Левицкий Екатерина 2 Описание

Мать Отечества: 12 символов, зашифрованных в портрете Екатерины Великой

Высокий и стройный блондин, с хорошим цветом лица, Ермолов обращал на себя внимание своей красивой наружностью и только широкий, плоский нос, за который Потемкин прозвал его «lе negre blanc», портил его лицо. В 1780 году, когда он стал фаворитом императрицы, ему шел 23-й год.

Она имела все достоинства, присущие великому государю. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». То есть сюжет картины «Екатерина II – законодательница» не является воплощением фантазии одного только художника. Осуществление этой слегка утопической идеи возлагалось, в частности, на Смольный институт.

Даже в юности Екатерина отличалась острым умом, хитростью и наблюдательностью, с легкостью манипулировала окружающими ради достижения своей цели. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722 – 1782). Несмотря на единичность в его творчестве портретов, подобных изображениям Агаши и Макеровского, они могут быть расценены как свидетельство удивительной чуткости художника к новым веяниям в современном ему искусстве. По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года.

Таким он выглядит на парадных портретах первой половины и середины XVIII в. С возникновением камерного портрета многие свойства образов взрослых людей были перенесены и на детей. Своеобразие русского классицизма: мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, ни стремились к простоте, естественности и человечности. Более неестественное изображение и представить себе сложно.

«Я, как Алкивиад, уживусь и в Спарте и в Афинах», – говаривала она, любя сравнивать себя с героями древности. Автор многочисленных портретов современников. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). Так что же.

Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью. Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове. Художник старался избежать парадности, официальности в этом по жанру «парадном» портрете.

Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Императрица сжигает на алтаре маковые цветы, которые, согласно античной традиции, считались символом сна и покоя, тем самым выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России. На их примере хорошо заметно, как внимательно подходи Левицкий к образному решению и в зависимости от индивидуальных качеств портретируемого.

Я беру на себя устроить ваше состояние»). Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг. Эта аллегория – воплощение идеи «просветителей» об «истинном монархе», который сам, прежде всего, должен был быть первым гражданином Отечества. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна.

Левицкий портрет 
екатерины 2 описание 
картины

Левицкий портрет екатерины 2 описание картины

Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) -1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Самым знаменитым является портрет Екатерины 2 в виде мудрой законодательницы. 1780-х). Тем не менее в истории мирового изобразительного искусства существуют интересные работы.

Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть. рисунок 1б): черты лица императрицы, орден на груди, богато украшенные одежды и открытый жест монархини.

Своеобразным пиком творчества Левицкого стал портрет Урсулы Мнишек, жены литовского коронного маршала М. Мнишека (1782 г. ). В эпизоде, который условно можно назвать «Встреча Маши Мироновой с Екатериной II», Пушкин лаконично вместе с тем выразительно описывает внешность Екатерины, ее поведение, особенности характера, стиль разговора и манеру общения. Как объяснил сам художник, он хотел изобразить Екатерину «законодательницей», жрицей Фемиды, богини Правосудия.

Парадному портрету 
Екатерины в Ульяновском 
областном художественном

Парадному портрету Екатерины в Ульяновском областном художественном музее – 230 лет

Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию.

Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. Он любит изображать покой и негу. Непосредственным поводом для создания портрета было, возможно, замужество дочери. Композиция картины, образ государыни, символические атрибуты разработаны в системе классицизма: на голове императрицы – лавровый венок, на груди – орден св. Императрица, однако, распорядилась передать все имущество Ланского его родственникам. Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг. Целью, к которой стремилась императрица в своей деятельности на педагогической ниве, было создание «новой породы» людей, свободных от пороков общества.

Екатерина 2 законодатетельница 
 (парадный)

Екатерина 2 законодатетельница (парадный)

Петр III сетовал: «Бог знает, откуда моя жена беременеет я не знаю наверное, мой ли этот ребенок и должен ли я признавать его своим». Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А. С. Протасовой. Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Не обладая жадностью других любимцев, Ермолов получил сравнительно немного: 4 тысячи душ и около 400 тысяч деньгами он не заботился также и об обогащении всей своей родни, как это делали другие.

Екатерина предстает здесь не в одеяниях античной богини – покровительницы наук и искусств, а в классицистическом образе триумфатора, законодательницы и радетельницы о благе подданных. Пугачев руководствуется не только логикой ума, то есть законами своего лагеря, но и «логикой сердца»: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай». Его «Фелица» потому так успешно справляется со своими государственными обязанностями, что она сама человек, а не бог, не сверхъестественное существо и понимает все человеческие потребности и слабости. Широкое озеро сияло неподвижно. Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787).

Громады втиснувшихся среди домов океанских лайнеров. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф. П. Макеровского (1789 г. ). Например, Екатерина II сравнивала себя то с мудрой Минервой, то со справедливой Фемидой. Одни пуговицы на его кафтане стоили около 80 тысяч рублей.

Екатерина выросла в небогатой семье и получила посредственное воспитание. В 1780-е гг.

Описание картины 
Дмитрия Левицкого 
«Портрет Екатерины

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Екатерины 2»

Слева от него размещался портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой. Постепенно происходит открытие истинно детского портрета. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Вместе с тем в ней доминируют и это подчеркивает Пушкин, такие черты характера, как отзывчивость, милосердие, умение быть благодарной («я в долгу перед дочерью капитана Миронова.

Заказчиком данного портрета был канцлер А. А. Безбородко. При горячей поддержке Екатерины II Понятовский стал королем Польши. П. А.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

Поэты-классицисты «рисовали» в своих произведениях парадный портрет Екатерины II изображая не конкретного человека, а свою мечту об идеальном, просвещенном государе, мудром, справедливом, пекущемся о людях монархе – таковой им казалась Екатерина в первые годы после восшествия на престол. Фавориты Семен Гаврилович Зорич Премьер-майор русской службы Максима Зорича. Но нельзя забывать, что образ Екатерины II во многом противопоставлен образу Емельяна. Потемкин не был «паркетным» генералом. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играёт одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831-1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Екатерина II Алексеевна (1733 – 1811)- императрица Всероссийская в 1762 – 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская (1729 – 1796).

Римский-Корсаков был фаворитом императрицы около года. Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным.

Потемкин взял его в свою свиту, а почти два десятилетия спустя предложил его кандидатуру Екатерине в качестве фаворита. Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Пушкин раскрывает особенности характера Екатерины, подчеркивает неоднозначность ее образа: она может быть строгой, холодной, когда дело касается ее врагов, вспыльчивой при виде несогласия, противоречия ее словам и мнению (как она «вспыхнула», когда Маша не согласилась с тем, что Гринев «безнравственный и вредный негодяй», примкнувший к Пугачеву. ). На вопрос последнего, какие книги ему нужны, он ответил: «Ну, знаете, большие тома внизу, а маленькие книжки вверху – как у Ее Величества».

Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг. ) родился на Украине. Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона.

По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Эти атрибуты деятельности и обстановка дополняют образ снисходительного, чуть утомленного сановника, погруженного в заботы государственной важности. Эти аллегории возводили её имперское начало к самому Августу. Рассталась Екатерина с Григорием Григорьевичем из-за того, что тот, будучи человеком не менее пылким и увлекающимся, чем сама императрица имел немало любовных связей на стороне. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна.

В 1775 г. он произведен в советники Академии. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление.

Лик Екатерины 2: 
традиции изображения

Лик Екатерины 2: традиции изображения

Это создается именно благодаря пространственному решению. Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия. Низкий горизонт как бы возвышает, возвеличивает фигуру.

Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. П. В. Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе. Стремление «очеловечить» образ императрицы в конце XVIII века проявляется и в литературе, в частности в творчестве Г. Р. Державина – его оде «Фелица» (1782). Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало.

  • Описание картины «Портрет Екатерины »
  • ИССЛЕДОВАНИЕ АЛЛЕГОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
  • Екатерина Великая как жена художника Левицкого
  • Екатерина – законодательница в храме богини правосудияя
  • История создания Портрета Екатерины

Портрет относится к разряду аллегорических картин. А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. Понятовский не был официальным фаворитом, но все же его считали любовником императрицы, что придавало ему вес в обществе. Разумеется, такие костюмы лишь в общих чертах подражали народной крестьянской одежде. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы.

Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). На этот раз Екатерину привлек Завадовский — представитель известного казацкого рода. На такие концерты съезжалась петербургская знать, нередко во главе с самой императрицей. Все указывает на радение императрицы о благе Отечества.

Ее туалет подчеркнуто прост, скромен, отсутствуют всякие парадные регалии, атрибуты царской власти (скипетр, корона, держава и пр. ) Гостеприимным жестом радужной хозяйки она приглашает полюбоваться своей усадьбой. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику.

  • Характеристика «Портрета Екатерины – законодательницы»
  • Левицкий Дмитрий Григорьевич – русский художник-портретист
  • Екатерина – законодательница в храме Богини Правосудия
  • Презентация по истории на тему Образ Екатерины и ее фаворитов в искусстве
  • Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Екатерины »
  • Описание некоторых портретов художника Левицкого
  • Портрет Екатерины в виде законодательницы

Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Просветительские философия и идеология в России были ориентированы на государственные и общечеловеческие ценности и последние обладали значительной нравственной и культурной энергией. Он много лет жил в Лондоне и в составе английской дипмиссии оказался в Петербурге. В портретной живописи сложились определенные образные каноны.

Да и стоит этот «дворец» «на углу перекрестка» — Место, по народным поверьям, нечистое. А Пугачев, хоть и окружен дьявольского вида подручными, все же сидит «под образами», а лев и орел, которым уподобляется бунтовщик в одном из эпиграфов и в калмыцкой сказке, — не только царственные хищники, но и символы евангелистов. Вершиной портретного искусства считается творчество Д. Г.

  1. Нина Молева – Семь загадок Екатерины или Ошибка молодости
  2. Екатерина — законодательница в храме богини правосудия
  3. О жизни и творчестве выдающихся художников
  4. Фигура великой императрицы: путь к правлению
  5. Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
  6. Высшее достижение в области парадного портрета

Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Если сравнивать это произведение с другими аллегорическими портретами (например, портрет Стефано Торелли (см рисунок 2), то он отличается по многим параметрам: краски на картине Левицкого более яркие и насыщенные, в то время как у других цвета более блёклые у Левицкого Екатерина является единственным и главным действующим лицом, у Торелли же она является центральным, но не единственным персонажем у первого Екатерина не теряет своего человеческого облика, когда как на другом портрете она больше похожа на богиню, чем на себя. В повести Пушкина, как и на портрете Боровиковского, перед нами предстает дама средних лет («лет сорока», – пишет автор), в домашнем наряде – «в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке», гуляющая по саду с собачкой.

Рокотова (см. Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность.

Казалось, Екатерина II желала, чтобы её саму помнили дольше, чем ее деяния. В портретах художники достигли значительного совершенства. К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает.

  1. Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл
  2. Блог школы – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ 43
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

А. П. Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки. Владимира 1-й степени. Портрет Екатерины II 1783 года открывал серию изображений кавалеров этого ордена. преобразованиями, оно было и неспокойным, требующим особой, выверенной и уравновешенной гражданской позиции от правителей огромной страны. В представленном парадном портрете художник выразил все надежны и чаянияпрогрессивного общества того времени: это своеобразный его «наказ» императрице, всето, чего от нее искренне и вдохновенно ждали интеллигентные и образованные людиконца восемнадцатого века. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833-1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Особняком стоит в творчестве Левицкого так называемый «Портрет старика-священника».

Описание картины 
«Портрет Екатерины 
»

На нем Екатерина одновременно и величественна и очаровательна: ее милостивая улыбка обращена к верноподданным. Екатерина II Алексеевна (1733 – 1811)- императрица Всероссийская в 1762 – 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее.

Композиция картины в целом имеет не меньшее значение. Которая является ярким воплощением юридической тематики. Последний его подвиг – ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве.

Во второй половине ХVIII в. в русском искусстве формируется стиль классицизм. Однако фавор длился недолго.

Представляется более справедливой точка зрения Ю. М. Лотмана, который убежден в том, что в Екатерине II воплощен пушкинская мечта о подлинно человеческих отношениях, способности монарха подняться над жестоким веком, «сохранив в себе гуманность, человеческое достоинства и уважение к живой жизни других людей». Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. 1770-е – начало 1780-х гг. Во-вторых, картина не обладает динамичностью, что свойственно портретам. С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. под ее руководством проводится школьная реформа – впервые создаются народные училища, выпускаются первые уставы инструкции, учебники, впервые организуется подготовка будущих учителей, вводится система общего начального образования всех сословий (за исключением крепостных крестьян).

Основаны города Севастополь и Екатеринослав. Екатерина II восседает на троне со скипетром в протянутой руке, мягкие черты лица делают ее профиль одухотворенным, а сама принятая ею поза скорее легкая, нежели тяжеловесная, – благодаря всему этому и создается ощущение некоего порыва, обращенности вперед, не вполне ожидаемое от парадного портрета. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни.

Там его «достоинства» пришлись по душе Екатерине. Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707 – 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным.

Екатерина II (урожденная принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) (1729–1796) происходила из обедневшего немецкого княжеского рода. В духе традиционных портретов государственных мужей написаны портреты А. М. Голицына (1772 г. ) и А. Д. Ланского (1782 г. ). Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Писал иконы для московских церквей. Екатерина-Законодательница – это портрет-идея. Существует мнение (например, Е. М. Кукина), что Левицкий опирался на портрет известного художника Ф. С. Картина имела большой успех и вдохновила Г. Р. Державина на оду «Видение мурзы». По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна.

Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. В портретах старших воспитанниц стержнем образной характеристики становится демонстрация того, сколь искусно овладели они достоинствами, необходимыми светской даме. Последний фаворит императрицы Екатерины II, в конце ее царствования фактически сосредоточивший в своих руках всю власть. Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен.

Грациозный поворот корпуса подчинен ее изящному плавному движению. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762).

Но это значит поступаться своими местными привязанностями, даже нравственными убеждениями. Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый. Однако имя его никогда не исчезало из памяти потомков. В 1775-м он был назначен кабинет-секретарем.

Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Его автор Михаил Микешин (1835-1896) уже один раз изобразил великую императрицу- на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Аллегорический портрет – эторазновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России.

В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Простоте и человечности образа Екатерины II способствует скромная красочная гамма (переливающиеся оттенки серебристо-голубых и зеленых тонов) изображение окружающей обстановки: зеленая купа деревьев справа и сзади образуют глухой тон, на котором спокойно вырисовывается светлая фигурка левее открывается вид на зеркальное озеро с замыкающей даль Чесменской колонной. Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке. Левицкий изобразил ее в храме богини правосудия, сжигающей цветы мака на алтаре.

