Кустодиев Купец Описание

Сочинение-описание картины Кустодиева «Купец»

«Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Изображена на картине и церковь, окруженная деревьями. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Он способен творить зло их властью, но сам не властен перед их могуществом.

В картинах Кустодиева невидимая для глазного нерва обратная перспектива – не мы праздно, критично лицезреем «нехитрые» сюжеты Бориса Михайловича, а, напротив, Кустодиевская Русь, скрытая Родина, взирает на нас, как на «объективную реальность» – суматошных, горделивых обладателей «собственного мнения». Это от отсутствия зрения. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Красиво – лепота. «Кустодиев видел Русь другими глазами, чем я, — его глаза были куда ласковей и мягче», — писал Замятин в воспоминаниях об их совместной работе.

Кем на самом деле 
была кустодиевская 
купчиха

Кем на самом деле была кустодиевская купчиха

Работал в плакате и в книжной графике. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца».

Работал в плакате и в книжной графике. Учился в Высшем. 10 Иван Яковлевич Билибин «Купец Калашников в лавке» «Кирибеевич и. с Кирибеевичем» «Алёна Дмитриевна» Борис Михайлович Кустодиев. Кустодиев не стал увлекаться модным в те времена символизмом, он пошел «другим путем» и его искания чем-то сродни творчеству Максима Горького, представившего молодой советской литературе купца как одного из основных «героев своего времени».

Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Будто впервые. Кустодиева интересуют главным образом эстетические вкусы и обычаи жизни купцов. творчестве.

Песню про купца Калашникова»». «Полотном и бумагой» стала совместная книжка «Русь», опубликованная в питерском издательстве «Аквилон» в 1923 году тиражом одна тысяча экземпляров (часть тиража пронумерована) с оригинальными рисунками пером, заставками и двадцатью одной фототипией с кустодиевских акварелей, с текстом Замятина про «город Кустодиев» и случай из жизни в нем. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26.

Учился в Высшем. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».

Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Тогда как Русь «непутевая, уездная», шатающаяся «на куличках», прозябающая «в чреве мира» («у русской печки — хайло-то какое ведь: ненасытное») смотрит диким глазом, подмаргивает из глубины колодца или ямы, куда заглядывает Замятин:» Раньше заглядывал — до переворота: Теперь, в 1923 году, после опыта существования в другой цивилизации (инженер Замятин строил корабли в Англии), двух революций одного года, после написания романа «Мы» с неизданием его на русском (и для Замятина неизданием на родине — пожизненным), словом, после проживания событий, составивших в несколько лет целую эпоху, воззрения писателя видоизменились: «Пышная кустодиевская Русь лежала уже покойницей.

«Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Но в ней объективно отразилось нечто иное, большее. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Кустодиев с Замятиным словно бы выстраивают некий заповедник, в котором этот миф и пребывает. Учился в Высшем. Работал в плакате и в книжной графике.

Кустодиев песня 
про купца калашникова 
описание

Кустодиев песня про купца калашникова описание

Коляска и Шинель Н. В. Гоголя, Песня про купца Калашникова М. Ю. Б. Работал в плакате и в книжной графике. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.

лХРЕГ лХУФПДЙЕЧБ ОЕПДОПЪОБЮЕО. Таким образом и здесь художник не изменяет исторической правде, недаром Нестеров назвал его «историческим живописцем». Капитализм Кустодиев-художник не приемлет в первую очередь за его космополитизм, убивающий национальное своеобразие и национальную суверенность. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты.

  • Кустодиев, картина Купец в шубе, 1920
  • Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  • Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
  • Картина Кустодиева Масленица, другие известные работы и биография художника
  • История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
  • Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Аккуратно сложенные в столбики пересчитанные монеты говорят о кропотливости этой работы. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Реальное для честного художника не совмещалось с идеальным. Рубенс, Тициан тоже мясных писали, а подсветки такой у них не было.

На полотне изображен купец, выразительность лица которого впечатляет. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. Такие купидонистые, сочные. Это вполне понятно.

Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Какова шуба на нем. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина).

Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». То есть, красавица, она перекликается с его вообще интересами живописи – с таким вот изобильным благополучием. Последняя есть скрытая Родина, земля обетованная русского народа.

Здесь, собственно и представлены народные типы, так ярко описанные Замятиным: «Лихач», «Купец», «Игуменья», «Сундучник», «Торговец шарами», «Художник вывесок». Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Учился в Высшем. – логическое следствие его художнического мышления.

Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Картина Кустодиева «Купец, считающий деньги» написана довольно таки реалистично, относительно других его работ.

Художники книги ХХ века. как насмешку, пусть даже тонкую, над изображаемыми явлениями, значило бы упрощать дело. Кустодиев Борис Михайлович учился в Академии художеств (1896-1903) у. Коляска и Шинель Н. В. Гоголя, Песню про купца Калашникова М. Ю. О творчестве и роли художника Кустодиева. И. Я. Билибин. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.

И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. «Кирибеевич и Алёна Дмитриевна» В. Серов Б. Кустодиев. Голлербаха известно также, что «из остатков репродукций было приготовлено около 50 экземпляров (не для продажи) без текста».

  1. Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
  2. Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  3. Литературно-исторические заметки юного техника
  4. Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Борис Кустодиев: Купец, считающий деньги

Как известно, Кустодиев очень любил обогощать портреты «живым» фоном. Эпиграф к уроку. Наталья, сестра Мордюковой, впоследствии рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной Мосфильма— Ты знаешь Наташка, сделали такой грим Сейчас нас будут фотографировать на пробу. Так жанр стал определяющим в творчестве живописца.

Но в портрете нет никакого негатива. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. — не просто натура, «вставленная» в холст. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием.

Они таковы, какими их сформировала среда. То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». И недаром М. Нестеров при своем посещении Кустодиева в марте 1923 года говорил художнику, что раньше его раздражало кустодиевское стремление, как он думал, «смеяться над ними (купцами), выставлять на посмешище»1.

Работал в плакате и в книжной графике. Там он оказался в мастерской Репина и обратился к портретному жанру. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.

  1. Сайт о жизни и творчестве художника
  2. Описание картины «Купчиха за чаем»
  3. Описание полотна «Купец, считающий деньги»
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Из Википедии — свободной энциклопедии

С шеи свисает цепочка к которой подцеплена дополнительная видимо для часов. Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. русская Венера». Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре.

Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Она – неизбежная расплата за его добрую доверчивость. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Вышла «Русь» тиражом 1000 экземпляров, часть тиража была нумерованной.

  1. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Действие. Так оно и было. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. С детства мальчик увлекался рисованием, а в 1887 году посетил выставку художников-передвижников, где так впечатлился увиденным, что это определило всю его дальнейшую жизнь.

Кустодиев, картина 
Купец в шубе, 1920

Под впечатлением этого события Кустодиев задумал «Групповой портрет художников Мира искусства, который должен был запечатлеть всех участников объединения и представлял беспрецедентный для своего времени проект, поскольку даже во времена расцвета Товарищества передвижников ни один из его членов-портретистов не предпринимал подобной попытки. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Работал в плакате и в книжной графике. Большое спасибо за статью.

Песня про купца Калашникова. Работал в плакате и в книжной графике. А тут какой-то русский бренд – как после баньки тела. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др.

детски доверчив к миру. Они не интересовали художника.

Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. Однако московский «интерьер» выглядит слишком искусственно, как макет. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Эти великие стилисты собственными художественными средствами сделали бывшим никогда «в жизни» небывшее: сдвигом авторской речи с нейтральной на сказовую, стилизацией лучших русских реалистических сюжетов (Гоголя, Достоевского, Лескова, А. Островского, Ф. Сологуба) и разнообразных фольклорных форм (легко узнать традицию народных кукольных театров, тверской игрушки в изображении ярмарочных групп или характерных типажей у Кустодиева). Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном.

В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Ушедшая жизнь — сожженный синий бор: Русь — дремучий лес. Эти известные личности заметили свое «родство» и в 1919 году произошла их первая встреча. Лермонтова Песня про купца Калашникова. ) Песня про царя Ивана Васильевича, молодого. Именно к таким относится и знаменитая картина «Масленица». Воинов записывает в дневнике встреч с художником: «Этот текст очень нравится Борису Михайловичу.

Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Защита. «настоящий Кустодиев это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская.

Спасибо еще раз, что напомнили о Кустодиеве. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Процесс купеческой эксплуатации, когда в погоне за прибылью русский негоциант «не пожалеет брата родного» в самом прямом и буквальном смысле (как об этом повествует Мельников-Печерский в романе «В лесах», рассказывая о судьбе двух братьев-купцов), выжимание «прибавочной стоимости» не изображает Кустодиев.

Но интересовала Кустодиева только живопись. В картине можно отметить и легкую иронию – пышная и добродушная купчиха со своим застольем вызывает у зрителя улыбку. Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Именно купеческое сословие развивало экономику России тех времен. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.

От отсутствия чувства Родины. КЮ, а на картине-подлиннике полкумпола у большевика тоже срезано или это просто картинка в статье так получилась. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Цветная обложка издания выполнена «в стиле русских подносов первой половины прошлого века». Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Купцы и купчихи Кустодиева носят дорогие меха, купеческие жены демонстрируют роскошные шали, пуховые платки, шелковые платья, драгоценности, как бы осуществляя в действительности народные представления о «хорошей жизни» — богаты, нарядны вспомним, что герои русских былин обычно богато одеты там часто фигурируют «злато-серебро», «скатный жемчуг», «бархат».

Это – критерий правдивости его сказок. Создатели былин обстоятельно, со вкусом и знанием дела останавливаются на всех деталях и подробностях одежды, а дородность тоже входит в народные представления об идеальном герое — «дородный красный молодец». Однако в рожденных крестьянской средой эстетических идеалах купечества нарушены чувство меры, благородная простота и гармония, присущие народному художественному вкусу. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Розово-свежее от послеобеденного сна лицо и открытые, отличающиеся мраморной белизной округлые плечи этой красивой и пышущей здоровьем женщины подчёркнуто выделяются на фоне её чепца и складок такого же тёмно-фиолетового с чёрными разводами бархатного платья113013931.

Персонажи Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Истинного зрения. Он и не идеализирует купцов: они невежественны, косны, ограниченны, самодовольны, тупы, но в изображении художника они не алчны. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. RU ::Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю.

Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Русский художник Борис Кустодиев несомненно обладал им. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Первая часть — замятинская, в ней рассказывается случай из жизни мифического города Кустодиевска, где жила молодая красавица Марфуша, супруга пожилого купца Вахрамеева, который любил её без памяти и ревновал однажды уехал муж на ярмарку, а к Марфе зашёл «казанский князь, в ватной шапке горшком, лопоухий, глаза вострые», взволновал он Марфушу наутро воротился с ярмарки муж, за обедом поел грибочков да и помер. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки.

Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». все это родная стихия. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.

Как рассказывает В. В. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Работал в плакате и в книжной графике. Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей.

1. Учился в Высшем. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Какое значение имеет описание утра, алой зари. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Видимо, Кустодиев, как и Горький, сознавал это «родство», так как, когда Горький в 1919 году пришел к художнику, они встретились как единомышленники.

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Работы тех лет отличало жанровое разнообразие: художник пишет портреты, первые картины о русской провинции и деревне, пробует себя в сферах книжной иллюстрации и скульптуры на 1905-1906 годы приходится начало занятий журнальной политической графикой, с 1907 года он увлекается скульптурой и в этом же году начинает работать в Мариинском театре в качестве помощника декоратора А. Головина. Эти тогдашние бизнесмены сами покупают и продают, держат небольшие магазинчики и лавки.

И все в таком роде». Основные принципы сюжетного построения наиболее характерных картин передвижников разработаны в русской живописи еще П. Федотовым. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. смотрит уже другими глазами.

Кустодиев внимательно изучает их вкусы и обычаи. Возможно, художник предлагал живой фон и заказчикам портрета самодержца, но те по какой-то причине остановились на «пустом», безлюдном Кремле. В творчество Кустодиева вошли другие купцы старого, докапиталистического типа. Зашел с мороза прямо в шубе.

События «Песни про купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят. Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: М. Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова -. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Кустодиев точно передал в ней цветовую гамму и показал купца несколько задумчивым и отвлеченным, левой рукой держащего необходимый атрибут любого бизнесмена счеты (современный аналог Калькулятор), правая рука положена хозяином прямо на уже не раз пересчитанные купюры и монеты царской России различного достоинства разложенные на деревянном столе. Горькому близко и понятно было искусство Кустодиева, он приобретал его произведения для музея в Нижнем Новгороде, а художник неоднократно обращался к творчеству писателя, оформив в 1920-х годах несколько книг (обложки) Горького именно таких, где героями были купцы — «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых». Кустодиев оценивал купечество с позиций художника-реалиста, его интерес к этому образу был рожден его общественным сознанием. Место действия перестает быть фоном. Издание состоит из двух частей.

Разумеется, Русь никогда не была такой — ни замятинской, ни кустодиевской. Но, как мудрый художник, он не может не видеть и не понимать ее истинного смысла. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Придали мечтательному воспоминанию форму иллюстрированной истории.

Он зачарован ее национально-русским колоритом. А шуба. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. а описанием могилы Калашникова Образ купца Калашникова. й ЬФБ ФТБДЙГЙС ДПЦЙМБ ДП ОБЫЙИ ДОЕК.

– Так как это обнаженная натура. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Кустодиев и смеялся над ними, но на посмешище своих купцов не выставлял, не нагнетая отрицательных эмоций и не педалировал своего отрицательного отношения к ним. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.

В произведениях художника, как в утопическом «Городе Игната», гармонически сосуществуют различные социальные слои, а купцы мирно вросли в народную среду, в жизнь провинции как своеобразный ее экономический регулятор. рПФПН ВПЗБФЕЕЧ УФБМЙ ЙЪПВТБЦБФШ РП-ЙОПНХ. Разумеется и в рисунке Кустодиев что-то подчеркивает, заостряет, доходя подчас почти до гротеска. Искусство требует всей жизни.

Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.

Я. Билибин, 1901). И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. Изд.

Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Справа вверху намоленная икона подсвечиваемая ломпадой. Бенуа, вполне, кстати, сочувственное, о том, что «ярмарки Б. М. Он ничем не напоминает человека, утратившего положительные идеалы. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.

Песня про купца Калашникова. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей.

Учился в Высшем. Скептицизм ему абсолютно не свойствен. Однако на тех же «мужичков» во время крестного хода Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. В этих словах чувствуется недоверие и осторожность живописца к государю.

Увидеть ее – высший дар. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.

пДОБЛП, ВМЕУФСЭЕ ЧЩРЙУБООБС ЛХРЕЮЕУЛБС ТХЛБ, МЕЦБЭБС ОБ ЛЙРЕ БУУЙЗОБГЙК, ВПМЕЕ ЧУЕЗП РПИПЦБ ОБ МБРХ ПТМБ, ЧГЕРЙЧЫЕЗПУС Ч ДПВЩЮХ. сказочное, то его оценка жизненных явлений реалистична. Работал в плакате и в книжной графике. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619.

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Вот кого рисовать-то. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. же время живут».

Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. В этом их паразитическая сущность. Текст к изданию написал Евгений Иванович Замятин, судьба которого драматическим образом сказалась на судьбе кустодиевского альбома: в 1931 году писатель эмигрировал из СССР и его книги на родине подверглись запрету под запретом оказалась и «Русь».

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Они имеют исконно русские и словно пуповиной повязаны с простой провинциальной жизнью. А художник со своей стороны оформил обложки произведений Горького о купцах в частности «Фома Гордеев».

— это пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок». Учился в Высшем. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.

Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Использованные цвета подчеркивают добрые эмоции и чистоту мыслей, связанных с верой, которыми пропитана яркая, праздничная картина «Масленица». В содружестве с «Аквилоном» Борис Михайлович Кустодиев создал три книги.

Получив удар в грудь, купец Калашников немного оправился и хватил. Вероятно, так «имиджмейкеры» Николая хотели придать дополнительной «исконности» императору. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то.

Он оставлял место для наития. Кустодиев, так же как и Иванов использует прием фрагментарности, в результате чего изображение приобретает вид кадра, момента, выхваченного из прошлого.

Два художника творят миф о бывшем, которое должно сохранить. Кустодиева в «Аквилоне». М. Г.

Весеннее и светлое полотно художник создал в 1906 году. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Мир кукол игрушек был близок детской душе художника.

Учился в Высшем. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией.

За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Открывается оно нарядным фронтисписом исполненным в четыре краски в технике хромотипии.

Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Жест его руки, придерживающей деньги, подчеркивает впечатление. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). бЧФПТ: вПТЙУ лХУФПДЙЕЧ. тХУУЛПЕ ЙУЛХУУФЧП ОЕ ТБЪ ПВТБЭБМПУШ Л ПВТБЪБН ДЕМПЧЩИ МАДЕК. Одна из самых первых работ – картина Кустодиева «Портрет Я. Билибина» – была признана на выставке в Мюнхене (в 1901 году) одной из лучших работ в данном направлении. Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Прямое обличение — не его сфера, там где он это делает, как, например, в «Купчихе, пьющей чай» (1923) или «Красавице» (1921), его произведения теряют присущее им обаяние. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят.

И. Шаляпин». И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». Со слов Э. Ф. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов».

А может быть именно вот таким образом и стоило. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Кажется, что кожа на мясах такая теплая. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. В мае 1927 художник умер в Ленинграде. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере.

Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора — М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).

Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123.

Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства».

Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Интересно. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Песня. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих. В 33 года художник почувствовал первые признаки тяжелого заболевания, которое диагностировали как опухоль спинного мозга.

А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». каждому воздает «по заслугам».

Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Учился в Высшем. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима.

как раз и выражает его жажду положительного идеала, связанного с народными представлениями о привольной, радостной жизни. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией. Учился в Высшем. Кустодиева к «Песне о купце Калашникове».

Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Чувство правды жизни подсказывает художнику меру заострения того или иного образа. Иначе и не могло быть. Несмотря на это, он сохранял жизнерадостность и продолжал работу до 1927 года. Чертовски трудно.

Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Видение этого страшного мира, может быть, наиболее отчетливо и без прикрас возникает перед художником в его картине «Старик с деньгами», написанной уже после революции, в 1918 году.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. украшенный барельефом с. Б. М. Затащил мужика с базара — и писал при народе. «. Кустодиев шел «не в ногу» с «мирискусниками» и символистами, но «в ногу» со временем и это доказывает его «родство» (в плане творческих исканий) с Горьким, который тоже ввел (в русскую литературу) купечество как главного «героя времени», проследив его эволюцию, его классовое становление и развитие.

Однако «строительным материалом» поэтической мечты художника была самая прозаическая российская действительность. и т. п. «Песней» Л. включился в разгоравшиеся споры о народно-поэтич. Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта.

Самые известные полотна художника связаны с сюжетами из русской жизни и быта. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера.

Когда этот тупой гигант шагает по крышам домов города, давя всех и всё, делается страшно. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара.

Предмет интересует его в меру своей характерности. И такие молодцы проглядели революцию. Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции.

Нет, конечно. Это – своеобразный реалистический противовес романтической фантазии художника. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное.

Более того, в характеристике старика нет и тени иронии. 5. «Рассказ, — пишет В. В. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.

Догоревший дотла, оставшийся в памяти: Заповедная виртуальная зона. Русская Атлантида. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Нотгафта, одного из руководителей издательства «Аквилон», бывшего, кстати, во времена «Мира искусства» секретарем объединения и ставшего впоследствии хранителем Эрмитажа. Позади государя Кремль, а не «родной» Санкт-Петербург.

Работал в плакате и в книжной графике. Учился в Высшем. не пошел по пути сатирического обличения. Третья глава начинается поэтическим описанием начала дня. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

не казнью, 6. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами. Кустодиев.

Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.

Многие его. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Борис Кустодиев появился на свет 7 марта 1878 года в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии. Особенно хочу сказать о великой картине Большевик. ирония – не средство разоблачения. В этом смысле Кустодиев отличен от А. Островского, с которым он так близок как бытописатель— и типажом и изображаемой средой и даже «географией» своих произведений. Герои Островского при всей их яркой и жизненной убедительности сразу определяются писателем как положительные и отрицательные, кустодиевские герои менее выражены как личности индивидуальности, это скорее типы, но отношение к ним художника более сложно. Мне Кустодиев очень нравится и даже вопросов нет, что он был огромный талант.

«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Во времена Кустодиева купцы носили и современную европейскую одежду и сохранившиеся в своем неизменном виде купеческие костюмы, сложившиеся еще в 30—40-х годах XIX века, когда были написаны «купеческие жанры» Федотова и начал зарождаться как жанр купеческий живописный портрет, хорошо известный Кустодиеву. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Давая советы своему сыну, К. Б.

Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. Спасибо. Достаточно взглянуть на тупую, бесчеловечную рожу этого великана и все становится ясно. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.

И нужно отдать должное социальной «обязательности» Кустодиева, который в начале XX века в эпоху интенсивного развития мирового капитализма ввел в искусство русского купца, представителя национальной буржуазии. Художник дал свой ответ на главный вопрос русской общественной мысли начала века — о развитии капитализма в России исторических путях Родины. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима.

Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Жанровая сценка с чертами портретного жанра удается Кустодиеву прекрасно – как и «Купчиха за чаем», эта работа ярко отражает творчество живописца. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Замятин там говорит о существовании мифического города Кустодиевска (так у воспоминателя), где сконцентрировалось все специфически русское«. Лермонтов. Книга вышла стараниями в том числе близкого друга семьи Кустодиевых Ф. Ф. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.

Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Только щеки да нос краснеют». «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.

Это была дейсвительно хорошая мина при плохой игре. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года.

Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Рядом стенд с описанием монумента. как бы восстанавливает объективные морально-этические пропорции действительности. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.

Читается за 6., хотя они и могут вызывать улыбку, трудно назвать «положительными» или «отрицательными». Ему нужна была обнаженная натура.

В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Вот насколько мы уголок можем видеть. «Русь» — третья работа Б. М. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Купчиха необыкновенно хороша и воплощает в себе народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза263029.

Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. В 1909 Борис заболел туберкулезом позвоночника и провел последние пятнадцать лет жизни в инвалидном кресле. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Огонь — и нет ее. — этнос).

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». «За кулисами» кустодиевских произведений живут его подлинные герои – обычаи, нравы, традиции. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.

Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Сзади видны сцены Москвы: торговые ряды, монастыри, белокаменная церковь. Осознавая, что смерть уже рядом, Кустодиев по-прежнему творил в присущей ему праздничной манере, краски его оставались яркими, насыщенными, сочными. Авторским правом могут охраняться произведения, созданные французами, погибшими за Францию во Второймировойвойне (см. подробнее), россиянами, воевавшими на ВосточномфронтеВтороймировойвойны (известной в России как «Великая Отечественная война»), а также посмертно реабилитированными жертвами репрессий в СССР (см. подробнее). 6 «Кирибеевич и Алёна Дмитриевна» В. Серов Б. Кустодиев. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).

Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. Работал в плакате и в книжной графике. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи.

Как художник Кустодиев «осваивает» купеческий эстетический идеал — эту перегруженность богатств, находя им некий художественный эквивалент для него шелка, бархат, меха имеют свои чисто живописные ценности и вместе с тем он воспринимает эти богатства в их образной значимости. Сознавая лежащую в основе купеческого довольства власть денег, Кустодиев не демонстрирует, однако, купеческую страсть к наживе, хотя и не забывает о ней, о чем говорит уже известное нам его полотно «Купец, считающий деньги» (1918). Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования.

к крестьянским рассказам Л. Толстого и к «Песне про купца Калашникова» М. Лермонтова. Учился в Высшем. Произнесенное вскользь слово «мифический» здесь ключевое. Я. Билибин, 1901).

Почему уговаривает. Отец. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». в том же самом году выпустило «Песню про купца Калашникова» М. Ф. Лермонтова с. Краткое содержание поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые, – его фраза.

иллюстрации к «Песне» И. Билибина, В. Васнецова, Б. Кустодиева. Он мученик денег, прикованный к ним незримой силой. лХРЕГ лХУФПДЙЕЧБ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ЮЕМПЧЕЛ ЙЪ ОБТПДБ. Наш художник раскрывал характеры незаурядных купчишек старого покроя. Работал в плакате и в книжной графике.

Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта.

Эта картина Кустодиева знакома даже тем, кто не слышал о его творчестве. Кустодиев, очарованный красотой всего русского, национального, с жадностью вбирал виденное. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Михаил Юрьевич Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого. Кустодиев изобразил на ней главную площадь небольшого городка во время народных гуляний.

СПБ. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика.

В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался.