Кустодиев Портрет Шаляпина

Портрет Шаляпина кисти Кустодиева как раз относится к данному периоду. В марте 1968-го по просьбе дочерей Шаляпина Марфы и Марины портрет Кустодиева был принят на хранение в Ленинградский государственный театральный музей, а с апреля 1985 года выставлен в Большой гостиной Мемориальной квартиры-музея Ф. И. Шаляпина в Петербурге. Портрет Федора Шаляпина Кустодиев писал уже, будучи прикованным к инвалидному креслу. Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Отзывы о портрете Шаляпина, конечно быля самые, что ни на есть положительные, многие критики и современники выражали свое почтение мастеру и все как один заявляли о этом произведении как о вершине творчества Кустодиева. Кустодиев пишет множество портретов, среди которых отдельного внимания заслуживает портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году. В левом нижнем углу портрета Кустодиев изображает дочерей Федора Шаляпина – Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца Дворищина И. Г. Федор Иванович Шаляпин известный оперный певец.

Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г. и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника. Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге. «как драгоценное достояние» берег кустодиевский портрет Шаляпин.

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

В 1902 г. писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам — «властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, «исправить ту жестокую несправедливость жизни, что испокон веков тяготеет над певцами и актерами», создать из произведений Ф. И. Шаляпина «прекрасную долговечную статую». Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник.

Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника и, вспоминая родную Волгу, они запевали вдвоем – сначала Шаляпин, потом к нему присоединялся Борис Кустодиев – и пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодействовали. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны.

Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. В этом году, благодаря инициативе администрации и Министерства культуры Челябинской области, музей будет принимать в своих стенах одно из известнейших полотен Бориса Кустодиева – «Портрет Ф. И. Шаляпина».

сочинение по картина 
кустодиева портрет 
шаляпина

сочинение по картина кустодиева портрет шаляпина

С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.

В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Весь наряд Шаляпина говорит о том, что он любит отнюдь не дешевые вещи.

  1. Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
  2. Описание картины «Портрет Шаляпина»
  3. Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
  4. Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
  5. ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. 1932. Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку— под нею виден строгий концертный костюм. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Аккуратная трость и небольшой перстень подчеркивают статус этого человека. На ногах модные ботинки – серая замша и черный лак.

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. 1921 год, зима.

Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Создается впечатление, что в судьбе этого талантливого человека все стабильно хорошо.

Парализованному, прикованному к креслу художнику приходилось писать портрет по частям, при этом холст наклоняли над креслом, так что Кустодиев работал глядя вверх, как при росписи плафона. Примечательно, что в СССР воспроизводились репродукции не с подлинника, а с авторской копии39. — Да как же это случилось. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Сам он с трудом верил в благополучное завершение работы над портретом и даже не представлял своей профессиональной удачи, впоследствии поражавшей многих живописцев благодаря виртуозному мастерству и изумительному расчёту Кустодиева3814241. Идея написать портрет Ф. И. Шаляпина возникла у Кустодиева еще в 1919 году, когда певец пригласил тяжело больного мастера делать эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А. Серова «Вражья сила» в Мариинском театре. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева.

  • КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс
  • Сочинение по картине «Портрет Шаляпина» Кустодиева
  • Портрет Шаляпина, Кустодиев – обзоры картин

Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. Жалостливая грусть охватила меня, когда я, пришедши к Кустодиеву, увидел его прикованным к креслу. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. С 1922 жил за границей. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным.

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве.

  1. Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина
  2. Русский музей Дополненная реальность
  3. Краткое описание Портрет Шаляпина
  4. Интересные сочинения по картинам
  5. Описание настроения картины Портрет Шаляпина
  6. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  8. Сайт о жизни и творчестве художника

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. «Портрет Ф. И. Шаляпина»Теги:ЖивописьМузеи. ХудожественныеФедор ШаляпинЧелябинский государственный музей изобразительных искусств не в первый раз сотрудничает с Государственным Русским музеем (г. Сам же Воинов немало сделал для пропаганды выставки, а в особенности представленного на ней творчества Кустодиева. Преданно смотрит на хозяина белыйпородистый мопс Ройка.

Портрет Шаляпина, 
1922, Кустодиев 
– описание картины

его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы вообще все эти типичнорусские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителюнеобыкновенное чувство радости. Он уверенно идет вперед, его любят и ждут им восхищаются. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Его "Портрет художника И. Я.

Стремительно мчатся сани, крытые пестрыми коврами, запряженные конями в цветной нарядной сбруе. По неизвестной причине у него отнялись ноги. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Кустодиев с молодых лет восхищался талантом Шаляпина. Занимался также скульптурой.

Шаляпина" находится в Париже, а в Русскоммузее выставлен портретповторение 1922 года. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

Сам он с трудом верил в благополучное завершение работы над портретом и даже не представлял своей профессиональной удачи, впоследствии поражавшей многих живописцев благодаря виртуозному мастерству и изумительному расчёту Кустодиева. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». — говорю я ему.

Пошел в магазин. У входа на ярмарку— афиша Шаляпина. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны— масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое.

Шаляпин становится центром, вершиной этого русского мира. Шаляпин выкупил этот портрет и увез его с собой в эмиграцию во Францию в 1922 году. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. Портрет – эскиз Федора Шаляпина. — Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

— Шуба-то хороша, да возможно — краденая. — Как краденая. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Фон портрета— ярмарочное гулянье с цирком, каруселью, балаганом, тройкой. Среди нее снуют сбитенщики, лотошники, продавцы воздушных шаров. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.

Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого». Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Оригинальный портрет создавался Борисом Кустодиевым в период с 1920 по 1922 год. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Коровин, И. Е. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14.

Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. В 2015 году состоялась большая выставка «Спасибо, Урал. », на которой экспонировалось 30 работ из собрания ГРМ. Это показывает, что он немного возвышается над простыми людьми, но сохраняет связь с народом.

Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Только неимоверная любовь к России могла одаритьхудожника.

В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.

Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Это уже второй совместный проект с Русским музеем. Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Учился у П. А. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

В то же время, следуя своему излюбленному приему, художникизобразил главного героя огромным по сравнению с остальным людом на фоне картины, подчеркнув этим величие и мощь гениального национального певца, которого очень любил. Фигура развернута в фас, голова— влево. Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул. Посмеялись и условились работать. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана».

Репина (1896-1903). Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет».

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Портрет создавался эпизодически в период с 1920 по 1922 год в трудных для Кустодиева условиях: чтобы объять кистью весь двухметровый холст, художнику приходилось писать его по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения. 1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах.

Его учителем был И. Репин. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы.

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Недаром Федор Шаляпин говорил:. Премьера оперы состоялась в 1920 г. Это был один из лучших спектаклей тех лет. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.

Но этобыло такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем"городе Кустодиевске", сконцентрировавшем в себе все русское. Рисовал тайком от мед персонала, в больнице. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге».

Все боятся подойти к нему. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. На заднем плане высятся деревянные горы с ледяным скатом трепещет флажок над каруселью. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

Дворищина. И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размахи талант народа проявились во всей полноте. Уехал в Швейцарию. Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году8. Это картина покорила меня своей величественностью и простотой – и подарила надежду. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.

Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Артист стоит в театральной позе. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом — русский город. Кустодиев взялся исполнить четыре эскиза декораций и эскизы всех костюмов и гримов к опере А. Н. Серова «Вражья сила», которую ставил Шаляпин1. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.

На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского. Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»2017Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он ещеучился в Академии художеств в Петербурге. Шуба у вас больно такая богатая. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях.

Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. Санкт-Петербург). Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.

В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Для контраста Шаляпин изображен более темными красками. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Он смотрится очень солидно в своем костюме и роскошном пальто.

Кустодиев увлекался народным лубком, отличающимся простотой своих образов и нарядностью цвета. Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу. Пастернак, К. А.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. которая была так близка Ф. Шаляпину. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Его «Портрет художника И. Я.

Предложили мне выбрать. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Будучи придирчивым даже к самым малейшим деталям, такое же серьёзное значение он придавал и художественному оформлению оперы, чтобы все её элементы приобрели бы единую художественную целостность1027. В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Кустодиев с большим интересом следил за репетициями на сцене, знакомился с происходящим на месте в постановочных, портных и костюмерных цехах. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Париж, «Современные записки».

Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. Шаляпин оглядывается. Словарь Флигель (от нем. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.

Венцом этой летописи жизни и творчества Шаляпина стал портрет исполненный в 1920 — 1921 гг. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

По просьбе певца в портрет введены были фигуры Дворищина и двух дочерей. И начались репетиции. Серов, Л. О. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе». Шутите, Федор Иванович. — Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.

Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Болезнь прогрессировала. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Пошел в магазин. Я отправился к нему с этой просьбой.

Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Дворищина. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».

Экий я мерзавец—буржуй. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Недаром ФедорШаляпин говорил: ". Уменьшенный портрет хранится в Русском музее176, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи43. Рядом с ними — друг и личный секретарь Шаляпина Исай Григорьевич Дворищин. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Сейчас кустодиевский Портрет Ф. И. Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника. Этот относительно молодой формат «выставки одной картины» завоевывает все большую популярность, давая возможность увидеть оригиналы шедевров изобразительного искусства широкой аудитории из разных городов и стран. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани.

Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом.

На руках у Марины обезьянка. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Он создает впечатление серьезного, степенного человека.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе.

Глядя на картину русского художника Бориса Кустодиева Портрет Шаляпина, никогда не подумаешь, что большую часть своей недолгой жизни он проводил в кресле-каталке и писал свои работы, пользуясь своим воображением, уникальной памятью и сложной системой рычагов. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения.

По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Фёдор Иванович Шаляпин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

Мне несомненно понравилось это произведение. Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю.

Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе». Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». На ногах модные ботинки напуговках серая замша и черный лак. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.

По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2.

Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. 1921 год, акварель, цветные карандаши. Работы мастера пронизаны весельем и любовью к русской провинции.

Распахнутую шубу придерживает манерным жестом правой руки с оттопыренным мизинцем. Предложили мне выбрать. У ног хозяина белый породистый мопс Ройка.

Коровин, И. Е. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Борис Кустодиев окончил Академию Художеств. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е.

Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

Сам Федор Иванович больше всех других ценил этот портрет и писал о художнике: «Если я когда либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Пастернак, К. А. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Тяжелаяболезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Санкт-Петербург). И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».

На руках у Марины обезьянка. На ногах певца —начищенная обувь, которая будто противопоставлена белому снегу. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство».

Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913).

Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжалработать.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой. Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Кустодиев работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы.

Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке. Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой. У него есть семья и поклонники, у него есть Россия. На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача».

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.

Его Портрет художника И. Я. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.

Вдали постройки старинного русского города. Но если я когдалибо видел в человеке действительно великий дух, так это вКустодиеве. Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Первоначальное название картины — «Новый город».

Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.

Коровин, И. Е. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Будучи уже неизлечимо больным, во время великих потрясений – войны, революция, разруха, – известный русский художник Б. Кустодиев пишет беззаботные, почти лубочные, бытовые сценки из жизни маленьких провинциальных городов, будто взятых из пьес Островского, с гуляниями, чаепитиями, ярмарками и красивыми людьми, пышущими здоровьем. Приятно ее написать. — Ловко ли. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем над горами.

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре.

Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. «Портрет Ф. И. Шаляпина»АфишаПоказать на картеот 100 руб. ВыставкиВыставка «Борис Кустодиев. Он не выходил из дома. Некоторое время спустя певец приехал к художнику с дирижёром Мариинского театра Даниилом Похитоновым17. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.

И в ней работаБориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Мотив старого русского города, ярмарки и балагана навеян прежними работами художника— живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы (1910-е), а также декорациями к «Вражьей силе». И когда в 1919 г. артист, бывший в то время художественным руководителем Мариинского театра, обратился к Кустодиеву с просьбой принять участие в работе над одним из спектаклей, тот с радостью согласился.

У входа на ярмарку— столб, на котором афиша с именем Шаляпина, возвещающая о таком большом событии для провинции— приезде великого певца и свидетельствующая о том, что его здесь ценят, любят и ждут. Левая рука опирается на трость. Просто в глубине души русские – это чистые и светлые люди. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. Ходить в них по снежным склонам трудно иШаляпин опирается на дорогую трость.

БорисКустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. На руках у Марины обезьянка. Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Пастернак, К. А.

Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Их кистью, карандашом и резцом сохранен в веках облик артиста и образы им созданные. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе.

И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Я занялся актерами. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361.

Написал быстро1. Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Бывало, друзья в мастерской вместе начинали петь, мысленно возвращаясь в родные края и тогда у домашних выступали слезы.

Но в действительности вскоре после написания этой картины все кардинально изменилось как в жизни Шаляпина, так и в стране. Над торговыми рядами — вывески с аршинными буквами. Не мог выбрать похуже — выбрал получше. — Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне.

Повсюду оживленная толпа. В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель). Его Портрет художника И. Я.

Экий я мерзавец — буржуй. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Борисом Михайловичем Кустодиевым. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой. Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся – а не только воротник и шапка – на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.

Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: онвидел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа.

Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Бульдог Шаляпина был дрессированный: когда Федор Иванович говорил «Городовой. » — пес падал замертво.

его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. Савинского, И. Е. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин.

На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Серов, Л. О. С какой теплотой он смотрит на людей. Первоначально вид народного творчества. Лечили его, возили по курортам, оперировали позвоночник, но помочь ему не могли. Он предложил мне сесть и руками передвинул колеса своего кресла поближе к моему стулу. Сам же Воинов немало сделал для пропаганды выставки, а в особенности представленного на ней творчества Кустодиева. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался.

Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Как и два года назад, картина побывает не только в Магнитогорске, но и в Челябинске и Сатке. Больше всего народу собралось у балагана. Интересна история создания этой картины. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. «Портрет Ф. И. Шаляпина»Челябинский музей изобразительных искусств (Картинная галерея)С 26 сентября по 21 октября 2018Событие завершилосьПоказатьВыставка «Борис Кустодиев. Зрители Челябинской области и в частности города Магнитогорска, получат уникальную возможность увидеть и в полной мере оценить художественные достоинства одного из известнейших портретов в творчестве Кустодиева.

Серов, Л. О. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин.

Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник.

После операции ему было запрещено рисовать. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература».

Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин1718. Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева.