Кукрыниксы Картины
Картина «Конец» – вершина в живописи Кукрыниксов. А уже в мае 1945 года КуКрыНикСы летят в Берлин за материалами для картины о капитуляции фашистской Германии. Пришлите мне карикатуру Кукрыниксов на иностранных журналистов, на картине изображены журналисты со срезанными головами, сзади стоит человек из ведра выливает помои в головы, а журналисты эти помои выливают через перо.
Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины
Не может быть ни таланта, ни вдохновения без кропотливого труда. Картина сохраняет непосредственность живых ощущений художников, свежесть и красоту живописи. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей — ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Листовки служили л пропуском для сдачи немецких солдат в плен.
В 1941, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ». Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма). Зарубежный зритель заинтересованно относился к ней.
О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов
В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др. ) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку. Мы в бункере.
Свою первую работу эпохи 1941—1945 годов — плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » — Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны— 22 июня 1941 года. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы. Пришли с фюрером в мастерскую.
Творчество художников Кукрыниксы: биография и картины
произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), Жизнь Клима Самгина (1933), Фома Гордеев (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и Мать (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, Дон Кихот Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. «Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего». По инициативе Горького в 1932 была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию которой Горький напечатал в «Правде» специальную статью. Они обращаются к историческим сюжетам (серия Старые хозяева, 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны (Таня, 1942-47, Третьяковская галерея). Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46 к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39 стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69 и др. ).
Иными они и не могли быть. Пресловутое евангелие фашизма — «Майн кампф» — преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит — ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942). Да. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм.
состав и биография коллектива, картины
Она открыта. «Ведь стрела, —говорит он, —только тогда попадает в цель, когда тетива натянута туго». «Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг.
Ее мрачный колорит богат. Постойте перед этой картиной изображающей гибельный конец. Карикатура на фюрера была нарисована и на танке «Беспощадный», который мы купили с С. Маршаком, С. Михалковым, Н. Тихоновым и В. Гусевым. Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается.
- О творчестве художников Кукрыниксы
- Художники Кукрыниксы карикатуры
- Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история
- Карикатуры Кукрыниксов: искусство разоблачительной метафоры
- «Кукрыниксы – плакаты художника»
Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии. В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). были объявлены вне закона и преданы анафеме. На Нюрнбергском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные. Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств. С 20-х гг.
Только тогда художник. Художники Кукрыниксы были очень продуктивны из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми.
Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало. Я выражаю свое уважение ему. потирает руки и притопывает ногами». Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение.
- Вспомним творчество Кукрыниксов, Карикатуры Кукрыниксы
- Карикатуры художниковКукрыниксов
- ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
- Все Картины Кукрыниксы по алфавиту
- Художественный метод Кукрыниксов
«Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский. Первая значительная картина Кукрыниксов «Утро» (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. Но в то же время мы стремились, чтобы характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся привычке принимать позы «вождя» чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки, как одежда.
С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Маршак читает только что написанные строчки: «Посмотри—у русских каша, будем кашу есть. Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу. В обстановке непрерывных поражений вермахта в среде германского генералитета сложился заговор, преследовавший целью физическое устранение Гитлера и наиболее одиозных лиц из нацистского руководства, захват власти в стране и установление военной диктатуры, заключение сепаратного мира с западными державами, но продолжение войны с СССР.
- Значительные работы Кукрыниксов
- Выставки и наследие Кукрыниксов
- Творческий путь Михаила Куприянова
- Творческая биография Николая Соколова
- Купить работы автора – Кукрыниксы
- Западноевропейская и антикварная живопись
С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами.
При этом каждый художник творит и самостоятельно. Атлантический вал Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности атлантического вала (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще— репликах персонажей. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». В 20-е гг. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934).
- Декоративно-прикладное искусство
- Словари и энциклопедии на Академике
- Карикатуры Кукрыниксов как оружие победы
- БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРИКАТУРЫ
- Кукрыниксы (233 работы) – ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА
Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934). Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Нет, нет и еще раз нет. За иллюстрации к произведениям Чехова Кукрыниксы удостоены Сталинской премии (в 1947). С развитием военных действий -жалкий неудачник. Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком.
Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933). В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Эта картина может быть отнесена к экспрессионизму (в полном смысле этого слова). К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».
- Кукрыниксы (233 работы) – история в фотографиях
- биография, плакаты и рисунки художника
Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), Дама с собачкой и др. Первые живописные произведения Кукрыниксов («Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др. ) появились в 1932. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве. В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью.
Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. 1902), Соколов Николай Александрович (р. У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» — и вот результат его безмозглой стратегии — «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944). Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть. », 1943).
Все пять лет войны они трудились ежедневно. Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского. В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади.
Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение. Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами. «А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров.
Кукрыниксы своим творчеством внесли огромный вклад в разгром германского фашизма. Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. без поправок, без ретуши. В издательской практике начала 1930-х гг.
– Что. Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия. Однако, в начале 1930-х гг. В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем.
Используя те же простейшие элементы, можно было попытаться в самых общих чертах изобразить порт, театр, обсерваторию или дворец труда. Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг. Карикатуристы—художники абсолютно особого склада. В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол». Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930). конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства.
чувство юмора необходимо. Конечно их произведениям присуща своеобразная патетика, но она не изначально задается официозной темой, а исподволь рождается в ходе художественного исследования жизни, напрямую связывается с особенностями авторского мировосприятия. ДваЧасть2Материалы давно. руС уважением avdeev-a. Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР.
Так Кукры дополнились Никсом. Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам. Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. Статус нейтралитета оказался вынужденным.
Согласился. Оно воевало. Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» — ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). — изумился Жаров, — что можете. ».
Для чего, сразу нельзя было сказать – отпугнешь. Известен был и всему миру позорный конец маньяка. Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. «.
Через день эти плакаты появлялись на улицах. Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран.
Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа. Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов избиравшихся художниками. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме.
рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения. Все идет прахом. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца.
Но большинство плакатов и карикатур Кукрыниксов создано в соавторстве с С. Маршаком. Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы. Особая напряженность возникала на скамьях подсудимых, когда слово брал Руденко.
занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. В 1941—1945 годах они создали сотни карикатур и любая из них — хоть крохотная заставка для листовки, хоть рисуночек наклейки на обертке пищевого концентрата — содержит свой сатирический образ. Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно выразительна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др. ).
Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Харьковская педагогическая школа прославилась еще более ожесточенными, чем в Москве и Ленинграде, гонениями на жанр сказки. С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928). Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «.
Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня» (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945—46 — картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).
В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова. Это был известный Альфред Маннингс. Этим картинам, так же как и серии «Старые хозяева» (1936—37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931).
Посмотрите на винные бутылки на столе, на телефон, бумаги на полу, роспись пола. А это уже тема полнокровного искусства. Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков.
Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Творчество Кукрыниксов многообразно. Никаких денег не надо.
И это в декабре, в самые морозы. Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Всмотритесь в композицию картины, в сильно освещенную руку. др. ). Нет.
Живопись отошла на второй план и мы не знали, когда сможем к ней вернуться. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2). Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927). В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих «Враги мира», 1951 и мн.
1903), Крылова Порфирия Никитича (р. Хотим, мол, сделать с него портрет. Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном).
Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. В более поздних работах проявился Крылов – портретист. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: « то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности». Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «.
«А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. Карикатуры Кукрыниксов были впервые напечатаны в 1926 в журнале «Комсомолия». В 1940–60-е гг. В одном из тяжелых боев немцы угодили в карикатуру и оторвали Гитлеру ноги.
Снова рукопожатие, но я быстро выдергиваю свою руку. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу. Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова. Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства. Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатного и сатирического искусства.
И только. Но сам Купреянов редко бывал доволен сделанным и продолжал начатые поиски, у современников создавалось впечатление, что он рисует всегда и везде.
Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Кукрыниксы — действительные члены Академии художеств СССР (с 1947), народные художники РСФСР (с 1951). Среди иллюстрированных ими произведений: 12 стульев (тушь, 1933 и 1967) и Золотой телёнок (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, Господа Головлёвы и др. В мае 1945 года прилетаем в Берлин.
Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Фантазия и изобретательность поразительны.
В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. Сколько стран стали жертвой его преступной войны, длившейся не один год. Широко известны иллюстрации к сказкам, созданные им в последние годы жизни, но не меньший интерес представляют его ранние работы. В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Растерянные, мы сидели молча. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Совместно работали с 1924 г. Создали новый тип карикатур, отмеченных острой злободневностью, публиковавшихся в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др. ). «Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление.
Но развить, воспитать. Сами художники считали свое творчество «противостоянием». Выступая с 1925 в газетах и журналах (Правда, Крокодил и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: Транспорт, тушь, 1933-34 О дряни, тушь, гуашь и др., 1959-60). А сходство черпать из тех фотографий Гитлера, какими пользовались для карикатур всю войну. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. ", 1941).
Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. 1930), Крылов Порфирий Никитич (р. получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки». Всего хорошего. А Геринг, обычно небрежно слушающий иногда машущий рукой в знак отрицания, убирал руки вниз и исподлобья смотрел на советского обвинителя.
Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929). Художники 1920-1930-х гг. Уже в оформительской практике начала 1930-х гг.
Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения. Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине. Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания.
Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС». сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». 1903) — составленный из частей их фамилий и имен. Мы рисуем карикатуры для «Правды», во фронтовые газеты, маленького размера—для упаковок концентратов и пачках с махоркой.
Фигура на переднем плане, которая с силой сжимает стул и не поддающаяся описанию поза Гитлера – его голова закинута назад, сильное освещение бросает тень на дверь. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. чем сбиться с ритма». И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом.
Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. Но к сожалению (а почему – скажу позже), галерее приходилось не раз расставаться с ней на какое-то время. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг. Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства».
Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его. », «Доигрался») визуализируют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца») самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека) используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли. На такой вопрос нельзя ответить односложно. Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное.
Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа. Художники работали с удивительной самоотдачей. Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии.
Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям. Разумеется, трудоустройство состоялось.
Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков. Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников. По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов.
Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки. В 1920-х гг.
Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. «В основном женщины, дети, старики. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала.
В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу. Изображение и слово совмещались независимо от того, что из них рождалось первым. В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы. Узнав, что он находится глубоко под землей, под зданием рейхсканцелярии и получив разрешение и сопровождающего идем туда. Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Я здесь пою. Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В.
В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России» протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры— он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки.
Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Но наибольшее признание принесла художникам работа в области политической сатиры. Необходимо было создать образы, способные прорваться сквозь бурю грохочущих событий и волнений военного времени, захватить своим гневом и страстью воображение каждого, поведать о главных, решающих особенностях происходящего на языке простых, отчетливо ясных истин. Кукрыниксы это сумели. Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег. Иногда срочную работу заканчиваем в бомбоубежище.
Коллеги называли его «Моцартом карикатуры». — в общем, я плохо понимал тогда тончайшие неповторимости реальности и все втискивал в придуманные, готовые схемы, схемы чувств, приемов, композиций». Здесь они выработали свой особенный стиль.
Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом. Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным. А президент стал приближаться ко мне. Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях.
В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды. В рисунках Усто-Мумина (А. Может быть, потому, что черное и белое. Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью».
В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929). Оригиналы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» занимают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Здесь предпочтительнее ошибаться. В 1949—50 они создали иллюстрации к роману Горького «Мать», в которых с большой силой и жизненной правдой обрисовали образы Павла Власова, Ниловны и др., показали мужественную революционную борьбу русских рабочих их идейную чистоту и благородство. Новые материалы углубляли собственные наблюдения, рождались первые наброски, черновые эскизы картины. К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова. Если в этих композициях и присутствуют люди, то они интересны не сами по себе, а как представители определенных профессий, хранители сакральных инструментов.
он «. В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки. Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета). Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер. В годы войны он становится настоящим оружием против врага.
Бывает. Они обвиняют фашизм в бесчеловечности.
Его манера отличалась от ротовской большей экспрессивностью, которую на первый взгляд можно было принять за небрежность. Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропусками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Форма рождается из памяти. Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.
Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931). А история живописи очень ясно, как, быть может, никакая другая история, свидетельствует о том, что самые яркие дарования, если их развитие не подкрепляется упорнейшей работой над собой, над каждым произведением, безвозвратно гибнут. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова). Их создавали разные хорошие художники.
Так, плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагает по трупам женщин и детей, был создан менее чем через сутки после появления в печати стихотворения К. Симонова «Убей его. ». В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина). Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, матери с детьми, с вещами Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспоминаний Кукрыниксов).
