Мадонна С Младенцем И Иоанном Крестителем Рафаэль
Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем в живописи
Мотив матери и ребёнка повторяется во многих картинах художника. 1514 года) тоже называют «Святым собеседованием». Мадонна Альба. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. На Мадонне не обычная традиционная одежда, а полосатый платок и домотканая кофта, которую носили крестьянки «по ту сторону Тибра», как говорили римляне. Сикстинская Мадонна.
Сикстинская мадонна. А её фотография всю жизнь висела в его кабинете. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Почему это шедевр.
Её стопы не проваливаются в облака. В некоторых частях картины видна работа помощников Рафаэля по мастерской. Однако эта работа бесценна как раз тем, что была создана совсем юным Рафаэлем. Кто знает, возможно однажды чёрный слой снимут. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим.
Мадонна делла Седия одета в праздничную одежду горожанки 16 века. Слева: Рафаэль. Станцы делла Сеньятура.
Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль
Ангелочки внизу картины отрешенно смотрят по сторонам. Претерпевает изменения и стиль художника: он становится динамичней и монументальней. Караваджо. 1511 г. Сикстинская капелла. В 2002 году началась реставрация картины.
Очевидно, что даже в таком юном возрасте Рафаэль уже перерос своего учителя Перуджино. Самая загадочная картина Рафаэля. Многие Мадонны Рафаэля были близки к композиции типа «Святое собеседование». Здесь же работал и Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
Мадонны Рафаэля: «чистейшей прелести чистейший образец»
Палаццо Питти, Флоренция, Италия Рафаэль создал Мадонну Грандука во Флоренции. Рука Христа тянущаяся к щеглу, сидящему в руках Иоанна. Гёте.
В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Обе картины объединяет тема торжественного небесного явления Мадонны их композиционные решения похожи, обе картины восходят к традиции «Святого Собеседования» и созданы они с минимальной разницей во времени. Все его любили. Такое их расположение тоже очень необычно. Эта версия до сих пор встречается во многих источниках. Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц. Настолько её лик отражает те же черты, что были присущи самому Рафаэлю.
Гармониядуховного и телесного будет потеряна. Охотно делал наброски рисунков для других художников.
Но сейчас мы видим её на черном фоне. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. «Мадонна делла Седиа», выполненная Рафаэлем без помощи своих учеников, попала в коллекцию Медичи уже в XVI веке, а с конца XVIII века находится в галерее Питти во Флоренции. Мягкие линии фигуры Мадонны, плавные и мягкие складки на одежде. Дальше некуда. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993).
Битва святого Георгия с драконом
И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Легкой грустной улыбкой. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте.
Но если флорентийские Мадонны Рафаэля – это прекрасные в своём безмятежном покое женщины, обнимающие своих младенцев, то Мадонны римского периода – это уже отдельная история успеха художника. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Руки с короткими пальцами украшены перстнями.
Из Сиены полотно совершило путешествие ко двору Франциска I, став одним из первых произведений Рафаэля во Франции, где скоро стало объектом поклонения и подражаний. В каталогах королевских собраний картина долгие годы числилась как «Святая Дева в платье крестьянки», пока искусствовед Пьер Жан Мариетт в 1720 году не дал ей более романтическое название «Прекрасная садовница». Прелестный образ Девы Марии дышит спокойствием и умиротворением. Духовная и физическая красота находят воплощение в облике Богоматери, дивный лик которой светится бесконечной любовью к Сыну. 1512-1513 гг. Разнообразия в теме Мадонны художник добивался за счёт новшеств в композиционном решении. 3. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А.
Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге». Посмотрите на картину Сон рыцаря. Фигуры Марии, Младенца Христа и Иоанна Крестителя, тесно прижавшиеся друг к другу, заполняют всю поверхность картины. Мадонна Альба.
Их взгляды пересекаются. Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. Картину заказал историк и секретарь папы Юлия II Сигизмундо де Конти для римской церкви Санта Мария Арачелли. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.
Рафаэль, конечно, ему в этом уступал. Это одна из самых человечных Мадонн Рафаэля. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Исследователям удалось удалить все слои реставрационных работ прошлых веков, вернув картине первоначальный облик. Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Картина посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение идеологию людей.
Изведение апостола Петра из темницы
Пьетро Перуджино. «Прекрасная садовница» или «Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа» написана в 1507 году Рафаэлем Санти. Мария, младенец Иисус и Иоанн Креститель в образе ребёнка максимально приближены к нам.
На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. У того Мадонны были хоть и красивы, но не очень естественны. Невозможно остаться равнодушным, когда смотришь в её грустные глаза. Справа: Микеланджело.
Он протягивает руку, чтобы взять у неё книгу. Дополнительные символы в виде деревьев и облаков уже не нужны. Рафаэль. Однажды поссорившись с папой, Микеланджело вынужден был бежать из Рима. Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Умел находить общий язык с каждым заказчиком. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи.
Рафаэль не стал изображать её в красном платье (красный цвет олицетворял кровь Иисуса) и голубом плаще (цвет невинности). Рафаэль создавал то, что другие только мечтали создать. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Своего сына.
Картина относится к флорентийскому периоду в жизни Рафаэля (ок. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. Форма тондо позволила художнику соединить в гармоничное целое круговую схему композиции с естественностью и нежностью материнских объятий, придав таким образом всей композиции логическую завершённость. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером слева и городом справа. Пирамидальная композиция наподобие «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» указывает на следование образцу Леонардо да Винчи. Она несёт нам самое драгоценное. Я не случайно решила рассказать о Сикстинской Мадонне в последнюю очередь.
Сообщество «Сообщество любителей литературы»
На переднем плане картины изображена фигура женщины с двумя детьми. Мадонна Грандука. Не только творчества Рафаэля. Ф. Достоевский Рафаэль (1483-1520 гг. ) был человеком добросердечным и скромным. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
Эта прелесть материнства— основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Когда Рафаэль шел по улице в окружении своих почитателей, горожане были уверены – идёт какой-нибудь герцог. По центру мы видим Деву Марию, сидящую на камне, по правую руку от неё стоит маленький Иоанн Креститель, протягивающий в руках птичку маленькому Иисусу, который тем временем стоит боком к нему. Когда-то Мадонна Альба принадлежала Эрмитажу. Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» – по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США).
Его найдут позже. Его Иуды не похожи на отъявленных предателей. В 1511 году художник пишет алтарную картину «Мадонна ди Фолиньо», второе название которой «Мадонна в Славе». Доска, масло, 122х80 см.
Мадонна в кресле уверенно смотрит прямо на нас. 1502 г. Рафаэль. Всю троицу гармонично вписывается в дальний план с картины детально проработанным ландшафтом, погруженный в легкую дымку, наполняет картину настроением умиротворения и спокойствия.
Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Дерево, масло, 107х77 см. Кстати, такой наряд Мадонны (не только у Рафаэля) на самом деле никто никогда не носил. В растущем беспокойном мире потребность в духовном была очень высокой. Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Урбино времен Возрождения — это цветущий город, важнейший центр искусств и науки. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию.
«Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа» Рафаэля Санти
рублей). Рафаэль. Справа – Иоанн Креститель.
После отъезда Рафаэля в Рим картина была завершена Ридольфо Гирландайо, его кисти, видимо, принадлежит голубая накидка Марии. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Величавость и монументальность поз. Так появилась Мадонна Альба. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США.
Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Все это делает их ещё более живыми. Линии ещё слишком отчётливы. Её руководителем стал Патризии Ритано.
Так как это была вершина. Рембрандт. В эту Мекку искусства и науки он приехал при первой возможности. Губы тронуты едва заметной улыбкой.
Только красота и безграничная материнская любовь. Рафаэль. Его взгляд устремлён на Спасителя. Только так Рафаэль смог завершить работу. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). 1507 г. ) и имеет много общего с двумя другими работами этого периода — «Мадонной в зелени» и «Мадонной со щеглом». Издавна принято отождествлять «Прекрасную садовницу» с той «мадонной», которую, по свидетельству Вазари, заказал Рафаэлю знатный сиенец Ф. Сергарди.
Власти Италии до последнего сопротивлялись вывозу картины. Не будет ли это слишком большим потрясением для любителей Рафаэля. Все это Рафаэль смог преодолеть. А дева, олицетворяющая Порочность и вовсе миловидна. Её взор уже нельзя назвать кротким. Той, которая несёт в этот мир свет и доброту.
Пожалуй, вершина всего Возрождения. Ряд экспертов полагают, что «Мадонна ди Фолиньо» не только хронологически, но и в художественном отношении имеет много общего с «Сикстинской Мадонной» и является, таким образом, подготовительной в создании шедевра. Затем правительство Италии собрало совет министров. Масло, доска, 55, 2х40 см. Мадонна Конестабиледосталась России с большим трудом. Конечно, всё было не так.
Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Возможно, так как моделью послужила реальная девушка. Анны монастыря в Фолиньо. Они не дружили.
С 1510-х годов Рафаэль плодотворно работает над композициями для алтарей. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Красный цвет одежды Марии символизирует Страсти Христовы, синий в свою очередь – церковь.
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем
Сон рыцаря. Она уверенно и раскованно сидит. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». В 1754 году Август III Саксонский купил картину за огромные деньги.
Он никогда не зазнавался. К слову, красивых девушек он видел немало. Наклон головы был слишком манерным.
Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем в пейзаже
А кто-то просто пойдет по пути подражания. И долго не могли найти новый путь. В это времяна графа обрушилась критика общественности. Фигуры Марии и младенца как будто мерцают. «Сикстинская мадонна» (итал.
Конечно, Рафаэлю. 1. Мадонна Конестабиле. Мадонна с младенцем. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Обнаженные торсы ему давались немного хуже. Под высокими сводами чисто ренессанской архитектуры, на ступеньках широкой лестницы он расположил непринужденными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления.
Самарский областной художественный музей
Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Делается акцент на теме торжественного небесного явления Мадонны. Складки одежды фальшивыми. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Они должны были решить вопрос о вывозе картины. Ватикан.
И перенял его технику сфумато (плавный переход от света к тени). Рядом с Конти стоит Св. 1511 г. Национальная галерея Вашингтона, США Мадонна Альба была написана в Риме. Лицо Мадонны носит черты типичной римской красоты – величавой и строгой. Знакомство с работами Леонардо да Винчи ещё впереди. Долгое время считалось, что фон изменил сам Рафаэль.
Это поняли современники Рафаэля. Но мир знает Мадонну Грандука в таком виде с 1800 года.
Мадонны раннего периода творчества Рафаэля
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Графу же были слишком нужны деньги, чтобы прислушиваться к окружающим. «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств.
Никто ему не завидовал. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Рафаэль не был рождён изображать зло. Он был рождён создавать красоту и гармонию. Однако министры разрешили вывоз. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Мадонны позднего периода творчества Рафаэля
В узоре её шали просматриваются восточные мотивы. В «Мадонне дель Импанната» композиционная проблема решается по-новому: равновесие, скорее динамическое, чем статическое, достигается контрастным объединением мотивов пирамидальной композиции. Эти признаки становления нового творческого метода Рафаэля в полной мере проявились в картине «Мадонна делла Седиа» («Мадонна в кресле», 1513-1514 годы) – одном из самых прекрасных изображений Девы Марии с Младенцем. Но её идеализированный образ приземлён внесением в композицию реальных элементов. О самой знаменитой картине Рафаэля читайте в статьеСикстинская Мадонна Рафаэля. Образы ещё слишком просты.
Именно эта картина вдохновила его на фразу Красота спасёт мир. Однако у мастера телесной красоты он сумел взять раскованность в жестах. Ватикан.
Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр
Картину художника «Мадонна дель Импанната» («Мадонна с завесой» ок. Вместо хрупкой и уязвимой фигуры Мадонны Грандука мы видим зрелую, величественную женщину. 1511 г. Рафаэль. Как будто она уже сполна осознала, что ждёт её сына.
Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Затем Гойя. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. 1502-1504 гг. В 1958 году «Мадонна ди Фолиньо» была реставрирована. Теперь уже нет в его живописи чётких линий. В июне 2012 года, Государство-город Ватикан эмитировал (выпустил в обращение) золотую монету номиналом 100, посвящённую «Мадонне ли Фолиньо» Рафаэля.
Вот таким образом не удивительно, что он прославился образом Мадонны. Нелюдимый и угрюмый Микеланджело на других художников взирал свысока. Рафаэль невероятным образом передал её невесомость. Среди них различимы фиалки, символизирующие смирение Марии и водосбор, символизирующий страсти Христовы. Тогда как двое святых в них почти утопают. Рафаэль входил в это число.
В том числе на Рафаэля. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Поражённый её красотой, он, якобы, поднял дно старой бочки (ничего другого под рукой не оказалось) и сделал набросок, который потом превратил в картину. Здесь он познакомился с работами Леонардо да Винчи.
Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Мы можем увидеть его талант без примесей. Лица, тела персонажей идеализированы.
Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
Композиция картины включает портрет Сигизмондо де Конти. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа». Поза и жесты были наигранными. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.
1504 г. Национальная галерея Лондона, Англия Благодетель и Порочность одинаково приятны лицом. Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть полотно вживую. МадоннаКонестабиле.
Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
1505-1506 гг. Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн. Красота спасёт мир.
Она сильна и вынослива и в физическом и в психологическом плане. Если «Мадонна ди Фолиньо» выражена в стиле поздневизантийской иконографии (Богородица на ней отрешённая идеализированная греческая красавица), то «Сикстинская Мадонна» – прорыв к совершенной свободе. Книга в её руках, обозначает мудрость. 5.
Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
Недаром они сделали свою собственную карьеру. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Но это не помешало Рафаэлю взять от замкнутого гения самое лучшее. Без влияния великих Леонардо и Микеланджело.
Уже невозможно написать что-то ещё более абсолютное. Ведь он посмел лишить их страну национального достояния. Этот мистический компонент картины станет очень популярным в эпоху маньеристов и появится в «Сикстинской Мадонне». Он был влюбчив. Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Он сменил Браманте в должности архитектора собора Святого Петра, наблюдал за раскопками древнеримских древностей исполнял монументальные фрески, блестящие религиозные композиции и портреты.
Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. 2. Фигуры образуют треугольник. Фрагмент фрески Сотворение Адама. Холст, масло, 265х196 см.
Пространства для заднего плана не остаётся. Масло, доска, 215х158 см. Головы все трёх фигур обрамлены едва приметными нимбами. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало.
Несмотря на простоту, его ранняя Мадонна более искренняя. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. Иероним со своим ручным львом.
Она прижимает сына к себе. В левой части картины изображены Иоанн Креститель и Франциск Ассизский. 1514-1517 гг. О картине читайте более подробно в статье Мадонна Грандука. О картине также читайте в статье Шедевры Эрмитажа. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи. Хотя создана она была чуть раньше, чем Мадонна в кресле.
Зимние пейзажи выдающихся художников
Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Фрагмент фрески Пожар в Борго. Здесь Мадонна с кротким опущенным взглядом. А пока настанет 100-летняя эпоха маньеризма. В 1797 году наполеоновская армия, злоупотребляя своим правом победителя, вывезла в Париж захваченные в Италии художественные ценности, среди которых была и «Мадонна ди Фолиньо».
Вот таким образом с техникой сфумато Рафаэль ещё не знаком. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Как известно, её решил приобрести Александр II для своей супруги. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания).
20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
1505 г. Рафаэль. Мадонна Грандука.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Лишь восхищались им. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. Рафаэль прибыл сюда по просьбе папы Юлия II для росписи залов Ватикана. Почти не общались.
Их изображением до сих пор украшают подушки, шкатулки или тарелки. Рафаэль упорно работал над этой композицией: сохранившиеся рисунки показывают и другие варианты, не круглые (тондо), а прямоугольные. В искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения художники часто использовали композицию «Святое собеседование», в которой изображались рядом объединённые высшей иерархией ветхозаветные пророки иудейские цари, Ангелы и Апостолы, святые разных стран, занятые символическим общением – молчаливым собеседованием. Так, Микеланджело был виртуозом в написании физически развитых людей. Автопортрет. Рафаэль прожил недолгую жизнь, но картина написана уже сложившимся мастером. «Прекрасная садовница» – это крупная по размерам, 122 на 80 см, картина Рафаэля Санти, которая с XVI века считается одной из жемчужин Лувра. Говорят, что он даже передвинул трон, чтобы картина лучше смотрелась.
Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Его ученики и другие художники толпами ходили за ним по пятам. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).