Левитан Автопортрет
Рассмотрим, как пример, два автопортрета гениального пейзажиста Исаака Ильича Левитана, человека, поднявшего «русский пейзаж» до понятия мировой значимости.
В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890). В это время он рисовал для иллюстрированного журнала "Будильник". За неуплату его исключают из училища.
Сердце у него не стучит, а дует. Исполненный легкими касаниями карандаша с деликатными добавлениями мела и пастели, этот портрет, традиционный по замыслу и композиции, вполне выразителен и выдает непростой характер модели. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. Количество известных в настоящее время невелико – немногим более десятка. В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город.
- Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью
- Исаак Левитан» Малоизвестные пейзажи, картины» Автопортрет
- Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи
- Самое интересное в виде мозаики
- «Пейзажи настроения» молодого живописца
- «Тихая обитель» в предзакатном свете
- Словари и энциклопедии на Академике
- Наиболее известные произведения
Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876году освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Запись о рождении 03. 10. 1860г. Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве».
Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя. В 1877 умирает от тифа отец Левитана. я вообще следов раны у него не видал, слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению «с негодными средствами» или как к трагической комедии». Здесь появилось множество его полотен — «Ветхий дворик» и «Осень. Поссорившись со Сталинским, в собственности которого остался этот журнал, Кланг начал издавать новый – «Волну» 23.
По формату и концепции «Волна» стала продолжением «Москвы», но по сравнению с ней общий уровень нового издания был ниже из-за материальных издержек Кланга, вызванных судебным разбирательством со Сталинским. Волга», 1891–95 «Март», 1895 и других) все чаще стало вытеснять характерное в целом для его творчества меланхолическое настроение. Например, «Свежий ветер. В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца. В 1877 умирает от тифа отец Левитана.
Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии (с 1866 года — Сувалкской губернии), в образованной обедневшей еврейской семье. 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства— стрелялся. Проблема лишь в том, что на литографии стоит подпись «И. Кланг».
Художник мечтал создать «Дом пейзажей» – большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Однако «Дедушка-мороз» – это только одна из двух иллюстраций, стилистически отличных от общего ряда литографий, воспроизводящих бойкие, преимущественно перовые рисунки постоянных художников «Будильника» : К. Н. Чичагова, Н. П. Чехова (брата А. П. Чехова), А. И. Левитана (брата И. И. Левитана), И. И. Кланга. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. Значительное место в «Волне» занимали анонимные иллюстрации, в ряде случаев – воспроизведения популярных картин с измененными названиями и без указания авторства.
- Описание картины Исаака Левитана «Автопортрет»
- Картины художника Исаака Левитана
Годы обучения были не из легких. по старому стилю)8. 3 февраля 1877 года умер от тифа отец. Идея изобразить бутылку с человеческими руками и ногами позаимствована из композиции Кланга, опубликованной в предшествующем номере (два торговца уводят у крестьянина аналогично представленный мешок с урожаем).
Мороз был изображен в виде старика с седой бородой, в мохнатой шапке. Осиновый лес», «Поезд в пути». У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой.
То, что «попытка самоубийства» было театральным жестом, свидетельствует и сообщение врача И. И. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. На деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя» (1879, частное собрание), Левитан спустя год снял меблированную комнату на Большой Лубянке. А вдали догорает вечерняя заря. На следующий год он снова решил ехать на Волгу.
В марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия». Плес» и «Вечер. В 1879 году, после покушения Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий евреям жить в «исконно русской столице».
Золотой Плес». Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. Окончил училище Левитан в 1885г.
С «Будильником» он сотрудничал в первой половине – середине 1880-х годов сначала в качестве рисовальщика-карикатуриста, а позднее – литографа. Все иллюстрации для «Москвы» исполнялись в технике хромолитографии. То, что «попытка самоубийства» было театральным жестом, свидетельствует и сообщение врача И. И. Трояновского, который, вспоминая об этом, писал 8 декабря 1895 года: « я вообще следов раны у него не видал, слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению с негодными средствами или как к трагической комедии». Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды. Запись о рождении 03. 10. 1860г.
Портрет исполнен по фотографии, на которой Глама-Мещерская запечатлена в своей «коронной» роли Вари в комедии А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева «Дикарка». Кроме Исаака, в семье росли ещё трое детей: брат Авель Лейб (позже взял имя Адольф) и сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, родилась в 1856г. ) и Михле (Эмма Ильинична, родилась 18. 07. 1859г. Русь» (1900, не окончена) синтезирует в себе тему величавой бескрайности России и просветленное жизнеутверждение, которое в полотнах Левитана («Свежий ветер. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Преподаватели старались помогать талантливому юноше.
В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. «Относительно хорошо известны графический и живописный автопортреты Левитана (первая половина 1880-х 1890-е оба— ГТГ) и те произведения, на которых изображены самые близкие Левитану люди и их родственники— Портрет художницы Софии Петровны Кувшинниковой (1888, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Портрет Антона Павловича Чехова (1885—1886, ГТГ), Портрет Николая Павловича Панафидина (1891, Тверская областная картинная галерея)». Описывая посещение с отчимом жилища Левитана, она вспоминала портрет какой-то «бледной старушки» на мольберте, писавшийся с фотографической карточки, гору набросков на кусках полотна: «. всевозможные виды облаков, тучи и белые барашки и темные грозовые тучи и розовые и золотистые облака заката. » 9 «Моя мать заказала ему портреты – мой и моей сестры.
Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще. nikol-49, ТРолли -это люди в интернете, котрые специально, либо в силу характера дурного, "заводят" всех подряд, пишут злобные или язвительные комментарии, хотя вызвать у человека (и часто им это удается) раздражение, обиду, злобные ответные действия. Бываюи среди таких троллей проплаченные люди. Делается это для того, чтобы привлечь внимание к посту, ведь чем больше просмотров, людей, тем лучше можно поживиться за счет рекламы тем, кто за всем этим стоит. Примерно так. Есть среди таких троллей и просто психичемки больные люди, но за монитором не разглядишь-кто перед тобой. В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем. Когда мне сестра говорит: Зачем ты пишешь серый день, грязную дорогу.
по старому стилю), — имя их матери Бася Гиршевна Левитан (1830—1875 некоторые источники сообщают о повседневном варианте Берта Моисеевна Левитан), дочь— Зунделе Гирша. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. В 1875 г. умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Относительно хорошо известны графический и живописный автопортреты Левитана (первая половина 1880-х 1890-е оба – ГТГ) и те произведения, на которых изображены самые близкие Левитану люди и их родственники – «Портрет художницы Софии Петровны Кувшинниковой» (1888, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), «Портрет Антона Павловича Чехова» (1885 – 1886, ГТГ), «Портрет Николая Павловича Панафидина» (1891, Тверская областная картинная галерея). Первая поездка не впечатлила художника. Он нас нарисовал карандашом на желтовато-розовой бумаге.
В 1883 году Иван Иванович организовал новый журнал под названием «Россия» 26. В 1875году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки. На протяжении 1882 года в журнале было напечатано 12 подписанных Левитаном литографий20.
— я молчу. Левитан возвращался сюда еще два года. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой. Эльяш учился в ешиве в Вильне. «Относительно хорошо известны графический и живописный автопортреты Левитана (первая половина 1880-х 1890-е оба— ГТГ) и те произведения, на которых изображены самые близкие Левитану люди и их родственники— Портрет художницы Софии Петровны Кувшинниковой (1888, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Портрет Антона Павловича Чехова (1885—1886, ГТГ), Портрет Николая Павловича Панафидина (1891, Тверская областная картинная галерея)»22. Одним из мотивов указания Авеля старшим и искажения дат рождения могло стать желание гарантировать родному сыну Авелю освобождение от воинской повинности по законам Российской империи как старшему сыну в семье, после трагического случая, когда после ужесточения рекрутского набора в 1852 году одного из двоюродных братьев Исаака Левитана— Бера, сына мясника Гершеля, жившего в доме Каганов, забрали в рекруты.
Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Поколенный «Портрет Нади Яковлевой» композиционно более сложен, но младшая сестренка Лены изображенная в скованной позе, со сложенными на коленях ручками и приоткрытым от напряжения ртом, выглядит на рисунке беспомощной и неуклюжей. По просьбе самого Левитана и последующей просьбе Анны Турчаниновой в Горки приехал и навестил друга Чехов. Надя погибла летом 1882 года в смоленском имении Яковлевых Ларино11. В результате из училища Левитан вышел с позорным дипломом учителя чистописания. по старому стилю).
Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. В 1877 умирает от тифа отец Левитана. В 1879 году, после покушения Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий евреям жить в «исконно русской столице».
Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876году освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия». Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». Финансовые неурядицы Кланга, регулярно задерживавшего выплату гонорара, привели к полному разрыву с ним А. П. Чехова, высмеивавшего незадачливого издателя в юмористическом журнале «Осколки».
В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия». умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец.
Но его не увлекали стихия светоносного цвета и принципиальная «этюдность» их произведений и он остался верен пониманию картины как воплощения синтетического художественного образа. Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном. Смысла в таком предположении гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. Картина «Озеро. В 1875году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец.
Она блистала в амплуа инженю и буквально «сводила с ума» 25 московских театралов. 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства – стрелялся. Исследование этих произведений дает богатейший новый материал к биографии художника. Большая вода», «Цветущие яблони». Он пригласил тех, с кем работал в «Будильнике» : в литературный отдел – А. П. Чехова18, в качестве художников – Н. П. Чехова и А. И. Левитана. Левитан не получил диплом художника из-за Саврасова. Столь длительный роман Софьи Петровны и Левитана объясним не только тем, что она закрывала глаза на параллельные увлечения влюбчивого художника (такой версии придерживается чеховский биограф Дональд Рейфилд), но тем, что Кувшинникова оказалась первой и, возможно, единственной, кто до конца «понимает» и принимает и серый день и грязную дорогую и «серенькую, жалконькую деревеньку», как говаривал Чехов, — всё то, что было дорого Левитану.
Портрет сестры моей ему скоро удался, а с моим пришлось повозиться. Исаак Левитан в действительности мог быть не родным сыном Эльяша и Баси, а усыновлённым в качестве младшего сына (хотя родной сын Авель был моложе) племянником— старшим сыном младшего брата Эльяша, Хацкеля Левитана (родился в 1834г. ) и его жены Добры, по имени Ицик Лейб Левитан (родился 03. 10. 1860г. Трояновского, который, вспоминая об этом, писал 8 декабря 1895 года: «.
22 июля 1900 г. Левитан скончался в Москве Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы и он на ближайшие пару лет вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке (окрестности Балашихи)11. И хотя прав Федоров-Давыдов, утверждавший, что жанр и иллюстрация абсолютно очевидно не были призванием Левитана27 и как бы беспомощно, наивно и заурядно не выглядели его рисунки для «Будильника», «Москвы» и «Волны» итогом этих опытов стало появление замечательных пейзажных литографий в журнале «Россия». Затея с изданием «Москвы» довольно быстро провалилась.
В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. В случае с «Дедушкой-морозом» пейзаж органичен для сюжета, способствует созданию образа и определяет в целом удачу композиции. Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». Заказано ему было нарисовать "Мороз, Красный нос". Исаак Левитан в действительности мог быть не родным сыном Эльяша и Баси, а усыновлённым в качестве младшего сына (хотя родной сын Авель был моложе) племянником— старшим сыном младшего брата Эльяша, Хацкеля Левитана7 (родился в 1834г. ) и его жены Добры, по имени Ицик Лейб Левитан (родился 03. 10. 1860г. Окончил училище Левитан в 1885 г. 1. Лицо энергичное, особенно хороши были глаза из-под густых бровей, как у Льва Толстого.
Художник мечтал создать «Дом пейзажей»— большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.
В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия». Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». В 1898году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи.
На деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя» (1879, частное собрание)12, Левитан спустя год снял меблированную комнату на Большой Лубянке13. В 1875г. Он сделал два экземпляра и то остался недоволен. » 10 Детский портрет Елены Федоровны («Портрет Лены Ненароковой»), сохранившийся после революции в ее московском доме, в 1969 году поступил в Третьяковскую галерею в составе коллекции А. А. Сидорова. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Они решили задержаться и пожить там некоторое время.
Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов. Многое написано о дружбе Левитана и Чехова. Это портрет чрезвычайно популярной в те годы молодой актрисы Александры Яковлевны Глама-Мещерской (1859 – 1942), выступавшей в Москве с 1880 года: сначала в Пушкинском театре А. А. Бренко, а после его закрытия – в театрах Ф. А. Корша и М. В. Лентовского. Но если бы мне это сказала она, которую я полюбил бы, моя женщина, — я ушёл бы тотчас же».
И вновь его сотрудниками стали И. И. Левитан и А. П. Чехов24. Вторая литография, выпадающая из общего ряда, – «Прощаюсь, ангел мой, с тобою» – на обложке 42 имеет беспрецедентную для этого журнала надпись «литогр. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Перова. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды.
Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка исчезающая в темной траве. Дебют Левитана в «Будильнике», если таковой имел место, оказался не слишком успешным: сатирический пафос журнала для тонко организованного юноши был невыносим. Хацкель проживал вместе с братом Эльяшем как минимум в 1868—1870 годах. Интересная литография Левитана, напечатанная в 4 (виньетка к стихотворению «Я у матушки росла»), тоже не имеет подписи, но анонсирована на первой странице журнала. Я же не знаю, что говорить с ними.
Датой рождения официально считается 18 (30)августа1860 год. Память Лены (впоследствии Елены Федоровны Дейши) сохранила множество любопытных подробностей о художнике. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки».
Говорили, что он не имеет иногда и ночлега». Какой ужас, какой страх». В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия». Считается, что литографии Левитана в журнале «Москва» за 1882 год являются наиболее ранними его работами в области печатной графики13. А если интересны публикации, ранее бывшие здесь у того или иного участника, то надо навести на ник, зайти в профиль этого участника и кликнуть на слово "публикации", и далее "листать" ленту с названием тем (постов).
Спокойная литературно-художественная направленность «Москвы» более благоприятствовала его дарованию. Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что. В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, – семья зам. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов.
по старому стилю). На рисунке изображен растерянный кабатчик, от которого уходит водочная бутылка, унося с собой вывеску «Питейный дом» 16. В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, — семья заместителя градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка.
В первой половине 1890-х годов художник создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». От нее же в Третьяковскую галерею попали подаренные семейству Яковлевых Левитаном черно-белые отпечатки литографий «Разрыв-трава», «Гадание на венках» и «Пляска ведьм», которые он создал для иллюстрированного журнала «Москва». Около четырех лет он сотрудничал с одним и тем же издателем, который, давая отчаянно нуждавшемуся художнику работу и обучая его азам литографии, не только помогал ему выжить, но и предоставлял возможность для творческого взросления.
В этом случае, как представляется М. А. Рогову, выбор даты рождения художника, указанной в воинском документе училища (в котором учились Авель и Исаак), в августе обусловлен требованием его абсолютнолетия бар-мицва к началу первого учебного года и как дата рождения было указано 18 августа, так как документы на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества были поданы накануне, 17 августа, кроме того, 18— счастливое число по иудейским представлениям. Одним из постоянных сотрудников журнала стал и И. И. Левитан. В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец.
Вместо звука тук-тук слышится пф-тук» Но художник не прекращал работать. Следующей зимой вместе с отцом девочки он ездил в Ларино, откуда привез набросок могилы Нади (1882, ГТГ), по которому сделал для Яковлевых рисунок большего размера (1882, ГРМ). После посещения усадьбы Горка, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана. Это уже произведения «настоящего» Левитана.
По оценке современника, «это была по тогдашнему времени довольно смелая и оригинальная затея» 19. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. Иван Иванович Кланг (. В ноябре 2010года обнаружены интересные архивные записи о семье Исаака Левитана. 1791—1841гг. ), в свидетельствах о рождении детей Эльяша: дочери Михле (родилась 18. 07. 1859) и сына, Авеля Лейба (родился 09. 01. 1861г. Он мне его приносил.
Пренебрежение к ранней печатной графике Левитана и отсутствие в целом интереса к журнальной иллюстрации 1870 – 1880-х годов, как к виду художественной деятельности, пребывавшему в состоянии упадка, оказали специалистам дурную услугу. Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико.
Дело плохо. Возможно, Дейша не ошиблась и Левитан все-таки сотрудничал с «Будильником» исполнив для него две иллюстрации. После посещения усадьбы Горка, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам.
серое небо, сильный ветер. » Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Составители сборника, в котором были напечатаны воспоминания Дейши, сочли эти сведения неточностью15, но описание рисунка, сделанное Еленой Федоровной, настолько выразительно и конкретно, что заставило внимательно просмотреть все иллюстрации в «Будильнике» за 1880 – 1882 годы. В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Волга», «Март», «Весна.
Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. 3 февраля 1877 года умер от тифа отец. На двух карандашных портретах, один из которых находится в собрании ГТГ, другой – в ГРМ (оба – 1880) изображены девочки из семейства Яковлевых. Хотя литографии служили иллюстрациями к посвященной Звенигороду статье Н. П. Бочарова «Подмосковная Швейцария» в 28, публиковались они как авторские работы – приложения к журналу. Сравнение этих двух работ с произведениями самого Кланга, в большом количестве представленными в «Будильнике», свидетельствует не только об их стилистическом отличии, но и об очевидном влиянии его рисунков на неизвестного автора. Рисунок «Дедушка-мороз», начатый молодым художником и не одобренный издателем, заканчивал другой иллюстратор, поставивший затем на нем свою подпись. В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался.
Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Картину Левитана, которой прочили Большую серебряную медаль, экзаменаторы сочли недостойной ничего. Непрестанные искания приблизили Левитана к приемам письма импрессионистов, работы которых он видел во время поездок во Францию, Италию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). В 1882-м совместно с литератором Е. С. Сталинским Кланг затеял собственное издание – большой иллюстрированный журнал «Москва» 17.
Левитан переживал эту трагедию вместе с приветившей его семьей. По свидетельству Нестерова, поездка придала ему «более уверенности в себе. Другие портреты кисти знаменитого пейзажиста не пользуются таким вниманием специалистов и публики главным образом потому, что история их создания и запечатленные на них люди неизвестны. Так, ему предоставили возможность «солировать» в одном из летних номеров ( 25), где были напечатаны три литографии художника, посвященные празднику Ивана Купалы: «Разрыв-трава», «Пляска ведьм» и «Гадание на венках». До сих пор невозможно даже приблизительно указать, сколько портретов создал мастер. В 1880 году юрист, титулярный советник Василий Васильевич Яковлев (1839 – 1912)8, проявлявший интерес к искусству, нанял для своей девятилетней падчерицы Лены учителя рисования – студента МУЖВЗ Исаака Левитана.
Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Перова. Тогда же он стал выступать на выставках московского общества любителей художеств.
Хацкель проживал вместе с братом Эльяшем как минимум в 1868—1870 годах. Отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877)— из раввинской семьи из Кайданова, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Появление же лесного пейзажа в «Прощаюсь, ангел мой, с тобою» сюжетно никак не оправдано.
Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы и он на ближайшие пару лет вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке (окрестности Балашихи). Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. В разных номерах «России» в 1884 году появились четыре литографии Левитана, на трех из которых – «Лесная тропинка», «Въездные ворота Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода» и «Поселок» – изображены виды окрестностей Звенигорода, созданные по наброскам, сделанным художником во время его пребывания в Саввинской слободе. Служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста. Однако Е. Ф. Дейша сообщает, что ее учитель сотрудничал с журналом «Будильник» : «. иногда он приносил свои собственные рисунки.
Левитан не был портретистом, но, как заметила его друг художница С. П. Кувшинникова, «у него нередко являлось стремление к портретам и они иногда выходили у него интересными. » 5 Он писал их маслом исполнял в разнообразных графических техниках, но относился к ним как к сугубо частному делу и никогда не экспонировал на выставках. В 1886 г. выставляет впервые у передвижников Весну с 1888 г. принимает постоянное участие в передвижных выставках.