Левитан Вечный Покой
Картина Левитана Над вечным покоем была написана художником в 1894 году. Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» не только одна из самых известных работ мастера, но и самая философски наполненная, глубокая. Описание и краткое содержание Амазонки и вечный покой (Исаак Левитан – Софья Кувшинникова) читать бесплатно онлайн.
Исаак Ильич Левитан – мастер пейзажа настроения. Его мазку принадлежит множество пейзажей русской природы. Произведение «Над вечным покоем» считается самой русской с, когда-либо написанных картин. В этой статье представлено описание картины Над вечным покоем Левитана: материалы для сочинения история создания произведения. Написал прекрасное полотно Над вечным покоем Левитан. Картина Над вечным покоем была написана Левитаном в 1894 году.
Картина Левитана «Над вечным покоем» – это не просто изображение хмурого непогожего дня, это пейзаж с философскими мыслями о жизни и смерти, с размышлениями о вечности мира, о смысле жизни и ее быстротечности. Книги похожие на Амазонки и вечный покой (Исаак Левитан – Софья Кувшинникова) читать онлайн или скачать бесплатно полные версии. Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является одной из жемчужин творчества художника.
Отзывы читателей о книге Амазонки и вечный покой (Исаак Левитан – Софья Кувшинникова), комментарии и мнения людей о произведении. Картина Над вечным покоем принадлежит к числу самых известных работ выдающего русского художника И. Левитана. Одну из своих самых философских картин «Над вечным покоем» Исаак Левитан написал в 1894 году, за шесть лет до своей смерти.
Описание картины Над вечным покоем, Левитан, 1894
Мрачный и холодный необъятный простор. Эскиз написан в довольно однообразной темной гамме. Эта как бы случайная фрагментарность пейзажа придает ему непосредственность.
Ограничения в черте оседлости для евреев происходили в разные времена и в разных странах. Под впечатлением от работы Левитана Антон Чехов описал полотно в повести «Три года» : «На первом плане – речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка исчезающая в темной траве. О них он писал Елене Карзинкиной такими словами: «За лесом. Но все же даже недоумевавшие признавали порой, что «замысел этой картины настолько нов и интересен, что она заслуживает упоминания» и разбора и что, хотя в «попытке нарисовать огромное пространство нельзя видеть совершенство, но она показывает, что художник ищет нового пути и, судя по его другим, меньшим произведениям, наверно найдет этот путь». От изображения развалин древней крепости с потрескавшимися мощными стенами, свинцовых облаков над морем и набегающих на берег и дробящихся «о скалы грозные» волн веет «варяжским» духом.
И когда шел на этюды Левитан, следом спешила и она. Эта мрачная красочная гамма очень выразительна. И это усиливает ощущение отчуждённости, космического безразличия природы.
Описание картины «Над вечным покоем»
На небе ведь нет ничего, кроме несущихся туч и вечный покой остается на этом погосте. На смену массивным тучам всегда придет светлое небо и солнце. Но что ты, человек, сделал на этой земле. Нет, господа.
Художник уже не мог этого выносить и выстрелил себе в голову. «Сумерки. Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана. Величественно небо на картине, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могил «сердечную мысль» художника о «свете, который тьма не объят», о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонек которой вновь и вновь из века в век, «как свеча от свечи» зажигают люди.
Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем»
Не нужно подробностей. Взгляд зрителя направляется вдаль и линией берега и мысом с его гнущимися под ветром деревьями и, наконец, тем, что берег справа убран и вместо него вода там начинается прямо от переднего края. Через два года умирает мать юношей и почти вслед за ней из жизни уходит отец. Пуля прошла через кожные покровы, не задев черепа.
Коснулось это и молодого Левитана. Он говорил, что счастлив передать эту картину коллекционеру Павлу Третьякову. С маленького возвышения далеко виднеется озеро.
Мысль о картине гнала его на поиски близкого замыслу мотива. Почему-то Левитан немедленно начал звать Чехова «крокодил» и Антон понимал, что дорог новому другу именно тем, что заставляет его забывать о меланхолии, которая была основой его натуры. Кстати, не бог весть как красива была Софья Петровна, но превосходно умела подать себя. Но в отличие от Кувшинниковой он утверждает, что пейзаж был «дополнен наблюденным на Островенском озере мотивом церкви и кладбища». Нужно жить сегодня и сейчас.
Она не повторила ошибки многих отставных любовниц великих и знаменитых людей, не уподобилась глупеньким дамочкам, которые поливают грязью «коварных изменщиков», заодно выставляя себя мстительными дурами. Талантливого юношу поддерживали его учителя. Радуясь тому, что Над вечным покоем попадает в галерею Третьякова, Левитан писал ему об этой картине: В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием. Пророкова С. А. Левитан. Сам художник утверждал, что в этой картине он «весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием». Это было дело коренных русских художников.
Эта замужняя дама была старше его. Она абсолютно поразительно умела распоряжаться временем. И больше смотрю я на небо и озеро, чем на церковь с могилами. Левитан становится известным, его материальное положение улучшается. О её значении и высоких смыслах, передаваемых художником. Исаак Левитан.
Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что. В ней был коньяк, который он наказал выпить на берегу Великого океана. А сначала-то она держалась с ним подчеркнуто скромно. У Маши всегда были способности к живописи, а тут она начала серьезно рисовать. Ее работы экспонировались в 1887-1906 годах почти на всех периодических выставках Московского общества любителей художеств, которое приняло ее в свои члены за картину «Монастырские ворота». Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах.
«Над вечным покоем», предлагаемый к вашему онлайн просмотру, повествует об одной из известнейших картин — шедевре Исаака Левитана «Над вечным покоем». Талантливый еврейский мальчик, – писал К. Паустовский, – раздражал иных преподавателей. Не берите даже отдельной какой-нибудь картины, отдельного какого-нибудь этюда. Делайте свою жизнь ярче. Церковь совсем старая и прогнившая, а кладбище заброшенно, это видно по согнутым крестам.
С высоты птичьего полёта взгляду открывается широкая панорама природных стихий. И роль воды важна. Кувшинникова оказалась личностью весьма неординарной. Картина заставляла думать и действовать. Перестаньте кощунствовать. Но самой, пожалуй, высокой оценкой дарования художницы стало то, что в 1888 году ее картину «Интерьер церкви Петра и Павла в Плесе» приобрел для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.
Только В. В. Чуйко, найдя картину неудачной, неудовлетворительной в художественном отношении, признал, что «несмотря, однако же, на все эти очень большие технические недостатки, в картине тем не менее есть настроение: г. Левитан сумел выразить впечатление какого-то мертвого покоя, напоминающего идею смерти, жаль только, что эта идея выражена так странно». Кажется, нигде прежде не видел художник такого бесконечного неба и такой светлой, почти молочного цвета воды. Любопытная штука – мемуары. Летом они ездили на этюды на Волгу. – М. 1960. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа.
Сочинение описание картины Над вечным покоем Левитана
Над озером – огромный небосвод. Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана. О том, что пейзаж «Над вечным покоем» представляет собой в основе натурный вид озера Удомля, свидетельствовал в своих воспоминаниях и В. К. Бялыницкий-Бируля имение которого «Чайка» было расположено поблизости. Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Правда, эта ревность к Софье Петровне пряталась у Чехова за якобы искреннее сочувствие к Левитану, которого «Сафо», по мнению Антона Павловича, открыто водила за нос.
Ее успели спасти – в доме, где она остановилась, гостил доктор. Абсолютный шедевр. Этот небольшой фильм «История одного шедевра. Видно как ветер клонит к земле кладбищенские деревья. Если, работая над картиной «У омута», Левитан сделал пейзаж более сумрачным, чем в эскизе и утемнил его красочную гамму, то в работе над картиной «Над вечным покоем» он, наоборот, высветлил и обогатил ее. Насквозь промокшие, сливающиеся с горизонтом луга на дальнем плане и одинокий островок среди вод, который часто сравнивают с человеческой жизнью среди «вечного безмолвия бесконечных пространств» (Паскаль), покосившиеся кладбищенские кресты – всё вопиет о человеческой хрупкости и бесприютности перед лицом вселенной.
Исаак Ильич Левитан» Лучшие картины, пейзажи» Над вечным покоем, 1894
То стреляться ему, то вешаться (причем Левитан не болтал, а в самом деле предпринимал такие попытки), то срываться с места и ехать куда-то на Кавказ, да не на воды, а куда-нибудь в горы, где еще пошаливают абреки Пришлось Чехову чуть не силком переселить соседа из Максимовки в Бабкино, где он гостил у своих друзей Киселевых. Образ маленькой деревянной церквушки – это образ самого человека ищущего на земле правду Божью, стремящегося к свету, к жизни, к любви, но часто не обретающего их. После этого три года друзья не общались.
Выслали и семью Левитанов. Что этот глагол может звучать и в краске и в линии и в жесте – как в речи. Тем более что этот иудей – художник Самого Чехова ведь тоже не назовешь оптимистом до мозга костей. Родина, которая гнала мастера из любимой Москвы из-за его еврейского происхождения, Родина, которая считала излюбленный Левитаном жанр пейзажа второстепенным, Родина, которая не оценила до конца выдающегося уникального дарования – всё равно Левитан продолжал её любить, восхвалять в своём творчестве и не зря представленная картина считается «самой русской» из всех написанных.
Но что за вечная тяга к печали и даже к смерти. Одни умирают, рождаются другие. На переднем плане расположен крутой утес.
На беду в художника влюбилась дочь Анны Николаевны 20-летня Варя. Все комментарии – точные, глубокие, душевные. Эти слова могут подвести итог жизни великого живописца. Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью.
Грех уныния, который причисляется к семи смертным грехам, – его любимый грех. За десять лет до кончины Левитан написал одно из лучших своих полотен «Тихая обитель» изображавшее Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете. Для меня островок это корабль, который через воды несет нас к светлому, прекрасному вечному Небу (Боку). Левитан картину «Над вечным покоем» считал одним из своих главных произведений. Тяжелые, сумрачные облака проходят, как Время. Левитан писал Третьякову о картине «Над вечным покоем»: «в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание».
большое чувство и поэзию в искусстве. Писатель тоже ответил в резком тоне.
Шаляпин). Зато, когда Маша отправлялась порыбачить (она обожала постоять с удочкой на берегу Истры), Левитан, смиряя нетерпеливый свой нрав, тоже застывал на берегу, глядя, впрочем, не столько на сонный поплавок, сколько на прелестное лицо, скрытое в тени большой панамы.
«Над вечным покоем» Исаака Левитана
Она была в восторге, что рядом живет самый настоящий, «ручной» художник и бегала за Левитаном ну прямо как собака Веста. Само небо довольно ясно делится на тучевую внизу и светлую вверху части. В книге мемуаров писателя Сергея Дурылина «В своём углу» есть такие строки о Левитане: «Левитан очень любил православную церковную службу и часто заходил в церковь к всенощной. Финляндия» (1897) – картина похожа на поздние работы Николая Рериха и Константина Богаевского. Однажды Левитан поехал с Кувшинниковой верхом в далекую прогулку.
Кажется, будто они вот-вот упадут на землю от своей тяжести. Левитан не раз становился прототипом некоторых персонажей произведений Чехова. Печально, что Левитан не слишком-то любил писать портреты (к примеру, такие, какими Брюллов прославил красоту своей музы и возлюбленной графини Самойловой), ну что же, для Софьи Петровны было довольно того, что она постоянно присутствовала при процессе, так сказать, создания его картин. Отчего-то настроения среди друзей Антона Павловича после таких его откровений начинали царить самые фривольные, а потому никого не удивило, что однажды в теплый майский день Левитан взял да и отправился на дачу «Затишье», куда наезжала к своему дяде Панафидину милая и легкомысленная красавица Лика Мизинова – предмет недолгой и не слишком-то пылкой любви Антона Павловича.
Художник говорил о своей работе: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще Какой ужас, какой страх. ». А какое название: Над вечным покоем. В 1975 мая умерла мать, а через два года не стало и отца, который заболел тифом. В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё Какой ужас, какой страх. ». Он примирился с вечностью и, благодаря своему Божьему дару, остался в ней навсегда.
Амазонки и вечный покой Исаак Левитан – Софья Кувшинникова
Сравнение картины с эскизом обнаруживает фрагментарность композиции картины. Каждый, глядя на картину замысливался о быстротечности своего существования. Еще более выразительный получился эскиз к картине «Над вечным покоем» 1893 года. Сначала Левитан посмеивался, мол, уж кому, но только не Чехову учить его нравственности.
И все это происходит в тишине и благоговении. Обетование будущего воскресения всего рода человеческого через великую скорбь Голгофы. И все же были у художника и долгие романы. По-русски, по-славянски, по-христиански, по-человечески.
Грех уныния, который причисляется к семи смертным грехам, – его любимый грех. Преподаватели им помогали, как могли. Однако Маша стыдила брата за насмешки. Множество различных мыслей вызывает картина И. Левитана «Над вечным покоем». Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще. но кладбище занимает самую малую часть всей картины, её уголок, ведь конец земной жизни – это лишь начало другой, вечной жизни души и если человек смог обрести покой и гармонию, с собой, со всем миром, с Богом, через веру, через эту маленькую церковь, стоящую на возвышении, то его вечный путь будет таким же светлым и широким, как и небо, открывающееся для взгляда впереди над холмом, над куполом церкви и крестом на нём.
Для Исаака, его брата и двух сестер настало очень трудное время. Аракчеев – хозяин имения Гарусово – возил Левитана на своей лодке к островку.
Леденящий душу ветер гоняет облака по небу, создает неровную рябь на глади воды, а также тянет тонкие, стоящие рядом с кладбищем березы, к земле, а крохотный огонек в маленьком окошке ветхой церквушки дарит надежду и будто бы борется со всеми невзгодами, что обрушила на это место природа. Особенно мемуары Софьи Кувшинниковой. А ведь художник талантливейший. серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего.
Если «плывущий» мыс и словно обтекающая, доходящая внизу до рамы картины вода вовлекают нас в картинное пространство, то плывущие параллельно картинной плоскости облака, сильная линия горизонта развертывают пространство на плоскости. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Ну что ж, с появлением Левитана у Софьи Петровны стали заняты обе руки. Левитан так писал о своей картине: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё Как страшно. ».
Елена Арсеньева – Амазонки и вечный покой (Исаак Левитан – Софья Кувшинникова)
Левитан стремился нарушить его однообразие изображением ряби. Через четыре года после этого Исаак Левитан был принят в «Товарищество передвижных художественных выставок», а Третьяков продолжал следить за творчеством художника и часто приобретал его работы.
Антон Павлович все-таки не смирился с любовью своего друга к Софье Петровне. На окнах же вместо занавесок были развешаны простые рыбацкие сети. С него-то и писал художник этюд для большой картины. Верхнюю часть картины занимают холодные, массивные, свинцовые тучи.
Елена АрсеньеваАмазонки и вечный покойИсаак Левитан – Софья Кувшинникова
На нем находятся маленькая церковь и кладбище. Омовение и крещение перед встречей с Истиной. Но плотнее всего написана «земная» часть картины – и мыс спереди и в особенности вода.
Мужу лишь бы в молельне лоб отбивать перед иконами, а постель супружеская, полное ощущение, грешное для него место. «Левитан закружился в вихре. » – вскоре с неодобрением констатировал Чехов Хотя чего тут было не одобрять, строго говоря. Критика полагала, что тучи слишком чернильно писаны, что они «каменные», что «река выльется из рамы, а не пойдет под нее», что она написана «абсолютно белой краской», что «движения в воде никакого», что «дальний план тяжело написан кубовою краской» и «не приведен ни в какое соответствие с первопланным треугольником» и т. д. Сокольники». Радость от надежды на жизнь вечную с ним. Но, вопреки всему именно Левитан более всех прославил красоту русской природы. Полотно кажется проникнутым чувством мрачноватого, хмурого величия нетронутых, безлюдных далей лесного озерного края и несколько напоминающую образы глухих северных лесов в живописи.
Его поражало и пленяло своей красотой православное богослужение. В свои 22 года Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подвергались все евреи) и жил в Тверской и Владимирской губерниях. Он и в самом деле был страстным охотником и превосходным рассказчиком, но больше всего на свете любил свой ярко освещенный, затейливо убранный дом (а ведь это была всего лишь скромная казенная квартира, находящаяся под каланчой одной из московских пожарных команд, в Малом Трехсвятительском переулке), всегда спешил туда, зная, что там увидит не прокуренную комнату полицейского участка, не зверские рожи хитровцев, а веселые интеллигентные лица гостей и прежде всего – умное, милое, любимое лицо своей жены. Он пишет Тихую обитель, он пишет Вечный покой, Владимирку – большую дорогу, — и всюду сквозит эта тишина в смятении, это молчание в тревоге.
Какой ужас, какой страх». А впрочем, она, эта амазонка, вполне могла бы управлять и древнегреческой квадригой, поводья которой, как известно, распределялись между всеми десятью пальцами. По его словам, на первом плане изображен мыс того овального острова, с которого Левитан «увлекался большим пространством воды» и с которого «после бурного грозового дня увидел над водой Удомли те громоздящиеся в небе темные облака, которые звучат так своеобразно, полным напряжения аккордом в его картине». В ее окнах теплится огонек – там человек, там жизнь.
Описание картины Левитана «Над вечным покоем»
Но все эти мысли объединяет одна, самая основная и заключительная. В ней как бы соединяются оба отношения Левитана к природе: показ ее обжитости человеком и противопоставление человека природе – так же, как в пейзажах Чехова. Тогда Антон Павлович написал рассказ «Попрыгунья», в героях которого можно узнать Исаака и Софью. Срезав правую часть с берегом и доведя воду до нижнего края, Левитан придал пейзажу характер своеобразного «выреза» из природы. Результатом стала географически-патетическая (с уклоном в демократизм) книга «Остров Сахалин», а друзьям – так сказать, «под водочку» – были преподнесены кое-какие путевые впечатления, не вошедшие в основной текст по цензурным соображениям.
Ей, конечно, льстила перспектива оказаться музой этого, безусловно, великого художника. Мыс, сплошь покрытый деревьями и крестами в эскизе, обнажается, отчего выигрывают в своей выразительности отдельные деревья и кресты, лежащие поваленными или рисующиеся силуэтами на фоне воды. По-нынешнему говоря, эти двое переспали да и разошлись, но поскольку Чехов жил по принципу «nulla dies sine linea», хоть это выражение более пристало художнику ибо художником и употреблено, он продолжал состоять с Ликой в оживленной переписке, а потому был в курсе того, как и с кем она теперь проводила время. Она закатывала Левитану истерики, требовала бросить мать и грозила, что покончит с собой. Кувшинникова, восхищавшаяся работами Левитана, стала брать у него частные уроки.
Сейчас картина «Над вечным покоем» (150х206 см, холст, масло) хранится в Третьяковской галерее. Картина просто завораживает. Это можно отнести и к другим работам молодого художника.
Левитан применяет прием своеобразного «протекания цвета». Какую память, кроме этого креста, оставил по себе. Новый характер живописи картины с его чертами декоративности был принят за странное чудачество, за неоконченность, «неопределенную мазню», выдаваемую за особую «манеру».
Где написана картина «Над вечным покоем»
Паустовский писал: «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Картина «Остатки былого» является впечатлениями после поездки на север. Не нужно мелочей. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Но все же в картине преобладают большие цветовые плоскости.
Она соскребла со спичек серу, добавила ее в воду и выпила. Левитану же была нужна новая муза и он порвал с Софьей. Левитану за его успехи в искусстве разрешили не платить за обучение. По происхождению Левитан – еврей. и т. п. Как бы там ни было, художник совместил два вида неслучайно, он пытался таким образом выразить определенную философскую идею. Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет.
Уже в 16 лет Левитан получил признание. Неожиданные мысли выливались в те образные и своеобразные выражения, которыми умеют думать и говорить только художники. В 1877 году прошла выставка, где начинающий художник представил две своих картины. Софья увлекалась охотой, живописью, носила элементы мужского костюма, дом ее был оформлен в русском стиле, а на окнах вместо занавесок висели рыболовные сети, в ее спальне жил ручной журавль. От одного только взгляда на него дрожь пробирает до костей.
Смысл картины «Над вечным покоем»
Не стоило, право, Чехову ревновать: Софья прекрасно понимала, что «повод» Левитана должен быть длиннее, свободнее, чем у Степанова. Однако потом он одумался и только плечами пожал: Исаак, очевидно, рухнул в обычную свою меланхолию. Но она выражает только одно переживание, только одно «настроение» мрачной зловещности. (видимо, сказываются языческие корни), что и через мозг и через сердце проходит простая мысль я – это маленькая часть природы. Дововльно строга и ясна сама композиция полотна.
К ней вполне подходило определение «интересная женщина». А объединяет эти два кажущихся взаимоисключающими отношения к природе то, что называлось «настроением», то есть передача в состоянии природы переживаний человека, а через них и его мыслей. Его, заметим, вообще несказанно влекло к стервозным женщинам и ярчайшее доказательство тому – его собственный брак, а главное – сгубивший его жизнь роман с агентессой большевиков Марией Андреевой, актрисой труппы Станиславского и «морганатической» супругой Максима Горького. Между тем из своего дальневосточного вояжа вернулся Чехов. Эта вечная картина тихо затронет, если в смотрящем есть хоть одна из названных струн души, какому бы веку и условиям жизни он не принадлежал.
Здесь он напишет лучшие свои работы, в числе которых будет полотно «Над вечным покоем», которое станет, по мнению искусствоведов, «самым русским» из всех написанных российских пейзажей. Здесь сердце человека, принявшее (или ищущее) Христа, Бога и Человека. Левитан кроме различно направленных мазков процарапал затем воду «по сырому слою краски», очевидно, гребенкой. Какой ужас, какой страх. » И всё же «Над вечным покоем» – картина не об отчаянии, а о надежде: зелёный утёс напоминает по форме ковчег, а в деревянной церкви теплится огонёк. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием». Писатель не одобрял романа своего друга с Кувшинниковой, он считал ее грубой.
Он наблюдал за небом иногда набрасывал рисунок облаков, делал этюды. Зачем все это. То есть Савва Тимофеевич по правде амурничал, поскольку был к Софье весьма неравнодушен. Это еще более ухудшает и без того тяжелое материальное положение братьев. Между прочим, в знаменитой картине «Охотники на привале» в образе охотника-рассказчика Перов изобразил именно его.
Также различен цвет зелени на мысу, на островке и в полоске дальнего берега. Это не годится. Ибо безмолвие язык Бока. Время не стоит на месте.
Особенно это ощутимо в голубых полосах заречных далей. В ту же пору его жизни артист Донской, тоже завсегдатай салона Кувшинниковой, не раз исполнявший здесь партии из «Лоэнгрина», «Пиковой дамы» или «Паяцев» под аккомпанемент Софьи Петровны, так описывал художника: «И сейчас он стоит передо мной как живой в разгар спора, со сдержанными, но полными внутреннего огня жестами, со сверкающими, удивительными глазами Его речь в таких случаях била фейерверком и он засыпал своего противника бесконечными потоками блесток Откуда что бралось. В семье Левитана произошло несчастье. И как раз в этой работе становилось необходимо включение в пейзаж церковки с ее погостом. Это доставляло ему немало проблем.
Она это знала, чувствовала, конечно и страшно обижалась. По-видимому, про них уже давно забыли.
При полном контроле сверху. Родился художник 30 августа 1860 года в небольшом поселении Литвы, расположенном рядом с железнодорожной станцией Кибарты и стал четвертым ребенком в малообеспеченной еврейской семье. Он пытается лечиться в Крыму, откуда пишет ставшему ему другом Антону Чехову: «Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море – и, знаете ли что, заплакал, вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество». Картина нарисована в холодными оттенками и не очень яркими цветами. Другое дело, что Степанов на этом поводу ходил очень охотно.
Саврасов взял Исаака в свой пейзажный класс. В сумрачном небе клубятся серебристо-лиловые тучи. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа.
«Над вечным покоем» и Третьяков
В то же время чувство одиночества и бессилия в картине Левитана не оказывается подавляющим. Так, Левитан изображает чуть видимую тропинку, тонко выписывает церковку и кресты. За них он получил малую серебряную медаль и 220 рублей, чтобы продолжать занятия живописью. Выписывали бесплатные кисти, краски, выплачивали пособия. Тем более что этот иудей – художник Самого Чехова ведь тоже не назовешь оптимистом до мозга костей.
Началу чего-то лучшего и красочного, а не мрачного и холодного. Пространство от утеса к тучам занимает озеро. У отца Исаака не было постоянной работы и он решил попытать счастье в Москве. Через некоторое время, благодаря хлопотам друзей, художнику позволили вернуться. Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка.
Множество различных мыслей вызывает картина Левитана «Над вечным покоем». И возможно рисуя, ее автор испытывал свои душевные переживания и страхи, но кто бы, ни смотрел на нее сейчас, чувствует тоже для себя. Одни думают о своих несбывшихся надеждах и мечтах, другие опечалены своей ничтожной жизнью, третьим она как толчок к новому началу. Началу чего-то лучшего и красочного, а не мрачного и холодного. Но все эти мысли объединяет одна, самая основная и заключительная. Каждый, глядя на картину замысливался о быстротечности своего существования. Время не стоит на месте. Нужно жить сегодня и сейчас. На смену массивным тучам всегда придет светлое небо и солнце. Делайте свою жизнь ярче.