиции выставок ГТГ в Инженерном, как правило, таится нечто особенное, оказываетесь среди работ, написанных как будто совсем другими художниками. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Греков – на другую сторону Азова. В 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора.
При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Выход из Товарищества словно придал Куинджи силы. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Число искренних почитателей таланта А. И. Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Что это такое. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. В школе Архип учился плохо, зато рисовал постоянно.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Здесь он работает несколько лет ретушером в фотоателье. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Куинджи пел о природе только великий Н. В.
Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Куинджи пользовался асфальтом, что со временем вело к потемнению красок. Что это такое. Куинджи ранее других художников исчерпал передвижническое направление. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Этот инцидент был только поводом для выхода Куинджи из Товарищества.
Куинджи же сам объяснял так:. В пейзажах Куинджи часто повторяется композиционный прием: одинокая мелкая деталь (цветок или камень или тонкое деревце), буквально распластанная на плоскости холста, контражуром на цветном фоне изображающем небо или водную гладь, при чрезвычайно низкой точке зрения. Куинджи умел писать замечательные полотна и с трудом – буквы.
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Поводом к нему послужила статья «Беглые заметки» в газете «Молва», посвященная 7-й передвижной выставке.
В двадцать с небольшим он отправился в путь. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Краска потрескалась и поблекла. Он умер в своей квартире в доходном доме купца Г. Г. Многие не хотели верить, что это написано обычными масляными красками на холсте.
И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Тишина, спокойствие разлиты в природе. Вместо фамилий у них были прозвища. И с этими задачами он справился блестяще. Но ничто не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Начало XX века ознаменовалось для Куинджи рядом благотворительных деяний.
Город погружён в сладкую дремоту. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Восторженный рассказ Тургенева о новой картине, над которой работал Куинджи, весной 1880 года услышал великий князь Константин Константинович10 — это произошло на вечере у графини Анны Комаровской, фрейлины великой княгини Александры Иосифовны29. Оставляю за собой».
Этот инцидент был только поводом для выхода Куинджи из Товарищества. Искусство Куинджи – это своего рода эксперимент испытание возможностей живописи. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». ввиду невероятного и нового явления».
Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Куинджи ранее других художников исчерпал передвижническое направление. Она вызвала бурю восторгов. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». На острове Валааме – первое произведение Куинджи, приобретенное П. М. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Не только Крамской «не совсем понимал» Куинджи. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58.
В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. Поводом для этого была ничтожная причина. На этом заканчивается его юность. ему нет равной реки в мире. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Благодаря лунному сиянию на ближнем берегу реки видны невысокие хаты с мерцающими окнами, ведущие к реке тропинки, а также силуэт ветряной мельницы5.
Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Художник становится кумиром времени. Просто дьявольщина какая-то»15. Друзья не понимали причин, волновались. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. И. Е.
Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Невиданный триумф Куинджи порождал завистников, распространявших о художнике нелепые слухи. – допытывается офицер. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Менделеев, Я. П.
Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. И первая же из них стала сенсацией в русском художественном мире. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Так произошло с его произведениями Радуга, Вечер на Украине, Дубы.
Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». В самом деле, разве бывают ярко-малиновые тени, зеленая луна.
Современники, в частности, Илья Репин и художник-мемуарист, автор «Воспоминаний о передвижниках» Яков Минченков, назвали Куинджи первым русским импрессионистом. Наступили долгие годы молчания. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Это стала первая в России выставка одной картины. Что это такое.
И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.
По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Начиналось всё нехорошо. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Ей положено быть желтой.
С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.
А потом картина была выставлена в Петербурге. В мастерскую А. И. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре».
Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Куинджи послушался совета, но далее история становится туманной (то ли он не застал Айвазовского, то ли застал, но тот заставил его красить забор, то ли ему все-таки удалось поучиться некоторое время в Общей художественной мастерской, открытой Айвазовским в Феодосии в 1865 году, – все это документальных подтверждений не имеет). Картина была выставлена на Большой Морской в Санкт-Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Гоголь.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Да зачем вам.
Мозаика набрана в мастерской В. А. Репин информировал П. М. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. А когда будешь писать картину, не смотри на этюд, на котором будет еще много мелочей.
Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Деревья в «Березовой роще», по мнению «Любителя», «точно вырезаны из картона, накрашены каким-то грязно-зеленым колером и поставлены как декорация Талант, самобытные воззрения и проч. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время.
Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. В статье, посвящённой картине Куинджи, Менделеев также обсуждал более общий вопрос о связи между достижениями в области пейзажной живописи и прогрессом в естествознании75. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета.
В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Вскоре, он возвратился в Мариуполь. Академия помогала в этом немногим избранным. Картина или действительность. Будущему художнику не удалось получить регулярного образования.
Правда, это вовсе не значит, что он жил отшельником. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81.
Правда известно, что эксперименты все-таки были. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.
Истинная причина заключалась в другом. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Цвет доведен до физической ощутимости. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года).
– Ну, хорошо, – сказал офицер, – я ее оставляю за собой. Куинджи умел побеждать. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Что хорошего в самом солнце, как солнце. Он вынужден был изменить ему, чем вызвал устрашающую реакцию ортодоксальных передвижников.
Свидетельств о детстве Куинджи почти не сохранилось. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Но А. И.
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Богаевского, которых он вызвал с мест их жительства и летней художественной практики.
Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Перед его полотнами, путешествующими вместе с передвижными выставками по городам России, народ толпится особенно густо. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. И, конечно, он знал работы импрессионистов. Нет, понимаю.
Детей у них не было. И ждала. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета.
Зрители, входя в полутемное помещение, не верили, что с помощью красок можно было создать такой свет от серебристо-зеленоватого диска луны. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Слухи о тайне художественного метода А. И. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Это была первая в России выставка одной картины.
В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Далее сведения о биографии Куинджи еще более отрывочны. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.
И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ). Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72.
Неповторима была вся жизнь его Николай Константинович Рерих, ученик А. И. Куинджи. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Пейзажи Куинджи статичны – никаких переменчивых, «взволнованных» погодных состояний, живописных валеров, вибрирующего мазка и даже пленэра – непременных составляющих импрессионистической живописи. И. С.
Куинджи работал над новой картиной. На острове Валааме – первое произведение Куинджи, приобретенное П. М. Так продолжалось восемь лет. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Щусева (в будущем – создателя ленинского Мавзолея). Цвет доведен до физической ощутимости. «В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского» – писали газеты. Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста.
После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Фролова по эскизу Н. К.
К середине 1880-х годов Куинджи стал богатым человеком. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. В сорок лет, на вершине славы Куинджи перестал участвовать в выставках и до самой смерти работал лишь в мастерской, никому не показывая своих картин (вот таким образом часто они имеют приблизительную дату – сам художник, подписывая работы, не датировал их). Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли (. ) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.
Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Картина эта – невиданное еще нигде могущество красок. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Публика валила валом, у картины собирались толпы восхищенных зрителей.
В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно). С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Событие стало настоящей сенсацией. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Куинджи экспериментировал с химическим составом красок и со временем «Ночь на Днепре», как и многие другие его работы, сильно потемнела. Никто не мог понять, что происходит. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины».
Пойми ее блеск, разгадай, как и отчего она блестит и передай все это в этюде. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». А между тем впечатление, производимое ею, было таково, что Крамской, предвидевший недолговечность красок, призывал художников составить специальный протокол, свидетельствующий, что «Ночь на Днепре» «вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение и небо – настоящее, бездонное и глубокое. Что это такое.
Скромный по размеру пейзаж. Поводом для этого была ничтожная причина. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Один из современников, Павел Гайдебуров издатель газеты «Неделя», вспоминал: «Однажды в мастерскую господина Куинджи является какой-то молоденький офицер в сопровождении другого офицера и просит позволения взглянуть на картину, о которой, по его словам, он недавно узнал от кого-то. Конфликт этот имел, конечно, не только личные, но и художественные основания. 10. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. В виде на жительство 1870 года фамилия Куинджи приведена в первоначальном звучании Куинджи (по-турецки золотых дел мастер).
Он поддерживал студенческую кассу вспомоществования для нуждающихся учащихся. Всё я сидел, смотрел и думал. – Ну, однако. Художник позволяет. Менделеевым и др. ).
Они его обожали и мечтали хотя бы краем глаза заглянуть в мастерскую к учителю. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников.
Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Но Романов просил оставить картину за ним. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки.
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. И. С. Крамской, П. П. Чистяков. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин.
После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
рублей стала легендарной. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. С Куинджи поехали 12 человек.
В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу» имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Поэт Я. Полонский, друг А. И.
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много.
Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Пышный. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16.
Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Ж-191)613626465 — он поступил туда из собрания общественного деятеля и коллекционера Фёдора Терещенко. Рериха. Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли (. ) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.
Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. Зарубина, А. А. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Куинджи работал над новой картиной. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Для создания ощущения вибрации и загадочного мерцания художник использовал очень мелкие, почти штриховые тёмные мазки, нанося их на серебристые тона лунного сияния в небе и его отражения на поверхности реки. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной.
4. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Через год был возвращён обратно. Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Мало изучены происхождение, учеба и становление этого художника. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Художник еще раз улыбнулся и назначил примерную цену: Тысяч пять. И с этими задачами он справился блестяще. «Я совершенный дурак перед этой картиной, – писал Крамской Репину о пейзаже Вечер на Украине.
В 1870-1873 годы Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. И. Е. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Но А. И. Куинджи умел побеждать. Кроме того, Куинджи завершал картины, начатые еще в 1870-х – 1880-х годах.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Умер Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Петербурге от тяжелой сердечной болезни, в присутствии своих учеников Н. К. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.
Общество имени А. И. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями.
В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Но далее началось сплошное расстройство. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.
Казалось, все они не готовы были воспринять его новаторство. Прах и памятник А. И. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
Число искренних почитателей таланта А. И. Гоголь. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».
«Его Ночь на Днепре – это не движение живописи вперед, а скачок, скачок огромный. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Выход из Товарищества словно придал Куинджи силы.
В 1880 году он завершает картину Лунная ночь на Днепре. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. А потом картина была выставлена в Петербурге.
Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков.
Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. В 1870-1873 годы Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
Не окончив школу, он был определен к строительному подрядчику, затем к хлеботорговцу. В мае 1881 года Константин Константинович вместе с присоединившимися к нему кузенами — великими князьями Сергеем Александровичем и Павлом Александровичем — совершил паломничество на Святую землю, в котором их сопровождал начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин. Тишина, спокойствие разлиты в природе. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. На картине изображена летняя ночь. Набивалось до 200 человек.
Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Картина или действительность. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. По некоторым сведениям, художник решил завесить окна из-за отсветов, производимых красной стеной, расположенной на другой стороне улицы2733.
В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Короче, я не совсем понимаю Куинджи». По вечерам начиналось веселье.
Один энтузиаст утверждал, что картина создана особой новейшей «лунной краской», которую уже производят за границей. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Например, возможно ли создать на плоскости иллюзию глубокого пространства, не выстраивая ни линейной, ни световоздушной перспективы.
Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Вы, вероятно, уже слышали. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. В Европе многие художники производили опыты с красками. Казалось, все они не готовы были воспринять его новаторство.
В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу» имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16.
Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». Ведь всё равно не купите: она дорогая». Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих.
художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». «Я знал уже, что с этой крыши будет далеко видно, – рассказывал впоследствии Архип Иванович.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам».
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. 2. Куинджи же сам объяснял так:. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно). Кстати, Куинджи часто использовал цветной грунт и этот добавочный цвет придавал дополнительную эффектность оптическим иллюзиям, создавая впечатление, что картина «подсвечена» с тыльной стороны.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Интересно, что после смерти художника его друзья и ученики – К. Я. Что хорошего в луне, этой тарелке. Беклемишев) – вносит элемент статичности в насыщенный строй этого памятника.
105 144 см. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Статья, разумеется, привела к конфликту, конфликт – к выходу обоих художников из Товарищества (Куинджи покинул его в самом начале 1880 года). Ни зашелохнет ни прогремит.
И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году.
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Эта картина считается самым прославленным произведением Куинджи7 и она рассматривается как крупнейшее творческое достижение художника8.
В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ). Картина или действительность. А. И. Все его картины, начиная с «Вида на острове Валааме» (1873), написанного, когда Куинджи еще числился учеником Академии и приобретенного Третьяковым и до 1883 года, после которого он перестал продавать свои картины, продавались весьма дорого.
Это есть выражение моих личных мыслей». Куинджи. В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. – «Степи» и «Чумацкий тракт». Неповторима была вся жизнь его Николай Константинович Рерих, ученик А. И. Куинджи. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море.
И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Куинджиевское общество существовало до 1931 года. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». И. Е. Репин в письме И. С. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен.
Световые эффекты Куинджи казались непостижимыми реалистам-передвижникам (Куинджи вступил в Товарищество передвижников в 1875 году), для которых основой являлся рисунок, которые понимали цвет как локальную окраску предметов и привыкли к объемной светотеневой моделировке, где «свет» достигался разбелкой, то есть добавлением белил, а «тень» – добавлением черной краски. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве.
Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. В последнее десятилетие своей жизни он все довел до конца. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства. » – вторит Полонскому журналист и издатель Суворин. Эта картина обрела поистине легендарную славу. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». История продажи «Лунной ночи на Днепре» за небывалую для пейзажа сумму в 5 тыс.
А разве не так нас учит Господь. И если пейзажам Клодта можно найти аналогии, например, в работах Шишкина, то Куинджи среди передвижников был абсолютно одинок, не совпадая ни с «лирическим», ни с «эпическим» направлениями пейзажной живописи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Картина или действительность.
Число искренних почитателей таланта А. И. Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре».
Имелись в виду Украинская ночь (1876) и Березовая роща (1879). Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Наступили долгие годы молчания. В 14 лет по совету знакомых он поехал в Крым в Феодосию, чтобы стать учеником знаменитого Ивана Айвазовского. Да зачем Вам. Однако на пике славы художник решается на неожиданный шаг – он перестает выставлять свои работы.
А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Загадки преследовали его от рождения до смерти. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Савинский, В. И. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Он продолжал деятельно общаться со многими передвижниками, посещал их собрания. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.
После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.
Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Он совсем не ожидал, что тот согласится. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Может быть, статья прошла бы мимо внимания художника, если бы автором ее не оказался М. К. Но решение было принято.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. – Ведь Вы все равно не купите – она дорогая. Рылова, К. Ф. На вопрос о цене художник назвал ему баснословную по тем временам сумму – пять тысяч рублей, даже не ожидая, что тот согласится. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Терещенко присматривался к этой картине, когда она была ещё в мастерской Куинджи некоторое время сомневался, но всё же приобрёл её после обсуждения с Крамским66.
– «Тысяч пять». Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. Обошлось это в сто тысяч рублей. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Это была первая в России выставка одной картины.
Одним из героев этой выставки был как раз Куинджи, показавший там пейзаж «После дождя» и ту самую быстро ставшую знаменитой «Березовую рощу», которую прямо с выставки купил у художника в свою коллекцию Павел Третьяков.