Кустодиев Весна

Кустодиев легко показывает зрителю свободу, то, как приятно парить, двигаться и дышать, когда приходит весна. Несмотря на то, что Кустодиев был уже тяжело болен, он смог написать «Весну», кропотливо восстанавливая в памяти сюжеты из жизни небольшой деревеньки, весенние паводки, пряничные домики, закаты и купола церквушки, напоминающей фата моргана. Картина Бориса Кустодиева Весна1: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Составить рассказ по картине весна автор Кустодиев

Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм.

Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).

  1. Описание картины Бориса Кустодиева «Весна»
  2. Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
  3. Картина Весна1 Бориса Кустодиева
  4. Борис Михайлович Кустодиев "Весна", 1921
  5. Деревенский праздник, Кустодиев, 1910
  6. Картина Кустодиева Масленица: описание
  7. Художник: Кустодиев Борис МихайловичНа берегу реки (Весна)

Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.

В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Палевые, светло-серые, голубоватые, почти белые дома.

А для художника особенно. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность.

Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Эти первые швейцарские недели. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.

Болезнь прогрессировала. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.

Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Сайт о жизни и творчестве художника
  • Кустодиев, Масленица (1919): описание картины
  • Картины по стилям и направлениям

Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там.

Миновать Лувр (какое счастье, что завтра там можно провести целый день), дворец Тюильри и выехать на лисейские поля — это маленькое подобие Версальского парка. Он чувствовал себя здоровым. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917).

А позади него виднеется пожилая купеческая пара. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни». Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. Но снова неясность диагноза, приблизительность лечения.

Горкин говорит, что так повелось от старины, к Светлому Дню припасаться надо, того-сего. Если приглядеться, то рисунки решеток на каждом этаже разные. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др.

Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Человек должен их прятать не только от окружающих, но и от себя. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка.

Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Когда ей будет конец. К чему обременительные откровения. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Весна»

Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).

Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В 1916 году наступил полный паралич ног. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».

Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец. Сюжеты произведений живописца также становились своеобразным отражением смутной народной мечты о сытости и довольстве, о бесконечном светлом празднике, где нет и не может быть места грубой реальности. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.

В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам.

«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Но как можно забыть об ее одиночестве. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

Произведения бытового жанра, рассказывающие о жизни провинциального городка или села, выполненные Кустодиевым красочно и живо, теперь стали своеобразной исторической иллюстрацией эпохи. Чистые, веселые краски, декоративность нарядов и интерьера, сочно выписанные натюрморты и тщательно прорисованные детали придавали картинам Бориса Кустодиева сходство с лубком – искусством, близким народному восприятию. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Стал знаменит образами традиционного русского быта и красочными народными типажами, на которые его вдохновляли провинциальные города и села Верхней Волги, куда он часто выезжал, проживая в Москве и Санкт-Петеребурге. Какое это наслаждение — шагать не уставая, сгибать и разгибать руки, пальцы.

Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Для них масленица только началась, весь день – катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов – представление в театре, а вечером – к столу с блинами и красной икрой. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.

Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки.

Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Художник – без рук. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.

Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года.

Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом.

После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.

Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла.