М Добужинский Кукла

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику».

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах.

Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом. Необходимо отметить еще значение концовок. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства».

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы».

Он сотрудничал с театром В. Ф. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником».

Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует».

На моих глазах город 
умирал смертью необычайной 
красоты

На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты

Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Вернувшись в Петербург в 1901, Добужинский изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. После выхода в свет его первой тоненькой книги «Посолонь» (М. изд. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция.

Замечательны сами приемы графики. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки.

К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Штиглица, частную художественную школу Н. Д. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема.

Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Они были уверены, что каждую минуту народ может снова подняться. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого).

Вопрос: мстислав 
добужинский картина 
кукла содержание

Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание

Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Отдельные лубочные мотивы встраиваются в канву характерной для раннего Добужинского острой графической манеры, в которой декоративность легко уживается с иронией (обложку венчает изящная гирлянда сосисок). Станиславским, В. Э. Дмитриева-Кавказского.

Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Карташеву, В. В. Они забили окна перинами и полосатыми подушками. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ.

На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 — в организованной при его участии Новой художественной мастерской. Какой-то немецкой кажется вся книжка. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи.

Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением.

Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Цепных собак не кормили с утра, чтобы они стали внимательнее и злее.

Технологическая 
карта по литературному 
чтению в 3 классе

Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе

В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра.

Добужинский, Мстислав Валерианович (1875-1957) родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Он отказывается от внешней завершенности рисунка, делающей его похожим на чертеж и тяготеет к более свободной и прихотливой узорчатости, к линии прерывистой извивающейся, к легким, почти воздушным очертаниям, к капризной игре контрастами пятен. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Долгое время его домом был Петербург.

Всего, что на них изображено, нет в пьесе, но это могло быть, это было и, быть может, подобные вольные парафразы — лучшие темы для книжных украшений. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А. Л. Иллюстрации же рисует редко.

Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Плоскость листа строго блюдется.

Долгое время его домом был Петербург. Кое-что было сделано для «Детского альманаха».

Ремизовой-Довгелло помечены Красной горкой, которая в тот год приходилась на 29 апреля. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Так всегда. Комиссаржевской, Ф. Ф. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ.

По теме: методические 
разработки, презентации 
и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть».

И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Что касается рисунков над текстом, то они хотя и воспроизводят то, о чем говорится в репликах, все же иллюстрируют скорее быт средневековья, чем самую драму. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг.

В 1907 Добужинский познакомился с К. С. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.

И таким он действительно был на языке оригинала. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства».

Конспект урока по 
литературному чтению 
во 2 классе

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Они приколотили новые засовы и заставили входы комодами и шкафами. Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л. Е. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Восстанавливает ли Добужинский, следуя общему увлечению прошлым, захудалый русский городишко 30-х годов ХIХ в. или грезит о гигантских постройках будущего, где на фоне бесконечных стен сплетаются щупальцы чудовищных машин.

В 1905 Добужинский принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 — в организации журнала «Адская почта». Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Кузнецову и С. П.

Вслед за большим сборником весной 1907 года в серии «Детская библиотека» издательства «Шиповник» вышла маленькая книжечка «Морщинка» с иллюстрациями М. Добужинского. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте». В 1902 Добужинский стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом — Союза Русских Художников. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Душевный мир одинокого мечтателя невыразим, внешние события мало интересны и так однообразны. Повествованию о карнавале, об обручении Бальзамо с Лоренцой и о том, как они привыкли именовать себя графами Калиостро, предшествует изображение двух колец, маскарадной маски и короны.

Иллюстрации Владимира 
Козлинского (1935)

Иллюстрации Владимира Козлинского (1935)

Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Скупой рыцарь» усердно украшен. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие.

Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу».

Иллюстрации Владимира Конашевича (1940)

И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен».

Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Не будучи портретистом, Добужинский создал один из самых емких образов-символов, воплощающих целое поколение интеллигентов-горожан. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Возвратившись в Москву, Добужинский начал свою преподавательскую деятельность.

Но уже примерно с 1916-1917 гг. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь.

  • Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)

Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Но так как внешних событии почти нет, то первый и третий фронтисписы малосодержательны и по существу излишни. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г).

Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». То растерянно шарящий что-то в кармане, то трясущийся с подгибающимися коленями, он всюду на переднем плане. Что здесь иллюстрировать.

  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • Иллюстрации Мстислава Добужинского (1928)
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство

И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). К этому времени у Ремизова вышли в свет две книги сказок, причем обе были адресованы детской аудитории: Посолонь, выпущенная московским журналом Золотое руно в декабре 1906 года (на титульном листе в соответствии с распространенной практикой относительно изданий, публикуемых в ноябре-декабре, значится 1907 год) и Морщинка. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Это очень тревожило всех богачей и обжор. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна.

Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Действительно, в рисунках к «Морщинке» чувствуется знакомство иллюстратора с традициями народного искусства, но здесь нет откровенной стилизации и явных заимствований. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей.

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное — сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города — лишь фон. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Все, кто был потолще и побогаче, ожидали в эту ночь нападения.

Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Они не спали.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Эффектное воспроизведение мерцающих очертаний падающих хлопьев снега, отражение в зеркале, отсветы свечи на стене лишь усиливают впечатление чего-то таинственного и жуткого. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки.

И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца.

Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Летом Добужинский окончил университет с дипломом первой степени. Долгое время его домом былПетербург.

Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении.

Работает Добужинский преимущественно акварелью, карандашом, пером, пастелью, реже гуашью и сепией. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала.

Под ней — сердце между белых крыльев. Различны и системы иллюстрирования. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Внизу — песочные часы и черные крылья. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Мейерхольдом, В. Ф. Вскоре в разных повременных изданиях, в том числе и в «Золотом руне», стали появляться новые небольшие сказки Ремизова имеющие источником какое-либо мифологическое имя, представление или обрядовое действо. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником».

Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея.

На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Жуткая ночь наступила для богатых и толстых. Контрастов черного и белого нет.

В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. А уже 1 марта 1908 года он сообщал О. Маделунгу: «Готовлю сейчас полевую, лесную и болотную книгу — продолжение Посолони, куда, кроме своих, вошли бы мифы славянские». Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. журнала «Золотое руно», 1907), получившей столь важное для писателя признание в литературных кругах, Алексей Ремизов, безусловно вдохновленный успехом своего дебюта, продолжил работать над сказками «посолонного» типа. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому.

Первый рисунок играет роль фронтисписа. загадочных приключений «Ночного принца». Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ».

Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Вот такая складывалась жизненная обстановка у Добужинского на момент издания «Морщинки» Алексея Ремизова.