Левитан Какие Картины Писал
Лучшие картины пейзажиста Исаака Левитана
Но над всем этим словно слышится христианский вздох об утешении. Он принимает иславит красоту божественного мира— здесь именно «мироприятие имироблагословение». Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут исмерть». Есть эта тайна ипечаль внеподвижной дреме бескрайней Волги вкартине «Вечер на Волге» ив преддверии ночной мглы впейзаже «Последние лучи солнца. 1891 год— еще один указ овыселении евреев. Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще.
Чехов написал свою «Попрыгунью», выбрав прототипом для не очень приятной главной героини тогдашнюю музу Исаака Ильича Софью Петровну Кувшинникову. Большая вода», «Деревня», «Ветхий дворик», «Половодье»: эти оголенные беззащитные березки на фоне нежно-голубого неба бедные избы под соломенной крышей— здесь все пронизано сердечной тихой печалью, щемящим чувством земного сиротства. Семья между тем страшно бедствовала. Дома сидеть не любил, а в семье его считали не вполне нормальным ребенком.
Еврейству принадлежала абсолютно исключительная роль в зарождении сознания истории, в напряженном чувстве исторической судьбы именно еврейством внесено в мировую жизнь человечества начало исторического. Тщетность, ненужность всего очевидна». И снова везение – знакомство с Саввой мамонтовым, который пригласил Левитана писать декорации совместно с В. Васнецовым к опере «Русалка» Даргомыжского. У самого края реки стоят монахи, провожающие посетителей храма. В 19 лет Левитана первый раз выселили из Москвы. Эту работу особо выделял иЛев Николаевич Толстой. Я так не могу.
5 интересных картин Исаака Левитана
Первая выставка, в которой участвовал Левитан, состоялась в 1877 году. Об этом чуть ниже. Он жил в еврейской среде. Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. На самом деле, это довольно распостраненная практика.
Но в это время умирает его мать, а вскоре умирает и заболевший тифом отец. Но и в других картинах мастера, гораздо более спокойных и лиричных, неизменно присутствует особая, присущая ему «грустинка». Годы обучения были не из легких. Что означает левитановская печаль. Левитан пишет румяный вечер, реку, объятую закатом.
8 великих картин Исаака Левитана
В 17 лет он остается совершенно нищим. Какая тайна мира— земля инебо. Тучи как будто растекаются, окрашивая все безграничное пространство в серые тона. Я видел, что унего не было рубашки. Весь ямогу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное— суета сует»Только вработе он очищается от этой «суеты сует», от темных страстей, от черной тоски. В Москве было холодно и тоскливо. Там рождается картина «Владимирка» – картина о дороге печали, о дороге каторжников. В марте 1894 года Левитан едет за границу – Вена, Ницца, ПарижТам он остро понимает, что «нет лучшей страны, чем Россия. » Вернется он домой осенью и будет много писать. Трудно сказать, как бы развивалось в дальнейшем творчество Левитана, проживи он дольше, но мастер скончался как раз на рубеже двух веков – в 1900 году.
Он писал суровый Крым и его 50 крымских этюдов составили ему успех в Москве. Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Может быть, Левитан изобразил в этом персонаже себя. На одной из веток виден скворечник, ожидающий первых весенних гостей. Полюбила как-то ошалело, безудержно. Такие знакомые, полные глубокой правды картины.
какие картины он написал Левитан
Комната была тесной и темной, чадила керосиновая лампа. Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. К сожалению, не сохранилось достоверных сведений о детстве будущего художника. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу. Следовательно, волновался он не опосмертной участи души.
Его картины выражают особую «левитановскую грусть», но она исходила не от нужды, которую художник испытывал. В Москве остановились на Солянке, в огромном доме. На другой стороне — завораживающий светлый мир, притягивающий умиротворением и покоем.
Среди многих своих коллег пейзажистов Левитан выделяется, как одухотворенный мастер создающий поэтический образ природы, с ее глубокой эмоциональностью цветовых оттенков, что заставляет зрителя чувствовать в картине художника прекрасное состояние русской природы, во всем ее великолепии и умиротворенности. Неслучайно люди по несколько раз возвращались на выставку, где была представлена картина Левитана «Тихая обитель». Художник Левитан, его биография и картины вызывают интерес у взрослых и детей. Это трепетная любовь к родине.
Так, на выставку 1960/1961 годов поступила картина с подписью мастера (при том весьма похожей), но оказалась она картиной служившего в Третьяковской галерее реставратора, что подтверждали и сам автор и его коллеги-очевидцы. В первой половине 1890-х годов художник создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». Душа всвоей неизбывной раздвоенности между высшим инизшим поднимается ввысь.
Волга», «Золотая осень». «Подхалтуривал» художник, работая в иллюстрированном еженедельнике, где в то же время публиковались рассказы Антоши Чехонте (творческий псевдони А. П. Он рос лириков вопреки своему окружению. Вскоре дела семьи Левитана пошли еще хуже, чем прежде. Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи.
Левитан возвращался сюда еще два года. В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». Через пейзаж художник говорит ио жизни ио смерти. Левитан боялся смерти. Вполне сознательно сохранив верность взрастившему его Товариществу передвижников, Левитан одновременно принимал участие во многих российских и зарубежных выставках, организуемых Дягилевым или Бенуа – ведущими деятелями «Мира искусства» (хотя подобная двойственность совсем не поощрялась ни теми, ни другими). Здесь появилось множество его полотен — «Ветхий дворик» и «Осень. Не обошлось и без курьезов.
Вместо звука тук-тук слышится пф-тук» Но художник не прекращал работать. Речь идет окартине «Над вечным покоем». Это— как музыка. Но долго так продолжаться не могло и Левитан с радостью воспользовался первой же возможностью помириться с Антоном Павловичем, так как ему очень не хватало его спокойной рассудительности.
Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. Он и ночевал, скрываясь от сторожа, здесь же, на верхнем этаже. Знакомство с творчеством Левитана необходимо начинать с раннего школьного возраста. Учителями его были Саврасов и Поленов.
За работу Левитан получил сумму достаточную для поездки в Крым. Вскоре Левитан простил своего друга и в честь этого Чехов подарил живописцу книгу с нескромной подписью: «Величайшему художнику от величайшего писателя». Он жил среди тех, кто занимался ростовщичеством и торговлей. Он был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с природой.
В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. И тогда отец решился на риск – уехать в Москву. В одной из лодок сидит человек, сосредоточенный на себе. Тем не менее каждая выставка отличается от других своими целями.
Приобрел его картину «Осенний день. Сокольники» за 100 рублей. Плес» и «Вечер. серое небо, сильный ветер. » Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Художник позволяет зрителю размышлять, додумывать, досказать.
В лесу лежат огромные голубые сугробы. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Картина «Вечер.
Все это пронизано глубочайшим лирическим переживанием, всегда с оттенком грусти, даже если художник изображает, казалось бы, ликующее состояние природы – яркий солнечный свет и голубые тени на подтаявшем снегу («Март», 1895, ГТГ), золото осенней листвы и синеву небес («Золотая осень», 1895, ГТГ). Словно внезапно, после грохочущего, сумасшедшего ритма вступает человек втишину. Но какая грусть влучах, впоследних лучах». Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов. Исаак и его брат Адольф поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Слава Богу, рана от пули оказалась не смертельной. Тепло.
1880-е годы считаются самым лучшим и плодотворным периодом в творчестве художника. Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. Осиновый лес» ив лунном свете вкартине «Сумерки. Русь» (1899 – 1900, ГРМ), вобравшее в себя многое из того, что волновало мастера в последние годы его жизни и которое тем не менее поставило точку в вопр-се, куда отнести искусство Левитана – к концу XIX или началу XX столетия. А в 1892 году он живет в деревне Городок близ Болдина Нижегородской железной дороги. Дверь в дом открыта. Левитан «открыл», как все считают, этот заштатный волжский городок – Плес.
Исаак Ильич Левитан, биография и картины
Она часто отдыхала в принадлежащей семье усадьбе Горка, где и познакомилась с художником. А еще оно вдохновило Пушкина к его Русалке. Эта любовь к природе была глубокой, настоящей, сыновьей. В письме к Чехову он писал: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. ». Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Тишина спускается на землю. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик.
Однако как пейзажист Левитан не останавливается на уровне лирика. Какой ужас, какой страх. » — говорил Левитан. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».
О левитановском пейзаже и юбилейной левитановской выставке
Он назвал ее по-своему— «молитвой немой души». У художника есть «персональный» музей в замечательном волжском городке Плёсе Ивановской области. И все же друзья-студенты находят для него нужную сумму и Левитан продолжает образование. Сейчас же для нас важно само подтверждение факта интереса живописца к творчеству новых «властителей дум».
У последнего, по свидетельствам современников, Левитан вообще был в любимчиках. Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. И все тут жизнерадостно.
Волга», «Март», «Весна. Быть может, потому, что даже лучшие из них— собственники. Чехова – ред. ).
Ему теперь пишется легко и хорошо. Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Сердце у него не стучит, а дует. Страдавший от множества болезней художник быстро замерзал, руки его не слушались. Была печаль ввечернем свете. — Что свами.
Стога». Там, дальше, нет ничего. На дворе март, но зима еще не отдает свою власть весне.
Знаменитый русский художник Левитан, его биография и картины
Он часто бродил по окраинам, любовался закатом и ждал появления первой звезды. Третьяков заметил молодого пейзажиста. Счастью его не было предела. Этот особый печальный русский колорит есть ив картинах «Весна.
Его тишина – особенно печальна. Как писал Александр Ростиславов, «как бы внасмешку над национализмом именно бедному еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты». Александр Бенуа замечал, что «лишь споявлением картин Левитана» он поверил вкрасоту, ане в«красоты русской природы». Свой художественный дар Левитан действительно отдал русской природе. Левитан не был исключением: «Лежу целые дни в лесу, – пишет он С. П. Дягилеву, – и читаю Шопенгауэра. » 6 Я сознательно не привожу конца этой широко известной цитаты. Воздушную картину изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, обсуждала вся интеллигентская Москва. За ними в конце XIX века последовало и изобразительное искусство.
Пейзажи как отражение личности и биографии Исаака Левитана
Золотой Плес». Почему женщины, бывшие вмоей жизни, не принесли мне покоя исчастья. Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого. Иными словами, не заслоняет своим творческим «я» изначальную гармонию творения. Ответ всамом духе левитановской живописи.
Даже в свои недолгие годы славы он жил в одиночестве. Дома или своего угла у него не было. Его живопись особенная. Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона», на следующий год академиком живописи, приглашают руководить пейзажным классом в училище, которое когда-то сам закончил. Левитан много работает, но его недуг (тяжелое заболевание сердца) становится все сильнее. Тут все со всем переплетено – в неком золотом мареве купаются вода и небо.
Теперь это Юрьевец. (1860 – 1900 гг. )Его называли певцом русской природы. Русский пейзаж очень хорош у Левитана. Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить встолице.
Его путь тоже вполне определился – он станет писать «портрет русской природы». В 1879 году он живет в подмосковной Салтыковке, ежедневно ездит в Москву на «чугунке» и упорно работает. И его усердие было вознаграждено. Он означает, что жизнь продолжается.
Последние годы и последние картины Исаака Левитана
Золотой Плес» была изумительна. За это он был наказан— ему самому отказано впокое, он обречён из века ввек безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа, который сможет отменить его наказание. Это была не подделка, но работа «в духе», в стиле обожаемого Левитана, а потом уже в своем путешествии по частным собраниям «дух» и «стиль» обрели вполне материальную подпись. Преподаватели старались помогать талантливому юноше.
В нынешних экономических и политических условиях это практически невозможно. Не есть ли прекрасное, как говорил Данилевский, духовное начало вматерии. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. Например, «Свежий ветер. Есть вего пейзажах то особое чувство, которое философ Иван Ильин называл христианским «мироприятием имироблагословением». В конце июля 1900 года сердце Левитана остановилось. (Второй раз Левитана, уже известного живописца, вышлют в 1892 г). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Часто вписьмах Левитана кЧехову звучит этот стон: «Вновь язахандрил изахандрил без меры играни, захандрил до одури, до ужаса», «Господи, когда же не будет уменя разлада, когда ястану жить владу ссамим ссобой.
Исаак Ильич ЛевитанПолное собрание картин – Часть 1
Один только П. М. Третьяков еще при жизни художника приобрел у него более 20 произведений. содержанием» 5. Училище освобождает юношу от платы за обучение. Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать.
Как это хорошо. В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка исчезающая в темной траве. Первой символистскую тематику начала осваивать русская поэзия и литература. Им нужно все или ничего.
Вот таким образом он ежедневно писал картины для скупщика, малевал базарные пейзажи. Родилась картина «Тихая обитель» – многоголовая церковь утопает в зелени в закатных лучах. Его просторы говорят о первозданности природы. Там недалеко была запруда, окутанная легендой об утопленной дочери мельника. В легенде об Агасфере вкакой-то мере отразилось иотношение средневековых христиан кевреям. Пишет «Березовую рощу» и «После дождя.