Это точность жизненных наблюдений и неистощимая сатирическая фантазия, подлинно народный склад их юмора и абсолютное владение формой, чему в немалой степени помогает постоянная и кропотливая работа с натурой. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты. В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона. К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения.
Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин. Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами. Что же отличает Кукрыниксов как художников-карикатуристов. Ими выполнены рисунки пастелью – «И.
Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп. Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой.
Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге». Первое, что необходимо для работы над задуманным полотном, – скорее попасть в бункер. Куприянов, смутившись такой неожиданностью, стал выдергивать свою руку, крепко схваченную бывшим президентом Академии. Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг. И дело оно делало общее.
Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства». Признаемся кого, но что он не похож на него, а нужен для цвета. Молотов», «И. В. Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» — и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943). Познакомились, сказав, кто мы.
Через коридор между протянутыми веревками он не проходил, а величественно шествовал. Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила». Активное, волевое, конструктивное искусство. В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины.
За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины. Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. Необычайная актуальность тематики идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года.
Вижу добрую улыбку англичанина, погладившего меня по плечу. Едва ли имеет смысл перечислять длинные и нудные названия партийных постановлений, комсомольских совещаний, разгромных статей в центральной прессе, угробивших лучшие традиции отечественной детской книги.
Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей. Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости. Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно граничит столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой. Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе».
Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг. Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. Карикатура—искусство чистого представления. Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя.
Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929). Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен. Кто не знал бесноватого фюрера.
В 1935 Кукрыниксы создают для «Истории гражданской войны» ряд карикатур на контрреволюционеров интервентов, предателей в 1937 появляются их замечательные рисунки изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др. ). 44 х 36 Государственный Русский музей (инв. Фантастическая эксцентриада рисунков, совершенно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом.
Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных. Хоть в уборную, но пройтись туда фюрером. Результаты совместного творчества поэта и художников представлены в коллекции Мамонтовых: оригиналы плакатов «Против молодца — сам овца», «Смерть за смерть», «Дрожит фашистская империя», эскиз плаката «Паразит на паразите», карикатуры «Роммелевский марш», «Минеральные воды», «Беспокойный покойник» иллюстрации к сборникам военных стихотворений «Урок истории», «Черным по белому», «Капут. » и другие.
Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. Нельзя научить человека быть остроумным, веселым. Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931). В 1942 г. Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии (1965) за политические карикатуры и плакаты. «С увлечением отдается художник.
На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили и это позволяло им творить совместно. А на холсте началось все сначала. помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника».
Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов. Привлечение мастеров сатирического цеха было полезно для детской книги и в содержательном и в стилистическом плане. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира».
Организованная в музее небольшая группа ребят.
Этот парадокс— страшный, но совершенно реальный — заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. Шла война Во время воздушных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). Мы прислали танкистам трафарет и они смогли восстановить рисунок. С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова.
Вот оно. Живопись пастозна, материальна, красива. В начале войны — свирепый завоеватель.
Что может быть более драматично, чем эта тень, темная и в то же время прозрачная. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. Рисунки Ротова можно было рассматривать без конца— в них жило и дышало все—персонажи, предметы, пейзажи.
В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен. Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ). Он состоит из круглой башни И пары пулеметных гнезд. Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева. 1902), Соколова Николая Александровича (р.
с детскими издательствами. Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. Обманывать нельзя. «Книжка о зиме — и черная. Соколов. В 1951—52 Кукрыниксы возвращаются к работе над иллюстрированием произведений Гоголя («Портрет», «Шинель», «Мертвые души»), одновременно (1949—52) исполняют иллюстрации к «Дон Кихоту» М. Сервантеса.
В 1933 Кукрыниксы начинают регулярно работать в «Правде», публикуя карикатуры на международные и внутренние темы. Кукрыниксы участвовали в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня.
изживает себя. А главное— враг был взят на прицел изучен и понят. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы. В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг.
Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают. » — ну перепутал Ку-кры-никсов с ку-клус-кланом. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Для «Окон ТАСС» писали тексты известные поэты.
К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». Он не был его копией, но мог бы пригодиться в работе. «Никс» или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы. Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел. Он сломан.
Учились во ВХУТЕМАСе / ВХУТЕИНе (между 1921-1929). «Никс» или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы. Это он – Геринг». В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти.
И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым.
