Мане Портрет Золя
Завершив «Мыльные пузыри», Мане сразу приступает к портрету Золя это повод выразить признательность писателю, так мужественно защищавшему художника. «портрет Эмиля Золя» (фр. Portrait dmile Zola) — картина, написанная в 1868 году французским художником Эдуаром Мане (douard Manet, 1832—1883). Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «портрет Эмиля Золя» (фр. Portrait dmile Zola) — картина, написанная в 1868 году французским художником Эдуаром Мане (douard Manet, 1832—1883).
Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица. После выхода статьи состоялось знакомство Мане и Золя, впоследствии Мане написал его портрет. «портрет Эмиля Золя» (фр. Portrait dmile Zola) — картина, написанная в 1868 году французским художником Эдуаром Мане (douard Manet, 1832—1883).
Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Я не выдумываю. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва.
- Эдуард Мане – Портрет Эмиля Золя
- Описание картины «Портрет Эмиля Золя»
- Портрет Эмиля Золя :: Эдуард Мане
- Картина Портрет Эмиля Золя Эдуарда Мане
- Сочинение по картине Мане Портрет Эмиля Золя
Приятное, кратковременное удовольствие. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей». В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).
Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874). Для Мане многое представляется проще в присутствии этой наделенной спокойной смелостью молодой девушки, так же как и он и даже, быть может, больше, чем он, прокладывающей дорогу к живописи будущего, к тем празднествам света, воцарение которых уже подготовляют «батиньольцы» – все эти Моне и Ренуары, Писсарро и Сислеи.
- Эдуард Мане «Портрет Эмиля Золя», 1868
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- 23 января 1832 года родился Эдуард Мане
- Напишите отзыв о статье Портрет Эмиля Золя
- Отрывок, характеризующий Портрет Эмиля Золя
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Они подходят поближе, открывают каталог. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией». Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек.
Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия. Один из них окрестил полотно «Христом, живописующим среди учеников своих или Божественной школой Мане» – «Иисус-Мане вещает ученикам: Истинно истинно, – говорю я вам – тот, кто имеет ловкость живописать, является великим живописцем. В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси».
Число сеансов растет. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне. Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает. Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я».
Но никто не направляет толпу. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно – повторяю еще раз – позабыть о тысяче вещей. Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Нам нужен всегда один и тот же кругозор вещи незнакомые вызывают у нас смех или раздражение.
- Хаим Сутин: крупнейшая ретроспектива уже скоро пройдёт в Москве
- Метафизические прозрения: первая в России выставка Джорджо де Кирико
- В декабре 2017 года в Москве пройдет крупнейшая выставка Николая Рериха
- Выставка Дэвида Хокни в лондонской стала самой успешной за всю историю галереи
- В Москве проходит выставка самого дорогого современного художника Дэмьена Херста
- «Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»
- Полуголые известные актрисы без макияжа в календаре 2017 года
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Повторяю, он просто аналитик его холсты представляют гораздо больший интерес, чем плагиаты его собратьев благодаря такому методу искусство обретает более прочное основание художник — истолкователь действительности и его произведения для меня имеют ценность точного описания, сделанного своеобразным и человечным языком. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Неужели жюри опять не примет его работы.
Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. Девушка полностью обнажена, на ней лишь несколько украшений: её убранные назад рыжие волосы украшает крупная розовая орхидея, на шее у нее завязанная бантиком чёрная бархоткас жемчужиной. Он пленяет ее и как мужчина.
Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Посыльный уже ждал, чтобы ее унести.
Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Его всюду устроило бы нечто поверхностное. «Сад» – таково будет название этой картины – стал событием в творчестве Мане ибо художник впервые покинул тогда мастерскую и попросил натурщиков позировать на пленэре. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. В ней — весь художник и только он один.
- Мертвый Ленин в замкнутом черном пространстве или Какой видят современную Россию иностранцы
- В Лондоне проходит уникальная выставка, посвященная 100-летию революции в России
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. С течением времени озабоченность, мучающая его, нарастает. «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», – считает Берта. Неужели жюри опять не примет его работы.
Никто не старается найти правильную точку зрения. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
Париж. В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку. В Париже вопреки тому, что думает мадам Моризо, он ничего путного не сделает. Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. Я мог бы сказать, что это работа Гойи, Реньо или Фортуни.
Мадам Моризо такие мелочи не смущают. Где это видано. Отныне Эва регулярно работает под руководством Мане в мастерской на улице Гюйо.
И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве». Неосознанную гениальность Мане она чувствует инстинктивно, но остро. Но рядом с ним Берта – вестница зарождающегося и пока не имеющего имени искусства. Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты.
- Описание картины Эдуарда Мане «Портрет Эмиля Золя»
- Портрет Эмиля Золя Информацию О
В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Но и Берта по-своему оказывает влияние на автора «Олимпии».
В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон. Когда Эва поведала о желании учиться у Мане, Гонсалес был озадачен. Однако налицо очевидная эволюция. Но вражда по отношению к нему пока еще существует.
Ни в чем. Но искусство, живопись для них — великая Блудница, Куртизанка, вечно алчущая юной плоти она будет пить кровь их детей и душить их, трепещущих на ее ненасытной груди.
Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа. Чтобы провести буржуа, все средства хороши». Зная человеческую глупость, а особенно по отношению к вам, я уверен, что каждый пришедший, увидев имя Мане, начнет хохотать и поносить вас, не успев обратить внимание ни на живопись, ни на представленного здесь славного малого. Но почти сразу же садится на корабль, совершающий рейсы в Англию. Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки.
Что его, собственно интересует. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности.
Только оскорбления. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Ее удлиненная тонкая фигура в белом платье, ее бледное лицо, ее таящие бурю глаза «затмевают» прочих персонажей, которые рядом с ней (поскольку чувство Мане их не наполняет. ) кажутся просто декоративными элементами. Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. Вновь обмануты его надежды, его постоянно возрождающиеся надежды.
Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.
Он, родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в чинной и скучноватой среде, впервые открыл для себя красоту солнечных просторов, сияние красок. Деньги тают. Живопись в нем подробная и сдержанная, очень тонкая и очень крепкая я предвижу, что эта вещь будет иметь успех на выставке художника ибо толпа любят рассматривать вещи вблизи и не терпит слишком грубых шероховатостей, проистекающих от искренности и своеобразия. Оставаясь наедине, Мане и молодая девушка будут, как и прежде, вести беседы о всяких разностях, а особенно о живописи, но никогда не разрешат вспыхнуть огню, лихорадившему обоих, с каждым днем делавшему Мане все более возбужденным, с каждым днем усугублявшему меланхолическое выражение на лице молчаливой девственницы.
Все дело в воспитании. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом».
После анализа — синтез. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. Неужели он так никогда ничего и не продаст. Так начинается сближение Мане (о. При всяком проявлении индивидуальности нас охватывает недоверие и страх мы подобны пугливой лошади, которая становится на дыбы перед лежащим на дороге деревом, так как она не умеет, да и не стремится объяснить себе природу этого препятствия. Именно он – это было бы дивно (Эти художники – Реньо и Фортуни – были тогда у публики в большом почете. ). Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине.
А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Весь Париж стоял на голове. «Передо мною, – говорит Дюре, – происходил процесс осуществления его инстинктивной, как бы органичной манеры видеть и ощущать». Это было бы поучительно.
Красота живет в нас самих, а не вне нас. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Как, впрочем и для Берты Моризо – ее участия в этом опыте Мане нельзя не учитывать. У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. В Испанию он ездил только один раз, в 1865 году и его картины носят слишком своеобразный характер, чтобы можно было видеть в нем всего лишь незаконного сына Веласкеса и Гойи.
В 1874 – в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» – Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. «Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
В день открытия Салона Берта (она в этом году не экспонируется) идет прямо в зал «М», где тут же замечает Мане – «растерянного, в шляпе, освещенной солнцем». Ее муж был префектом в Бурже (там в 1841 году и родилась Берта), в Лиможе, Кане и Ренне, а сейчас занимает пост инспектора финансового контроля в Счетной палате. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». – в мастерской на диване. Но о нем слишком много говорили. К нему, к его «крайностям привыкли, но все равно его не понимают.
«Убежден, что там можно кое-что сделать, – пишет он Фантен-Латуру. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Перед ним — письменный стол, заваленный книгами, журналами и другими предметами, связанными с творчеством писателя. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. В том же году Мане получил орден Почетного легиона.
Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. Но в Лувре никто не станет возмущаться.
Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна – «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. В левой части полотна изображена японская ширма. В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Публика пока многого не понимает, но больше уже не смеется. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию». Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.
Бесплодие – так написал о нем Кастаньяри. И это постыдное мелкое торгашество, это расхваливание, это восхищение всякой дрянью совершается во имя так называемых священных законов искусства. Мама находит всю эту историю смешной я же нахожу ее душераздирающей».
Мане упрекали в подражании испанским мастерам. «Вот тут-то и начались мои беды, – рассказывает Берта. Когда они видят там имя Мане, то стараются изобразить приступ смеха.
Она будет удостоена медали и принесет автору право отныне выступать «вне конкурса». Режим Наполеона III шатается. Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника.
Оппозиция императорской власти становится ожесточеннее. Он обманывает Сюзанну (она для него теперь не более чем «привычка»), нимало не задумываясь над этим, не придавая большого значения успеху у женщин, у тех более или менее легкодоступных женщин, мимолетно возникающих в его жизни завсегдатая Бульваров и художника. Мане приходит, бросает на холст быстрый взгляд. Я видел, что многие приходили сюда с явным намерением позабавиться.
Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Они стояли, вытаращив глаза и открыв рты, абсолютно ошеломленные, без тени улыбки.
Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем. Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. В Булони он останавливается вместе со своими близкими в районе порта, в отеле «Фолкстон». На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Публику никогда не удастся излечить от страха. Эмиль Золя изображён сидящим в пол-оборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).
К Мане присоединяются теперь многие ранее колебавшиеся. Никто не старается найти правильную точку зрения. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты.
Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой». Картина обладает композиционной точностью натюрморта: эстетическое совершенство отодвигает на второй план провокационный аспект картины. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию.
Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Именно он познакомил Сезанна с Мане.
Как глубоко был прав Легро, когда покинул Францию с ее населением, «состоящим из правительственных чиновников». Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. Отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность жанру ню (фр.
Ах. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего». «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Она стала его студенткой, моделью и другом. Дерзкий художник, над которым насмехались, применяет весьма мудрые приемы и если на его произведениях лежит особый отпечаток, то это объясняется только весьма своеобразной манерой видеть и передавать натуру.
Неужели он так никогда ничего не продаст. В январе, на похоронах журналиста Виктора Нуара, 200 тысяч человек скандировали: «Да здравствует Республика. » Чуть раньше, выступая с защитительной речью на процессе по поводу одного периодического издания, Гамбетта (бывший секретарь кузена Жюля де Жуи) не побоялся публично заклеймить «преступление 2 декабря». Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью. К «Олимпии» он приступил по его окончании. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. У пего есть последователи он – глава школы, метр новой художественной молодежи.
Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года. У нее нет ни методы, ни точки зрения.
Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Холст, масло. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью.
Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику.
В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду. В произведении искусства стали бы искать прежде всего человечность, частицу живого творчества, новое проявление человеческой природы, поставленной лицом к лицу с действительностью. Выборы 1869 года умножили число противников Бонапарта в рядах членов Законодательного корпуса (в Ниоре Антонен Пруст был кандидатом оппозиции, правда, не прошедшим).
Все дело в привычке. Каковы же мои воззрения в области искусства.
Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника. Боже, какое неприличие.
Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Полотна Мане – Берта может созерцать их вволю – пример для нее. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. поначалу очень робкое, стимулируемое скорее любопытством экспериментатора, чем настоящими убеждениями) с тезисами наиболее революционно настроенных «батиньольцев», Моне и Писсарро, для которых пленэр, теплые колористические соотношения, взаимодействующие с дневным светом, – это ключ к живописи будущего.
Тут публика приходит в неистовство. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Наши пейзажисты значительно превосходят в этом отношении исторических живописцев и жанристов, так как они изучают природу, довольствуясь изображением первого попавшегося уголка леса.
9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Мане возвращается «в полном восторге» от своего короткого пребывания в Лондоне. Но сюжет ее вызывает у юмористов воодушевление. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству.
Берта унаследовала красоту матери, но в ней есть и еще нечто завораживающее, не поддающееся словесному определению. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна. К одному и тому же произведению подходят люди разного склада ума и каждый выносит суждение, которое подсказывают ему случайные обстоятельства или его образ мыслей. Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я».
Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. Мало того, что она бывает тут, сияющая молодостью (Эва моложе Берты на восемь лет), во всем своем высокомерном безразличии и той «morbidezza» (Morbidezza – мягкость (итал. ). ), которая в известной степени контрастирует с ее внешностью: резко очерченный, с горбинкой нос, упрямый подбородок, лоб, выступающий из-под густой массы волос, «схваченных на макушке широким бантом» (По словам Теодора де Банвиля. ), – короче говоря, во всем величии юности излучаемом этим существом мало того, что она просто бывает тут, дышит воздухом мастерской, она приносит сюда шелест своих платьев, запах духов, свои манеры женщины соблазнительной и желанной, окруженной поклонением многочисленных почитателей. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения.
Есть, следовательно и некое общее мерило прекрасного, каковым является сама эта отвлеченная красота с указанным мерилом люди подходят к любому произведению и, в зависимости от того, насколько оно соответствует этому мерилу, судят о достоинствах произведения. Получивший портрет в подарок, Дюре в восторге от холста и тут же вешает его у себя дома. Дело, пожалуй, в том, что публика, видя, что он пишет сцены с персонажами, одетыми в испанские костюмы, решила: он подражает запиренейским образцам. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Дюре очень бы хотелось как-то отблагодарить Мане.
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом. Объясню свою мысль.
«Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. В картине «Балкон» (1868) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Что за нелепая мысль. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Но в Лувре никто не станет возмущаться. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу».
Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. У него есть последователи он – глава школы, мэтр новой художественной молодежи.
Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все. Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы – кто может знать. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине.
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. Импрессионизм.
Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Таково творчество Эдуарда Мане, таков ансамбль, который, надеюсь, публика увидит в одном из залов Всемирной выставки. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями. В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи.
Публика привыкает критика успокаивается и соглашается открыть глаза успех возрастает. «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Вся страна бурлит.
Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины Концерт Джорджоне. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. А вот с господином Гонсалесом Мане повезло куда меньше: писатель – кто этого не знает.
В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Снова и всегда один оскорбления. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже.
Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. После анализа – синтез. Это было бы поучительно.
Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение.
Что все это означает. Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил. Это полотно мастера – и признание мужчины.
Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле. Он вполне довольствовался бы чем-то средним – и в любви и в жизни и в искусстве. Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). В левой части полотна изображена японская ширма.
Франция. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Я уверен, что подлинный Эдуард Мане удивит многих отныне его станут изучать без непристойных насмешек и с должным вниманием.
Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад.
Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Если вы исходите из тона более светлого, чем тон реальный, вы принуждены будете и дальше держаться более светлой гаммы обратное получится, если вы будете исходить из более темного тона. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно.
Толпа почти всегда смеется по пустякам. Все равно. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи.
Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок. Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов. И искусство Берты и искусство Мане питается невыраженной любовью, ее обоюдными мечтами.
Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Глаза привыкли к новому без их ведома. Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской». Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Критики на самом деле больше не обходят Мане. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве.
– художник погружается в мрачное уныние. Я пребываю в полном замешательстве. Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности.
Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено.
Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей. Похвалив «Мальчика-горниста» Эвы (он, по словам надувшей губы Берты, «приемлем. » – и только), все делают вид, будто молодую художницу в полотне Мане не признали в каталоге написано просто – «М-ль Э. Г» и нет таких оскорбительных слов, которые не были бы сказаны об этой «отвратительной, пошлой карикатуре маслом». Мне придется повторить здесь то, что я уже говорил, — предельная простота и точность, ясность и изящество. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Более двух тысяч лет меняется мир, цивилизации рождаются и гибнут, народы стремительно идут вперед или влачат дремотное существование среди вечно меняющихся нравов а с другой стороны, повсюду рождаются художники: и бледными, холодными утрами в Голландии и знойными, полными неги вечерами в Италии и Испании.
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Он неустанно изучает ее черты. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру.
Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. Жюри поймет, что было бы неумно умышленно скрывать на предстоящем торжестве одну из самых своеобразных и самых искренних фигур современного искусства. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи.
Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Так или иначе, он заставил меня поставить ее на тележку.