Описание картины Исаака Левитана «Вечерний звон»
Еврейство имеет центральное значение в истории. Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов. На самом деле река не является границей двух разных миров. В евреях видели людей, обреченных на скитания, не имеющих родины, вних видели людей, которые распяли Христа иосквернили «завет сБогом».
И вновь упадочные настроения ипопытка разрешить все спомощью выстрела. Впрочем, эта радость вскоре сменилась новыми несчастьями. Из множества книг, альбомов, статей, посвященных творчеству Левитана, следует особо выделить основополагающие труды выдающегося ученого-искусствоведа профессора А. А. Федорова-Давыдова, на которые спустя почти пять десятилетий опирается все российское (и не только) левитановедение. Левитан очень обиделся на друга и на три долгих года прекратил с ним всяческое общение.
Во время, пока он находился в этой поездке, его одолевала страшная тоска. Эту грусть правильно истолковал Паустовский: «Он смотрел на природу глазами измученного народа». «Левитановский пейзаж» – это, как правило, простой пейзажный мотив, почти всегда безлюдный: речка, дорожка, уходящие в глубину картины чуть по диагонали, рощи, перелески в разные времена года (кроме зимы, снежных зимних пейзажей у Левитана практически нет – всегда переходный период и, конечно, лето), синие дали и высокое бесконечное небо со своей особой, непостижимой для человека жизнью. Это их несомненно сближало. Древний город старых легенд. Его дали как-то особенно зовущие.
А из-за того что днем он много бездельничал, ночью его одолевала бессонница. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Он никак не мог заставить их улыбатьсяя. Однако, вотличие от Шагала, который, по сути, стал «гением местечка» ивсю жизнь рисовал провинциальный Витебск, Левитан вживописи не возвращался квпечатлениям детства. Его тоска глубже икорнями уходит вто самое «агасферовское проклятие», которое не случайно упоминает сам художник. «Вечерний звон» — призыв к раздумью о смысле человеческой жизни, о связи человека и природы. «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после» (А. П. Чехов)"11.
Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Левитан утверждал, что только вРоссии может быть настоящий пейзаж. Пушкинская метафора «люблю я пышное природы увяданье» была очень близка миропониманию Левитана, да, возможно и Чехова, его большого друга. Широкое свободное озеро представлено художником как вечная бурная жизнь. А вдали догорает вечерняя заря.
И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Исаак Ильич Левитан выдающийся основоположник пейзажной живописи 19 века. И здесь великая тайна общения Бога ичеловеческой души— вприкосновении ккрасоте Божественного мира душа «просветляется». Художник Коровин, приятель Левитана, вспоминает совместные походы на этюды: «Мы остановились. Плес», «Заросший пруд».
Более 1000 картин оставил нам Исаак Левитан. Это не просто физическая тишина. Ему удавались «художественные занятия», где его успехи всегда отмечались.
По берегу Волги стелется вечерний туман. Левитан отныне – преданный ученик Саврасова. Премьера оперы прошла блестяще. Его портреты— незначительная часть его наследия, можно сказать, «художественная периферия».
Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. Исаак Левитан родился в 1860 году в Литве. Пожалуй именно вэтом суть творчества Левитана.
В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца. Все словно замерло, согретое солнечным теплом. Умерла мать мальчиков, платить за обучение стало нечем.
Он полюбил дочь мельника. Картина «Тихая обитель» принесла Левитану славу. Не смотрите на меня, Костя. С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. Посередине реки огромная лодка с людьми. Левитан был сыном своего времени, его беды были схожи с народными бедами и невзгодами.
Позже выяснилось, что Бороздна-Стромилова – это и есть автор, а Брюллов (он был ее преподавателем) что-то в ней подправил и скромно добавил свою подпись. Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что. Мастеру в некотором роде повезло – его искусство никогда не было обделено вниманием современников и потомков, как в отношении выставок, так и в плане поступления работ в крупные коллекции. Его дед был раввином. Маленький Исаак не любил суеты. Все лето художник работает над картиной «У омута». Организаторы проекта ограничиваются показом лучшей части творческого наследия великого пейзажиста, которое хранится, главным образом, в российских или близких к России (Беларусь) музеях и проверенных временем частных коллекциях.
Это был огромный труд. Остановить смерть невозможно, с ней приходится мириться. Исаак пошел в школу. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно.
Описание картины Исаака Левитана «Владимирка»
Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего. Дело плохо. Мысль эта старая иболезнь эта старая, но, тем не менее, уменя трещит череп от нее. Еврейский народ есть, по преимуществу, народ истории.
Сам берег исхожен людьми. Крестьяне называют его гиблым местом и обходят стороной. Начало было блестящим. Художнику 19 лет и он должен зарабатывать себе на жизнь. Тогда Чехов увез его ксебе на дачу на реке Истре.
Мне ужасно тяжело, как никогда». В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу.
Он прославился как пейзажист. Он мечтал о красивом и огромном мире. Но лишь об одной картине он написал вписьме кТретьякову: «моих вещей уВас достаточно, — но что эта последняя попала кВам, трогает меня потому так сильно, что вней явесь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Высокое вечернее небо закрывают огромные тучи-великаны. К нему подошла хозяйка имения и спросила: А знаете, какое интересное место вы пишете. Он не обладал крепким здоровьем и не познал простых житейских радостей. Высокую оценку критики получили его работы «Осень» и «Заросший дворик». Работать на воздухе было почти невозможно. В картине отражается радостное восприятие мира.
Описание картины Исаака Левитана «Золотая осень»
Радость дня и грусть вечера словно переплетаются друг с другом. Первая поездка не впечатлила художника. Она рождает радость и утешение. В то же время старшая дочь Анны Николаевны, двадцатилетняя Варя, полюбила Левитана. Он пишет «Вечер на Волге». Посинели снега ипоследние лучи солнца втемном лесу были таинственны.
Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Эти двое являли собой эталон дружбы, но и между ними однажды произошла ссора. Пригрелась на солнце молодая лошаденка, впряженная в сани.
Вспоминались Кибарты с из просторными далями. Там он наткнулся на старый монастырь. Он пишет таинственную мирную старину. Я не могу, не могу. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. Левитан отходил душой среди многолюдного, веселого чеховского семейства.
Описание картины Исаака Левитана «Лесное озеро»
В искусстве существует даже изречение «печаль Левитана». Через некоторое время А. К. Саврасов взял Левитана в сою мастерскую. Хотя центральную и самую обширную часть картины занимает река, главным акцентом «Вечернего звона» является монастырь, расположенный на заднем плане.
Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Он пишет простор, волю и свободу, что соответствовало богатырскому размаху реки. Большая вода», «Цветущие яблони». Перед нами окрестность города Плеса.
Они вместе посещали выставки, делали наброски и рисовали свои первые картины. В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки». Это очень ровный художник, почти каждая его работа может по праву считаться шедевром.
Он был совершенно самодостаточным пейзажистом, почти не обращался кдругим жанрам. Его полотна получаются светлыми – «Март», «Свежий ветер. Его исключают из училища за неуплату за обучение. Вершинной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода». На разъезженной дороге образовались первые небольшие проталины. Соперничество между матерью идочерью очень тяжело переживал виновник этой драмы.
«Видно, агасферовское проклятие тяготеет инадо мною, но так идолжно быть— ятоже семит», — пишет он Чехову. В 1892 году вышел рассказ Чехова «Попрыгунья» и Левитану показалось, что сюжет основан на фактах его личной жизни. Осиновый лес», «Поезд в пути». В 1880-е – начале 1890-х годов в России, в ее экономической, социальной (в меньшей степени в политической) и гуманитарной сферах жизни наступил период своего рода «смены вех», к чему деятели искусства особенно чувствительны.
Левитан родился вбедной семье, вЛитве, вместечке Кибартай. Жили в бедности. Его дважды выдворяли из Москвы за неимение «права жительства». Спустя много лет уже зрелый Левитан запутался вчеловеческих отношениях. От картин Левитана не веет тоской и безысходностью, они призывают к раздумью. Какой ужас, какой страх».
Полнее всего подобные настроения или размышления Левитана о вечности и времени, как известно, выразились в картине «Над вечным покоем» (1893 – 1894, ГТГ), по поводу которой художник писал П. М. Третьякову, что он в ней «весь, со всей своей психикой и со всем. «Монография» Левитана в собрании ГТГ была одной из самых обширных среди коллекций работ других художников. «Вечность, грозная вечность, в которой утонули поколения. Хотя, по словам Чехова, он «не верил ни во что тамошнее». Например, Шишкину его знаменитых мишек нарисовал Савицкий и сначала картина экспонировалась под двойным авторством – но потом Третьяков по каким-то соображениям убрал второй автограф и оставил автором только Шишкина. С ними же Исаак пережил душевный кризис, который довел его до попытки самоубийства.