Вижу, Ку пытается свою руку опустить к полу. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». И тут своего рода толчком послужила корреспонденция П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской, напечатанная в «Правде» 27 января 1942 года. С 20-х гг. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). Мы трое решаем написать картину о последних днях Гитлера и его ставки в подземелье.
Ротов часто изображает ситуации, не упомянутые в тексте, но делает это предельно тактично, не в ущерб общей концепции сказок. «Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали. Картина написана тремя художниками, но чувствуется мысль одного автора. Помимо создания подобных чисто игровых, экспериментальных книжек Кузнецов работал и в более традиционных жанрах и техниках, он внес свою лепту в оформление производственной и научно-популярной детской литературы. не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями.
Они били по врагу дальнобойными залпами плакатов, обстреливали полчища оккупантов минами и торпедами своих карикатур, забрасывали в их тылы десанты сатирических листовок. Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей». Генерал на первом плане парализован страхом. На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими.
Работаем ночами, дня не хватает. Автор статьи: Дмитрий Фомин. Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен.
Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения. Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное) изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944).
В 1944—46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится. Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы. В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии.
Конек Крылова – теплые и чувственные пейзажи. Ее эмоциональные характеристики — искренность и страстность. С трудом карабкаясь по обломкам бывшей лестницы, спускаемся марш за маршем вниз. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет.
Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия. Маршак считает, что напряжение, в котором мы живем, приносит свою пользу.
Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры.
Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства. Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладает яркой творческой индивидуальностью и много работает самостоятельно. В один из первых дней войны Маршак обратился к Кукрыниксам с предложением объединить стих и рисунок. « и на следующий же день мы сидели за раздвинутым на все доски столом уже не втроем, а вчетвером, — вспоминает Н. Соколов.
Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно». «Все трое. На военной машине мы проехаги 3400 километров по изувеченной, вытоптанной врагами земле. И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы. Обратите внимание на картины в изогнутых рамах, криво висящих.
По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского.
Зверство — душа фашизма власть низменных инстинктов лежит в основе всех побуждений и поступков его деятелей. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. – гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет. характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука). Все трудятся Взаимно волнуемся: он — за рисунок, мы — за стихи». Осматривая ее, натура вдруг задает вопрос: – А кого вы с меня хотите нарисовать.
Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930). Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ».
Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931). Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. Отточенное острие художественной сатиры.
Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь». Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников. Надписи были сделаны на немецком языке.
Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки. Недолговременный дот Вверху на листовке написано: В Ставке фюрера после 20 июля 1944 г. Внизу: Гитлер, обращаясь к Гиммлеру: Не кажется ли вам также слишком рискованным, что я принимаю моих генералов так легко одетым. Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма (Поджидатели войны, тушь, 1953-57).
А Кукрыниксы показывают именно вирус фашистской эпидемии, обнажают ее скрытую, затаенную суть. Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш., 1941). Ни один живущий или умерший не достиг такого абсолютного шедевра.
Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. И ушел. Жители выходили нам навстречу из землянок. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям.
Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа». Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). Куприянов, Крылов и Соколов с увлечением рассказывают, как они входили в роль действующих лиц, как одевались в мундиры и сообща искали выразительные позы и жесты. На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46).
С вышки социалистического гуманизма Кукрыниксы зорко увидели и распознали не только общественную суть фашистских концепций, но и все их взаимоотношения с жизнью эпохи в целом и каждого ее современника в отдельности. Творческий коллектив советских графиков и живописцев Куприянов Михаил Васильевич (р. Тра-та-та-там.
На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка. за оформление детских книг. Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. Кукрыниксы являлись художниками-сатириками.
Особенно удачен поэтичный образ девочки, стоящей у окна в темной комнате и рассматривающей заснеженные деревья. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Выход один: для цвета позировать самим – друг другу.
Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др. ). Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов.
На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. Известны их картины, эскизы театральных декораций, шаржи. Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим. 1903).
В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов. Среди изображенных: Виши — коллаборационистское правительство во Франции Квислинг — лидер фашистской партии в Норвегии, позже (с 1942 г. ) премьер-министр, его имя стало нарицательным для предателей своего народа. Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь.
решали эту проблему по-своему в поисках эффективных средств, способных заинтересовать ребенка книгой, они нередко обращались к открытиям киноэстетики. Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг.
Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Кукрыниксы напряженно работали в области газетной политической сатиры, в плакате и в «Окнах ТАСС», откликаясь на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель. Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. Добравшись до четвертого этажа, натыкаемся на массивную стальную дверь с особыми запорами.
С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «. Их объединяла творческая платформа – они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Ее историческое значение бесценно.
«Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» — форменные идиоты игрой случая оказавшиеся у руля власти. Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица». – выводит томный Франко.
Плакаты, «Окна ТАСС», газетная и журнальная графика требовали от нас полной отдачи. В таком наряде ходит дома Немецкий фюрер в дни приема. ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте». поцелуя. Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики.
«В то время довольно широкое распространение получили идеи инфантилизма, особенно у художников, работавших в дошкольной детской книге. Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус невоюющей стороны. Остроумие Кукрыниксов неисчерпаемо. Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству.
Уже в Москве написали полную картину «Таня». Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн. Картина Конец много лет принадлежит Третьяковской галерее.
И в то же время в изданиях 1930-х гг. Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты.
Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Для украинского искусства книги 1920-х гг. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей. Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде.
В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное. и все-таки почти у самого пола англичанин успел поцеловать куприяновскую руку. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький.
Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. Он при последнем издыхании. Их сила — в сплоченности. Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов.
Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеенные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боролись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечности. Разоблачая бесчеловечность как оборотную сторону и внутренний импульс любых теорий и действий фашизма, Кукрыниксы вдохновлялись образной идеей, полной благородного этического смысла и высокой содержательности.
Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ». Когда-то туда ходил лифт. Что же делать. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. Но вклад Кукрыниксов значителен особенно.
Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941 и др. ). Соколов не был исключением.
Безголовая стратегия Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре, книжной иллюстрации исторической картине. И шьет ему костюм стальной Известный Крупп, мужской портной. В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны — империалистов, преемников немецких фашистов («В боннском ателье «Американка», «Очередные бесноватые», «Однобокая экономика» и др. ). Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926). По сигналу тревоги с противогазами выходим во двор на свои посты. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу.
Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга. За ним маячит чуть видно голова Геббельса. В 1948—49 они иллюстрируют «Фому Гордеева» Горького, воссоздавая яркие горьковские образы. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги.
В 1930-е гг., да и во все последующие годы Советской власти, вплоть до горбачевской перестройки, выход такой книги был, конечно же, абсолютно немыслим. Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды — особенно).
В 1941 Кукрыниксы создают иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. На обложке название стихотворения написано прямо на облаках, а композиция последней страницы построена на контрастном сопоставлении изящных летательных аппаратов и неуклюжих, скособоченных домов.
Обещали заплатить. Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни. Много работали в области книжной иллюстрации. Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города. Грубовато, до резкости прямолинейно.
Снова набросок, опять не то. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»). Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел».
Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей). Правда, буквы и слова заменяются в тысячах газетно-журнальных карикатур XX века штриховыми иероглифами, но сами по себе они еще не создают ни зрительных образов, ни изобразительного искусства. Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949).
Сталин и В. М. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора — родная речь их карикатур. Глубокое проникновение в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое понимание особенностей его формы с большой силой сказались в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме с собачкой» (1945—46).
В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». 43 х 31, 1 Государственная Третьяковская галерея (инв. Без него жизнь теряет половину своего обаяния». Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. они исполняли карикатуры главным образом на литературные темы. еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. Творчество Кукрыниксов принадлежит классическим традициям сатирической графики, основанной на приемах зрительных характеристик, уподоблений, метафор.
Видное место в детских изданиях 1930-х гг. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. «Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется. «Кукрыниксы» часто обращались к известному и распространенному в карикатуре приёму изображать врага не человеком, а уродливым пауком, злобным и трусливым волком или туповатой мохнатой гориллой, тем самым подчеркивая уродство фашистов, потерявших человеческий облик. Огромной популярностью пользовались их плакаты и «Окна ТАСС», созданные в годы Великой Отечественной войны.
В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе. Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах). Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка. Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий.
Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики. В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны. Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937).
Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).
Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. «Кукрыниксы» раскрывали звериное нутро фашистов и всей гитлеровской армии, низводя их до настоящего зоопарка.
Мы с М. Куприяновым, оба со своими женами (П.