Левитан Серов
Портрет Левитанатакже был написан Серовым в процессе создания портретов творческих людей. Серов писал портреты людей искусства, в том числе И. И. Левитана (1893, Третьяковская галерея), Иды Рубинштейн (1910, Русский музей) и других. Здесь Серов совсем другой, он решал совсем другие задачи и в портрете Левитана увлёкся манерой работы старых мастеров. Серов был хорошо знаком с Левитаном — они неоднократно встречались в Абрамцево, вместе писали этюды, в вопросах искусства они во многом были единомышленниками.
Лучший прижизненный портрет Левитана, выполненный в его мастерской его другом и соратником Валентином Серовым, знаменитым русским портретистом. Вэтот период Серов рисовал портреты деятелей искусства— итальянских певцов Анджело Мазини иФранческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова икомпозитора Николая Римского-Корсакова. Работы Серова находятся в основном в Русском музее в Петербурге и Третьяковской галерее, Москва, в том числе портреты Мамонтова, Иды Рубинштейн, Исаака Левитана и его шедевр «Девочка с персиками» (1888)- портрет дочери Мамонтова Веры. Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов. Шедевр русской живописи, работа Серова, картина, фото – старые фото, онлайн галерея изобразительных искусств, Серов и Нестеров, художники передвижники, картины художников, Левитан и Саврасов, общество ТПХВ, галерея живописи, фото.
Валентину Серову часто позировали художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891). Они дружили – и были разными, в жизни и, конечно, в искусстве: издавна любимые, с детства знакомые Серов, Коровин, Левитан.
Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет. Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша. Его живопись вся из одного куска — цельная, могучая и гармоничная. Был написан портрет императора Николая II.
"Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников и склонность академизма. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. Бенуа, К. А. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей». У Врубеля же была совсем другая манера. Иначе говоря, они были колористами.
Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. Идея синтеза искусства воплощались им и при работе в театре. Все его картины сами по себе явление в живописи: не по сюжету, не по «содержанию», но по своему внешнему виду, как живопись, как краски, как сочетание форм. Это создает пространство и величайшее разнообразие оттенков цветов. Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии.
Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах».
- Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью
- Описание картины Серова «Портрет Левитана»
- Левитан в кругу своих современников
- Портрет художника Исаака Ильича Левитана
- Валентин Серов — Портрет Левитана, 1893
- Описание картины Валентина Серова «Портрет художника Левитана»
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». А. Ростиславов). Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем». Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ).
В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро). Портрет княгини Щербатовойостался неокончен. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. Я хочу, хочу отрадного. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света.
- Валентин Серов (художник): биография и картины (фото)
- Валентин Серовпишет портрет Исаака Левитана в его доме-мастерской
- мои любимые книги «Сто великих художников»
- Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
- Серов Валентин Александрович (художник)
Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором — пускай. А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. Был, впрочем, Валентин тогда совсем ребенком. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Не тратить времени, а писать, творить.
Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. В жизни Левитана эта деятельность была кратким и незначительным эпизодом. Картина Саврасова «Грачи прилетели» положила начало новому отношению к родному, русскому. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи
- Самое интересное в виде мозаики
- «Взмахивал карандашом решительно исмело»
- «Все, чего ядобивался, — это свежести»
- Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
Иногда боишься испортить одним мазком. Портрет М. Е. Ермоловой, замечательной русской актрисы, —шедевр портретного искусства. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Какая тайна мира — земля и небо. А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане).
ВойтиLiveПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласLiveСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.
- Валентин Серов: последние новости
- В воздухе, пропитанном искусством
- Общественная и профессиональная деятельность
- Мировое признание русского гения
- Главная О сайте От автора Контакты Рекомендую
Серов изобразил актрису крупным планом. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». Левитана 1893 года. Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал». Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины.
Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника. Скажем, необъятное поле ржи с раскидистым дубом на холме или же лесные дали с огромной перспективой, уходящей в голубизну «за далью даль» или же мачтовый сосновый бор, раскинувший свою громаду. «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Чтобы закончить иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь» (И. Например, ель для басни «Ворона и лисица» Серов искал специально и рисовал её, взобравшись на высокую лестницу, отчего хитрая лисица становилась особенно «ничтожной». В мастерской К. Коровин наталкивал нас на понимание сути живописи. Левитан).
К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. То же самое мы видим в картине Левитана. Вот таким был Валентин Серов. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Работа над полотном шла три месяца. художникам, выросшим на подражании старым мастерам, почти на плагиате.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». А. Н. Радищева).
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно.
Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Картины Серова удивительно красивы по краскам, не будучи написаны «в красивом тоне». Подобно Цорну, отчасти Сардженту, Даньяну, Лейблю, Либерману, Серов представляет всей своей ясностью, всей своей безграничной любовью к простоте, всем своим отвращением к какой-либо формуле самый разительный контраст «живописным кухмистерам»: Ленбаху, Бодри, Констану и т. п. Мало того, что видели, вы пережили то же самое ощущение. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.
Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир. Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее. Серову была нужна своя манера, своя натура, в отличие от Врубеля, которому натура была совсем не нужна, он её без труда придумывал сюжеты.
Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. «Портрет Ермоловой», примадонны Малого театра. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Как все знакомо, как близко. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.
С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов. После целого века блуждания по археологии и истории, после долгого рабства в плену у «передового» войска и после всех грустных обстоятельств, не давших живописи XIX века вырасти и развиться нормальным образом искусство Серова и ему подобных художников является как бы давно желанным выздоровлением, как бы ясным, освежающим утром, сменившим душную грозовую ночь. А «Портрет Шаляпина», выполненный углём, критика разругала. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». И вот, представьте себе, вы, обыкновенный советский труженик, в часы отдыха, возможно, охотник, рыболов, вы не раз стояли на весенней «тяге», переходили шумные весенние ручьи, бродили по лесу во все времена года, сидели у реки и на заре и в полдень и на закате – попали на художественную выставку или в картинную галерею.
Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно граничит с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Так он не мог на нее смотреть без дрожи – не принял девиз коммуны «Долой предрассудки. ». 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
Окончить картину иногда очень трудно. Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Каждому свое.
Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. Но дни его уже сочтены.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Часто его картины называли этюдами, «талантливыми, но недоделанными набросками», словом, говорили, что картины его — не картины. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Левитан вел жизнь очень уединенную и с раннего утра и до сумерек изо дня в день работал, не выпуская кисти из рук.
А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). Там, над полем, по утрам всходит солнце. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом. Если бы вы были художником, то написали бы так же.
Левитан, Серов, Коровин и Нестеров — вот мастера, сумевшие передать истинную красоту русской природы до них — одинокая картина Саврасова да некоторые «фоны» в картинах Венецианова. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Только любя природу, учась у нее, можно найти себя». Возьмем хотя бы такие шедевры, как «Ранняя весна» (1898, Русский музей) или «Весна – большая вода» (1897, Третьяковская галерея).
Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. Говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива». Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова).
Расцветал дуб и Саврасов, возвещая об этом как о грандиозном вселенском событии, вбегал в мастерскую и уводил с собой молодежь туда, в зеленые рощи и поля. Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов. Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
Был чужд он и всему чрезмерному, кричащему. Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер». В своей педагогической деятельности он продолжал развивать традиции лирического пейзажа настроения, заложенные А. К. Саврасовым, – самым дорогим, по выражению Коровина, человеком, открывшим для них с Левитаном «неведомое, как райское блаженство» 4. Нельзя вот таким образом описать ни его гамму красок, ни его колористическую систему. В поленовской семье яркий и самобытный талант Левитана приводил всех в восхищение. Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс.
Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые дожди. Так мы на том и расстались» 23. На этом портрете Левитан признанный, любимый художник, достигший вершины славы.
В изобразительном искусстве появились новые направления. Они — благоразумие. Создав несколько самостоятельных эскизов и написав некоторые картины по эскизам В. М. Васнецова к опере А. С. Даргомыжского «Русалка», пейзажист практически не возвращался к этому делу, хотя постановка имела потрясающий успех, впервые за всю историю оперы публика аплодировала именно декорациям11.