Открываются Эрмитаж – первое в России богатейшее собрание художественных коллекций (1764), первый русский университет (1755) и Академия художеств (1757). Косвенным итогом ослабления Османской Империи стало присоединение Грузии (1783). Отныне Григорий Александрович стал величаться светлейшим. Вот портрет М. А. Львовой (1781 г. ), рожденной Дьяковой, жены Н. А. Львова, хозяйки дома, в котором собирались крупнейшие деятели культуры того времени.

Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Последний его подвиг – ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве.

Бытовая сценка литературного характера разворачивается в покоях Екатерининского дворца в Царском Селе в присутствии неестественно малолетнего Павла Петровича и княгини Екатерины Дашковой. Более неестественное изображение и представить себе сложно. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург) Художник-портретист.

отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами. Но оценивая плоды правления Екатерины II в целом (а в XVIII века она оставалась на троне дольше, кто-либо чем из коронованных особ), приходим к выводу, что то была эпоха славы и могущества России, закрепившей за собой статус великой державы. Спустя 13 лет она перечитала это свое изображение «философа в 15 лет» и была поражена, что в таком возрасте так уже хорошо знала все изгибы и тайники своего характера.

Она сама в одном лице законодатель и судья – богиня Справедливости и Правосудия. Он должен был занять центральное место в интерьере здания Думы (совета) ордена. Кроме позднее создавшихся слухов, нет определенных фактов, указывающих на ее преждевременное развитие и раннее проявление дарований. В 1743 г. мать Екатерины и она сама получили приглашение от императрицы Елизаветы Петровны приехать в Петербург.

В «Портрете Урсулы Мнишек» поражает отточенное до виртуозности мастерство художника, который добивается нужного эффекта последовательной системой приемов. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Рядом со своей цветущей, дородной супругой Бакунин выглядит еще более аккуратным, собранным и суховато-педантичным. Вместе с тем художник отнюдь не склонен повторять один и тот же трафарет композиционной схемы, одинаковое расположение фигур, однородные колористические сочетания.

Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные. Такая задача была в тех обстоятельствах под силу, пожалуй, только ее характеру. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия – Фемиды. Аналогичные мысли высказывает и талантливый литературовед Ю. М. Лотман в своих исследованиях о Пушкине: «В исследовательской литературе с большой тонкостью указывалось на связь изображения императрицы в повести с известным портретом Боровиковского». Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины).

Последний его подвиг – ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве. Он даже поселился во дворце. Екатерина II Великая- идеал просвещенной монархини. Действительно, мы можем найти некоторое сходство картин портретистов (см. Своего рода «квинтэссенцией» классицизма является портрет Екатерины II в образе законодательницы – идеальный образ «просвещенной государыни», «первой гражданки Отечества», решенный в сугубо аллегорическом ключе.

В соответствии со второй традицией изображения Екатерины II императрица представала как обыкновенная земная женщина, не чуждая человеческим чувствам и настроениям (камерные интимные портреты).

Екатерина не позировала Левицкому, это подтверждают камер-фурьерские журналы. Петр Васильевич Заводовский Пётр Васильевич Завадовский (1739 — 1812) — русский государственный деятель, кабинет-секретарь и фаворит Екатерины II, первый министр народного просвещения Российской империи (1802-10). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета.

камерные портреты преобладают у Левицкого над всеми другими видами изображений. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. Но портрет Екатерины стал настолько популярным (ныне он в собрании Русского музея), что Левицкий написал несколько его повторений, одно из этих полотен хранится в Третьяковской галерее. Фавориты Иван Николаевич Римский-Корсаков Иван Николаевич Римский-Корсаков был сержантом лейб-гвардии Конного полка, который князь Потемкин считал чем-то вроде «кадрового резерва» и откуда он брал все новых и новых фаворитов для страстной императрицы. Эти подробности говорят о личных склонностях представленного человека, чертах его частной жизни. Непосредственность поведения, уже наметившиеся различия характеров, внутреннее состояние каждой девочки в момент позирования тонко и с глубокой симпатией переданы портретистом.

Главная тема – торжество общественных начал над личными, долга над чувством. рисунок 1а), который особенно нравился императрице. Екатерина Вторая была необыкновенная монархиня. Пушкин вводит в эпизод описание пейзажа, которое близко к тому пейзажному фону, на котором изображена Екатерина II в картине Боровиковского: пожелтевшие липы, кустарники, широкое озеро, прекрасный луг, «где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева».

«Одиночество» героя в камерном портрете XVIII в. имеет принципиальный характер: образ всегда строится с расчетом на присутствие зрителя, современника и потомка, ради которого герой и демонстрирует себя в самых лучших своих качествах. Тяжелыми складками ложится затканная двуглавыми орлами горностаевая мантия. Андрея Первозванного. Екатерина мечтала сделать из Ланского своего помощника. Часть своего колоссального богатства он перед кончиной распорядился передать в казну.

Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же -в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина).

– период расцвета творчества Левицкого. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. Первая традиция связана с идеализацией и с возвеличиванием императрицы. Родился в Киеве.

и М. А. Митрофановых (1790-е гг. ). Для своей оды он воспользовался сюжетом и персонажами ее аллегорической «Сказки о царевиче Хлоре», написанной в условно «восточном» стиле.

Другим примером костюмизации является портрет дочери Левицкого Агафьи в русской одежде (1785 г. ). У Левицкого можно найти такой пример: это портрет супружеской четы В. Н. Г. Р. Державин в оде «Фелица» искренне выразил свои монархические чувства.

Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. Художник представил в нем старость как жизненный этап имеющий самостоятельную нравственную ценность. Показано, что портрет Левицкого отличается от многих ему подобных.

Писатель подчеркивает приятный и ласковый голос императрицы, ее привлекающую симпатии манеру общения и разговора: она первая прервала молчание, разговорилась с Машей говорила ласково с улыбкой, «подняла и поцеловала», «обласкала бедную сироту», обещала позаботиться о ее будущем. Для искушенных в иносказаниях тогдашних зрителей весь ботанический реквизит портрета мог нести и скрытый смысл, намекая на деяния Демидова в области воспитания. Намерение императрицы служить России, выражено в жесте ее руки, указывающей на алтарь, а сжигаемые маки символизируют «идею утраты «драгоценного покоя» царствующей монархини, ее неустанных забот о государственном благе. Она родила в 1762 году от своего фаворита сына – будущего графа Алексея Григорьевича Бобринского.

Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Чаще всего шло обращение именно к греческой и римской мифологии. Сопоставление двух портретов одной и той же модели открывает общие для камерных портретов 1780-х гг. Галерея портретов дает полное представление о русском обществе того времени.

Немногочисленные друзья пытались облегчить положение старого мастера. Левицкого. Старческие изображения нечасто возникали в портретной живописи XVIII в. Но в «Портрете священника» чувствуются особая теплота отношения к модели, оттенок скорбной горечи при виде разрушений, которые причиняет человеку неумолимо уходящее время. Левицкого (1735 – 1822). На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Картина была написана в 1861 году по академической программе, а за ее эскиз автор был удостоен большой серебряной медали.

Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Сохранился и портрет мужа Бакуниной.

Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. с 1762 – 96 годах – российская императрица Екатерина II. Чайки на захлестанных пеной обломках досок. Ровный свет заливает передний план портрета, выделяет лицо и особенно высокий лоб, придавая облику подчеркнутое благородство. В работе проанализирован яркий пример аллегорического портрета XVIII века – картина Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия».

Едва выйдя из младенчества, он уже должен был подчиняться требованиям этикета, принятым во взрослом обществе. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. К тому времени, когда Левицкий начал свой путь портретиста, традиционный парадный портрет во многом уже исчерпал свои возможности и не отвечал новым взглядам на человека, складывавшимся с середины ХVIII в. При создании заказных изображений Левицкий предпочитал использовать один из самых распространенных в отечественной живописи видов портрета — поколенный. Они шились из дорогих тканей и, по сути, мало отличались от маскарадного костюма. Портрет Екатерины II в виде законодательницы.

К тому же, с точки зрения способностей в делах государственных, Орлов оказался полной посредственностью. Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной. Самый стиль описания, спокойная манера повествования, лексика избираемая писателем, подчеркивают его отношение к Екатерине II: не единожды употреблены такие слова, как «улыбка» (трижды), «приятный» (голос, лицо), «ласковый» (голос), «ласково» (обратилась), «обласкав» (бедную сироту). Живописная поверхность доведена до эмалевой гладкости. К России отошла Белоруссия и Правобрежная Украина (1793), а также Курляндия и Литва (1795).

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Таков портрет Анны Давиа Бернуцци, примадонны итальянской оперы-буфф в Петербурге (1782 г. ). Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия показывает, каким должен быть идеальный монарх- «первый гражданин отечества» истинно радеющий за благо своих подданных. Екатерина Алексеевна относилась к русскому художнику без особого интереса.

21 августа 1745 г. Екатерина была обвенчана с великим князем Петром. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Член Совета Академии художеств (с 1808).

Как признается Екатерина II в своих «Записках», что рано или поздно «станет самодержицей российской империи» и шаг за шагом, с замечательной последовательностью, шла к этой цели. В этом эпизоде повести Пушкин открыто выражает свое отношение к Екатерине: «голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», «Все привлекало сердце и внушало доверенность», – пишет он. Образ Екатерины II в портрете Левицкого является примером одического восхваления: монархиня наделена «благородной простотой», к которой стремились классицисты просветительского направления. Григорий Орлов Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время).

Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. Фавориты Александр Дмитриевич Ланской Конногвардеец Александр Дмитриевич Ланской был одно время адъютантом светлейшего князя Таврического и по приказу Потемкина отправился «на службу» в спальню императрицы. Пейзажному фону в картине отведена небольшая роль.

Новое произведение Левицкого стоит особняком в его творчестве. На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств. Екатерина осыпала его наградами и драгоценностями. Его богатство по подсчетам современников составляло 7 миллионов рублей. Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур. В 1783 году он и заказал художнику для своего петербургского дома парадное изображение государыни, в дальнейшем известное под названием «Портрет Екатерины II — Законодательницы».

Тщательно выписана орденская звезда на груди — свидетельство заслуг на жизненном поприще. Таким образом картина относится к жанру аллегорического портрета. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Ее манила земная даль, а не небесная высь.

Он не мог не понравиться Екатерине Алексеевне испытывавшей слабость к тонкой лести. Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки. Лицо императрицы полно и румяно». В основе изображения А. С. Пушкиным образа Екатерины II в повести лежит мечта гениального русского писателя о таком государственном строе, который был бы основан на человеческих отношениях и о такой политике, которая, как точно определяет Ю. М. Лотман, «возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность».

черты образного строя. Однако она – не только императрица, но и человек и это спасает героя». Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II — Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г. ). Римский-Корсаков отличался редкой красотой и не менее редким невежеством. Портрет относится к 1781 году, был обновлен в памяти гравюрой Уткина в 1827 году.

Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла. Портрет наполнен пышной репрезентативностью и официозной торжественностью. У Екатерины «полное и румяное» лицо, «приятное и спокойное», выражающее «нежность и спокойствие», с голубыми глазами и легкой улыбкой. Это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности собеседник чувствовал себя легко и непринужденно, словно разговаривал сам с собой. Это обстоятельство свидетельствует, что он уже пользовался уважением и известностью.

Ребенок в XVIII в. трактовался обычно как маленький взрослый. Екатерина выросла в небогатой семье и получила посредственное воспитание. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Запутавшись в долгах и бесконечных тяжбах с кредиторами, он окончательно упал в глазах Екатерины II, отправившей его в отставку. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году.

Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. Боровиковский (см. Генерал от инфантерии. Владимира, у ног на книгах восседает орел – аллегорическое изображение Российского государства. Привставший на лапах «Метеор», ядром снаряда проскакивающий под тяжело пригнувшимися арками мостов.

Виды портрета Портрет (произошло от фр. Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста. Взгляд модели направлен на зрителя сверху вниз.

Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте.

Другое дело, что далеко не всем она шла. Левицкий- классицист рославляет идеального героя в образе правосудия.

Таким образом, во имя и во славу государства и ее подданных императрица сознательно отказывается от собственного покоя и отдыха и полностью посвящает себяслужению народу и стране. Но Левицкий, будучи ярким, талантливым и точным портретистом, отображая образ «идеального монарха» очень метко показал свою и общественную веру в возможность этой идеи. Во времена античности Мак являлся символом покоя и безмятежности.

Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. Парусник с полуприбранными парусами, в тонкой паутине высоко взметнувшихся рей. Фемида, слова на жертвеннике «для общего блага»красноречиво и ярко свидетельствуют об этом. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Художники и поэты создают официальный, «парадный портрет» Екатерины, мудрого монарха, который проводит свои дни в трудах и заботах о благе народа. Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета. То есть он был моложе Екатерины на 29 лет.

Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Причудливым сплетением традиционно-парадных и неожиданных черт отмечен его портрет. Ко двору его привел граф Петр Румянцев, фаворит другой императрицы — Елизаветы Петровны.

Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции. Логическим центром портрета становится лицо князя. Писатель отмечает простоту Екатерины II (императрица вняла сироте, дочери простого коменданта далекой крепости), ее готовность помочь бедной девушке и Гриневу, внимательность (внимательно выслушала Машу, поняла ее, отправила домой не пешком, а в придворной карете). Сыновья жили с отцом и воспитывались в Австрии под руководством католических аббатов.

При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. Державин не ограничился «Фелицией»: мысли и образы этой оды развивались и в «Изображении Фелицы» и в «Видении Мурзы» и в оде «На счастье».

Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях. Он был ее давним знакомым. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Она одета в строгое белое платье с мантией, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест).

Волевое, рассудочное, рациональное начало составляло основу достоинств мужчины и было тесно граничит с представлениями о его моральном долге перед обществом. Низко осевшие буксиры с алой перевязью тянущихся к небу труб. Пример ее удачного художественного воплощения является работа Д. Г. Левицкого «Екатерины- Законодательницы». В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе. Одной из интереснейших проблем камерного портрета является изображение детей.

Орел с оливковой ветвью воспринимался как символ просвященной, сильной и мирной России. В образе Екатерины II воплотилась мечта гениального русского писателя о подлинно человеческих отношениях. Екатерина изображена в храме Фемиды — богини Правосудия. В 1769 г. Левицкий окончательно поселился в Петербурге.

Художник в своих произведениях выступает мастером парадного портрета. Завадовский получил звание генерал-майора, 4 тысячи крестьянских душ. Сам Потемкин, разочаровавшись в Ермолове, успешно устроил его быстрое падение. Река ли, море ли, напружинившимися потоками хлынувшие в город.

Одновременно на государыне можно увидеть царскую мантию, цепь ордена св. В результате русско-турецких войн (1768—1774 и 1787—1792) к России были присоединены земли Новороссии (1774) (сейчас южная Украина), Крыма и Кубани. В пары объединялись обычно портреты супругов иногда братьев и сестер.

«Портрет светлейшего князя Платона Александровича Зубова» 1793 Холст, масло 107, 5 x 88, 2 Государственная Третьяковская галерея Москва По характеру изображения: парадный, военный портрет: на фоне колонн битва при Дербенте По позе: анфас По формату: во весь рост Стиль: академизм Поджанр: Репрезентативным Костюмированный Платон Александрович Зубов (1767-1822) — с 1793 года граф, с 1796 — светлейший князь. А. П. Антропов и Д. Г. Левицкий – посвятили полотна Екатерине II. Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. — позже других видов портрета.

В оде Фелица – это сама Екатерина Вторая. Вернувшись в Россию, Ермолов поселился в Москве, в своем доме на Тверской и здесь вскоре женился на княжне Елизавете Михайловне Голицыной, от которой имел 3 сыновей: Петра Александровича, отца Александра Петровича-мл., женатого на Анастасии Николаевне Ермоловой, урожденной княжне Щербатовой Михаила Александровича, женатого на дочери французского генерала графа де-Лассаль, Жозефине-Шарлотте, от брака с нею имевшего дочь Елену — за французским маркизом, римским князем Де-Подена и Фёдора Александровича, без потомства (в январе 1855 г. ) и женатого на Анастасии Николаевне Щербатовой, по смерти его вышедшей за племянника своего мужа. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы.

Правый портрет изображает Г. И. Алымову играющую на арфе. Екатерина пишет про себя в записках, что у нее ум и характер, несравненно более мужской, чем женский, хотя при ней оставались все приятные качества женщины, достойной любви. Она позировала преимущественно иностранным мастерам. Остаток жизни он прожил в Первопрестольной, где и скончался в возрасте шестидесяти семи лет.

Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. В повести этот образ персонифицирован в двух лицах: Екатерины и Пугачева (в соответствии с двумя полярными представлениями о законности у крестьянства и правительства). — портрет М. А. Дьяковой, будущей жены Н. А. Львова (1778 г. ). Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление. Платон Александрович Зубов Лампи Старший Иоганн Баптист.

Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Сентиментализм признает главной в человеке сферу чувств. Подобное изображение Екатерины II в повести «Капитанская дочка» граничит с мировоззрением позднего Пушкина, который считал важнейшими качествами монарха умение быть милостивым, милосердным (неслучайно, что тема милосердия – одна из основных в творчестве Пушкина последних лет: поэт полагал одной из самых своих главных духовных заслуг то, что он «милость к падшим призывал» (стихотворение «Памятник»), а также быть простым в отношениях с людьми (человеческая простота, по его мнению, составляет основу величия, об этом он говорит в стихотворении «Полководец»). Некоторые исследователи считали, что такое изображение Екатерины II, человеческое, а не «условно одическое» (Ю. М. Лотман), граничит со стремлением «снизить» ее образ, более того, «разоблачить» ее как недостойную своего государственного предназначения правительницу.

Действительно, первое определение, которое хочется дать картине – это величественная. Не зря Савельич крестится и читает молитву перед «резиденцией» самозванца, на которой как бы лежит отсвет адского пламени: красные рубахи, кафтаны и «рожи», блистающие глаза, сальные свечи. Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. При всем очевидном высоком мастерстве живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных портретов царицы. Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о том, что Левицкий хотя бы единожды писал государыню с натуры. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы.

Эмоциональность, чувствительность естественного человека, облагороженные разумом, оставались преимуществами женщины. Не лишенный ума, Ермолов был угрюм и неразговорчив. Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Андрея Первозванного, а также красную ленту и крест ордена св.

Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Из ангальт-цербстского лукошка ей было нетрудно подняться на космополитическую точку зрения, на которую садилась тогдашняя философская мысль Европы, а Екатерина сама признавалась, что «свободна от предрассудков и от природы ума философского». Отсвет этого идеала ложится на самых разных по натуре людей. Именно вот таким образом оно не могло развиваться свободно. Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет.

Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. На атласе платья сверкает бриллиантовая цепь с изображением св. В русской исторической живописи того времени образ великой императрицы XVIII века, по всей видимости, впервые появляется на сугубо ученической картине польского художника Ивана Миодушевского, учившегося в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. А на рисунке Валентина Серова (1865-1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. В. Л.

Произведение Левицкого можно рассматривать как одно из слагаемых более широкого явления. У нее было два важных таланта – отключать собственные эмоции в пользу рационализма и с легкостью завоевывать всеобщую симпатию.

Живопись его блестяща и торжественна в звучном, аккордном сопоставлении белого и красного. Оттуда он взял имя Фелица, которым в сказке была названа богиня добродетели. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства. Екатерину Вторую он прославил как образец «просвещенного монарха».

Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Эта гравюра ко времени написания «Капитанской дочки» была у всех в памяти. Екатерина Левицкого представлена «неким «орудием Правосудия» – ее фигура, жесты рук, легкий наклон корпуса вправо уподобляют ее атрибуту правосудия – весам «оба конца» которых (чаши) вверены ее государственному попечению». Произведениям этих поэтов присущи торжественный иногда даже вычурный стиль, восторженное, «коленопреклоненное», абстрактное, лишенное конкретного изображения описание императрицы, уподобленной богам.

Опираясь на группу гвардейских офицеров, Екатерина свергла мужа с престола. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Получила домашнее воспитание и образование в лютеранских традициях.

Она сама дает стране законы и сама же является гарантом их безусловного соблюдения. Александр Петрович Ермолов Сын небогатого Сергачского помещика поручика Петра Леонтьевича известен только тем, что в течение 16 месяцев был близок к Императрице Екатерине II, пользуясь ее особым расположением. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Как с людьми, точно так же поступала Екатерина и с обстоятельствами.

Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716-1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712-1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Это была эпоха столетия ее царствования.

В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Но роскошь. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Екатерина Вторая умела окружать себя умными и деловыми людьми. Началась самая плодотворная полоса его творчества.

Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II. Так, М. М. Херасков в торжественной оде Екатерине II (1763) упоминает «богини лик прекрасный» «Вознеси богине славу / Выше солнца наконец. » – восклицает А. П. Сумароков в своей «Оде государыне императрице Екатерине Второй на день ее тезоименитства 1762 года ноября 24 дня». Пугачев появлялся в повести из «мутного кружения метели» неким оборотнем исчадьем ада: «что-то черное», «или волк или человек».

Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Учился у А. П. Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям.

Идеальные черты, приданные Пушкиным правителям, проявились в их отношении к Гриневу. В половине 1784 г. Императрицу постигло тяжелое горе: она лишилась сильно любимого ею Ланского, которого вот таким образом ей трудно было заменить. Зато предметы быта: одежда, гитара, ноты — занимают почти половину живописной поверхности. Умер Левицкий в 1822 г., надолго пережив свою эпоху и собственную славу. К тому же она находила его «потише и смирнее» Потемкина. «Портрет Екатерины II — Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин.

Лучшее, что дошло до нас от искусства XVIII века – это портреты и пейзажи. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. «Екатерина II — Законодательница» — своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра.

Ермолов умер в Вене 24 марта 1834 года. Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Фавориты Григорий Александрович Потемкин Фаворитом императрицы был всего два года. Хотя в сознании же многих поколений людей она остается лишь лицемерной правительницей, но не следует забывать, что при всей неординарности и противоречивости личности Екатерины Второй и результаты ее правления все чаще отмечается, что в сравнении с предшествующими эпохами правления ее время утвердило славу и могущество России как великой державы. Но он даже после этого остался единственным человеком, которого она считала своим соратником и с которым решала важные государственные вопросы. Впрочем, он и сам особо ни к чему не стремился и просто выполнял свой долг подданного «матушки-императрицы» доступным для него способом.

В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Идею этого портрета породил век просветительства. Таковы портреты фрейлины Екатерины II П. Н. Репниной (1781 г. ), жены директора придворной певческой капеллы А. А. Полторацкой (около 1780 г. ) и другие. Наиболее ярко образ Екатерины II в предстает в известном «Портрете Екатерины II-Законодательницы в храме Богини Правосудия», Д. Г. Левицкий (1783).

Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы. преобладают различные варианты парадных портретов. Это произведение художника – в чистом виде «парадный портрет». На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец. Это была эпоха столетия ее царствования.

Именно вот таким образом картину можно назвать шедевром русской живописи. Приложение 2) отказался от традиции изображать Екатерину в виде «богоподобной» царицы, величественной «земной богини» (как, например, Левицкий). Но оба образа неоднозначны. Впрочем, фаворитом Васильчиков пробыл недолго. Это удивление и было каплей искусительного яда, попавшей в самопознание Екатерины II.

Екатерина очень последовательно и целенаправленно шла к тому, чтобы слыть «просвещенной монархией» и добивалась этого своим трудом и терпением. «Императрица не может его (Гринева) простить, – говорит Екатерина II Маше Мироновой. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. А «прокололся» он вот на чем. Фавориты Александр Семенович Васильчиков.

Недаром многие литературоведы отмечают, что портрет Екатерины кисти Боровиковского близок к тому «домашнему» образу императрицы, который дал Пушкин в повести «Капитанская дочка». Львов. Певица изображена в костюме поселянки. Она была дочерью младшего брата маленького немецкого "фюрста" мать ее происходила из дома Гольштейн-Готторп и приходилась двоюродной теткой будущему Петру III.