Лютнист
Уж полдень отпылал и солнца ход Клонился к западу, когда близ вод Журчащих Тибра в зелени травы, Укрывшись под шатром густой листвы, Сидел Лютнист, забывший за игрой И полдня жар и дел насущных рой. На картине Караваджоперед лютнистом лежат раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева инжир, слива, груши). Стоит отметить, что в России «Лютнист» — единственная работа руки Караваджо. Его Величество держал в замке множество всяческих делателей золота и адептов тайной науки, но чего-нибудь путного не достиг ни один из них, -- возразил лютнист императора.
Работа «Лютнист» так же известна под названием «Юноша с лютней» и принадлежит кисти отца барокко — Караваджо. Но день спустя Хрисотемида, позабыв, видимо, про обиду, навестила его и опять увезла на Аппиеву дорогу, после чего напросилась к нему на ужин, во время которого призналась, что не только Петроний, но и его лютнист давно уже ей надоели и что сердце ее свободно. Изображенный на картине лютнист — явно не аристократ в его круглолицемздоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность. «лютнист» — одна из ранних картин Караваджо, для которых позировал его любимец Марио Миннити.
Так на всякий лад Трепещут струны, будто бы хотят Лютниста душу провести по всем Надмирным сферам музыки – в Эдем Гармоний и средь горней высоты Поднять на трон нетленной красоты. Но мне должно непременно начать с лютниста, ведь он образует естественный переход к лютне, божественные звуки которой баюкали сладкий сон дитяти. Вероятно, «Лютнист» — портрет друга Караваджо, миланского музыканта Галлюса, с которым он познакомился во время своих скитаний. Изображенный на картине лютнист — явно не аристократ в его круглолицем здоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность.
Изображенный на картине лютнист – явно не аристократ в его круглолицем, здоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность. «лютнист»— одна из ранних картин Караваджо, для которых нередко позировал его любимец Марио Миннити. Высадившись на берег, он без особых помех разыскал ближайшую школу лютнистов, а заодно — расположенную поблизости консерваторию.
Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему фрагментом живописи. Половина столиков пустовала и шум разговоров был настолько тих, что игру Полтстита Лютниста можно было расслышать даже с другого конца большого полутемного зала. Порхая по струнам то вверх, то вниз, Биенье ритма чувствует Лютнист В своей крови, а пальцы бой ведут В тенетах Феба с ратью звонких пут, По их ручьям впадая в океан Гармонии. Вот один из лютнистов, как только закончилась очередная мелодия, отложил в сторону лютню и что-то сказал своему товарищу. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.
Интересен тот факт что в Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».
Звукоизвлечения осуществлялось с помощью плектра. В связи с тем, что эти певцы-лютнист служили придворными музыкантами в период, который сложился после возрождения на острове христианства, лютня чаще, чем другие музыкальные инструменты изображена на росписи потолков построенной в 1140 году в церкви Каппелло Палатина (Палермо, Италия), основанной норманнским королем Рожером II. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. В их числе и «Рыбная лавка» (1620-е – 1630-е), где огромный стол ломится от изобилия снеди. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см).
Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемнённой стены фигура юноши видится особенно отчётливо. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Один из первых биографов художника писал: "Когда ему показывали знаменитейшие статуи Фидия и Гликона, чтобы он воспользовался ими для изучения, он, протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастеров достаточно натуры.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), – все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами. На картине изображен юноша играющий на лютне. Чувственная полнота восприятия мира, тема изобилия жизненных благ (изобилия, нередко переходящего в избыточность) повела к возникновению и расцвету жанра натюрмрта (букв. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо».
(картина Гадалка). После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея».
- Описание картины Караваджо «Лютнист»
- Лютнист, Микеланджело Меризи да Караваджо
- Значение слова ЛЮТНИСТ в Толковом словаре Ефремовой
- Словари и энциклопедии на Академике
- Поиск значения / толкования слов
- Напишите отзыв о статье Лютнист (Караваджо)
- Отрывок, характеризующий Лютнист (Караваджо)
- Текущие и предыдущие разборы слов
Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Один из первых биографов художника писал: Когда ему показывали знаменитейшие статуи Фидия и Гликона, чтобы он воспользовался ими для изучения, он, протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастеров достаточно натуры.
Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Прежде всего, обращает на себя внимание сочная и знойная прелесть лица южанина (в округлой полноте этого лица есть девические черты, вот почему иногда фигурирует название Девушка с лютней). Разглядывая картину, зритель поражается, насколько точно подметил художник блики на влажных белках юношеских глаз, блеск каштановых волос, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и темные полосы на кожуре груш.
На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время — весной.
Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. По словам современника и биографа Караваджо и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
- Новый большой русско-английский словарь
- Орфографический словарь русского языка
- Русский орфографический словарь
Виуэлы под названием виола да мано. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Яхета де Берхема. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи Ренессанса, насчитывалось до семи размеров (исключая басовую лютню). На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта6. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. мёртвая природа изображение утвари, плодов, букетов цветов, битой дичи и т. д. ). Ноты в тетради, лежащей рядом со скрипкой перед музыкантом, художник выписал с такой точностью, что удалось расшифровать мелодиюмодного в то время мадригала.
Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя. Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Чувственность изображения находится в гармонии с одухотворённостью образа: изящество выделки музыкальных инструментов изысканность графических знаков в раскрытых нотах, тонкие пальцы музыканта, находящегося в состоянии творческого вдохновения.
Но. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas.
Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо 4. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Яхета де Берхема. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему.
Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера.
Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». " (картина "Гадалка"). К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Но вскоре терпение и труд поставили его в ряд с величайшими художниками своего времени. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.
СюжетНа всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). История созданияКартина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль в картинах своих отличался необузданной энергией, впрочем, как и в жизни (он несколько раз дрался на дуэлях, за что потом сидел в тюрьмах).
Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. В этой ранней работе видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца. Один из них, современник Рубенса и тесно сотрудничавший с ним – Франс Снйдерс (1579–1657).
Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. «Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века.
Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого "Лютниста" (другое название картины "Девушка с лютней"). Один из них, современник Рубенса и тесно сотрудничавший с ним – Франс Снйдерс (1579–1657). В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». На стыке XV, XVI и веков многие испанские, каталонских и португальских лютнист наряду с лютней стали использовать виуэла де мано (.
Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню).
Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого Лютниста (другое название картины Девушка с лютней). Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной.
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Полнокровное чувство жизни выражено здесь, как нигде, замечательно.
Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»). Прежде всего, обращает на себя внимание сочная и знойная прелесть лица южанина (в округлой полноте этого лица есть девические черты, вот почему иногда фигурирует название «Девушка с лютней»). Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.
На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Инструменты, насчитывающие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. Другая интерпретация картины связана с символическим изображением пяти чувств: цветы — обоняние, плоды — вкус, ноты — зрение, музыка — слух, а особая весомость, подчеркнутая трехмерность изображенных предметов намекает на возможность их осязания. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным— Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.
Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка». Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. В их числе и Рыбная лавка (1620-е – 1630-е), где огромный стол ломится от изобилия снеди. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу.
Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. мёртвая природа изображение утвари, плодов, букетов цветов, битой дичи и т. д. ).
Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).
Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн.
Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см). В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Чувственность изображения находится в гармонии с одухотворённостью образа: изящество выделки музыкальных инструментов изысканность графических знаков в раскрытых нотах, тонкие пальцы музыканта находящегося в состоянии творческого вдохновения. Первоначальным приемам этого искусства он научился, растирая краски у плохих рисовальщиков фресок.
Общий запас лексики (от греч. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.
Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Обращает на себя внимание зычно трубящее в раковину морское божество – тритон с его стихийной силой идущей от полной слитности с природным миром. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.
Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Чувственная полнота восприятия мира, тема изобилия жизненных благ (изобилия, нередко переходящего в избыточность) повела к возникновению и расцвету жанра натюрмрта (букв.
Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8.
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).
Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Как истый сын бюргерской Фландрии, он в декоративно-красочной манере раскрыл ощущение богатства даров природы и создал обширную серию натюрмортов под названием «Лавки».
Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Происхождение лютни неизвестно. Караваджо подает это просто и спокойно, как еще один реальный факт, с которым зрителю надо считаться. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Мы видим картину глазами человека, слушающего музыку на концерте. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо».
На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Обращает на себя внимание зычно трубящее в раковину морское божество – тритон с его стихийной силой идущей от полной слитности с природным миром. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши.
Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами.
94119 см). Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры.
Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. Количество парных струн увеличилось до шести и более. Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».
Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас».
Полнокровное чувство жизни выражено здесь, как нигде, замечательно. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо».
Богиня плодородия Кибла и бог морей Нептн поданы в типичном «репертуаре» великого фламандца: откровенная чувственность, переполняющая роскошь человеческих и природных форм, переданная сочными красками энергичные контрасты цвета, фигур, поз, создающие ощущение театральной приподнятости. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину.
"Лютнист" была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.
Очевидно, в Средние лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической.
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу.
Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Яхета де Берхема.
Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».