Марк Шагал Над Городом

Они летят над Витебском, родным городом Марка Шагала.

История одного шедевра: «Над городом» Шагала

Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. На этой почве Шагал рассорились с Пикассо.

В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Когда знаменитый мастер объявил о своем намерении отправиться работать в Париж, Марк тоже задумался о поездке в столицу мирового искусства. Решено.

Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». Он снова оказался не у дел и без средств к существованию. «Сней должен быть я— вдруг озаряет меня. Уже в середине 20-го века авторитет Шагала художника и графика получил мировое признание.

И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно.

Набледном лице сияют глаза. «Прогулка» написана, когда молодые сочетались законным браком, семью пополнила дочь Ида. Между тем дома талант Марка не признавали и использовали его законченные произведения исключительно в качестве половиков. Сорок лет Белла была рядом с Шагалом. – я тоже. Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).

Над городом, Марк 
Захарович Шагал

Над городом, Марк Захарович Шагал

Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). Несчастный вдовец забыл о желании вернуться в Париж, страдал приступами депрессии и меланхолии.

В 1909, возможно, на одной из этих улочек, натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой. Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Прогремел художник уже после возвращения на родину. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Удивительное действие, происходящее в реальной комнате, сообщает зрителям о том, что любовь с ее опьяняющими полетами — действительность, а не иллюзия или вымысел.

Описание картины 
Марка Шагала «Над 
городом»

Описание картины Марка Шагала «Над городом»

Лиризм в произведении соседствует с юмористическими размышлениями о взаимонепонимании полов даже в таком, казалось бы, замкнутом мире. На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Но здесь жила Белла. Выражение лиц выдаёт счастье, полную безмятежность, радость преодоления земной гравитации.

В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. Радость встречи двух начал: мужчины и женщины, Бога и человека, всегда является важнейшим этапом в жизни. Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава.

История одного шедевра: 
Над городом Шагала

История одного шедевра: Над городом Шагала

В одном его крыле отсчитывают неумолимый бег времени старинные часы, а в другом проявляется образ Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились.

В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья изящные туфельки и влюбленные глаза. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». Тот заказал Шагалу два мозаичных панно, в которых бы отразились возвышенные музыкальные образы театрального искусства.

А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». На бледном лице сияют глаза. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».

Описание картины 
«Надгородом», МаркШагал

Описание картины «Надгородом», МаркШагал

Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника.

Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Она молчит, я тоже. Белла — главная женщина жизненного пути творца. На левой руке художника семь пальцев. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит.

Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. — В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной.

Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе.

История одного шедевра: 
«Над городом» Марка 
Шагала

История одного шедевра: «Над городом» Марка Шагала

Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления.

Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Фигуры людей показаны намного большими, чем город и дома, так автор показывает величие духовности.

Описание картины 
«Над городом» Марка 
Шагала

Описание картины «Над городом» Марка Шагала

Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства.

Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Большие, выпуклые, чёрные. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Это мои глаза, моя душа.

Заняв пост директора, Шагал попросил своего бывшего педагога из студии Званцевой Мстислава Добужинского стать художественным руководителем. Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк).

Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже.

Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. Оказалось, только что на свет появился его младший брат.

Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. А она сама хранила спокойствие. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка.

А первого учителя, Иегуду Пэна, назначил руководителем одной из живописных мастерских школы. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Он рассчитывал провести дома всего несколько дней, а был вынужден остаться на долгих восемь лет. Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте.

Нонетут-то было. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях. Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Далее — Эфрос, несущий на руках самого Шагала, а тот в свою очередь протягивает палитру застывшему в балетном па Грановскому.

95 лет назад Марк 
Шагал завершил картину 
Над городом

95 лет назад Марк Шагал завершил картину Над городом

Конечно, первое, что приходит вголову при взгляде наполотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев ивозносит ихнад повседневностью (представленной ввиде городского пейзажа скозой имужиком соспущенными штанами). Нополет— это итечение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. После смерти возлюбленной, встречая иных женщин, художник неизменно рисовал для неё. Как грача или журавля осенью. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.

Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе.

Её звали Белла Розенфельд. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. — я тоже. Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.

Марк Шагал – Над 
городом/ описание 
картины на английском

Марк Шагал – Над городом/ описание картины на английском языке

В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). А еще «Прогулка» стала частью триптиха. Его пригласил во Францию давний друг, поэт Блэз Сандрар и предложил заняться иллюстрированием книг. И я понял: это моя жена. Можешь не рассчитывать».

В своей книге «Моя жизнь» художник писал: «Вся в черном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. Каждая из них населена людьми, животными или растениями, которые окрашены в яркие естественные цвета, в чем явственно видно смысловое значение. Большие, выпуклые, чёрные. В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения.

Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. Она смотрит— о, её глаза.

В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.

Она молчит, я тоже. Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.

И всё же сюжеты его картин не изменились. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.

«Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск. Кмоменту завершения «Над городом» они уже были супругами иродителями.

Марк Шагал, летящие 
над городом

Марк Шагал, летящие над городом

Это и Витебск и Париж одновременно. Ползал и подбирал. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Она молчит, ятоже.

В нем, помимо центральной фигуры распятого Иисуса Христа, держащего свиток изображен ангел с трубой и свечой, который пролетает над картиной страшных бедствий, постигших людей во время войны. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью.

На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Что скрывается заромантическим образом, рассказывает Снежана Петрова. «Над городом» Марка Шагала (1918)СюжетМарк иБелла летят над Витебском. Это ивоспоминания, мечты, вкоторые погружены Макс иБелла. Олюбви немало песен сложено, даикартин написано предостаточно. Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России.

  • 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
  • Народныя навны ВцебскаНародные новости Витебска
  • Другие картины Марка Захаровича Шагала
  • Священник, уволенный за пост про московского патриарха: «Молчать я не собираюсь»
  • Похороните меня с моим смартфоном
  • Парижские картины на ночных рубашках

Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. Родила ему дочь. Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой.

Она была студенткой женских курсов Горье и собиралась заняться актерским мастерством у Константина Станиславского. Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.

Как такового повествования в картине нет. Известен и Шагал – иллюстратор. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд.

К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. Это инекий фон, накотором ярче выступают тезисы отом, что самые главные вещи— невещи. Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве.

Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Это мои глаза, моя душа». Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы).

  • Шагал — основатель Витебского художественного училища
  • Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена
  • Монументальное искусство Марка Шагала
  • Последние записи в блокнотах тайников
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • «Почему корова зеленая, а лошадь летает»
  • Ирина Стрельникова СовсемДругойГород

Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН). Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь».

Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Не случайно на картине так много церковных образов. Ияпонял: это моя жена. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).

10 шикарных картин 
Марка Шагала изучив 
которые, вы станете

Благодаря знакомству с Луначарским мастер и его семья получили советские паспорта и разрешение на выезд из страны. Казалосьбы, еще одну— полотно «Над городом»— нам представляет Марк Шагал, художник стонкой душевной организацией, преданностью первой жене инежным взглядом намир. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Графин, бокал вина, узорчатая скатерть подчёркивают праздничное настроение. Онизображает нелюдей, аихдуши, непредметы, аихсуть.

Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Там его окружали, восновном, поэты-символисты. Так, художник создал очень выразительные иллюстрации для книги «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и для книги «Басни» Жана де Лафонтена.

Столица империи представлялась ему землей обетованной. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость.

Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. Большие, выпуклые, чёрные.

Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. На бледном лице сияют глаза.

В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии.

Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». Это иметафора жизни, происходящих событий. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела».

Настиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые онпровел вПариже доПервой мировой войны. На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет». В тот день, когда у Шагалов появился первенец, в Лиозно случился пожар и мужчины отчаянно спасали мать Марка — Фейгэ-Итэ.

Для начала перестал рисовать раввинов. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах.

Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал вкниге «Моя жизнь». А поскольку одна из важнейших характеристик художественного символа – многозначность, каждый, кто всматривается в картины этого великого авангардиста, волен давать свою собственную интерпретацию увиденному. Большие, выпуклые, чёрные. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.

Надо ему кого-то подыскать». Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. И между молодыми людьми, встретившимися после долгой разлуки, с новой силой вспыхнули былые чувства.

Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета.

«Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. В конце августа 1944 Марк Захарович с семьей задумал отплыть в освобожденную от оккупации Францию. Оказавшись изолированным от богемной жизни Парижа с его обязательным эпатажем и бурным общением творческих людей, художник словно окунулся в собственное прошлое. «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок).

Она смотрит— о, еёглаза. —ятоже. Сам знаешь. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью.

Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516. Это Божий мир. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. Познакомились они в1909 году. Это иларец воспоминаний одетстве, юности ивзрослых годах (ведь Витебск— родной Шагалу город, куда оннеоднократно возвращался). Но запомни: денег у меня больше нет.

Но он вернется», — объясняла она. Образы и объекты на холсте не детализированы. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.

Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Финансово обеспеченная девушка полюбила обычного парня, выступила музой. Взависимости оттрактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни.

Жена была его музой. Художник необычайно счастлив история взаимной любви представлена картиной. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование.

Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж.

И я понял: это моя жена. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи. Там он проучился 2 месяца.

Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы. Долго заниматься в мастерской художника-педагога Шагал не мог: нужно было помогать родителям, зарабатывать на жизнь, вот таким образом вскоре он устроился ретушером к местному фотографу. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.

«Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством). «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья».

Вспомните еврейское кладбище Шагала двадцатилетней давности и сравните, насколько трагичнее выглядит это полотно. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.

И художник подчинился. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма.

Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали.

Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Ее целует возлюбленный, который в порыве чувств отрывается от земли и взлетает, увлекая за собой свою вторую половину.

У художника появились последователи. Прогремел художник уже после возвращения народину. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.

Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве. За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены.

«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными.

Однако уже вскоре Марк решил вернуться в Петербург и этому немало способствовало его неизменное желание профессионально заниматься живописью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Образы иобъекты нахолсте недетализированы. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.

Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу.

Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. Узорчатое покрывало на постели, вышитый ковер на стене, яркий красной пол, а в центре — молодая женщина в струящемся темном платье и с букетиком цветов в руках.

Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение. Я не закончил ни одной картины и ни одной гравюры, не спросив у нее: да или нет». В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. Композиция произведения условно поделена на две части. Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра.

Это всё, что я могу наскрести. Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.

Для него это был практически солнечный удар, еслибы определение придумывал Бунин. Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» вМоскве, где онпоказал 25 произведений из«Витебской серии». Роль супруги мастера невозможно переоценить. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня.

Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех.

Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». Высылать ничего не буду.

У него был один брат и пять сестёр14. Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Но идиллия продолжалась недолго. Шагал даже издавал декреты. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг.

Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Беларуси, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Белла отвечала ему взаимностью сразу.

Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. Однако страшные образы Советской России не покидали художника.

В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку.

Так во всяком случае считали его друзья. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством.

Это игород как таковой, сего суетой иповседневными заботами. Даже в преклонные годы художник постоянно работал. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.

А ещё Белла была одухотворенной и воздушной.