Кукла Добужинский

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Картина создана в 1908 году и представляет собой одно из ранних полотен автора.

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского.

На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста.

Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»).

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Всего, что на них изображено, нет в пьесе, но это могло быть, это было и, быть может, подобные вольные парафразы — лучшие темы для книжных украшений. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Различны и системы иллюстрирования. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Ничто не упущено, скорее даже можно признать излишним изображение Дуни с ребенком, едущих в карете, так как эпизод возвращения дочери смотрителя достаточно отражен в другом рисунке. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах.

На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Какой-то немецкой кажется вся книжка.

Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства».

Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением.

Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла.

Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Долгое время его домом был Петербург. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»).

Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, так как это само время. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Но уже примерно с 1916-1917 гг. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя.

Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Но это не вся правда о его творчестве. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Эффектное воспроизведение мерцающих очертаний падающих хлопьев снега, отражение в зеркале, отсветы свечи на стене лишь усиливают впечатление чего-то таинственного и жуткого.

И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Первый рисунок играет роль фронтисписа. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция.

Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Многие живописные работы Б. М. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.

При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Местами кое-где введены небольшие пятна черного.

На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. На сегодняшний день «Японская кукла» хранится в одном из лучших музеев страны в Третьяковской галерее в Москве. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

Художник: Добужинский 
Мстислав ВалериановичДеревянные 
куклы

Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичДеревянные куклы

Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам».

Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Добужинский по-прежнему ограничивается композициями на отдельных листах одна единственная концовка в счет не идет. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея.

Вопрос: мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Что здесь иллюстрировать. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Таким его знали на русском и на других языках.

Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Иллюстрации же рисует редко. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы.

  • Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты
  • «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Контрастов черного и белого нет. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу.

Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Скупой рыцарь» усердно украшен. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования.

  • Репродукция картины Кукла Константина Маковского
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • Иллюстрации Мстислава Добужинского (1928)
  • Иллюстрации Владимира Козлинского (1935)

И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель.

Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

Каждому акту он предпосылает своего рода фронтиспис, в котором изображает то, что происходит в этом действии. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Так всегда. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. загадочных приключений «Ночного принца».

Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Внизу — песочные часы и черные крылья.

Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Замечательны сами приемы графики. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации.

  1. Иллюстрации Владимира Конашевича (1940)
  2. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Кустодиева «Японская кукла». Необходимо отметить еще значение концовок. Одной из таких произведений можно назвать картину Б. М. И таким он действительно был на языке оригинала.

За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

Человек наглухо замкнут в жесткую оболочку респектабельного платья, его глаза, заслоненные от мира стеклами очков, почти не видны. Герой «Белых ночей с тоской смотрит, как летом все уезжают на дачу, увозя вещи на возах и барках. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка».

Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость.

Или вот это:Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Восстанавливает ли Добужинский, следуя общему увлечению прошлым, захудалый русский городишко 30-х годов ХIХ в. или грезит о гигантских постройках будущего, где на фоне бесконечных стен сплетаются щупальцы чудовищных машин.

Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса.

Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Плоскость листа строго блюдется. Под ней — сердце между белых крыльев. Кустодиева наполнены особым импрессионистическим началом. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Несчастная принцесса осталась одна в заключительной виньетке мы видим ее плачущей под деревом.

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером.

Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Долгое время его домом былПетербург.

В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Андерсена и многие другие.