Купчиха За Чаем Картина Описание
Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. Здесь же в 1357 году Иоганн фон Адеркас был пожалован леном Кадфер. К сожалению, дальнейшая судьба Галины Владимировны неизвестна. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.
Она молода, красива, хорошо одета. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. 1918 – это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее.
В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, – писал Кустодиев – Руки работают. Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами.
Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Но тем живее работало воображение.
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. Картина была написана в проблемный для России год. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. И такие молодцы проглядели революцию.
В мае 1927 художник умер в Ленинграде. Весеннее и светлое полотно художник создал в 1906 году. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).
Именно к таким относится и знаменитая картина «Масленица». Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Плавные, неторопливо-спокойные пластические ритмы, формы, линии направляют зрительское внимание от периферии холста к его центру, словно стягиваются к нему, совпадающему со смысловым ядром композиции: обнаженные плечи – рука с блюдцем – лицо – небесно-голубые глаза и (в самом центре, как «ключ композиции») – алые губки бантиком.
Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Рядом с самоваром стоит покрытый расшитым полотенцем расписной деревянный ларец с рукоделием, но он понадобится уже после чаепития. Использованные цвета подчеркивают добрые эмоции и чистоту мыслей, связанных с верой, которыми пропитана яркая, праздничная картина «Масленица». Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123.
«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. В живописной структуре картины проявляется своеобразие кустодиевского метода: здесь все совершенно убедительно и «правдиво», все построено на тщательнейшем изучении натуры, хотя художник и не повторяет природу, а пишет «от себя», как требует замысел, не останавливаясь перед самыми рискованными красочными сочетаниями и отношениями тонов (так, тело женщины оказывается светлее неба. ). Интенсивность звучания цвета достигается виртуозным использованием техники лессировок. Кустодиев использовал всего лишь несколько цветов, все из которых собраны на овальной броши купчихи, как на палитре— фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный. 1918.
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
Ее крепкое тело дышит здоровьем. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Остзейский дворянский род – Адеркас – прослеживается с 13 века.
Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. А за балконом медленно течет уличная жизнь. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Итак, баронесса Адеркас Галина Владимировна, студентка-первокурсница медицинского факультета в г. Астрахани позировала Б. М. Кустодиеву для картины «Купчиха за чаем» в 1918 г. Вероятнее всего она была дочерью Адеркаса Владимира Викторовича (1845—1898), генерал-майора, участника Среднеазиатских походов.
История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
И это показательно. Вот такая купчиха рыцарских кровей. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.
На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Интенсивность, сочность их достигнута виртуозным владением техникой лессировок в сочетании с гладкой и ровной фактурой письма, напоминающей эмаль или русские лаки301135122729. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Эта картина Кустодиева знакома даже тем, кто не слышал о его творчестве. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.
Купчиха расположилась на террасе, возвышающейся над холмом на фоне голубого неба, по которому плывут розовые облака, так как солнечный день уже клонится к вечеру. Холст, масло. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Солнечный летний день клонится к вечеру. Устроителем выставки выступил Фёдор Нотгафт, состоявший в 1919—1921 годах секретарём художественного отдела Дома искусств. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Изображена на картине и церковь, окруженная деревьями. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Жест его руки, придерживающей деньги, подчеркивает впечатление.
Именно купеческое сословие развивало экономику России тех времен. Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
В этом он находил свое спасение. Пейзаж городка отличается спокойствием и умиротворённостью непрекращающейся бытовой и повседневной, медленно текущей уличной жизни, будто сошедшей с полотен Шагала или воплощённой в пьесах Островского1130151331012272831. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Учитывая сколь родовита она была, возможно ей не удалось избежать чисток 1937 года.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем
Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Самые известные полотна художника связаны с сюжетами из русской жизни и быта. Там он оказался в мастерской Репина и обратился к портретному жанру.
Конечно, основной темой выставки стала революционная. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Сзади видны сцены Москвы: торговые ряды, монастыри, белокаменная церковь.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Женщина красива.
«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. И пользовалась спросом публики. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».
Вот таким образом утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Как близко все это к образу, созданному художником.
Описание картины «Купчиха за чаем»
Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. Жанровая сценка с чертами портретного жанра удается Кустодиеву прекрасно – как и «Купчиха за чаем», эта работа ярко отражает творчество живописца. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.
Фактура письма ровная, гладкая, напоминающая эмаль.
Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем
Но в портрете нет никакого негатива. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30.
В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Но тем живее работало воображение. Несмотря на это, он сохранял жизнерадостность и продолжал работу до 1927 года.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
По сине-зеленому небу плывут розовые облака. Здесь же расписной деревянный ларец для рукоделия – это после чая.
Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. На полотне изображен купец, выразительность лица которого впечатляет. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Так жанр стал определяющим в творчестве живописца.
А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Кот, мурлыча и изогнув хвост от удовольствия, ластится к сдобному плечу. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. А ноги Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.
Купчиха за чаем — Борис Кустодиев
В этом он находил свое спасение. Кустодиев изобразил на ней главную площадь небольшого городка во время народных гуляний. На их фоне за тяжёлыми воротами соседнего синего дома— тоже чаепитие на балконе: за самоваром сидит купеческая семья— старик с женой, которые не спеша пьют чай, встав от послеобеденного сна.
На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Представители рода служили Датской, Шведской, Польской, Прусской и Российской коронам. Чем же была для Кустодиева данная работа. Когда думать не о чем – разве лишь об укрощающем битюга ухаре-работнике. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния.
Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее.
Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Одна из самых первых работ – картина Кустодиева «Портрет Я. Билибина» – была признана на выставке в Мюнхене (в 1901 году) одной из лучших работ в данном направлении. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Весной 1919 года в Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, прошла Первая Государственная выставка с участием более 300 художников, в том числе и Кустодиева.
Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».