Эта крепкая дружба продлилась до конца дней. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
Красочные созвучия еще менее, нежели музыкальные, поддаются описанию и определению. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Левитан тот самый, которого этюды так понравились Василью и Наташе. Таким образом, Серов является как бы плотью от плоти реальной школы 70-х годов, «стасовской» школы и, однако же, стасовского, передвижнического в нем никогда не было ни на йоту. Кустодиев, ИЛ. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Серова и пейзажи И. И.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. «Могла бы быть и попроще», – сказала она.
Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Саврасов был замечательным, вдумчивым, душевным педагогом. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Но зато практика ежедневного писания с натуры углубляла познание «сути» живописи, вырабатывала мастерство».
Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Левитан потому только считал свою картину неоконченной, что в ней было слишком много лишних подробностей. В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Рядом с Левитаном самым замечательным по величине таланта и по цельности своей художественной личности среди современных «чистых», непосредственных реалистов представляется Валентин Серов. Первые шаги в искусстве Серов сделал под руководством Репина и целых десять лет был одним из деятельнейших участников передвижных выставок. «Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание.
В его глазах нет радости, они наполнены тоской. — говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. – совсем неправильно. Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана». Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс.
Самому Серову было всего 46. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Для этого он особым образом выстроил композицию.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов». Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
В феврале родилась дочь Ольга. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно. Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под дубом дождь.
Левитан). В августе был в Абрамцеве, затем— в Москве в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года в декабре— в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. Портреты кисти В. А.
Ищите около себя, но внимательно и вы обязательно найдете и новое и интересное» (И. Серов проделал сложный путь развития: от импрессионистически положительного восприятия натуры («Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», «Лето») к портретам аналитическим, в которых стремился создать образ, раскрывающий характер модели в позе, жесте, взгляде, осанке, взаимодействия с окружением и с самим художником. Портретов кисти Серова около двухсот.
Грабарь и др. ). Его образ уравновешен с виду, неудержим и богат внутренне. Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова. Лансере, Л. С. Рерих, И. Э. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника. Но не во внешних эффектах здесь суть. Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. По словам Нестерова, Левитан, «красивый своей серьезной восточной красотой», неоднократно служил моделью на поленовских рисовальных вечерах. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины. Портрет Шаляпина необычен по форме.
В его глазах нет радости, они наполнены тоской. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, — эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным.
Все это он привез с Востока. В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс. Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
К концу XIX в. влияние передвижников упало. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
До конца донести и выполнить своё призвание. Вот эту черту и запечатлел так блистательно В. А. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).
В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Родился сын Георгий. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Новой и хорошей струйкой пахнуло от этого элемента» 17. Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Вскоре Серовы переезжают в Москву. Серов работал с моделью по 30-40 сеансов и даже когда казалось, что портрет уже завершён, продолжал искать главное, что ускользнуло от него: ему «нужно было сделать ошибку», нарушающую гармонию образа, но раскрывающую неповторимую индивидуальность.
Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. В самом деле, какое глубокое впечатление могли производить низвергающиеся среди скал громогласные, величественные «романтические» водопады, которые в большинстве своем зритель не видел в натуре или же вершины гор, освещенные малиновым светом, который зритель тоже не видал.
При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Он не стыдился своего призвания живописца он не порывался к более «полезной» деятельности, а весь отдался разрешению чисто живописных задач, зато и достиг в этом направлении полного успеха. Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Все эти картины объединяет тема высшей красоты человека. «У Поленова в большой комнате, – писал Коровин, – было особенно нарядно.
Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами. Для этой работы Серов выбирает несвойственный ему темный колорит. Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Это рисунок громадного размера. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Сейчас трудно поверить, что появление русского лирического пейзажа, пейзажа «настроения» связано исключительно с именем Левитана. Окончить картину иногда очень трудно.
Билибин и др. ). Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена поисками. Художник пробовал себя в графике иллюстрировал произведения Пушкина, Некрасова, Крылова. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. И поза Морозова купеческая. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Одно время эти два мастера снимали вместе одну студию, там Серов написал«Портрет Коровина» в манере, характерной именно для Коровина. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. И. И. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. («Похищение Европы»).
Конечно, это школа целой жизни. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника.
Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. Его лучшее произведение — «Три богатыря». В коллекции ГТГ находитсяпортретещё одного друга Серова –Константина Коровина. Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все.
И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. Исаак Левитан и Константин Коровин оказались в училище по примеру старших братьев. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Все эти портреты очень разные. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Баба с лошадью» (1898г. ), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Таких других глубоких, темных, задумчиво-грустных глаз я, кажется, никогда не видел. Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Что может быть «проще» картин Левитана. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой. Там же Серов познакомился и с другими членами Абрамцевского кружка: Васнецовым, Поленовой, Нестеровым.
Там из рассветного тумана мне навстречу вышли лосиха и лосенок. Впоследствии в своей педагогической деятельности Левитан во многом опирался на его опыт. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. На картинах Серова все ясно, светло и по тому самому хорошо, красиво. Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста.
Иногда Левитан присутствовал на устраиваемых ею керамических четвергах. На чистом светлом фоне —мощная фигура артиста, естественная, цельная и живая. Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». На рубеже XIX-XX вв.
Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными. При этом проявлял замечательную твердость. Глаза слишком живые, слишком сильная мысль в них затаилась. Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Коровин кричал: «Не устраивайте хаоса из моей жизни». С начала 1900-х гг. Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18. Коровин с горечью писал впоследствии: «Отец, мать ничуть не заботились дать мне какое бы то ни было направление» 1. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому.
Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. В этом музее сосредоточено относительно большое количество произведений мастера: три графических листа, выполненных на поленовских рисовальных вечерах и девять живописных работ. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества.
Она оказалась права. Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти.
Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар. — говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит. Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину. Его основные черты: простота и непосредственность.
Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им. Портрет меланхоличен, в нём есть что-то закрытое, навсегда тайное. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Даже внешне Василий Дмитриевич выделялся среди преподавателей училища. Он известен своим собирательством современной ему французской живописи. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Лучший прижизненный портрет.
Ты просто глупость делаешь. «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков. Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины. И такие молодые, свежие, верующие в будущее.
Ее организовали разночинцы. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. Возвышен и прекрасен её облик: горделиво посаженная голова, благородные черты лица. Сила молодости брала свое и мы не погибли.
За свою недолгую жизнь — Левитан прожил неполных 40 лет — он создал более тысячи картин. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В ней, в окружающей жизни художники черпали свое вдохновение.
Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение. О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний.
Нам кажется, что это просто: увидел художник – так и спел. «Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. Бакст, Н. К. По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова).
Коровин писал масляными красками (покуда он один), а Левитан сделал акварель – разовую голову, – прелесть что такое. Врубель, Б. М. А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом. Это глаза и взгляд художника. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Серов. Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем».
Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. Серов с увлечением выискивал «натуру», делал бесконечное количество набросков искал характерные элементы пейзажа.
Однако в момент поступления в МУЖВЗ, когда одаренным от природы юношам было по 13 – 14 лет, они не могли блеснуть эрудицией, поскольку не получили серьезного домашнего и гимназического образования. В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами».
И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Но дни его уже сочтены. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана». По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12.
Особенно ему нравилось иллюстрировать басни Крылова, он с детства любил рисовать всякое «зверьё». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Учил тому, «что искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Во многих графических работах начала 1880-х годов он с «шишкинской» скрупулезностью изучал и фиксировал подробности пейзажа: прослеживал рисунок древесной коры, формы листьев различных растений, «мелодику» природы. С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.
Все лучшие его работы хранятся в русских музеях. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Пейзажу, батенька, крышка. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ).
Левитан в этом отношении не был похож на Константина Коровина. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. И. И. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Серов также пытался создать монументально-декоративное панно мифологического содержания.
Творчество Серова на русской почве развивало линию портретной живописи, восходящую к Веласкесу, картинами которого он восхищался. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Но что соединяло трех художников – Левитана, Серова и К. Коровина.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Он был необыкновенно трудоспособен. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями. Здесь было его сердце и здесь были все его художественные помыслы. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им. (Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей).
Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана». Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Поленов очень любил эти этюды, полагая, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерньгх изображений Крыма, как Левитан» 19. В изобразительном искусстве появились новые направления. Ты просто глупость делаешь. Без этого чувства не может быть истинный художник.
Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал». Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
Это одинаковая вера и понимание «сути» живописи, которая и есть непременное качество, решающее качество великих художников. Этот портрет выполнен в коричневых и серых тонах, даже в какой-то степени мрачный и печальный. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в абсолютно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. Корсавина всегда была очень закрытым человеком, публика мало что знала о её личной жизни. за этюд с натуры». И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена».
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея).
В 1889 году ему удалось побывать на Всемирной парижской выставке. Не годится. Серов же наоборот, терпеть не мог беспорядка и грязи. Всегда подтянутый, корректный, опрятно одетый, обращавшийся к ученикам на «Вы», – он, по словам А. Я. Головина, располагал к себе как человек «всесторонне образованный, культурный, внимательный и сердечный» 6. – В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах».
Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. Это он – певец любви, певец печали. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Онав строгом чёрном платье. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Сомов, Е. Е. Самое сильное и интенсивное пятно —лицо. Известный пейзажист даже внешне, как отмечали его современники, «жил так красиво, как никто из художников его поколения» 14.
Вы это в природе видели точь-в-точь своими глазами. Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно. «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба.
Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал. Описывать словами прелесть их живописи невозможно. Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше. Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Мне показалось это каким-то чудом. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Искать и верить в красоту форм, в красоту искусства изображения. Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров.
«Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Подобно многим художникам рубежа XIX-XX веков (эпохи модерна), Серова увлекала идея синтеза искусств: портреты-картины (портреты П. Щербатовой, Иды Рубинштейн, Марии Ермоловой и др. ) композиционно и стилистически согласуются с архитектурным пространством.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Только плохие подделки под Левитана"».
Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей. Это случилось в 1871 году. «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. Вот через эту «березовую рощу» я ходила от станции на дачу. Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным.
В 1900 году, незадолго до смерти, Исаак Ильич дарит своему учителю и другу небольшой этюд «Срубленный лес. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись.
Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. В 1898 году для Русской частной оперы Мамонтова он создал декорации к опере своего отца Александра Серова «Юдифь». Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5.
До конца донести и выполнить своё призвание. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние. Одни восхищаются эффектами освещения, закатами, силою солнечного света, эффектом «лунного серебра» играющего длинною дорожкою на необъятной шири Днепра. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Если поискать в старом искусстве художников, однородных с Серовым, то не придется останавливаться на Рембрандте, на Тициане и тому подобных субъективистах, создавших себе вполне определенную красочную систему, а невольно придут на ум (tote proportion gardee) Хале или Веласкес их отнюдь не предвзятое отношение к видимому миру их объективный взгляд на жизнь их увлечение одной красочной действительностью. С этой картиной произошёл необыкновенный случай. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. – А на Западе Серова знают. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В эти 5 рам и заключён образ актрисы. В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20. Левитан).
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова).
я почти всегда думаю о Левитане. Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена». В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.
О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний. Театр настолько завладел Коровиным, что, начиная с 1900-х годов вплоть до отъезда за границу, он возглавлял художественную часть Императорских театров в Москве и Санкт-Петербурге. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого.
Автор показал и раскрыл перед нами душу художника, точно самурай, хранит он свою душу, пусть не в мече, но в кисти, только ей доверяя прожить эту жизнь насколько возможно более искренне, ни солгав ни в одном жесте, ни в одной линии или штрихе. Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте. На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины.
Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Именно в России. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. И, конечно, Левитан был первейшим из первых певцом-поэтом в живописи природы. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств).
Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. " я почти всегда думаю о Левитане. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Безусловно, творческая атмосфера с особым «культом рыцарства и красоты», которую создавали вокруг себя Поленов и Мамонтов, благотворно влияла на молодых художников. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». 132Как странно все это. И купил картину.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Левитан – певец русской природы, глубоко национальный, русский художник. Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов». Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Валентин Серов был наделен огромным актерским талантом.
Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина. И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
Но как трудно о них говорить. Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»).
За исключением авангарда XX века. К концу XIX в. влияние передвижников упало. С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Зачастую благодаря только настояниям друзей Левитан решался выставить картину, по его мнению, далеко не готовую. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского). были связаны крепким духовным, художественным родством. Никогда Серов не пытался рассказывать, пояснять, забавлять. Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. Искусство Серова вовсе ничего не имеет в себе литературного, описательного. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
.