Купание В Аньере
Картина Жоржа Сёры Купание в Аньере: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Жоржа Сера «Купание в Аньере» написана в 1883 году.
Описание картины «Купание в Аньере»
Эта работа плоха со всех точек зрения, включая его собственную». Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки. Французский писатель Поль Алексис написал о картине: «Это фальшивый Пюви де Шаванн. Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой мишле. В 1879 году он со своим другом Эдмоном Аман-Жаном, будущим знаменитым символистом, посетил четвёртую выставку тогда ещё мало кому известных импрессионистов, где оба получили «неожиданный и глубокий шок»11.
Вскоре состоялась его выставка, где Сёра, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике.
Этого художник добивался за счет втирания пастели в бумагу или нанесения разнонаправленных пересекающихся штрихов. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Сёра использует различные средства, чтобы передать ощущение палящей летней жары на речном берегу. Сёра был страстно увлечён этими подготовительными исследованиями, которые называл своими крокетонами (фр. croquetons, уменьшительное от «croquis»— «набросок»8) и держал развешанными на стенах студии во время работы над картиной9. В 1882 году Сёра арендовал маленькую студию на улице Шаброль, неподалёку от родительского дома13, в которой и написал «Купальщиков в Аньере».
Он проявил огромный интерес к пуантилизму (или – дивизионизму) Сёра. После отказа, полученного от жюри Парижского салона 1884 года, Сёра с несколькими единомышленниками организовал Группу Независимых художников (Groupe des Artistes Indpendants), позже переименованную в Общество Независимых художников14, которая провела свою первую выставку Salon de Artistes Indpendants с 15 мая по 1 июля 1884 года во временном здании рядом с Лувром15. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Почтенные семейства располагаются на траве, закусывают или прогуливаются, женщины, отдавая дань моде, покачивают своими длинными юбками с пышными турнюрами на бёдрах именуемыми в народе «откидной скамейкой», а чаще всего «ложным задом». «неос» — «новый») — течение, связанное с импрессионизмом и развивающее его.
Жорж-Пьер Сёра – Купальщики в Аньере
Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. Здесь он учился у Анри Лемана. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения. И это понятно ибо законы композиции подчиняют впечатление разуму, благодаря им искусство становится, если прибегнуть к образному выражению Леонардо да Винчи, cosa mentale (Дело разума (итал. ). О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сёра не выставлялся. Тот же Пюви де Шаванн был едва ли не исключением. point — «точка») — это техника неоимпрессионистов. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа.
Среди прочих фресок на выставке была представлена копия «Воскресения Христа» Пьеро делла Франческа, в левом нижнем углу которой изображён спящий охранник в позе имеющей заметную схожесть с позой сидящего человека у левого края «Купальщиков»— кривизна спины и положение ног практически идентичны у обоих персонажей. Как смешны эти купающиеся мужчина с женщиной. Притом что он писал множество этюдов на пленэре (так было и при создании этого холста), мастер «прогонял» их через критический отбор в студии.
Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.
Эдмон Базир из LIntransigeant писал: «За экстравагантностью призматических цветов Сёра скрывает исключительнейшее мастерство художника, окутывая своих купальщиков, рябь на воде и далёкий горизонт тёплыми тонами»20. Анонимный рецензент нью-йоркского журнала Art Amateur, который даже сумел увидеть связь «Купальщиков» с итальянской фресковой живописью, также признал картину современной импрессионистской работой. Никому из импрессионистов не пришло бы в голову «дорабатывать» картину, написанную на пленэре, в мастерской. Неоимпрессионизм (от греч.
Купание в Аньере, Жорж Сёра, 1884
В самом деле, мало кто из современных художников уделяет внимание искусству композиции. «Купальщики», числившиеся в каталоге выставки под номером 261, были выставлены на ней вместе с работами 402 других художников. Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сайт посвящен одному из самых ярких художественных направлений в истории искусства XIX века, его зарождению и развитию. Менее лестно отозвался о картине анонимный рецензент в нью-йоркской The Sun: «Сёра, чьи исполинские купальщики занимают столько места в галерее D, наверняка считает себя великим мастером, но эта картина порождена грубым и обыденным воображением, стремящимся выделиться самым вульгарным способом— за счёт размера. Шарманки наигрывают свои избитые мотивчики.
Притом что он писал множество этюдов на пленэре (так было и при создании этого холста), мастер «прогонял» их через критический отбор в студии. И все равно Сёра был счастлив. Он сделал для нее десятки предварительных этюдов карандашом и маслом, детально проработал каждую фигуру, позаимствовав некоторые позы с работ старых мастеров. На Купание в Аньере Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу.
Галина Дятлева – Мастера пейзажа
Глаз способен синтезировать нужный цвет, соединяя световые лучи следовательно, художник может не пытаться смешивать этот цвет на палитре. Кроме того, схожую позу имеет мужская фигура на этюде Ипполита Фландрена «Обнажённый юноша, сидящий на берегу моря», хорошо известном любому ученику cole des Beaux-Arts. В сущности иначе и не могло быть при избранном им техническом методе пуантилизма. Помимо этюдов использованных Сёра для решения композиционных проблем, сохранилось девять монохромных эскизов карандашом Конте, демонстрирующих разработку пяти ключевых персонажей «Купальщиков» и распределение светотени с целью создания эффекта объёма и пластичности. У живописца имелась своя концепция сочетания отдельных чистых тонов.
Сёра работает не так. На первый взгляд, «Купание в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном – за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично срезана краем рамки, что очень характерно для импрессионистов. «Купальщики» получили неоднозначные оценки критиков по обе стороны Атлантики17. Закончив ее, художник очень надеялся на успех. В 1886 году Поль Дюран-Рюэль отвёз картину вместе с примерно тремя сотнями других полотен в Национальную академию дизайна в Нью-Йорке, где организовал выставку «Работы парижских импрессионистов маслом и пастелью»16.
Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). Сёра во многом оказался чужд течению импрессионизма. По словам искусствоведа Роджера Фрая: «Никто не смог бы воспроизвести это с такой изящной и трепетной мягкостью, такой проницательной наблюдательностью и такой безупречной выдержанностью, как Сёра»4.
Будучи хорошо знакомым с современными ему теориями эстетики изложенными в «Грамматике» Блана, Сёра активно изучал оригинальные тексты самих теоретиков, таких как химик Мишель Шеврёль исследовавший цветовые контрасты в работе «Закон одновременного контраста цветов» («Loi du contraste simultan des couleurs», 1839) или американский физик Огден Руд, автор «Современной хроматики», которую Сёра прочитал сразу же, как та была переведена на французский язык в 1881 году12. Сёра во многом оказался чужд течению импрессионизма. После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели независимые. В 1878—1879 годах, всего за несколько лет до создания «Купальщиков», Сёра учился в cole des Beaux-Arts (ныне Национальная высшая школа изящных искусств), в которой усвоил необходимость серьёзной подготовительной работы и создания множества эскизов перед тем как приступать к крупномасштабной живописи. Никому из импрессионистов не пришло бы в голову «дорабатывать» картину, написанную на пленэре, в мастерской.
Так, Сёра позирует для одной из фигур картины «Похвала Бетховену». Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. В понятии дивизионизм (от франц. Разум назязывает свой порядок. В сущности иначе и не могло быть при избранном им техническом методе пуантилизма. В 1880-е годы этот участок Сены был популярным местом для натуры у многих художников.
Картина Купание в Аньере Жоржа Сёры
Однако вместо бедственного положения рабочих Сёра решил изобразить безмятежный досуг трудового класса и мелкой буржуазии коммун Курбевуа и Аньер. Суда всех типов (парусники, одиночки, ялики, аутригеры, байдарки, яхты, клипперы) скользят по Сене, унося в сторону Сен-Клу, Аржантейя и Буживаля щёголей, которые громко переговариваются между собой, находясь на разных лодках, обращаются к друг другу по кличкам — Волосатый (наиболее среди них распространённая), Кашалот, Коротышка — и отпускают в адрес пассажирок сальные шуточки. Синева неба у горизонта бледнеет почти до белизны. Сёра работает не так. Отклик Сёра на эту идею в «Купальщиках» очевиден в первую очередь он проявляется в цветовом контрасте торса и ног купальщика в светлой шляпе с оранжевой подушкой, на которой он сидит и в исполнении центральной фигуры: спина рыжеволосого мужчины изображена на фоне светло-голубой воды, тогда как его рука контрастирует с водой гораздо более тёмного оттенка.
Пастель он предпочитал, так как она не крошилась, а бумагу мишле ценил за ее фактуру. На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. Пуантилизм (от франц. Продавцы вафель и кокосов зазывают покупателей.
живопись неизбежно должна была к нему прийти после метода импрессионистов». На реке, на острове, на берегах царит праздничное оживление. Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка.
Иногда гремит что есть мочи фанфара, оглашая окрестности пронзительными звуками. Сам Сёра написал в здешних окрестностях несколько известных работ: «Сену в Курбевуа», «Мост в Курбевуа» и «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Волшебное впечатление от картин, созерцаемых на известном расстоянии, только с которого отдельные мазки чистых красок соединяются в тончайшую гамму оттенков (суть пуантилизма именно в этой иллюзии), не могло быть создано по наитию. Возможно, что первые эскизы к «Купальщикам» появились у него уже в 1882 году7.
В отзывах о выставке царил разнобой. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Поль Синьяк отметил, что «Купальщики» написаны «крупными и плоскими штрихами, перекрывающими друг друга, палитрой из чистых землистых красок, как у Делакруа. Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Сочинение-описание картины Жоржа Сёра «Купание в Аньере»
Локации, подобные изображённой на картине иногда обозначались на французских картах XIX века как Baignade (место для купания)23. Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Неудивительно вот таким образом, что Сёра проявляет к нему интерес. Дети носятся друг за другом. Одна из техник, которую Сёра разработал для полотна и назвал балейе (фр. balay, от balayer— «мести», «подметать»), заключалась в нанесении плоской кистью (флейцем) матовых пересекающихся штрихов, уменьшающихся по мере приближения к горизонту5.
В первые же солнечные дни Аньер привлекает к себе весёлую толпу отдыхающих. В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Критик и приятель Сёра Феликс Фенеон много лет спустя писал: «Хоть я и не признавался в этом раньше, но ещё в 1884 году я полностью осознал важность этой картины»2425. Подобный критичный отзыв был далеко не единственным в американских и французских газетах2223, но с течением десятилетий «Купальщики» обрели заслуженную респектабельность.