Марат Давид
Дело в том, что Давид (это, кстати, фамилия, а не имя, звали его Жак-Луи) и Марат (это тоже фамилия, а не имя звали его Жан-Поль) дружили. Но никаких следов кожного заболевания на картине Давида нет, Марат выглядит сильно моложе и здоровее, чем должен, а нож, который, на самом деле, остался в груди, почему-то лежит на полу. Давид рисовал пропагандистскую картину и одной из его задач было осветлить и увековечить образ Марата, но Давид немного перестарался. В этой статье будет описана к. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид».
Марат не был не привлекательным, не героическим. Картина Давида – очередная мифологема на тему французской революции. Потрясенный этим известием, Давид спешит сделать зарисовку лица покойного и сопровождает ее надписью: «Марату – другу народа». Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Дело в том, что Давид (это, кстати, фамилия, а не имя, звали его Жак-Луи) и Марат (это тоже фамилия, а не имя звали его Жан-Поль) дружили.
А картина Давида просто носила пропагандистский характер и должна была увековечить смерть Марата. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой. Она подписана: «Марату — Давид, год Второй». И Давид нарисовал Марата красивым, хотя тот и до болезни был на любителя, а после – так вообще.
Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. Надпись на деревянной тумбе: MARAT DAVID lan deux – «Марату Давид, второй год» (имеется в виду 1793 год – второй год после установления во Франции республики). Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата.
Неккер, по словам Марата, задумал «ужасное дело – извести голодом и отравить народ, он навсегда навлек на себя проклятие французов и презрение человеческого рода». К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Марат не постеснялся принять Шарлотту, сидя в ванне.
Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности.
Да, Давид действительно был документально точен, вот таким образом на его картине все изображено, как было: и ванна и смертельно раненный Марат и листок в его руке и деревянный чурбан и чернильница и бумаги. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат.
Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона.
Переворот десятого августа 1792 принёс ему власть и влияние. Она в нем говорит, что очень несчастна. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Таким образом, все творчество периода революции художника можно назвать идеалистическим, поскольку прославление политических ценностей и гражданского долга по отношению к своей Родине достигает неимоверных вершин. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам. «Академия наук не прекращала против меня в течение десяти лет недостойных преследований, после того как она убедилась, что мои открытия в области света уничтожали все её вековые исследования и что я вовсе и не думал стать её членом. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. В высших науках о природе или человеческом обществе, утверждает Марат, он дошел до конца. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом.
- Смерть Марата, Жак Луи Давид – описание картины
- «Смерть Марата» – картина гениального Давида
- Сафин – во втором круге турнира в Милане
- Описание картины «Смерть Марата»
- Смерть Марата — история и её художественные воплощения
- Одна смерть, две картины и сто таблеток за 2000 рублей
По словам Марата, сначала против него составился заговор философов: когда его трактат «О человеке» был выслан из Амстердама в Париж, «они почувствовали, какой удар я наношу их принципам и добились того, что книгу задержали в таможне». Давид, посетивший Марата накануне его смерти, а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. Естественно, что мнимый угнетаемый Марат защищается, то есть нападает. Убийство произошло 13 июля 1793 года. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента.
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». При свечах художник быстро делал наброски. В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами.
- «Смерть Марата» картина, Жак-Луи Давид
- Несколько слов о художественной манере живописца
- Кровавая Великая французская революция
- «Смерть Марата» : описание картины
Оно голодало. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами). Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Было страшно хоть на миг прервать работу. Я понимаю коечто в военном искусстве и я мог бы без самохвальства отвечать за успех». В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи.
Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр).
Ее взяли на месте преступления. Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ). С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Естественно вот таким образом, что Марата преследуют, что он должен бежать и жить по месяцам подобно летучей мыши «в погребе, в подземелья и в темном тайнике». Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
- Последние выборы Грузии: 25 кандидатов на место президента
- Трампу не позволят экономить на союзниках
- Грузия сменит посла в США после скандала
- : Грузию и Западную Европу беспокоит соглашение Москвы с Цхинвали
- Грузия требует созыва заседания СБ ООН по поводу договора России и Абхазии
Это такая своеобразная эпитафия. Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. «Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма популярность его выразилась и во многих подделках под него. Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. В случае необходимости он может быть генералом и притом победоносным.
В самом Конвенте не было единства. Шум спорящих голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат.
- После обработки 100 бюллетеней Маргвелашвили побеждает на выборах президента Грузии
- Инаугурация президента Грузии пройдет 17 ноября
- Лавров поздравил грузинский народ с честными выборами
- Маргвелашвили набирает 62 на выборах президента Грузии по данным с 70 участков
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Он великий политический врач. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.
Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными». 165 x 128 см.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Смерть Марата (История картины)
- Смерть Марата — Википедия (с комментариями)
- » Правда жизни и правда искусства на примере картины Смерть Марата
- Марат Жан-Поль – Русская историческая библиотека
- Общееколичествопросмотровстраницы
К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Экономические и политические причины привели к взятию Бастилии в 1789 году, суду над королем в 1792-1793 годах, после учреждения Национального Конвента. Марат приказал впустить посетительницу. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
Общество должно позаботиться об их пище, о помещении и одежде, оно должно дать им возможность лечиться в случае нездоровья, старости и воспитать своих детей. Марат был тяжело болен, но даже больным продолжал выпускать газету. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц.
Это – честолюбивый бред, хорошо известный в домах для сумасшедших. Ассигнация лежит тут же рядом. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Конвент устроил Марату пышные похороны: погребальную процессию сопровождали девушки с цветами и дети с факелами. Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». Им было доверено 12. 000 франков для изыскания средства управления воздушными шарами, «а они поделили их между собой и промотали их в Рапе, в Опере и у девок». Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц.
Картина даже не была никем заказана. Одно время ему пришлось скрываться в подвалах. Если вы неспособны меня понимать, тем хуже для вас». Для того же, чтобы она хорошо действовала, он сам должен ее применить. «Если бы я был народным трибуном и меня поддерживало несколько тысяч решительных людей, я ручаюсь за то, что через шесть недель конституция была бы совершенна, что политическая машина работала бы вполне исправно, что нация была бы свободна и счастлива, что менее чем через год страна была бы в цветущем состоянии и внушала бы уважение своим врагам и что все это было бы до тех пор, пока бы я был в живых». Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. В 1773 году Марат издал книгу: «О человеке или принципы влияния души на тело и тела на душу», вовлекшую его в полемику с Вольтером, а затем – революционную брошюру «Цепи рабства».
Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Все они мошенники: «Я, – заявляет Марат, – мог бы привести сто случаев подлости господ академиков Парижа, сто растрат доверенных сумм».
Композиция проста и смела. Когда шесть недель спустя общественный нарыв становится гораздо больше, число возрастает соответственно, теперь Марат уже требует 270. 000 голов, все из человечности, «чтобы обеспечить общественное спокойствие», при том условии, чтобы лично ему, Марату, поручить произвести эту операцию, одну только эту операцию, в качестве мстителя. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Он отказывается от каких бы то ни было аллегорических атрибутов и не стремится скрыть убожество окружающей обстановки, скорее наоборот, подчеркивает скромный быт больного человека, которого смерть застигла в такой неожиданный момент. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала.
Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.
На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика. Художник рисовал для себя. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Марата, члена Конвента Лепелетье де Сен-Фаржо и юного героя Барру он изобразил так как в средневековье изображали святых: «с их атрибутами и орудиями истязания» (Розенталь).
Я жду вашего ответа». Через несколько минут раздался крик. Точным глазомером хирурга Марат определяет размеры зла. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам – Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц.
Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Франция. Он получил от Конвента звание «художник революции», был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению и впоследствии стал членом комиссии по делам искусств. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости».
Давид был также активным участником революционных событий. «Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер В революционные годы Давид создает ряд замечательных портретов, в которых хочет как бы рассказать о своих раздумьях и думах своих современников. Марат «слышит», «как двадцать миллионов кричат в один голос: Если черные и пораженные гангреной министерские приверженцы будут настолько дерзки, что проведут проект роспуска и воссоздания армии, постройте, граждане, восемьсот виселиц в Тюильрийском саду и повесьте на них всех изменников, с гнусным Рикети, графом Мирабо во главе и устройте в середине бассейна громадный костер, чтобы сжечь на нем министров и их сообщников». Его сильно потрясла смерть Марата. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.
Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели» Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти: сохранено ощущение, что Марат вот только что погиб, только что завершилась непоправимая горчайшая несправедливость, еще не разжалась рука, держащая перо и на лице не разгладилась страдальческая складка, а вместе с тем картина звучит как реквием и фигура убитого – как памятник ему. Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру.
15 ноября 1791 года Марат утверждает, что скопище эмигрантов заключает в себе «не менее 120. 000 бывших дворян и партизан и дисциплинированных солдат, не считая сил немецких князей, которые должны присоединиться, к ним». Какая нелепость хвалить отвагу и бескорыстие Лафайета. Картина лаконична. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия».
Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас "Смерть Марата" находится в Брюссельском музее. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане.
Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. «Патриотическая контрибуция, – говорит он, – должна дать 4860 миллионов и, может быть, вдвое больше с этой суммой Неккер может вооружить 500000 человек и он рассчитывает на это, чтобы подчинить себе Францию». Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев).
В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм.
В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. Исходя из «физической необходимости прав человека», Марат приходит к заключению, «что общество должно обеспечить поддержку тем из своих членов, которые не имеют никакой собственности и которые едва могут удовлетворить свои потребности трудом. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. В холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души.
Наполеон понимал важность пропаганды, а Давид мог воплотить хорошую пропаганду. Если существуют неудачи, то только потому, что не слушались советов Марата. Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие». Эти Две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж).
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события несчастными). А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью.
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Трижды под предлогом, что хочет предупредить о готовящемся заговоре, она пыталась проникнуть к Марату. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции».
Он – Ньютон и даже больше того. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. – Ваша месть должна быть обдуманна.
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Классицизм.
Он делает предсказания и притом абсолютно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами». Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. Воевать на стороне Наполеона ради имперской цели отказался генерал Тадеуш Костюшко и др. ). Ее казнили. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Из них трех Марат чудовищнее всех. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Если он отправился в Америку то только из чувства неудовлетворенной любви, только потому, что его отвергла какаято Мессалина и кроме того, он – вор.
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. По мысли Марата, при первом пушечном выстреле на границе, «нужно, чтобы народ закрыл ворота всех городов и чтобы он тотчас же освободился от всех мятежных священников, антиреволюционных чиновников, заведомых махинаторов и их сообщников». Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). И Давид, потрясенный трагической гибелью высоко ценимого им Марата изобразил сцену его смерти, бережно сохранив черты документальной достоверности. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками.
Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Для обеспечения своего счастья он имеет право решаться на все». Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. Он велел пустить к нему составительницу письма.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. В картине «Переход Бонапарта черезперевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художникизобразил своего нового героявозвращающимся из победоносногопохода в Италию. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны.
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Ее взяли на месте преступления. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Никогда человек не имел и не сохранял столь высокого представления о самом себе. Ассигнация лежит тут же рядом. Женщина вернулась во второй раз уже к вечеру. 1793 г. Париж, Национальная библиотека илл. Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы.
Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Ее не пустили к Марату, так как он чувствовал себя в этот день особенно плохо. Но казнь короля не привела к достатку населения. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ".
Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Он работал над ней и ночью, при свечах, а засыпая, видел ее во сне. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Ее отправили на гильотину. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали. Повторяю еще раз, что другого средства кроме народной расправы не существует».
Несмотря на протесты Дантона, Марата 14 апреля 1793 привлекли к суду за проповедь роспуска собрания и призывы к убийству и грабежам. Художник рисовал для себя. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Наконец против Марата якобы возник заговор академиков.
Одержимый тон газеты вызвал против Марата преследования. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Марат полагает, что он сделал в физике бессмертные открытия: «Они произведут полный переворот в оптике.
Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». По словам Марата, достаточно будет ему только видеть два раза, каким образом сражаются вандейцы, чтобы найти средство кончить войну «после первой же схватки». Марат страдал от болезни кожи, через которую вынужден был принимать медицинские ванны. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность.
Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. (Jean-Paul Marat, 1744-1793) — французский революционер родился в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «Они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». В течение тридцати лет Марат блуждал по Европе или прозябал в Париже. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента.
«Смерть Марата» — посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.
А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки. В 1779–1787 Марат был врачом графа Артуа. Это такая своеобразная эпитафия. Как только художник узнал об убийстве, он сразу кинулся на улицу Кордильеров, на которой жил Марат. «Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика.
До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток. 13 июля 1793 дворянка-жирондистка Шарлотта Кордэ (принадлежавшая к роду потомков великого драматурга Корнеля) пришла в дом Марата якобы с целью сообщить ему список «врагов народа».
Давид хотел показать революционный порыв народа. Убийство произошло 13 июля 1793 года. Никогда рассудительное безумие не проявлялось более резко. На полу нож. Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск.
На темном фоне стены пучком света выделено упавшее на бортик ванны светлое с кровавой раной тело революционера и белые простыни. 165 x 128 см. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Ее отправили на гильотину. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности.
Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Нормандская аристократка, правнучка знаменитого драматурга Пьера Корнеля, Шарлотта Корде решилась на политическое убийство в надежде остановить волну республиканского террора, залившего кровью страну.
Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ» Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). «Нам нужна не отставка министров, нам нужны их головы, головы всех сторонников министерства в Собрании, головы вашего мэра, вашего генерала, почти всего генерального штаба, большей части муниципальных советников, главных агентов исполнительной власти в королевстве». Я открыл его и указал на его роль, так что теперь никаких сомнений быть не может».
Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями.
До меня настоящие, первоначальные цвета были неизвестны». Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. «Душа и тело, – пишет там Марат, – являются различными субстанциями, не имеющими между собою никакой необходимой связи и соединенными между собою одним только нервным током».
После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Брюссель. Она не отпиралась на суде.
Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Ее казнили. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Оно голодало.
Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу. Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде.
Но после термидорианског о переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». 4 В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр).
На нем император изображен у стола, на котором размещены бумаги государственного значения. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Картина даже не была никем заказана.
Привратнице она сказала, что она пришла по важному и срочному делу. На полотне художник изображает героя, абсолютно следуя реальным обстоятельствам убийства. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Я жду Вашего совета». Марат был уже мертв: Шарлотта Корде вонзила нож в его тело.
Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.
Высказываясь в духе просветителей о правах низших классов, Марат в том числе проводит и мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. В 1780 он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства». Картина поглощала все время Давида, свободное от дел.
Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам» В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Она ненавидела его за это.
Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Спокойствие разлито по всему пейзажу. В 1806 г. Энгр наконецсмог отправиться в Италию.
Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Шарлотта была сторонницей демократии, политика насилия, зверских убийств, проводимых Маратом, противоречили ее убеждениям. Картина лаконична. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Привратница не захотела ее впустить, но незнакомка настаивала.
В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. – вопрошает Марат. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя» Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). И художник принял оба предложения.
Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Так происходили похороны. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста.
13 июля 1793 года был предательски убит Марат. Вторая рука лежит на доске. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи Луи Филиппа (1830—1848). Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. 5 Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля).
«Декарт, Гельвеций, Галлер, Лекст, Юм, Вольтер, Бонне, делали из этого непроницаемый секрет, тайну». Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Ее взяли на месте преступления. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.
Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Со времени взятия Бастилии, «растраты одного только муниципалитета превышают 200 миллионов, считают, что Байи положил себе в карман более двух миллионов, а то, что в течение двух лет положил себе в карман Лафайет, не поддается учету». – «К чему полумеры. В конце 1791 Марат переселился в Лондон, где стал писать книгу: «Школа гражданина», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за свою газету. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его.
«смерть Марата» (фр. Ассигнация лежит тут же рядом. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Королевский музей изящных искусств. Это такая своеобразная эпитафия.
Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. В вытянутой руке письмо, которое помогло убийце проникнуть к Марату: «13 июля 1793 года.
Если бы Друг народа Марат мог найти две тысячи решительных людей, «он для спасения родины вырвал бы сердце у дьявольского Мотье, окруженного своими батальонами, он сжег бы в его дворце монарха и его клевретов, он умертвил бы депутатов в зале заседаний и их тела были бы погребены под пылающими развалинами их вертепа». Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Так происходили похороны.
Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. Это была Шарлотта Корде. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью.
Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны.
Она в нем говорит, что очень несчастна. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Но казнь короля не привела к достатку населения.
Особо следует сказать о живописном строе картины. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. «Оптика» Марата – полное отрицание великой истины найденной Ньютоном столетие назад и проверенной столетием опытов и вычислений.
Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. 13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде. В портрете Марата, потрясающем по силе воздействия и необычайно емком по содержанию, художник отобразил не только воспоминание, о котором говорилось выше, но и трагическую развязку жизненного пути «друга народа». Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах.
На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Вторая рука лежит на доске. Холст, масло.
Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. Отсюда вполне ясны последствия. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Его сильно потрясла смерть Марата. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате.
Раз он даже бежал в Англию — но эти гонения лишь сделали его ещё свирепее: он стал говорить о необходимости обновления общества казнями тысяч и сотен тысяч изменников. Картина «Убитый Лепелетье» не сохранилась, она известна лишь по гравюре Тардьё и рисунку Ф. Девожа. Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Ее казнили.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. 13 июля 1793 г., спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1 743—1 793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. Интересна история создания этой картиныДавид и Марат в своё время были дружны И едва разнеслась весть об убийстве великого революционера, Давид бросился на улицу Кордельеров, где жил Марат, чтобы запечатлеть черты погибшего.
Зияющая рапа на теле и залитая кровью ткань простыни. Лаплас и Монж, простые автоматы, являются только счетными машинами Лавуазье, «мнимый автор всех наделавших шуму изобретении, не имеет ни одной оригинальной мысли», он грабит других, не понимая их и «меняет системы как рубашки». Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. На ванне лежала доска, которая служила ему столом.
При свечах художник быстро делал наброски. Она не отпиралась на суде. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями».
Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. 13 июля 1792 года к нему пришла неизвестная женщина. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». Те, у которых имеется излишек, – возглашает Марат, – должны удовлетворять потребности чувствующих нужду в самом необходимом».
Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ».
В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Ассигнация лежит тут же рядом. Пока Марат записывал имена вымышленных «заговорщиков против республики», обещая вскоре отправить их всех на гильотину, Корде нанесла ему смертельный удар кинжалом. С такими чувствами видел Давид смерть Марата.
Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями. Брюссель. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. Картина лаконична.
Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного. Имя Жана Луи Давида неразрывно граничит с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. По мнению Марата, ученые, не пожелавшие восхищаться им – дураки, шарлатаны и плагиаторы. Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна.
С физической стороны он недоносок, а с нравственной, человек претендующий играть выдающуюся роль. Художник рисовал для себя. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом.
В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Никогда человек после такой разнообразной культуры не имел столь неисцелимо ложного ума. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор.
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. В самом начале достаточно было незначительного количества жизней, «нужно было отрубить 500 голов после взятия Бастилии и тогда все было бы хорошо». После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. В самом Конвенте не было единства.
Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата.
Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. «Я полагаю, что исчерпал почти все комбинации человеческого ума по вопросам морали, философии и политики». И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.
Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу).
Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.
Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Я жду вашего ответа». Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Композиция проста и смела. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала.
Лаконичная надпись — «Марату Давид. Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания.
Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат. В самом Конвенте не было единства. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). В момент, когда Марат начал писать имена заговорщиков, Шарлотта Корде вонзила нож в грудь Марата.
Это «документальное»воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам:на самом деле Корде проникла к нему подпредлогом доноса. Но это не единственный смысловой пласт картины. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал там, так как вода несколько смягчала боль. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки.
Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Байи тоже вор, а Малуэ – паяц. Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями.