Кустодиев Купчиха И Домовой

Купчиха и домовой, Кустодиев, 1922

Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. В послереволюционные годы Борис Кустодиев трудился над произведениями на новые для него темы.

В этом он находил свое спасение. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха и домовой»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой»

Болезнь прогрессировала. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. В 1916 году наступил полный паралич ног. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).

Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.

Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. В этом он находил свое спасение. И. Шаляпин». С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Описание картины 
«Купчиха и домовой»

Описание картины «Купчиха и домовой»

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Но тем живее работало воображение. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Но тем живее работало воображение.

Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901). На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).

Параллельно с этой большой работой Борис Кустодиев создал ряд прекрасных портретов, один из которых принес его автору золотую медаль Международной выставки в Мюнхене. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать.

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

В 1911 году Борис Михайлович начал работать оформителем в театре, где он создал ряд прекрасных декораций. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора — М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

Картина Купчиха и домовой Бориса Кустодиева

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.