Левитан Над Вечным Покоем Описание Картины
В этой статье представлено описание картины Над вечным покоем Левитана: материалы для сочинения история создания произведения.
Описание картины Над вечным покоем, Левитан, 1894
Уже в 16 лет Левитан получил признание. Кто знает, может быть, единственное сильное чувство он испытал к Марии Павловне.
За счет большего количества объектов, отражения объектов в воде и, в частности, присутствия на полотне людей, достигается эффект, ровно противоположный эффекту «Над вечным покоем» – в картине отсутствует ощущение острого одиночества. «Земная» часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных свинцово-фиолетовых тонов и более светлых, более тяжелых и более легких.
Насквозь промокшие, сливающиеся с горизонтом луга на дальнем плане и одинокий островок среди вод, который часто сравнивают с человеческой жизнью среди «вечного безмолвия бесконечных пространств» (Паскаль), покосившиеся кладбищенские кресты – всё вопиет о человеческой хрупкости и бесприютности перед лицом вселенной. Так было и летом 1900 года. Она закатывала Левитану истерики, требовала бросить мать и грозила, что покончит с собой. В этой картине «психологизм» приобретает новое качество: здесь природа тоже «живет», но собственной жизнью, протекающей помимо воле человека.
Так было и летом 1900 года. Ученики Левитана поселились в Химках. Пуля прошла через кожные покровы, не задев черепа.
Картина «Над вечным покоем» была написана в период расцвета таланта Левитана, когда он уже был известен. Левитан стремился нарушить его однообразие изображением ряби. Утлый мыс с церковкой и кладбищем, освистанный ветром стихий, кажется словно носом какого-то судна, движущегося в неизвестную даль. С каждым днем у меня все меньше и меньше воли сопротивляться мрачному настроению.
Левитан был очень внимателен к своим ученикам. «Над вечным покоем» открывается для зрителя как окно в иное пространство, уводя его вглубь воздушных просторов. Вечно серая и вечно холодная, она чужда человеческой жизни. Для Исаака, его брата и двух сестер настало очень трудное время.
Анализ данных произведений представляет интерес, поскольку автор является одним из выдающихся мастеров пейзажа. В этой картине «психологизм» приобретает новое качество: здесь природа тоже «живет», но собственной жизнью, протекающей помимо воле человека. Тревога Чехова была не напрасной. Таким образом, передний план «Вечернего звона» в целом повторяет колорит «Над вечным покоем».
Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем»
Эта как бы случайная фрагментарность пейзажа придает ему непосредственность. Врачи направляют Левитана в Италию.
Если в картине «Вечерний звон» передний план дается в холодных тонах, то в «Вечном покое» наоборот – в теплых.
Описание картины «Над вечным покоем»
Озеро спокойно и тихо. Вернувшись на родину. Изображаемое время года – скорее всего, лето или весна в период гроз.
У него не было семьи, детей. Помогал он очень тактично, не обижая. В 1877 году прошла выставка, где начинающий художник представил две своих картины. Творчество Исаака Левитана считается основополагающим в области пейзажа настроения. Сначала Левитан посмеивался, мол, уж кому, но только не Чехову учить его нравственности. Попробуем мысленно заслонить этот свет и всё мгновенно «потухает».
Эта замужняя дама была старше его. На беду в художника влюбилась дочь Анны Николаевны 20-летня Варя. Лишь небольшой кусочек желто-розового неба дает надежду на грядущее. Однако в центре известного полотнаНад вечным покоем отнюдь не этот мрачноватый сюжет. Бледно-желтые лучи невидимого заходящего солнца пронизывают сумеречный воздух, создают иллюзию его глубины.
Сочинение описание картины Над вечным покоем Левитана
Дружная и сердечная атмосфера Чеховской семьи успокаивала его. Меня ужасно мучает неизвестность.
«Милая, дорогая, любимая Маша», -так начинал свои письма к Марии Павловне Левитан. Личная жизнь художника не сложилась. Кажется, что над картиной висит образ смерти. Левитан был очень внимателен к своим ученикам. В 1975 мая умерла мать, а через два года не стало и отца, который заболел тифом.
Множество различных мыслей вызывает картина Левитана «Над вечным покоем». И возможно рисуя, ее автор испытывал свои душевные переживания и страхи, но кто бы, ни смотрел на нее сейчас, чувствует тоже для себя. Одни думают о своих несбывшихся надеждах и мечтах, другие опечалены своей ничтожной жизнью, третьим она как толчок к новому началу. Началу чего-то лучшего и красочного, а не мрачного и холодного. Но все эти мысли объединяет одна, самая основная и заключительная. Каждый, глядя на картину замысливался о быстротечности своего существования. Время не стоит на месте. Нужно жить сегодня и сейчас. На смену массивным тучам всегда придет светлое небо и солнце. Делайте свою жизнь ярче. Если, работая над картиной «У омута», Левитан сделал пейзаж более сумрачным, чем в эскизе и утемнил его красочную гамму, то в работе над картиной «Над вечным покоем» он, наоборот, высветлил и обогатил ее. Новый характер живописи картины с его чертами декоративности был принят за странное чудачество, за неоконченность, «неопределенную мазню», выдаваемую за особую «манеру». Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы. Тревога Чехова была не напрасной. «Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, – говорил Левитан. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.
Помогал он очень тактично, не обижая. Летом они ездили на этюды на Волгу. Если «плывущий» мыс и словно обтекающая, доходящая внизу до рамы картины вода вовлекают нас в картинное пространство, то плывущие параллельно картинной плоскости облака, сильная линия горизонта развертывают пространство на плоскости. Бесконечно разлившееся, казалось бы, озеро будто замерло в ожидании чего-то.
Л. Книппер. Это был холст «Над вечным покоем». Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Левитан кроме различно направленных мазков процарапал затем воду «по сырому слою краски», очевидно, гребенкой. «Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. Сравнение картины с эскизом обнаруживает фрагментарность композиции картины. Писатель не одобрял романа своего друга с Кувшинниковой, он считал ее грубой.
– Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов». Земная жизнь, которую мы видим, включается в вечную жизнь природы. И только небольшое розовое облако, выходящее из возникшего между тучами просвета, облако, очертание которого напоминает островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет. «Земная» часть картины – мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Между церковью и кладбищем растут небольшие деревья. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.
Небо тоже объято движением: величественное действие развертывается на нем. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы. В этой картине «психологизм» приобретает новое качество: здесь природа тоже «живет», но собственной жизнью, протекающей помимо воле человека. Писатель тоже ответил в резком тоне.
В своей работе я бы хотела провести формальный анализ живописи Левитана. Он доказывает, что всегда есть выход.
Описание картины Левитана «Над вечным покоем»
Если что слышали, то напишите, пожалуйста», — спрашивал Чехов из Ялты 0. Только в России может быть настоящий пейзажист». В противовес предыдущей работе, здесь его много. ».
Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана. Мыс кажется «плывущим», мы устремляем свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и за тем вверх на небо. Вернувшись на родину. Идея вечности, в которую канут еще новые человеческие поколения, раскрывается здесь как идея небытия, холод забвения, как отсутствие преемственной связи в жизни человеческих (поколений и отсюда, как кажется художнику, «тщетности» и «ненужности» человеческих усилий.
В картине играют большую роль светотеневые контрасты. Кувшинникова оказалась личностью весьма неординарной. Левитан писал Третьякову о картине «Над вечным покоем»: «в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание». Он говорил, что счастлив передать эту картину коллекционеру Павлу Третьякову.
Левитан был очень внимателен к своим ученикам. Также различен цвет зелени на мысу, на островке и в полоске дальнего берега. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти.
Такой контраст колорита картин глубже выявляет замысел художника. Сейчас картина «Над вечным покоем» (150х206 см, холст, масло) хранится в Третьяковской галерее. Тоска и уныние пронизали меня. У Чехова в Крыму Левитан встретил новый 1900 год, последний год своей жизни. И надоел же я себе и как надоел. ». Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью.
Заброшенный уголок Русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины «Над вечным покоем». Но плотнее всего написана «земная» часть картины – и мыс спереди и в особенности вода. По его словам, на первом плане изображен мыс того овального острова, с которого Левитан «увлекался большим пространством воды» и с которого «после бурного грозового дня увидел над водой Удомли те громоздящиеся в небе темные облака, которые звучат так своеобразно, полным напряжения аккордом в его картине». Шаляпин).
Сочинение по картине Левитана Над вечным покоем 7, 8 класс
Но все же даже недоумевавшие признавали порой, что «замысел этой картины настолько нов и интересен, что она заслуживает упоминания» и разбора и что, хотя в «попытке нарисовать огромное пространство нельзя видеть совершенство, но она показывает, что художник ищет нового пути и, судя по его другим, меньшим произведениям, наверно найдет этот путь». От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Если что слышали, то напишите, пожалуйста», – спрашивал Чехов из Ялты 0. Мы видим огонек в окне церкви, свидетель человеческой жизни, неистребимости и тихой покорности ее.
Левитан картину «Над вечным покоем» считал одним из своих главных произведений. Только в России может быть настоящий пейзажист». Это размышления о Боге, жизни и о человеке, его месте в мире, о памяти и о грядущем. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Срезав правую часть с берегом и доведя воду до нижнего края, Левитан придал пейзажу характер своеобразного «выреза» из природы. Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти.
С 1871 года проводятся выставки передвижников. О том, что пейзаж «Над вечным покоем» представляет собой в основе натурный вид озера Удомля, свидетельствовал в своих воспоминаниях и В. К. Бялыницкий-Бируля имение которого «Чайка» было расположено поблизости. большое чувство и поэзию в искусстве. «Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. «Как Левитан. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет». Что делать.
Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Меня надо везти, но кто возьмет это на себя. Мыс кажется «плывущим», мы устремляем свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и за тем вверх на небо.
Заброшенный уголок Русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины «Над вечным покоем». Созданные акценты дополнительно подчеркиваются диагоналями. Только в России может быть настоящий пейзажист». Время суток – вечер. В картине используется большое количество темных тонов. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет». Но Левитан уже не встал.
Если б знал, как скверно у меня теперь на душе. Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. Особенно это ощутимо в голубых полосах заречных далей. Ее успели спасти – в доме, где она остановилась, гостил доктор. Отдельно стоит рассмотреть линию движения облаков, с одной стороны подчеркивающих монастырский комплекс, а с другой – повторяющих линию реки.
Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник говорил о своей работе: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще Какой ужас, какой страх. ». Левитан едет на Удомельское озеро. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. Л. Книппер.
очинение «Описание картины Левитана «Над вечным покоем»»
Она соскребла со спичек серу, добавила ее в воду и выпила. За счет использования более светлых и теплых красок, построения общей композиции мы погружаемся в абсолютно иное настроение и пространство, которое задумал автор. Источник света, не видимый нам, расположен позади и слева от смотрящего. Мы специально не стали здесь разбирать другие сильные архетипические образы. Левитан едет на Удомельское озеро.
В сумрачном небе клубятся серебристо-лиловые тучи. Это, без сомнения идеи навеянные духом эпохи. И все же полотно «Над вечным покоем» вызывает у нас досадное чувство художественного несовершенства. За ней, в зарослях густого кустарника, различимо заброшенное кладбище.
Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем»
«В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», – говорил об этой картине художник. Часто бывал Левитан у Чеховых.
И как раз в этой работе становилось необходимо включение в пейзаж церковки с ее погостом. Так было и летом 1900 года. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. И это усиливает ощущение отчуждённости, космического безразличия природы.
Только В. В. Чуйко, найдя картину неудачной, неудовлетворительной в художественном отношении, признал, что «несмотря, однако же, на все эти очень большие технические недостатки, в картине тем не менее есть настроение: г. Левитан сумел выразить впечатление какого-то мертвого покоя, напоминающего идею смерти, жаль только, что эта идея выражена так странно». Также на фоне зелени выделяются коричневатые и лиловые оттенки тропинки.
Эта мрачная красочная гамма очень выразительна. Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: «Где Левитан, где Исаак Ильич. » В ответном письме Левитан, всегда ценивший шутку, писал: «Передайте грачам, что как только встану – приеду. Небосклон вечен и бесконечен. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет».
Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана. Темно-зеленый цвет деревьев, переходящий в черное, оттеняет более светлый цвет мыса. В тоже время задний план дается в теплых («Вечерний звон») и холодных тонах («Над вечным покоем»). Кроме того, сравнительный анализ этих полотен интересен тем, что, несмотря на то, что произведения выполнены в одном жанре, с использованием одной техники и в них присутствует ряд сходных компонентов (водное пространство, церковь, являющаяся композиционным центром), эффект от картин от зрителя возникает противоположный.
Тогда Антон Павлович написал рассказ «Попрыгунья», в героях которого можно узнать Исаака и Софью. Важным элементом картины является свет. В точности, как и предыдущая работа, «Вечерний звон» – очень хорошо продуманная картина.
Исаак Ильич Левитан» Лучшие картины, пейзажи» Над вечным покоем, 1894
Формат картины прямоугольный, более вытянутый по горизонтали, чем по вертикали. Но в отличие от Кувшинниковой он утверждает, что пейзаж был «дополнен наблюденным на Островенском озере мотивом церкви и кладбища». Мы не видим на суше ни вытащенных лодок, ни домов.
Левитан едет на Удомельское озеро. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Критика полагала, что тучи слишком чернильно писаны, что они «каменные», что «река выльется из рамы, а не пойдет под нее», что она написана «абсолютно белой краской», что «движения в воде никакого», что «дальний план тяжело написан кубовою краской» и «не приведен ни в какое соответствие с первопланным треугольником» и т. д. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть.
«Над вечным покоем» Исаака Левитана
Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Здание часовни акцентируют четыре диагонали. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. У него не было семьи, детей.
«Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, – говорил Левитан. В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё Какой ужас, какой страх. ». Старое кладбище около святыни придает омраченность и без того мерклому пейзажу. Контраст, создаваемый верхом (темные тучи) и низом (светлая поверхность воды) картины, в совокупности с теплыми колоритом церкви и переднего плана и холодным вторым планом тоже подчинен замыслу автора. Общий колорит картины является теплым и тональным. Само небо довольно ясно делится на тучевую внизу и светлую вверху части.
Талантливого юношу поддерживали его учителя. И у современников и любителей пейзажной живописи следующих поколений, картина — Над вечным покоем, вызывала разные чувства. На фоне единой серой массы облаков особенно выделяется два облака, отличающиеся друг от друга и по тону и по теплоте.
Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: «Где Левитан, где Исаак Ильич. » В ответном письме Левитан, всегда ценивший шутку, писал: «Передайте грачам, что как только встану – приеду. Помогал он очень тактично, не обижая. Благодаря этому зритель может ощутить некую тяжесть и сокрушение. Ученики Левитана поселились в Химках. О бесспорной художественной ценности этой работы говорит также то, что почти сразу по ее окончанию, она была передана Третьякову в его личное собрание.
Сочинение на тему Описание картины Левитана «Над вечным покоем»
Небо тоже объято движением: величественное действие развертывается на нем. Летом ученики Левитана выезжали на этюды. А замысел русского художника Исаака Левитана состоял в воплощении в картине символа грандиозности великой, огромной страны с ее мощью в образе широкого разлива озера, необозримых небес, безграничной, уходящей за горизонт, земли. Сам художник утверждал, что в этой картине он «весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием». Вернувшись на родину. И даже в тех, ситуациях, когда уже опускаются руки, стоит верить, что не все еще потеряно.
Также этому способствует отражение в воде, что говорит о реальности и исключительной материальности монастыря – он существует в настоящем времени, в то время как церковь «Над вечным покоем», вознесенная ввысь – не имеет никаких отголосков в своей действительности. В семье Левитана произошло несчастье. Непонимание современниками его восторга перед могучей природой принесло ему разочарование. Личная жизнь художника не сложилась.
22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер. Основным отличием ее от картины «Над вечным покоем» является даже не техника, а общая идея полотна, которой эта техника подчинена. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Что этот глагол может звучать и в краске и в линии и в жесте – как в речи. После этого три года друзья не общались.
Сочинение-описание картины Левитана «Над вечным покоем»
Земная жизнь, которую мы видим, включается в вечную жизнь природы. «Как Левитан. Написанная в светлом тоне, лишенная блеска, она кажется нам плоской и условной. Размер картина «Над вечным покоем» составляет 150 х 206 см, в связи с этим можно говорить о монументальности работы. Но из-за этого его безмолвия делается еще мрачнее.
и т. п. Левитан не раз становился прототипом некоторых персонажей произведений Чехова. Художник уже не мог этого выносить и выстрелил себе в голову.
Динамичность, движение на полотне создается плывущими облаками, колыханием ветвей деревьев за церковью, рябью на холодной с виду воде. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами. И благодаря этой на первый взгляд незначительной детали картина преображается. «Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно.
Это напрямую связанно с отсутствием прямого света и ярких световых пятен. 22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер. Дружная и сердечная атмосфера Чеховской семьи успокаивала его. «Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, — говорил Левитан.
Врачи направляют Левитана в Италию. Цвет в целом не яркий, довольно нежный. Оно серо и почти безлико.
Эскиз написан в довольно однообразной темной гамме. Ученики Левитана поселились в Химках. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Какой ужас, какой страх. » И всё же «Над вечным покоем» – картина не об отчаянии, а о надежде: зелёный утёс напоминает по форме ковчег, а в деревянной церкви теплится огонёк.
«Над вечным покоем»: географический казус
Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Первая из них – темная диагональ отражающихся в воде силуэтов дальнего берега и часовни. Но слабый огонек в окне церквушки придает полотну жизнь. Тропинка на первом плане обуславливает третью диагональ, мысленно продолжаемую до часовни. Да, жизнь быстротечна, ход часов не остановить.
Например, очень коротко можно только упомянуть триаду «Земля-Человек-Небо», которую Левитан вводит в свою картину обозначением присутствия в ней человека (свет в алтаре). Деревянная церковь древней архитектуры дает ощущение многих веков существования этого кладбища, вызывает представление о тех человеческих поколениях, которые, как говорил Левитан, «утонули» в веках.
Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Левитану же была нужна новая муза и он порвал с Софьей. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. Заброшенный уголок Русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины «Над вечным покоем». Перед нами открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками.
«В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине художник. В картине используются дополнительные оттенки для выделения главных элементов картины. Но Левитан уже не встал. Меня ужасно мучает неизвестность.
Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно. Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще Какой ужас, какой страх. ». Левитану за его успехи в искусстве разрешили не платить за обучение. Тучи, заполняющие минимум одну треть пространства картины, довлеют над пейзажем. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам.
На горизонте картины земля соединяется с небом, заполненным темными, грозовыми тучами. В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё Какой ужас, какой страх. ». И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет. Врачи направляют Левитана в Италию. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Левитан применяет прием своеобразного «протекания цвета».
Но все же в картине преобладают большие цветовые плоскости. Родина, которая гнала мастера из любимой Москвы из-за его еврейского происхождения, Родина, которая считала излюбленный Левитаном жанр пейзажа второстепенным, Родина, которая не оценила до конца выдающегося уникального дарования – всё равно Левитан продолжал её любить, восхвалять в своём творчестве и не зря представленная картина считается «самой русской» из всех написанных. Слабые деревья прогибаются под дуновение сильного ветра. И все же были у художника и долгие романы.
Музыкальный подтекст картины «Над вечным покоем»
Пространственное построение, строгое и ясное, условно делится на два плана. Отражения в воде отсутствуют. Часто бывал Левитан у Чеховых. Небо тоже объято движением: величественное действие развертывается на нем. С высоты птичьего полёта взгляду открывается широкая панорама природных стихий.
Всегда нужно верить и стремиться вперед. А объединяет эти два кажущихся взаимоисключающими отношения к природе то, что называлось «настроением», то есть передача в состоянии природы переживаний человека, а через них и его мыслей. Саврасов взял Исаака в свой пейзажный класс. Но она выражает только одно переживание, только одно «настроение» мрачной зловещности.
«Милая, дорогая, любимая Маша», — так начинал свои письма к Марии Павловне Левитан. Так, Левитан изображает чуть видимую тропинку, тонко выписывает церковку и кресты. Кувшинникова, восхищавшаяся работами Левитана, стала брать у него частные уроки. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, – но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание (конечно, не в смысле количества нумеров и громадности денежных затрат, но в смысле прекрасного подбора, ясно говорящего о Вашем глубоком понимании искусства и о Вашей трогательной и бескорыстной любви к нему)».