О нем слишком много говорили. Художественная жизнь последних лет подтверждает эту истину, а простая логика позволяет предвидеть, что так неизбежно будет повторяться до тех пор, пока толпа не согласится встать на ту единственную точку зрения, которая позволяет здраво судить о произведении искусства. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту.
Он спросил, есть ли от тебя весточка, а я ответила, что напишу тебе о его холодности. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. После смерти Бодлера художник сближается с Золя, пишет его портрет.
«Вот это воистину живопись. » – восклицает он. Обольщенная публика переходит от одного к другому, сегодня развлекаясь жеманностью Икса, завтра отдаваясь обманчивой мощи Игрека. Идите и живописуйте и вы попадете пальцем в небо. А ведь это было бы интересно – узнать, кем были эти люди, которые вдохновляли мастеров живописи на творчество и сегодня вызывающее вздохи восхищения.
Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». «Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. «Добрый прием», оказанный ему художниками, живущими по ту сторону Ла-Манша («у них нет, – говорит Мане Золя, – нелепой зависти, существующей среди нас почти все они – джентльмены»), притупляет мучительные ощущения, вызванные критическими выпадами Кастаньяри. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков.
Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. Я вижу в нем живописца-аналитика. И только в 1863 году, через год после смерти отца Эдуарда, они обвенчались и Мане увез жену вместе с сыном в Париж. Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения. Но ничто не изменится. В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали – «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню исполненная в натуральную величину и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года.
Там, он подружился с Антоненом Прустом. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане.
Боже, какое неприличие. Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали. Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем.
Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Зато в «Мастерской» Фантен-Латура автора «Олимпии» узнать не преминули. – весьма прижимист и, когда Мане предлагает ему портрет дочери, он благоволит принять его – без всякого, впрочем, энтузиазма, однако вовсе не собирается заплатить хотя бы за раму (Портрет Эвы Гонсалес находится в Национальной галерее Лондона вторая картина из Салона 1870 года – «Урок музыки» – в чикагском Институте искусств. ). На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане.
Официального успеха художнику пришлось ждать долго. Все в этом полотне неподвижно, преисполнено молчанием, жизнь в нем словно приостановилась. «Но это очень хорошо, – говорит он, – чуть хуже вот здесь, в нижней части платья». Там, он подружился с Антоненом Прустом. Эта картина привлекает всеобщее внимание.
Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено.
Франция. Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном (какое необычное совпадение. ), который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника – «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. Опасная любовь. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. В ней — весь художник и только он один. В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным.
Пусть он остается в глазах большинства людей «шутом», пусть. Так ли.
Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. вы можете запросить все в системе с коробкой. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Публику никогда не удастся излечить от страха.
Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Только оскорбления.
В левой части полотна изображена японская ширма. «Среди любопытных, – пишет Берта, – как будто уже распространился эпитет роковой женщины. Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике. Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости.
Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист. Затем я раскрыл бы тайну и пойманный на удочку буржуа вынужден был бы прикусить язык.
Это – нечто неосознанное, это – сама натура художника. 208 x 264 см. Я вижу в нем живописца-аналитика.
Мане заканчивает портрет Золя в феврале (Золя только что опубликовал новую книгу, роман «Тереза Ракэн» и некий критик, анализируя это произведение, писал в январском номере «Le Figaro»: «Г-н Золя. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). Это уже первый шаг. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. «Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалась в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи не найдя ни одного покупателя.
В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Подумайте о моем предложении.
Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Неужели вам все еще смешно. Взор задумчив и словно погружен в печальные мечты. Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках.
После статей Золя, после выставки на авеню Альма было бы трудно просто-напросто устранить его. Он не слишком высоко ценит Мане как художника, в чем совершенно расходится с дочерью.
Вот таким образом его не следует судить ни как моралиста, ни как литератора к нему надо подходить как к живописцу. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Произведение искусства, увиденное с такой точки зрения, рассказывает мне историю души и тела, говорит о целой эпохе, о целом народе.
Но Мане удалось испытать и большую радость, когда он прочел взволнованную статью Дюранти. Скандал был полным. Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве».
Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. В левой части полотна изображена японская ширма2345. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью.
Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник. Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса.
Мане заканчивает это произведение в начале лета, до отъезда в Булонь, где рассчитывает провести недель шесть, чтобы отдохнуть и как можно реже браться за кисти: он слишком долго пребывал в нервном напряжении и очень устал (При этом за последние восемнадцать месяцев оп успел очень мало сделать: не более семи или восьми произведений, включая и эскизы к «Казни Максимилиана». ). Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве».
В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде.
Она восхищается Мане, его искренними произведениями их чистосердечием, чистотой, то есть всем тем, что делает их так непохожими на современную живописную продукцию. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид.
«Светлая живопись», «пленэр» – эти слова постоянно звучат во время несмолкаемых споров в кафе Гербуа. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Поймите, я говорю не о бело-розовой грации фарфоровых головок – я говорю о грации, глубоко волнующей и подлинно человечной.
Своеобразие — вот главное пугало. Это уже оргия, непростительное распутство, кровавый призрак, появляющийся порой в добропорядочных семьях и нарушающий мир домашнего очага. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин. «Что касается Мане, то он даже не встал мне навстречу. Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего».
Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. Не сегодня-завтра он будет понят и признан.
Затем она выставляла свои работы каждый год. Моя единственная надежда, что картину не примут. Мане случалось встречаться с семьей Гонсалесов на приемах у Альфреда Стевенса.
Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя». Я, право, нахожу его очаровательным и он нравится мне бесконечно, – добавляет она. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной.
Деньги тают. видит женщину так же, как г-н Мане ее пишет – грязными красками с розовыми румянами». Какое мне дело до философских абстракций. При этом детали исчезли. В сущности — все это только смех, только вздор.
Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. Не пройдет, может быть и недели, как Эдуард Мане будет забыт весельчаками, которые найдут себе очередную забаву. Попугай в картине Женщина с попугаем вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в Олимпии.
Мадам Моризо в восторге. Если бы Мане хотел разжечь ревность Берты, то именно так ему и следовало бы вести себя. В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи. Ей брошена кость.
Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Примирение этих двух людей было действительно полным. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя.
Да и Теодор Дюре полностью отказался от мнения изложенного в брошюре «Французские художники в 1867 году» и опубликовал теперь настоящий дифирамб в честь своего портретиста. Жори прозвал её«школой пленэра». В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).
Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. 208 x 264 см.
Музей Орсэ. Фортуни. И однажды Мане вынужден будет поддаться чарам. Портрет Золя находится сейчас в Лувре (дар мадам Золя в 1918 году). ).
От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Выше: что вы искали. Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему.
– Воздух, земля, все мне нравится мною овладевает искушение появиться тут еще разок на будущий год». Одни ничего не понимают, другие сравнивают. Он занимается любовью, как иные пробуют мороженое. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Тут публика приходит в неистовство.
Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Эта женщина (она была некогда восхитительно хороша и долго ее сопровождал целый хвост обожателей) проявляет большую независимость ума. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.
Полотно ее обезобразило. Послушавшись совета писателя, он включает в число отправленных в Салон 1868 года произведений одно сравнительно старое полотно – «Женщину с попугаем» (Сейчас в Нью-Йоркском Метрополитен-музее. ) – оно было написано двумя годами раньше, позировала для него Викторина Меран. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Я не выдумываю. С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость. Отчасти в силу убеждений, отчасти просто из вежливости, как принято в таких случаях, Берте поторопились сказать, что в «Балконе» Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна».
Мане обескуражен. Только она и привлекает внимание публики в этой работе Мане. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Мане упрекали в подражании испанским мастерам.
9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа.
Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Он хватает кисти и делает несколько мазков. Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка.
Я хочу взять на себя скромную роль этого прохожего по отношению к пугливым зрителям, которые при виде картин Эдуарда Мане шарахаются и становятся на дыбы. Она догадывается – нет, она просто знает, – что он великий художник середины века. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Внезапно Мане уступает желанию покинуть Париж. В «Нана» (1877) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль».
Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане). Это — люди особой породы, каждый из них впишет свое слово в великую повесть, которую создает человечество и которая никогда не будет закончена но их удел, — в свою очередь, сделаться учителями, ограниченными и нетерпимыми эгоистами. Затем она выставляла свои работы каждый год.
Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Автор «Олимпии», ее пресловутого кота, особы с попугаем.
Чтобы выглядеть не просто снисходительным, но и последовательным человеком, он покупает у Мане за 1200 золотых франков «Приветствующего матадора» 1866 года. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек.